А
-
Б
-
В
-
Г
-
Д
-
Е
-
Ж
-
З
-
И
-
К
-
Л
-
М
-
Н
-
О
-
П
-
Р
-
С
-
Т
-
У
-
Ф
-
Х
-
Ц
-
Ч
-
Ш
-
Щ
-
Э
-
Ю
-
Я
Скарабевский Лев Николаевич
РНВМУ 1950 г.в.
Рижское Нахимовское военно-морское училище. Сборник материалов о встрече выпускников по случаю 60-летия основания училища. 3 декабря 2005 г. Составители: Г.Г. Лойкканен, М.Д. Агронский. СПб.: "НПП "Система", 2006.
«В БОЛЬШОЕ ПЛАВАНЬЕ»
С. Банк «Советская молодежь» 23 июля 1950 г.
Закончилось детство. Получен аттестат зрелости. И на погонах вместо вензеля «Н» золотой якорек курсанта высшего военно-морского училища. ...Быстро пролетели годы. Позади остались месяцы учебы, веселые комсомольские вечера. Год назад состоялся первый выпуск. И старшие ребята на выпускном балу говорили им: «Вы теперь старшая рота. Смотрите не подкачайте. На все воспитанники будут равняться»... Скоро и они будут также прощаться, когда, вернувшись с плаванья, придут на выпускной бал вчерашние нахимовцы, сегодняшние курсанты высшего военно-морского училища. И уж, конечно, самое яркое, самое незабываемое в их юной жизни - это московские парады. К ним начинают готовиться задолго до срока. Отрабатывали строевой шаг, подтягивались в учебе, дисциплине. В Москве подготовка к параду сочеталась с учебой. Отставать нельзя. И вот по Красной площади мимо мавзолея, мимо трибуны, чеканя шаг, идут рижские нахимовцы. Равнение на трибуну. А глаза ищут самого родного и близкого человека. Он стоит чуть улыбаясь и приветствует проходящие колонны. Он, должно быть, думает: «Хорошая смена растет». И каждому из сотен нахимовцев кажется, что И.В. Сталин смотрит именно на него и улыбается ему. А после парада начальник училища говорит: - Хорошо прошли. Не подвели, молодцы, воспитанники! Разве забудешь такое... Мальчики росли и воспитывались в закрытом учебном заведении со строгой дисциплиной, твердым распорядком дня. Но они не были оторваны, изолированы от жизни страны, республики. Родина щедрой рукой предоставила им все: высокие залы музеев, чудесные симфонии, умные и увлекательные книги. За пять лет пребывания в училище юноши получили законченное среднее образование, сдали экзамены на аттестат зрелости, приобрели военно-морские навыки. Они узнали цену дружбы, научились преодолевать трудности, воспитали в себе высокое и ясное чувство патриотизма, гордости за свою Родину и за свой флот. ...Сданы выпускные экзамены. Все воспитанники получили аттестат зрелости. А двое закончили десятилетку с медалями: Георгий Московский - с золотой и Виктор Светлаев - с серебряной. Осенью начнется учеба в Ленинградском высшем военно-морском училище. А перед отпуском и началом занятий выпускники отправились в первый двухнедельный рейс на учебной парусной шхуне училища «Лавена». Красивое судно «Лавена». Три высоких стройных мачты чуть накренены к корме. Убраны многочисленные паруса... Выпускни¬ки собрались на баке. Это уже взрослые, крепкие и подтянутые юноши, навсегда связавшие свою судьбу с морем; отцы многих из них были офицерами флота, пали в боях за Родину. Сыновья тоже станут офицерами. Борис Макшанчиков - сын инженер-капитана 3 ранга, Юрий Вояковский - сын старшины 1 статьи, Евгений Александров - сын подводника, капитана 3 ранга. Родина позаботилась о них, воспитала, поставила на ноги. Пять лет назад нынешние выпускники пришли в Нахимовское училище ребятами пионерского возраста. Они покидают училище комсомольцами. У них разные вкусы и склонности. Юрий Гузеев -страстный спортсмен. Он чемпион республики по гимнастике среди юношей. Константин Согомонян и Владимир Мациевский -гимнасты второго разряда. Владимир Тужилкин увлекается парусным спортом. Он чемпион училища по парусу. Эдуард Назаров -страстный зоолог. Лев Скарабевский и Александр Шауров все свободное время отдают живописи. Лев Скарабевский написал картину «Штурм Зимнего дворца». Борис Макшанчиков, Рувим Друскин и Геннадий Петров - способные музыканты. Евгений Александров пишет стихи. А Евгений Кулаков - неутомимый центр нападения, его страсть - футбол. Но всех их объединяет одно - любовь к морю, горячее и определившееся желание стать хорошими морскими офицерами. Офицер советского Военно-Морского Флота. Он должен быть разносторонне образованным, культурным. Любить и понимать музыку, стихи, живопись. Увлекаться спортом, чувствовать всю прелесть чеканных пушкинских строф и гениальных мелодий Чайковского... В учебное практическое плавание с воспитанниками пошел командир роты - офицер Валентин Федорович Сиротин. Он хорошо помнит, как они пришли в училище - слишком робкие или чересчур развязные. На его глазах и во многом благодаря ему, они становились все более дисциплинированными, грамотными, умелыми. И вот позади училище. А теперь первое учебное плавание. Ночные вахты. Постановка парусов. Может быть и шторм. Прекрасная морская романтика. Незаметно прошли пять лет жизни в Нахимовском. Надеты курсантские ленточки на бескозырки, пришиты погоны с золотым якорьком. Пройдет еще несколько лет. Молодые офицеры наденут первые лейтенантские золотые погоны с черным просветом, пришьют на рукав кителя первые офицерские нашивки, отправятся в большое плавание. Но юность, замечательная юность в Рижском Нахимовском, не забудется никогда.
6 марта, накануне женского дня, девочки – наши партнёрши по танцам в клубе и в других увеселительных учреждениях – приняли активное участие в нашей художественной самодеятельности, являвшейся частью 5-й олимпиады ВМУЗов. В основном это девочки из 10-й 40-й рижских школ. Хочу привести их имена, не только потому, что все они были поощрены, скорее потому, чтобы вы вспомнили своих подруг в их девичестве. Это Сударикова Диана, Чернова Аида, Шейнина Алиса, Короткова Алла, Верховская Сима, Израиль Мари, Сигова Римма, Чуркова Инесса, Швилье Маргарита, Кулич Элеонора, Сахновская Люда и Сахновская Алла. Какие имена! Нынче такие не дают. Напомню вам и активистов художественных самодеятельностей и их парней, потому как, наверное, многие позабыли о своих художественных и творческих возможностях в прошлом. Это Александров, Жуков, Куренков, Серогодский, Скоробеевский, Кашкин, Назаров, Макшанчиков, Курогин, Рябов, Мациевский, Задорин, Ломоносов, Ершов, Шауров, Касоткин, Григорьев, Лабутин, Куликов, Бабин, Иванов В., Лебедев, Гузев, Друскин.
Ещё немного статистики. Итак, из 81-го выпускника 1950 года на сегодня 29 человек проживают в Ленинграде и его окрестностях: 9 человек как бы без вести пропавшие, у нас нет никаких данных об их месте проживания, верим, что все они живы, но по тем или иным причинам не дают о себе знать, это: 9. Скоробеевский
Если у кого-либо из Вас есть какие-нибудь сведения об этих ребятах, сообщите Серёже Куликову или Вите Куренкову.
Почти тридцать лет собирал фотографии судов Северного морского пароходства северодвинец Сергей Спирихин А прошлой неделе он представил на суд общественности плоды долголетних поисков. В Архангельской областной научной библиотеке им. Добролюбова состоялась презентация альбома-справочника «Суда Северного морского пароходства и полярной гидрографии», автором-составителем которого стал научный сотрудник музея Севмашпредприятия Сергей Спирихин.
- А началось все с отца, Александра Михайловича, который работал радистом в Нарьян-Марском морском порту и не выпускал из рук фотоаппарата. Глядя на него, и я пристрастился, - вспоминает Сергей Александрович, - а так как жили мы рядом с портом, то и первые пробы делал с причала, снимая приходящие на рейд суда. Летом солнце почти не заходит, фотографировал чуть ли не круглые сутки. В 60-е годы Спирихин перебрался в Северодвинск и почти тридцать лет строил подводные лодки. Хобби не бросил. География поиска старых фотографий расширялась. Скажем, за снимком легендарного парохода «Смидович» пришлось слетать в Одессу к родственникам одного из членов экипажа этого судна. К концу 80-х годов фотографий накопилось изрядное количество, захотелось представить их более широкому кругу людей. Счастливый случай свел с редактором газеты «Моряк Севера» Татьяной Шаховой, которая предложила публиковать снимки в «Вахтенном журнале» под рубрикой «Суда Северного морского пароходства». В течение 12 лет печатались фотографии, сделанные его отцом, им самим и сыном Александром, которому довелось ходить на судах СМП.
- Потом, - продолжает Спирихин, - созрела идея объединить их, выпустить отдельным альбомом-справочником. И вот мечта реализована. Я счастлив! В 300-страничном сборнике размещено порядка 500 фотографий судов транспортного, технического, пассажирского флотов, начиная с 1922 года, полярной гидрографии - с 1933 года и до наших дней. Книга прекрасно оформлена - имеет кожаный переплет с позолотой и знаком Северного морского пароходства на обложке. Вот несколько мнений об издании. Помощник генерального директора ОАО «Северное морское пароходство» Лев Скарабевский: «Очень ценный альбом, отражающий все этапы становления и развития нашего предприятия. Эти снимки могут прекрасно проиллюстрировать книгу о пароходстве, если кто-нибудь возьмется ее написать». Капитан Юрий Копылов: «Раздел о полярной гидрографии - это замечательный подарок нашему коллективу, который скоро отметит 70-летие. Перелистывая книгу, словно перечитываешь заново свою жизнь». Знаток флотского дела, известный поморский историк Геннадий Попов: «Судам Северного морского пароходства выпала особая миссия: Карские хлебные экспедиции, зверобойные промыслы, первые рейсы в европейские страны, освоение Северного морского пути, доставка грузов на полярные станции и зимовья, огненные рейсы в годы Великой Отечественной войны. Транспортов, выполнявших героическую работу, уже нет в рабочем строю, но они запечатлены для истории. И это очень важно».
Игры-забавы, экскурсии, видеопрограммы на морские темы подготовили сотрудники Северного морского музея для школьников. Юным гостям поведают о тысячелетней истории северного мореплавания, о героях Арктики, полярных исследователях и знаменитых кораблях Севера. Открывается новая выставка "Погибший без вести". Ее экспонатами стали материалы, посвященные судьбе участника Северных конвоев Николая Адаева. Их передал в дар музею член Союза журналистов Лев Скарабевский. А 19 марта, в День подводника открылась выставка "Подводный флот России"...
20 сентября 1944 года в лагере смерти Штутгофф был кремирован арестованный накануне гестапо и доставленный из лагеря Эльбинг за участие в движении Сопротивления Николай Адаев - первый редактор газеты "Моряк Севера", нашей газеты (карточка военнопленного N 33307).
К сожалению, "Моряк Севера" не только в Германии, но и в Ленинграде тогда не читали, и для всех участников названной конференции примерно за полтора месяца до нее стало открытием, что 7 марта 1942 года после расстрела п/х "Ижора" тремя эсминцами, сопровождавшими линкор "Тирпиц", единственный член экипажа, поднятый из воды, был старший помощник капитана Адаев Николай Илларионович.
Обнаружен он был в материале "Долг памяти и чести" ("Правда Севера", 29.08.2001), под портретом Р.Кунникова, который им - членам общественной организации "Полярный конвой" (С.-Петербург), организаторам конференции - многое разъяснил.
Теперь собственно об "Ижоре". В начале 1942 года она вышла из Мурманска в свое третье плавание в конвойном ордере в составе сформированного в Кольском заливе QP-8. Пароход английской постройки (1921 г.) отстал, задымил, нарвался на охранение "Тирпица". И не уклонился от боя.
Но подвиг "Ижоры" - коллективный подвиг экипажа - в другом. По приказу капитана В.Белова радист открыто вышел в эфир и дал радиограмму: ": gunned gunned Ijora gunned RR de UPEQ 7235 N 1050 E Ijora".
И подвиг самопожертвования в том, что голос гибнущей "Ижоры" - не SOS, а предупреждение об опасности - указал направление атаки английской эскадре адмирала Д.Тови.
Наконец, голос "Ижоры" позволил, изменив курс к N, прикрыть охранением с юго- запада суда конвоя PQ-12, увеличить ход и уйти из опасных квадратов конвою QP-8. Уже без "Ижоры".
Сегодня трагедия "Ижоры" изучается и оценивается в ином масштабе. Журнал боевых действий "Тирпица" подтверждает информирование его командиром руководства ВМС Германии о задержании и потоплении русского парохода, который, нарушив радиомолчание, демаскировал фашистский линкор и дал возможность англичанам, бросив на него затем тяжелую авиацию, запереть в фьордах Норвегии.
Вот так надо делать историю!.. И пишут ее немцы. Трудно на журналистском уровне воспроизвести причинно-следственную связь двух событий: первое - нажатие на ключ 7 марта 1942 года пальцев радиста Николая Гусарова и второе - "отчаяние" Роммеля, оставшегося в жаркой Африке без мощной поддержки с моря.
И никаких сомнений и недопустимой иронии. Вопрос слишком серьезен. Я же пишу лишь о судьбе человека.
13.04.42 года был торпедирован пароход "Киев" (ДВМП) - конвой QP-10, на котором он плавал IV механиком и был спасен английским корветом. А 04.07.42 года был потоплен авиацией п/х "Earlston" (Велико-британия, PQ-17), на котором он же в составе группы возвращался на родину. 10 дней на шлюпке, затем тюрьма в Тромсе и концлагери в Норвегии, Дании, Восточной Пруссии. Впрочем, все это отдельная драматическая история.
Он был единственным оставшимся в живых из экипажа. До конца войны он не дожил. Был замучен:" (22.04.92 г.)
Стало ясно, что первый редактор не погиб в море. Что на фотографии, сопровождавшей статью, изображен не он. Письма Л. Некипелова последовательно воссоздали словесный портрет Адаева, и процесс, грубо говоря, опознания его личности, сличения с материалами личного дела, присланного по запросу из Мурманска, завершился уверенными словами единственного свидетеля: "Никаких сомнений нет - это Николай". (16.06.92г.).
В конце августа 1941 года он вызван из Мурманска в Архангельск и после проверки знаний приказом начальника СГМСПП Н. В. Новикова (написанным, кстати, рукой известной еще многим И. Т. Климовской) в тот же день "освободившийся с п/х "Сосновец" капитан Адаев Н. И. с 31.VIII.41г. назначается старшим штурманом п/х "Ижора"". (Архив СМП).
В этом же личном деле оказались адреса родственников из переписки с ними аппарата ММП и НКМФ. Удалось найти его младшего брата, сестру, дочь: и многое рассказать им, 50 лет не знавшим ничего о судьбе родного человека. Но это уже иная история, которая продолжается и сегодня.
Приехал он в Заполярье из Ленинграда, где с 1933 года плавал штурманом, и хорошо плавал. Газета "Правда" (15.X.35г.) сообщает, что моряки п/х "Магнитогорск" в штормовом море спасли команду из семи человек с датской шхуны "Сампо".
Орденоносцем (орден Трудового Красного Знамени N 273) он стал, приняв участие в легендарном походе "А. Сибирякова", первом сквозном походе на восток, давшем толчок к созданию Севморпути.
По рекомендации крайкома ВКП(б) Адаев был избран секретарем парторганизации и успешно справлялся с обязанностями партийного руководителя" команды, которую возглавлял В.Воронин, а экспедицию - О. Шмидт и В. Визе.
Передо мной фрагмент группового снимка 1-го выпуска штурманов дальнего плавания рабочего отделения Архмортехникума - 17.04.29 г. Справа от Адаева (он положил руки на нактоуз магнитного компаса) на фоне знамени "Через моря и океаны - к маяку социализма" - В. С. Тимофеев.
А. Гайдар писал: "Обыкновенная биография в необыкновенное время:" Пожалуй, биография Н. Адаева все же была не рядовой, вместе с тем отражала свое время полно и интересно.
И долгое безвестие для тех, кто ждал его и всех моряков "Ижоры". Кто испытал это, говорят, что без вести пропавших ждать и надеяться особенно трудно.
И написал 6 писем (они в фонде "Ижоры" СГММ) о себе и человеке, с которым жил в одном бараке, работал на одном Lokomotivfabrik von F.Schichau, Elbing, видел уходящим на смерть, неумелой, но чуткой рукой нарисовал его портрет - по памяти, через 50 лет: "Примерно так он выглядел тогда".
Сестра - Людмила Николаевна - радистка, участница конвойных плаваний на Дальнем Востоке, затем много лет работала в радиоцентре БМП.
А год назад накануне Дня Победы я передал в наш морской музей написанный им портрет старшего брата - журналиста и моряка в совторгфлотовской фуражке образца 1930 года.