галереи
н-ц Кайдалов Жорес Анатольевич, ТНВМУ, 1955
добавил: Fregat
Вуйко.
добавил: anatoliy
 

Всего зарегистрированных нахимовцев-2110
 
показать всех
только список
     ---------------------------------
           
           НА ЗАМЕТКУ

     ---------------------------------
       Сборник воспоминаний
                
 Тбилисское Нахимовское
             военно-морское
                   училище

       ---------------------------------
             Николай Максимов
               
          "Этика развития
                    личности"          
       ---------------------------------
                   Юрий Росс
            "Тот самый остров"
               

         Сюр-историческая
       приключенческая повесть
       ----------------------------------
       Р.Б.Семевский-Лепорский
               

       Субъективный взгляд 
           очевидца на историю 
           6-го выпуска ЛНВМУ" 
       ---------------------------------
               Владимир Габарь
               
               Пароль 17
     ---------------------------------
              Ренат Мустафин

           
       Заметки на полях
           вахтенного журнала

     --------------------------------
               А.И. Палитаев
              

     "Мои пути подводные"
     --------------------------------
                Игорь Жданов
              

   Дневниковые записи 
             "Такая судьба."
    --------------------------------


 
 

Архивные дела нахимовцев

А - Б - В - Г - Д - Е - Ж - З - И - К - Л - М - Н - О - П - Р - С - Т - У - Ф - Х - Ц - Ч - Ш - Щ - Э - Ю - Я
 
Кузнецов
Виктор
Николаевич

ЛНВМУ
1950 г.в.

Кузнецов Виктор Николаевич родился в 1932 году, учился в ЛНВМУ с 1945 по 1950 год. Закончил с серебряной медалью. Поступил в ВВМУ им. М.В. Фрунзе, после образования ВВМУ инженеров оружия продолжил обучение в нем, которое и закончил. http://nvmu.ru/user_page/5667/64/172/1104.htm

Виктор Иванов. Мальчишки в бескозырках: Записки нахимовца. М. Современник 1986. Часть 2. "Нахимовцы". 

Еще раньше был зачислен в наш класс сын наркома ВМФ Николая Герасимовича Кузнецова — Виктор. Для нас адмирал Кузнецов был высший авторитет и начальник. С осторожностью и любопытством мы приглядывались к Виктору: как он себя поведет? Виктор оказался простым, скромным парнем. Высокий, весь в отца, симпатичный и застенчивый, он вскоре завоевал у нас авторитет и отличной учебой, и дисциплиной. В отличие от некоторых «сынков» он никогда но пользовался именем своего отца. При выпуске из училища он вполне заслуженно был награжден серебряной медалью. Мне пришлось все эти годы учиться с Виктором в одном классе и даже какое-то время сидеть с ним на одной парте, и должен сказать, что, хотя я был всегда настроен против сынков высокопоставленных папаш, Виктор вызывал у меня уважение и симпатию. Думаю, что это было взаимно. К сожалению, затем наши дороги разошлись. Я поступил в училище имени Фрунзе, а Виктор посвятил себя инженерной деятельности и окончил другое учебное заведение. Сейчас он капитан первого ранга. Живет и служит в Москве. Иногда встречаемся. С другими однокашниками видимся значительно реже, в основном по юбилейным датам, так как большинство их осело в Ленинграде.

Но два обстоятельства заставляли нас всех глубоко страдать. Одно из них — ленты на бескозырках, другое—прическа. Дело в том, что на наших бескозырках муаровые ленты с надписью «нахимовское училище» не имели концов, иначе говоря, тех развевающихся на ветру ленточек с якорями, которые носят настоящие моряки. Вместо них нахимовцы носили на бескозырках бант, как в английском флоте. Этот бант стал предметом насмешек городских мальчишек, да еще в присутствии девочек, — а это было особенно обидно. Нашли выход. Подшивали концы с якорями матросских лент к нашей ленте, засовывали их внутрь бескозырки, а когда выходили в город, ленточки выпускали. Я тоже отрезал концы с якорями от подаренной ленты с надписью «Марат» и подшил к нахимовской бескозырке. Но при этом нужно было срезать бант, а начальство за этим следило. Подчас получалось и так: идет нахимовец в городе, на голове бескозырка с лентой и бантиком, а сзади развеваются длиннющие концы. Уж о длине-то мы заботились! Об этих проделках узнало начальство, и перед увольнением стали проверять бескозырки. Если находили концы с якорями, их тут же отрезали, а виновный лишался увольнения. Что делать? Выручил Виктор Кузнецов. В каникулы рассказал отцу о наших и своих мучениях, и Николай Герасимович смилостивился: в трех старших классах училища с восьмого по десятый разрешили носить ленты с якорями. Более того, старшеклассники теперь нашивали на левый рукав красные нашивки: одна — восьмой класс, две — девятый и три—• десятый. Радости нашей не было границ. Еще бы: мы учились как раз в восьмом классе, и нам вручили ленты нового образца.

Сделано нахимовцами. В.К. Грабарь.

В этом (1950) году окончил училище старший сын Главкома ВМФ Виктор Кузнецов. Нахимовцами стали дети многих известных людей. В их числе все три сына выдающегося флотоводца адмирала Н.Г. Кузнецова, внук главкома ВМФ С.Г. Горшкова, сыновья Героев Советского Союза С.А. Леваневского, А.В. Ляпидевского, В.К. Коккинаки и многих других.

Славное имя – нахимовцы! Капитан 1 ранга Василий БАХТИН, выпускник Ленинградского нахимовского училища. Газета "Пограничник Северо-Востока" № 26 (3736) 30 июня - 7 июля 2004.

НВМУ с самого основания относится к числу элитных учебных заведений, в котором создавался костяк корпуса морских офицеров с твердыми патриотическими установками. Во все времена в училище стремились попасть тысячи подростков. Нахимовцами стали дети многих известных людей. В их числе все три сына выдающегося флотоводца адмирала Н.Г. Кузнецова, внук главкома ВМФ С.Г. Горшкова, сыновья Героев Советского Союза С.А. Леваневского, А.В. Ляпидевского, В.К. Коккинаки и многих других.

Российское Генеалогическое Древо.

КУЗНЕЦОВ Виктор Николаевич, сын Адмирала Н.Г.Кузнецова. Муж дочери БУЛГАНИНА НИКОЛАЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА.

Сыновья: Виктор Николаевич (1932 г. рожд.), от первого брака; Николай Николаевич (1940 г. рожд.), Владимир Николаевич (1946 г. рожд.).
Генеалогия Советской партэлиты 20-30 гг. Оленев М.

Герои России и Советского Союза - Фотогалерея - АБОП. КУЗНЕЦОВ Виктор Николаевич – сын адмирала Н.Г.Кузнецова, получил орден Великая Победа – за отца (посмертно), награжден орденом Адмирала Кузнецова.

Строки героики и трагизма. В.Аникин. - Морской сборник № 7, 2004 г.

Брат. Кузнецов Николай Николаевич.

Отец.  Кузнецов Николай Герасимович.

Роль Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова в развитии военно-морского образования. - Морской сборник № 7, 2004 г.

«Флот строится... не столько на стапелях, сколько в военно-морских учебных заведениях»
К.И.Самойлов

 Народный комиссар ВМФ СССР адмирал Н.Г.Кузнецов (апрель 1941 г.)
Военно-морскому образованию в системе подготовки специалистов для Военно-Морского Флота всегда придавалось большое значение. Однако особая роль в организации военно-морского образования принадлежит Николаю Герасимовичу Кузнецову - легендарной личности в истории флота нашей Родины.
Как известно, он прошел непростой жизненный путь. В конце жизни он так напишет о себе: «Мне не пришлось менять профессии в поисках дела, которое оказалось бы больше по душе. Вся моя жизнь связана с Советским Военно-морским Флотом. Я сделал выбор однажды, в совсем юные годы, и никогда не жалел об этом...»
Пятнадцатилетний сын православного «казенного крестьянина» Вологодской губернии Коля Кузнецов, прибавив себе два года жизни, поступил добровольцем на службу в Северо-Двинскую военную флотилию, став военмором. Так начиналась флотская жизнь легендарного Главнокомандующего.
Знакомство с военно-морским образованием у Николая Герасимовича состоялось в 1922 г., когда он был зачислен в военно-морское училище. С большим уважением и благодарностью писал он впоследствии о своих учителях - офицерах российского флота Л.Гроссмане, Е.Винтерове, Н.Бологове, М.Беспятове, Г.Шульгине, А.Реммерте и других. Никто из флотских мемуаристов не вспоминал об офицерах старого флота с такой теплотой и уважением. Прошли годы. В свои двадцать девять Николай Герасимович стал командиром крейсера «Червона Украина». В тридцать один - вывел «свой» крейсер на первое место, будучи самым молодым капитаном 1 ранга всех морей мира. В тридцать два он стал военно-морским атташе и главным военно-морским советником в сражающейся Испании, в тридцать пять - народным комиссаром ВМФ. К этому времени Николай Герасимович из молодого командира РККФ превратился в опытного специалиста и воспитателя, в полной мере познавшего нужды и проблемы флота.
 Выпуск ВМА им. Ворошилова и руководство Наркомата и Академии. 1939 г.
Среди множества проблем, возникших перед молодым Наркомом, которому по известным причинам оказалось даже не у кого принять дела, вопросы подготовки специалистов флота были далеко не на последнем месте.
В это время было принято решение о начале строительства «большого морского и океанского флота» и вполне закономерно, что интерес к отечественному военно-морскому образованию обострился.
Обратимся к документам. Уже через год на состоявшемся расширенном заседании Главного Военного совета ВМФ СССР «Итоги боевой подготовки 1940 года и задачи на 1941 год» особое внимание было уделено вопросам подготовки специалистов флота. На нем выступали: заместитель Наркома ВМФ по кадрам корпусной комиссар С.П.Игнатьев, начальник управления военно-морских учебных заведений К.А.Самойлов, военком Управления военно-морских учебных заведений (ВМУЗов) и другие. Докладчики отметили, что уже пересмотрены программы ВМУЗов. В частности, это касалось количества часов по некоторым предметам. Была введена более длительная стажировка на кораблях. Так, в 1941 г. училище имени М.В.Фрунзе послало весь свой выпуск на пятимесячную стажировку, продолжавшуюся с 7 февраля по 12 июня. Кроме того, была введена специальная двухмесячная подготовка, которая предполагалась для выпускников по окончании ими училища и сдаче экзаменов, когда становилось ясно, куда, в каком количестве и по каким специальностям их нужно посылать. Все это было нацелено на повышение уровня квалификации специалистов, назначаемых на надводные корабли и подводные лодки.
Н.Г.Кузнецов особо выделял важность подготовки командиров. При этом он критически и принципиально подходил к комплектованию училищ командным и преподавательским составом. В ходе уже упомянутого нами заседания на слова одного из выступавших о важности подготовки младших и старших командиров на местах Нарком заметил: «...Не так: до тех пор, пока мы (выделено нами. - Авт.) этим не займемся, ничего не будет. Меньше всего надо надеяться на места. ...Вы особенно не уповайте на места, а сами занимайтесь здесь этим. С академией столько лет мучились, пока с кровью не взяли с флотов нужных людей. Они бы не отдали еще 100 лет. Так и с подготовкой младших командиров. Уверяю вас - пока не займетесь, ничего не выйдет».
И далее: «Начальниками школ, несмотря на то, что было дано указание военным советам, назначаются люди, которые не имеют отношения к данному делу. Как люди не могут понять, что нельзя начальником Электромеханической школы назначать человека, не плававшего никогда на корабле, ничего не понимающего в механизмах? Я не знаю, может быть, вы придерживаетесь какой-нибудь другой системы, но я лично считаю, что хороших специалистов может подготовить специалист данного дела, а не конюх. Неоднократно указывалось, что необходимо поставить начальниками школ ответственных людей, специалистов, знающих это дело. Однако до сих пор это не учитывается. Мною дважды указывалось на это. Майор сухопутной службы - может быть, он и прекрасный человек - не может готовить радистов для флота. Я в это дело мало верю».
Особое отношение к системе военного образования просматривается и в выступлении контр-адмирала К.И.Самойлова, исполнявшего при Н.Г.Кузнецове должность начальника управления ВМУЗов Военно-Морского Флота. Он отмечал, что «дело подготовки командных кадров для флота - особенно нашего растущего, большого флота - представляет собой дело исключительно важное и ответственное. И, мне кажется, что будет справедливым положение, которое гласит, что флот строится не только, и, пожалуй, не столько на стапелях, сколько в военно-морских учебных заведениях (выделено нами. -Авт.). Вот почему мне кажется, что дело подготовки командных кадров является не только делом военно-морских учебных заведений, но и делом всего флота. Поэтому в этом большом, важном и ответственном деле флоты должны оказывать нам большую помощь, чем оказывали до сих пор».
В этой связи интересна инициатива Наркомата ВМФ по изучению качества подготовки специалистов во ВМУЗах. Уже в то время в целях наблюдения за командирами, которых выпустили из ВМУЗов, с разрешения народного комиссара проделали такой опыт: послали военным советам флотов письма с просьбой дать персональные отзывы на командиров - выпускников последнего года выпуска. К сожалению, не все командиры кораблей, частей и соединений в то время отнеслись серьезно к этой просьбе. Вместо ожидаемой тысячи отзывов получили 150-200. Тем не менее, основные недостатки в подготовке выпускников были выявлены. В частности, больше всего жалоб было высказано на слабое развитие командирских качеств у большинства молодых командиров - выпускников училища имени М.В.Фрунзе, а также на их неумение командовать и управлять подчиненными.
По выпускникам училища имени Ф.Э.Дзержинского присланные с флотов замечания касались их неумения управлять шлюпкой, слабого знания уставов и наставлений. В отзывах отмечалось недостаточное воинское воспитание молодых инженеров, но вместе с тем их специальные знания оказались вполне удовлетворительными.
О заботе, которую проявлял Наркомат о выпускниках военно-морских училищ, может свидетельствовать и следующая директива.
«ДИРЕКТИВА КОМАНДУЮЩИМ КБФ, ЧФ, СФ И ТОФ О ПРИЁМЕ МОЛОДЫХ ОФИЦЕРОВ, ВЫПУСКНИКОВ ВОЕННО-МОРСКИХ УЧИЛИЩ № 118/ш от 13 мая 1944 г.
Прибывающих к вам молодых офицеров надлежит принять лично вам, если нельзя по отдельности, то соберите вместе.
Командиры соединений и кораблей, куда офицеры назначены, обязаны принять лично каждого в отдельности. Такой порядок установите впредь как систему.
Кузнецов»
Во время Великой Отечественной войны Нарком быстро и оперативно реагировал на необходимость дополнительной подготовки специалистов (например, по гидрографии, химии, маскировочному делу).
Крайне отрицательно Николай Герасимович относился к частому пересмотру программ подготовки курсантов и слушателей. Так, он отмечал, что «если мы и допустили некоторые ошибки, повторяю, не катастрофического, а мелкого порядка, которые могут быть исправлены, то нужно все же хотя бы на два года оставить в покое учебные планы и программы, не трогать их с тем, чтобы радикально их пересмотреть через некоторое время. Если же мы все время будем их пересматривать, будем бесконечно это делать, то люди будут учиться всегда по переходным учебным планам, а не по основным». Практика подтвердила правильность его взглядов.
Зная на собственном опыте особенности подготовки специалистов и проблемы, с которыми она связана, Н.Г.Кузнецов особо выделял требования к отбору и к системе назначения в училища опытных и квалифицированных преподавателей. Он отмечал, что «к сожалению, еще многие из наших преподавателей «живут» Цусимой». Именно с такой позиции в Наркомате вели упорную борьбу с отдельными преподавателями, которые категорически не хотели переходить на современные методы работы, в частности, преподавать специальные предметы с использованием элементов высшей математики, а также с теми, кто не был знаком с современной техникой флота. По приказанию народного комиссара всех способных и годных по состоянию здоровья преподавателей для повышения квалификации направляли летом на корабли. Предполагалось, что данная мера положительно скажется на уровне преподавания. С этой же целью широко использовались стажировки на кораблях. Так, непосредственно перед войной на флоты было направлено значительное количество преподавателей. Кроме этого, на заседаниях командного состава флота систематически обсуждались вопросы о путях пополнения преподавательских кадров. Все понимали, что брать с флотов на преподавательскую работу командиров, которые по тем или иным причинам не могут служить на флоте, «это не выход из положения, это не система». Яркий пример непродуманного назначения на одном из заседаний Наркомата доложил Наркому контр-адмирал К.И.Самойлов. Он, в частности, отметил: «При организации наших военно-морских училищ мы допустили очень большую ошибку. ...У руководства наших ВМУЗов стояли самые случайные люди. Куда идти дальше, если начальником Военно-морского училища являлся чисто армейский офицер? Он, может быть, очень неплохой командир, но он - сухопутный командир. Как же он мог готовить кадры для ВМФ? Это абсурд! Поэтому не случайно, что из училища было вытравлено все, что можно флотского. Я приведу случай, который граничит с вандализмом. В зале Военно-морского училища стоял бриг - хороший, старый бриг. Его распилили пополам и выбросили в окно. Проходя «звериным» коридором, спрашиваю - где фигуры зверей, которые были когда-то на носовых частях кораблей? Может быть, они не нужны, может быть, они имеют значение, а, возможно, и не имеют большого значения для подготовки - сейчас трудно об этом говорить, но сорвать со стен и сжечь эти фигуры - это вандализм!». Впоследствии сам Николай Герасимович Кузнецов говорил: «Терпеть не могу начальников, которые учат тому, чего сами не умеют».
Кроме шагов по улучшению чисто учебного процесса принимались меры и по совершенствованию воспитательной работы, что также отражалось в принимаемых документах.
«ДИРЕКТИВА ВОЕННЫМ СОВЕТАМ ФЛОТОВ И ФЛОТИЛИЙ НАЧАЛЬНИКАМ ЦЕНТРАЛЬНЫХ УПРАВЛЕНИЙ ОБ УСИЛЕНИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОДЧИНЕННЫМИ КОМАНДИРАМИ № 95/ш от 14 апреля 1943 г.
Вопрос воспитания своих подчиненных и особенно командиров должен быть одной из главных задач и обязанностей командиров всех степеней, и чем выше командир, тем сложнее и ответственнее задача: следить за постоянным воспитанием своих непосредственных подчиненных.
Между тем с годами неправильно создалось мнение, что воспитание - это дело политработников, а командиры занимаются главным образом обучением по специальности.
Разъяснить всему высшему и старшему комсоставу, что дело воспитания своих подчиненных командиров и ответственность за их поведение не может быть перепоручена кому-либо, что эта работа кропотлива, индивидуальна, не может ограничиваться массовыми беседами и лекциями, что личная примерность вышестоящих является обязательным условием успешной воспитательной работы. Что уметь воспитывать - это одно из основных качеств командира (военного).
Кузнецов»
 Николай Герасимович, сам, являясь примером высокообразованного и воспитанного человека, требовал проявления лучших человеческих качеств и от личного состава. Для современных офицеров, по нашему мнению, будет интересна директива, подписанная Н.Г.Кузнецовым о недопущении сквернословия офицерами флота:
«ДИРЕКТИВА КОМАНДУЮЩИМ ФЛОТАМИ И ФЛОТИЛИЯМИ О НЕДОПУЩЕНИИ СКВЕРНОСЛОВИЯ ОФИЦЕРАМИ ФЛОТА № 75/ш от 4 апреля 1944 г.
За последнее время нередким явлением стало, когда офицеры матом ругают своих подчинённых и даже подчинённых офицеров. Явление это не только позорное и не укрепляющее честь офицера, а, самое главное, это несовместимо с высокой воинской дисциплиной, если мы желаем её иметь. Если своевременно не ударить по этой распущенности, то она
будет распространяться во все звенья.
Все старшие начальники всегда были очень требовательны к себе в этом отношении.
Кузнецов»

 

 

 


 Совещание начальников ВМУЗов с Наркомом ВМФ. 1945 г.
При Н.Г.Кузнецове научно-исследовательская работа среди преподавательского состава в училищах как средство повышения их квалификации впервые ставится на серьезную основу. Стимулируется участие преподавателей училищ в научных исследованиях, рационализаторской работе.
Даже во время Великой Отечественной войны Нарком этому уделял пристальное внимание, о чем свидетельствует цитируемый со значительными сокращениями приказ.
«ПРИКАЗ ОБ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКОЙ И РАЦИОНАЛИЗАТОРСКОЙ РАБОТЕ НА ВМФ № 72 от 26 февраля 1943 г.
В течение 20-25 января 1943т. в Москве был проведен сбор инспекторов по изобретательству и рационализации флотов, флотилий и центральных органов НК ВМФ.
На основе имеющихся данных и представленных материалов, а также из докладов участников сбора явствует, что на флотах и флотилиях за время Великой Отечественной войны изобретательская и рационализаторская работа получила более широкий размах, заняла заметное и ответственное место в обеспечении боевой и повседневной деятельности флотов и флотилий.
Однако наряду с этим, на многих соединениях и кораблях, в значительном количестве частей и учреждений ВМФ организация и руководство изобретательским и рационализаторским делом не поставлены должным образом или же вовсе отсутствуют.
В целях получения максимально-полезной отдачи при использовании творческого порыва и инициативы командиров, краснофлотцев, а также рабочих и инженерно-технического состава производственных предприятий флотов и флотилий и для устранения в кратчайший срок отмеченных недочетов ПРИКАЗЫВАЮ:
...4. Начальнику управления военно-морских учебных заведений контр-адмиралу тов. Рамишвили:
а) привести организацию изобретательского дела в военно-морских учебных заведениях в соответствие с утвержденным положением «Об изобретательской и рационализаторской работе на ВМФ»,
б) направлять творческую инициативу изобретателей и рационализаторов военно-морских учебных заведений главным образом на решение актуальных для Военно-Морского Флота технических задач, привлекать их к работам над темами из объявляемых на флотах и в центральных управлениях темников и технических премиальных конкурсов, практикуя также использование этих материалов для заданий по учебному проектированию...
Кузнецов»
Большое внимание уделялось также воспитательной работе среди курсантов и командиров, так как Родине нужны были не только высококвалифицированные специалисты, но и патриоты, любящие море и флот.
Даже во время войны курсанты военно-морских училищ имели возможность проходить практику на кораблях флота. Это в частности подтверждает приказ, подписанный Н.Г.Кузнецовым в 1942 г.
«ПРИКАЗ О ПРАКТИКЕ КУРСАНТОВ ВМУЗов НА КОРАБЛЯХ И В ЧАСТЯХ ВМФ В 1942 г. 4 марта 1942 г.
Практика курсантов и слушателей ВМУЗов в 1941 г. в большинстве случаев в связи с началом военных действий была прекращена, и учебные планы остались невыполненными. Это положение предъявляет особые требования к практике 1942 г. - не только выполнить текущий план, но и по возможности восполнить пробелы, имевшие место в 1941 г.
Для обеспечения практики в 1942 г.
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Принять к исполнению утвержденные мною на 1942 г. графики практики и стажировок преподавательского состава военно-морских учебных заведений.
2. Военным советам флотов полностью обеспечить практику согласно графику.
3. Техническому управлению ВМФ обеспечить к началу практики ремонт всех учебных кораблей и плавсредств.
4. Артиллерийскому, минно-торпедному и химическому управлениям ВМФ обеспечить своевременный отпуск боезапаса по заявкам ВМУЗов.
5. Начальнику главного управления портов ВМФ предусмотреть выделение лимитов топлива и других видов снабжения для учебных кораблей и плавсредств с расчетом полного обеспечения практики.
6. Начальнику ВМУЗов ВМФ проследить за выполнением настоящего приказа и обо всех нарушениях докладывать мне.
7. Основной задачей боевой подготовки Каспийской военной флотилии на 1942 г. считать обеспечение практики военно-морских учебных заведений.
Кузнецов»
Неотъемлемой частью военно-морского образования Николай Герасимович считал воспитание у курсантов и слушателей высокой морской и общечеловеческой культуры. Именно при нем «столовая комсостава» на кораблях вновь стала кают-компанией.
В архивах можно встретить интересные рассуждения Н.Г.Кузнецова о подготовке кадров в академии.
Нарком отмечал имевшиеся недостатки в подготовке высшего офицерского состава: «... погнались за количеством и совершенно упустили качество. В результате ряду людей подготовка в академии приносила вред, а не пользу. Я это утверждаю на основании следующих данных. Человек учится 10 лет в десятилетке, затем 4 года учится в училище, итого 14 лет, т. е. человек уже оторван от жизни, его надо на практику посылать, иначе он будет однобоко подготовлен. Что же мне делать с этими людьми? У нас эти люди после окончания училища год проводят на практике. На какой практике? Часто в стенах того же училища. А затем, после этой «практики», его вновь посылают на 3 года в академию».
Н.Г.Кузнецов активно принимал участие в изучении истории Российского флота. Военно-теоретические труды тех лет в большинстве случаев представляли собой более или менее подробный разбор морских войн, операций, сражений недавнего и отдаленного прошлого. Результаты этих исследований, которые не могли пройти мимо внимания Наркомата, требовались, прежде всего, для обеспечения учебно-боевой деятельности ВМУЗов, кораблей, частей и соединений кораблей, флотов и флотилий. Это было обусловлено в первую очередь тем, что большинство проблем в подготовке флотских специалистов связывалось с необходимостью разработки многих руководящих документов, старые образцы которых не соответствовали растущим потребностям молодого флота. Участие в их создании Н.Г.Кузнецова несомненно. В связи с этим представляет интерес приказ о переработке Боевого устава от 26 апреля 1945 г. (приводится с сокращениями).
«Практика Отечественной войны показывает, что основные положения Боевого устава МС 1937 г. являются правильными, но отдельные разделы и статьи стали уже устаревшими или являются неполными и требуют пересмотра и корректировки.
Для переработки указанного устава в духе современных требований, в полной мере обоснованных опытом Отечественной войны и опытом иностранных флотов, назначаю две самостоятельные комиссии ...
Указанным комиссиям приступить к работе с 10 мая со сроком окончания и представления проекта устава начальнику Главного морского штаба к 1 августа с. г.
Командующему КБФ и начальнику ВМОЛА освободить председателей комиссий от прямых служебных обязанностей в период с 10 мая по 1 августа с. г. сроком на один месяц.
Председателям комиссий предоставляется право освобождать необходимое число членов комиссии от их прямых служебных обязанностей сроком на один месяц. Офицерскому составу Военно-Морского Флота в индивидуальном порядке предоставляется право написания проекта указанного устава или отдельных его разделов с представлением проектов начальнику Главного морского штаба.
За лучший проект Боевого устава МС назначаю денежную премию в 100000 рублей».
Естественно, именно эти документы становились основой для разработки учебных программ военно-морских училищ.
Быстрый рост флота в предвоенное время потребовал, по утверждению Н.Г.Кузнецова, «быстрой, но тщательной подготовки начальствующего и рядового состава.. .» Одним из путей решения этой проблемы стало, как отмечает В.К.Грабарь, по инициативе Наркома ВМФ Н. Г. Кузнецова «прохождение ряда предметов еще до поступления в наши военно-морские училища...» Для этого при Наркомате просвещения в Москве, Ленинграде, Горьком, Владивостоке, Киеве, Одессе и Баку летом 1940 г. были созданы специальные морские школы. Некоторые из них в 1943 г. были преобразованы из наполовину гражданских военно-морских школ в строго военные. Первым такого рода стало училище в Баку.
Забота командования флота о подготовке кадров со школьной скамьи, и, прежде всего, о сиротах ВОВ вылилась в важное и для нашего времени решение. По представлению начальника военно-морских учебных заведений контр-адмирала С.С.Рамишвили Нарком флота адмирал Н.Г.Кузнецов решил организовать в системе ВМУЗов Военно-морское подготовительное училище, назвав его именем великого флотоводца адмирала П.С.Нахимова.
«ПРИКАЗ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ НАХИМОВСКОГО ВОЕННО-МОРСКОГО ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО УЧИЛИЩА 16 октября 1943 г.
Для устройства, обучения и воспитания детей воинов Военно-Морского Флота, погибших от рук немецких оккупантов, ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Сформировать к 1 января 1944 г. в гор. Тбилиси Нахимовское военно-морское подготовительное училище численностью в 600 человек воспитанников и сроком обучения 8 лет.
2. Установить, что Нахимовское военно-морское подготовительное училище имеет целью подготовить мальчиков к поступлению в высшие военно-морские училища и последующей военно-морской службе в офицерском звании и дать им общее среднее образование.
3. В Нахимовское военно-морское подготовительное училище принимать мальчиков с 10-летнего возраста с образованием не ниже 2 классов средней школы. В виде исключения в 1943 г. произвести прием в Нахимовское военно-морское подготовительное училище одновременно в 1—5 классы включительно (375 чел.) соответствующих возрастов (от 10 до 14 лет включительно).
4. Начальнику ВМУЗ разработать и представить мне на утверждение «Положение о Нахимовском военно-морском подготовительном училище».
5. Начальнику ОРСУ ВМФ разработать и представить мне на утверждение штат и табели Нахимовского военно-морского подготовительного училища и образцы формы одежды воспитанников.
6. Начальнику управления кадров офицерского состава ВМФ и начальнику УПК ВМФ укомплектовать Нахимовское военно-морское подготовительное училище офицерским, старшинским и рядовым составом, полностью отвечающим требованиям, задачам и назначению данного училища.
7. Начальникам центральных довольствующих управлений и отделов принять срочные меры к первоочередному снабжению училища всеми видами довольствия, инвентарем, учебными пособиями и обеспечить неотложные работы по оборудованию и приспособлению помещений училища для размещения и учебы воспитанников.
8. Содержание Нахимовского военно-морского подготовительного училища полностью отнести за счет государства по смете НК ВМФ СССР.
9. Нахимовское военно-морское подготовительное училище подчинить начальнику ВМУЗ ВМФ
Кузнецов»
Перевод училища в 1944 г. из Тбилиси в Ленинград также связан с именем легендарного Наркома.
 Участники собрания руководящего состава ВМФ перед началом Великой Отечественной войны
В феврале 1945 г. в поддержку инициативы адмирала флота И.С.Исакова приказом Наркома ВМФ крейсер «Аврора» был закреплен за Нахимовским училищем в качестве учебного судна и музея. Процитируем записку Н.Г.Кузнецова А.А.Жданову об использовании крейсера «Аврора».
«В связи с организацией в Петровском дворце в Ленинграде Нахимовского училища и необходимостью иметь при нем учебный «блокшив» для первоначального морского обучения воспитанников прошу Вашей санкции на следующее мероприятие:
1. Крейсер «Аврора» поставить на грунт в реке Большой Невке вдоль набережной, отступя от берега и установив постоянный мостик на него с улицы. Выбранное место постановки не мешает движению речного транспорта и не затрагивает подводного хозяйства (кабеля и водопровода).
2. Крейсер «Аврора» переоборудовать под учебный пункт и музей. Это позволит:
целесообразно использовать крейсер, который находится в таком ветхом состоянии, что дальнейшее поддерживание его на плаву или капитальный ремонт невозможны;
расширить контингент обучающихся воспитанников на 200-300 человек после переоборудования помещений;
создать образцовую морскую и учебную базу и сохранить «Аврору» с ее историческим силуэтом как памятник революционной истории флота, связанный с Ленинградом.
Принципиальное решение этого вопроса желательно в ближайшее время, так как потребуется длительная подготовка «ложа» для посадки крейсера на грунт, которая будет поручена АСУ (ЭПРОНа).
Народный комиссар Военно-Морского Флота Союза ССР адмирал флота Кузнецов».
Резолюция: «Не имею возражений. Жданов».
Нахимовское училище и в настоящее время пользуется громадной популярностью, обучение в нем сыновей военнослужащих престижно, а уровень подготовки воспитанников традиционно остается на высоком уровне. Символично, что именно в 2004 году, году 100-летия со дня рождения Н.Г.Кузнецова, НВМУ отметило свое 60-летие.
Особо необходимо отметить период жизни Н.Г.Кузнецова, когда он, в результате чудовищных ошибок в оценке его заслуг перед флотом, с должности Наркома был снят и назначен начальником Управления ВМУЗов в Ленинград, так сказать «с понижением в должности».
Николай Герасимович по этому поводу писал: «.. .Уже тогда, за несколько месяцев до снятия меня с поста Главкома ВМФ, я почувствовал, что доживаю последние месяцы или дни моего командования. Чем это объяснить, трудно сказать. Я имел самое искреннее намерение работать при новой организации, и тот, кто говорит, что я был против этой организации, — не прав.
Я пишу об этом, чтобы доказать, что фактической причиной снятия меня с должности было, конечно, не мое несогласие с новой флотской организацией. Я думаю, что истинной причиной было и мое искреннее стремление сделать все нужное для ВМС, и всегда выражаемое в настойчивой форме в этой связи собственное мнение. При моем болезненном реагировании на непринятие должных мер, переходившем часто в споры, я оказался неугодным человеком. Я должен был быть снят...»
Даже будучи отстраненным от командования флотом, Николай Герасимович активно занимается делами, которые иначе как работой на военно-морское образование не назовешь. Им опубликовано около сотни статей о флоте и его героической деятельности в годы Великой Отечественной войны, о людях, посвятивших себя Военно-Морскому Флоту страны. Н.Г.Кузнецовым высказаны важные соображения по организации и строительству Военно-Морского Флота, его взаимодействию с другими родами войск.
Николай Герасимович неоднократно выступал перед учеными, преподавателями, студентами с воспоминаниями и рассказами об исторических событиях, об истории Советской Армии и Военно-Морского Флота, о Великой Отечественной войне, о людях, с которыми работал и которых знал.
Немало трудов написано Н.Г.Кузнецовым по истории и военно-теоретическим проблемам ВМФ. Изданы его книги «На далеком меридиане» (о событиях во время национально-революционной войны в Испании в 1936-39 гг.), «Накануне», «На флотах боевая тревога», «Курсом к победе» (об опыте Великой Отечественной войны), «Крутые повороты», опубликовано около сотни статей о флоте и его героической деятельности в годы Великой Отечественной войны, о людях, посвятивших себя Военно-Морскому Флоту страны. Эти книги с удовольствием читает и будет читать не одно поколение выпускников военно-морских учебных заведений.
Капитан 1 ранга Р.МАМАШЕВ, кандидат технических наук;
полковник медицинской службы В. СЕДИН, кандидат медицинских наук;
подполковник медицинской службы в запасе А.ШЕХЕРЕВ
Примечания
1 Кузнецов Н. Г. Накануне. - М., Воениздат, 1989.
2 Великая Отечественная. Русский архив. -Т. 12. - М: Терра, 1997.
3 ЦВМА: Ф. 216; Д. 12904; Л. 235. Автограф.
4 ЦВМА. - Ф. 216. - Д. 12898,. - Л. 75. Автограф.
5 ЦВМА. - Ф. 14. - Оп. 47. - Д. 234. - Л. 14-17. - Подлинник.
6 ЦВМА. - Ф. 79. - Д. 39795. - Л. 161-162. -Подлинник.
7 ЦВМА.- Ф.- 79. - Д. 39849. - Л. 26-27.
8 Кр. флот, 1940, 28 июля.
9 Грабарь В.К. Нахимовское училище. История. Традиции. Судьбы. - СПб.: «Искусство-СПБ», 2003.
10 ЦВМА. - Ф. 79. - Д. - 39821. - Л. 70-72. -Подлинник.
11 Докладная записка Наркома ВМФ СССР Н.Г.Кузнецова члену ЦК ВКП(6) А.А.Жданову об использовании крейсера «Аврора» в качестве учебного судна и корабля-музея № 145 от 21 июля 1944 г.
12 РЦХИДНИ, ф. 17, оп. 121. д. 320, л. 29. Подлинник на бланке Наркома ВМФ СССР.

    В архиве есть данные на выпускников 1950 г.в.:
 
  1.     (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  2.  Владимир Киселев  (1950 г.в. , ТНВМУ)
  3.  Андрей Витальевич  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  4. Авилин Лев Николаевич  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  5. Агеев Владимир Сергеевич  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  6. Александров Евгений Алексеевич  (1950 г.в. , РНВМУ)
  7. Андреев Владимир Александрович  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  8. Антипин Юрий Васильевич  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  9. Апарин Генри Тимофеевич  (1950 г.в. , РНВМУ)
  10. Арнет Эдгар Янович  (1950 г.в. , РНВМУ)
  11. Ассеев Владимир Александрович  (1950 г.в. , РНВМУ)
  12. Астафьев Никита Константинович  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  13. Атрощенко Евгений Евсеевич  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  14. Афанасьев Александр Владимирович  (1950 г.в. , ТНВМУ)
  15. Ачкасов Лев Александрович  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  16. Бабанов Геннадий Николаевич  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  17. Бабенко  Вил Григорьевич   (1950 г.в. , ТНВМУ)
  18. Бабин Виктор Васильевич  (1950 г.в. , РНВМУ)
  19. Бабкин Иван Петрович  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  20. Барышев Валентин Иванович  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  21. Батеев Ким Михайлович   (1950 г.в. , ТНВМУ)
  22. Белов Виктор Федорович  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  23. Беляев Владимир Иванович  (1950 г.в. , ТНВМУ)
  24. Бершанский  Виктор Сергеевич   (1950 г.в. , ТНВМУ)
  25. Богомолов  Юрий Владимирович   (1950 г.в. , ТНВМУ)
  26. Боднев Зиновий Григорьевич  (1950 г.в. , РНВМУ)
  27. Брешин Юрий Васильевич  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  28. Бриль Анатолий Тимофеевич  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  29. Бургонский Юрий Григорьевич  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  30. Бутусов Владимир Степанович  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  31. Быков Леонид Петрович  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  32. Быков Юрий Васильевич  (1950 г.в. , РНВМУ)
  33. Быстров Анатолий Васильевич  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  34. Васильев Василий Никандрович  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  35. Васильев Константин Васильевич  (1950 г.в. , РНВМУ)
  36. Васильев Анатолий Гаврилович   (1950 г.в. , ТНВМУ)
  37. Васин Василий Иванович  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  38. Величко Эрвилий Иванович  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  39. Венедиктов Алексей Николаевич  (1950 г.в. , РНВМУ)
  40. Венедиктов Валентин Константинович  (1950 г.в. , РНВМУ)
  41. Винник Владлен Данилович  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  42. Вислобоков Аркадий Иванович  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  43. Витеев Павел Алексеевич  (1950 г.в. , РНВМУ)
  44. Власов Владимир Иванович  (1950 г.в. , РНВМУ)
  45. Власов Зиновий Владимирович  (1950 г.в. , ТНВМУ)
  46. Воеводин Юрий Павлович  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  47. Вояковский Юрий Иосифович  (1950 г.в. , РНВМУ)
  48. Вылегжанин Владимир Андреевич  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  49. Вырелкин Виктор Павлович  (1950 г.в. , РНВМУ)
  50. Гаврилов Владимир Александрович  (1950 г.в. , ТНВМУ)
  51. Гавришин Константин Дмитриевич  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  52. Гальцев Альберт Афанасьевич  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  53. Гамалеев Валерий Григорьевич  (1950 г.в. , РНВМУ)
  54. Гаспарашвили Тенгиз Семёнович  (1950 г.в. , ТНВМУ)
  55. Герасимов Олег Алексеевич  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  56. Глебов Борис Иванович  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  57. Глинский Евгений Евгеньевич  (1950 г.в. , РНВМУ)
  58. Годзевич Герман Борисович  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  59. Голохвастов Лев Александрович  (1950 г.в. , РНВМУ)
  60. Голубев Алексей Михайлович  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  61. Голубев Константин Васильевич  (1950 г.в. , РНВМУ)
  62. Голубев Юрий Кузьмич  (1950 г.в. , РНВМУ)
  63. Гольдинштейн Наум Симонович  (1950 г.в. , РНВМУ)
  64. Григорьев Марлен Семенович  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  65. Григорьев Геннадий Михайлович  (1950 г.в. , РНВМУ)
  66. Гузев Юрий Сергеевич  (1950 г.в. , РНВМУ)
  67. Гусев Герман Афанасьевич  (1950 г.в. , ТНВМУ)
  68. Дамм Эдуард Александрович  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  69. Данилов Петр Григорьевич  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  70. Дерибаско Валентин Александрович  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  71. Друскин Рувим Савельевич  (1950 г.в. , РНВМУ)
  72. Дунечкин Виктор Иванович  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  73. Егерь Олег Васильевич  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  74. Емелин Геннадий Валентинович  (1950 г.в. , РНВМУ)
  75. Ермолов Роман Борисович  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  76. Ершов Владлен Семенович  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  77. Ершов Юрий Абрамович  (1950 г.в. , РНВМУ)
  78. Ефимов Всеволод Александрович  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  79. Ефремов Владимир Максимович  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  80. Жарнов Борис Васильевич  (1950 г.в. , РНВМУ)
  81. Жизнев Анатолий Николаевич  (1950 г.в. , РНВМУ)
  82. Житников Альберт Петрович  (1950 г.в. , ТНВМУ)
  83. Жуков Александр Григорьевич  (1950 г.в. , РНВМУ)
  84. Задорин Леонид Константинович  (1950 г.в. , РНВМУ)
  85. Залесный  Анатолий Иванович  (1950 г.в. , ТНВМУ)
  86. Замалетдинович Джон Бурханович  (1950 г.в. , ТНВМУ)
  87. Захаров Юрий Григорьевич  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  88. Захаров Михаил Иванович  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  89. Зверев Всеволод Иосифович  (1950 г.в. , РНВМУ)
  90. Звонцев Олег Сергеевич  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  91. Земский Валентин Сергеевич  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  92. Зудинов Аркадий Федорович  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  93. Иванов Виктор Алексеевич  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  94. Иванов Виктор Петрович  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  95. Иванов Феликс Дмитриевич  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  96. Иванов Юрий Михайлович  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  97. Иванов Александр Константинович  (1950 г.в. , РНВМУ)
  98. Иванов Вадим Борисович  (1950 г.в. , РНВМУ)
  99. Иванов Валентин Илларионович   (1950 г.в. , ТНВМУ)
  100. Истомин Олег Васильевич  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  101. Казимирчук Станислав Иванович  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  102. Калинкин Игорь Павлович  (1950 г.в. , ТНВМУ)
  103. Карпов Борис Николаевич  (1950 г.в. , РНВМУ)
  104. Касаткин Владимир Петрович  (1950 г.в. , РНВМУ)
  105. Кашкин Константин Филиппович  (1950 г.в. , РНВМУ)
  106. Кириллов Игорь Константинович  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  107. Кириллов Владимир Павлович  (1950 г.в. , РНВМУ)
  108. Князев Валентин Александрович   (1950 г.в. , ТНВМУ)
  109. Коваль Арлен Алексеевич  (1950 г.в. , РНВМУ)
  110. Ковруков Игорь Михайлович  (1950 г.в. , ТНВМУ)
  111. Козлов Валентин Семенович  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  112. Козлов Александр Васильевич  (1950 г.в. , РНВМУ)
  113. Колотвин Валерий Васильевич  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  114. Колчин Юрий Павлович  (1950 г.в. , ТНВМУ)
  115. Кондратьев Алексей Васильевич   (1950 г.в. , ТНВМУ)
  116. Коновалов Евгений Николаевич  (1950 г.в. , РНВМУ)
  117. Кононов Михаил Николаевич  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  118. Корнилов Александр Васильевич  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  119. Коровин Игорь Аркадьевич  (1950 г.в. , ТНВМУ)
  120. Косабов Роберт Ваганович  (1950 г.в. , РНВМУ)
  121. Котловский Феликс Борисович  (1950 г.в. , РНВМУ)
  122. Котов Олег Иванович   (1950 г.в. , ТНВМУ)
  123. Кудрявцев Евгений Павлович  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  124. Кузьмин Александр Александрович  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  125. Кулаков Евгений Александрович  (1950 г.в. , РНВМУ)
  126. Куликов Сергей Николаевич  (1950 г.в. , РНВМУ)
  127. Кунцинс ? ?  (1950 г.в. , РНВМУ)
  128. Купцов Иван Васильевич  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  129. Курачик Анатолий Иванович  (1950 г.в. , РНВМУ)
  130. Куренков Виктор Викторович  (1950 г.в. , РНВМУ)
  131. Кучумов Евгений Михайлович  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  132. Лабутин Анатолий Васильевич  (1950 г.в. , РНВМУ)
  133. Лагутин Владимир Моисеевич  (1950 г.в. , РНВМУ)
  134. Ланцев Евгений Алексеевич  (1950 г.в. , РНВМУ)
  135. Лебедев Виктор Михайлович  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  136. Лебедев Игорь Алексеевич  (1950 г.в. , РНВМУ)
  137. Лейков Вадим Георгиевич  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  138. Лешков Герман Александрович  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  139. Лисютин Валентин Трофимович  (1950 г.в. , ТНВМУ)
  140. Ломоносов Александр Сергеевич  (1950 г.в. , РНВМУ)
  141. Лопухин Лев Алексеевич  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  142. Ляндрес Александр Исакович  (1950 г.в. , ТНВМУ)
  143. Макшанчиков Борис Геннадиевич  (1950 г.в. , РНВМУ)
  144. Малахов Юрий Петрович  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  145. Мальков Владимир Михайлович  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  146. Мальков Борис Михайлович  (1950 г.в. , РНВМУ)
  147. Маркин Юрий Васильевич  (1950 г.в. , РНВМУ)
  148. Мациевский Владимир Николаевич  (1950 г.в. , РНВМУ)
  149. Медведев В. Ф.  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  150. Мешков Анатолий Павлович   (1950 г.в. , ТНВМУ)
  151. Милютин Олег Петрович   (1950 г.в. , ТНВМУ)
  152. Мирошниченко Олег Николаевич   (1950 г.в. , ТНВМУ)
  153. Михайлов Григорий Михайлович  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  154. Михайлов Юрий Борисович  (1950 г.в. , ТНВМУ)
  155. Можейко Альберт Петрович  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  156. Московский Георгий Павлович  (1950 г.в. , РНВМУ)
  157. Моторин Геннадий Михайлович  (1950 г.в. , РНВМУ)
  158. Назаров Эдуард Васильевич  (1950 г.в. , РНВМУ)
  159. Нарыков Виктор Васильевич  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  160. Немцов Борис Давидович  (1950 г.в. , ТНВМУ)
  161. Николаев Алексей Захарович  (1950 г.в. , ТНВМУ)
  162. Николаев  Борис Александрович   (1950 г.в. , ТНВМУ)
  163. Никольский Юрий Владимирович  (1950 г.в. , РНВМУ)
  164. Обухов Борис Александрович  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  165. Обухов Леонид Петрович  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  166. Огурцов Петр ?  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  167. Олейник Сергей Константинович  (1950 г.в. , РНВМУ)
  168. Осадчий Василий Степанович  (1950 г.в. , ТНВМУ)
  169. Осипчук Владимир Борисович  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  170. Павленко Валентин Иванович  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  171. Павловский Владимир Вадимович  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  172. Павуль Александр Артурович  (1950 г.в. , РНВМУ)
  173. Певцов Аркадий Дмитриевич  (1950 г.в. , РНВМУ)
  174. Пейсахович Анатолий Семенович  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  175. Петрищев Иван Иванович  (1950 г.в. , ТНВМУ)
  176. Петров Генрих Федорович  (1950 г.в. , РНВМУ)
  177. Петрушенко Н. М.  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  178. Петрушков Юрий Михайлович  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  179. Похолков Владимир Моисеевич  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  180. Преображенский Виктор Владимирович  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  181. Преображенский  Борис Михайлович  (1950 г.в. , ТНВМУ)
  182. Пудов Юрий Серафимович  (1950 г.в. , ТНВМУ)
  183. Пыркин Игорь Валерьевич  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  184. Распицын Михаил Семенович  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  185. Ратников Геннадий Михайлович  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  186. Рахимов Марат Гулямович  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  187. Редькин Василий Егорович  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  188. Рекстин Эдуард Эдуардович  (1950 г.в. , РНВМУ)
  189. Репников Николай Леонидович  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  190. Ростов Герман Федорович  (1950 г.в. , РНВМУ)
  191. Румянцев Александр Александрович  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  192. Рябов Виктор Анатольевич  (1950 г.в. , РНВМУ)
  193. Сафонов Лев Михайлович  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  194. Светлаев Виктор Дмитриевич  (1950 г.в. , РНВМУ)
  195. Свинцов Виктор Константинович  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  196. Селиверстов Юрий Александрович  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  197. Семенов Борис Павлович  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  198. Семенов Юрий ?  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  199. Сердобольский Лев Александрович  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  200. Серогодский Борис Михайлович  (1950 г.в. , РНВМУ)
  201. Сидоров Федор Александрович  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  202. Силантьев Юрий Иванович  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  203. Симарев Юрий Иванович  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  204. Симонов Юрий Васильевич  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  205. Скарабевский Лев Николаевич  (1950 г.в. , РНВМУ)
  206. Скопенко Владимир Яковлевич  (1950 г.в. , ТНВМУ)
  207. Слученков Геннадий Михайлович  (1950 г.в. , ТНВМУ)
  208. Смирнов Борис Семенович  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  209. Смирнов Виталий Алексеевич  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  210. Смирнов Игорь Дмитриевич  (1950 г.в. , РНВМУ)
  211. Снопиков Валерий Николаевич  (1950 г.в. , РНВМУ)
  212. Соболев Владимир Алексеевич  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  213. Соболевский Анатолий Михайлович  (1950 г.в. , ТНВМУ)
  214. Согомонян Константин Ричардович  (1950 г.в. , РНВМУ)
  215. Соколов Анатолий Георгиевич  (1950 г.в. , ТНВМУ)
  216. Соловьев Юрий Николаевич  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  217. Спектор Альфред Григорьевич  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  218. Старбунов Владимир Николаевич  (1950 г.в. , РНВМУ)
  219. Стражмейстер Олег Борисович  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  220. Стрижаков Николай Михайлович  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  221. Строд Виктор Евгеньевич  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  222. Сулоев Борис Николаевич  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  223. Таболкин Виталий Константинович  (1950 г.в. , РНВМУ)
  224. Таиров Юрий Михайлович  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  225. Тарасов Юрий Алексеевич  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  226. Толиельников Вениамин ?  (1950 г.в. , РНВМУ)
  227. Третьяков Александр Петрович  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  228. Трифоненко ? ?  (1950 г.в. , РНВМУ)
  229. Тужилкин Владимир Иванович  (1950 г.в. , РНВМУ)
  230. Тыминский Николай Николаевич  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  231. Тювелев Рев Иванович  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  232. Усачев Алексей Владимирович  (1950 г.в. , РНВМУ)
  233. Устинов Игорь Максимович  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  234. Фаворский Дмитрий Николаевич  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  235. Халанский Анатолий Дмитриевич  (1950 г.в. , ТНВМУ)
  236. Халиков Марат Хаевич  (1950 г.в. , ТНВМУ)
  237. Хашев Геннадий Алексеевич  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  238. Хижняк Сергей Иванович  (1950 г.в. , ТНВМУ)
  239. Холостов Виктор Дмитриевич  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  240. Хроленко Виктор Михайлович   (1950 г.в. , ТНВМУ)
  241. Цеминг Александр Иванович  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  242. Цепляев Игорь Александрович  (1950 г.в. , ТНВМУ)
  243. Чекмезов Марк Иванович  (1950 г.в. , РНВМУ)
  244. Чистяков Юрий Николаевич  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  245. Шауров Александр Алексеевич  (1950 г.в. , РНВМУ)
  246. Шваб Анатолий ?  (1950 г.в. , РНВМУ)
  247. Швайгер Аркадий Борисович  (1950 г.в. , РНВМУ)
  248. Шевченко Александр Иванович  (1950 г.в. , ТНВМУ)
  249. Шестопёров Николай Дмитриевич  (1950 г.в. , ТНВМУ)
  250. Шишмарев Дмитрий Борисович  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  251. Щедрин Владимир Иванович  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  252. Щербаков Олег Вячеславович  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
  253. Эрлих Анатолий Абрамович  (1950 г.в. , ТНВМУ)
  254. Юмашев Владимир Константинович  (1950 г.в. , ТНВМУ)
  255. Якобсон Эдуард Петрович  (1950 г.в. , ЛНВМУ)
 


Сейчас на сайте нахимовцы: нет зарегистрированных пользователей online

Copyright © Сирый Александр Сергеевич.
Административная группа и редколегия сайта: Сирый А. С.(ЛНВМУ-84), Максимов В.В.(ТНВМУ-52), Цариков А.В.(ЛНВМУ-86), Богданов И.Я.(ЛНВМУ-83), Мустафин Р.Р.(ЛНВМУ-84).
При использовании материалов сайта ссылка на сайт http://www.nvmu.ru обязательна. Сайт является некоммерческим благотворительным прoектом. Коммерческое использование материалов запрещено. Все фото, кино и видеоматериалы, звуковые и текстовые файлы могут быть использованы в коммерческих целях только с разрешения их правообладателей или в некоторых случаях администрации нахимовсого сайта.
Проект получил благословение Святейшего Патриарха Алексия Второго.
                                           
 Военно-морской клуб  «АВТОНОМКА» Александра Викторова   Сайт Рената Мустафина 
Профессиональная фото и видеосъемка в Санкт-Петербурге

Круизы по всему миру, Клуб Путешествий Советский

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    

вход для нахимовцев
log.
pass. 
войти запомнить
напомнить пароль
   радио"АВРОРА"

Объявления
предыдущие сообщения

Нахимовское военно-морское училище

Кинозал

Интервью с историком 
архитектуры Кириковым Б.М.


   Смотреть полностью
---------------------------------------
  

  НА ЗАМЕТКУ
---------------------------------------
Луцкий А.Н.


 "За прочность прочного
корпуса"
---------------------------------------
Лойкканен Г.Г. Агронский М.Д.


 Сборник материалов об
Рижском нахимовском
училище (1945-1953гг.)
---------------------------------------
Поэт Игорь Жданов


 Книга-тетрадь
"Первые стихи..."
---------------------------------------
Дневник  Ю.Я. Слесарева


 Серия
"Нахимовские дневники"
---------------------------------------
Н.А. Верюжский


 Книга воспоминаний
выпускника РНВМУ
Николая Верюжского.
---------------------------------------
Ю.Л. Коршунов


  "Воспоминания и
размышления
о службе, жизни, семье."
---------------------------------------
Игорь Жданов


 Повесть "ВЗМОРЬЕ"
---------------------------------------