... Подготовка этой премьеры, подробно описанная во многих воспоминаниях, напоминает фантастическую военную операцию. Военно-транспортным самолетом из Москвы доставляется партитура симфонии. Единственный оставшийся в живых ленинградский дирижер Карл Элиасберг, едва оправившийся от голода в стационаре для дистрофиков при гостинице Астория, где немецкое командование собирается устроить банкет по случаю взятия города, восторженно читает партитуру. Высокий и страшно худой Карл Элиасберг в интеллигентских очках едет по Невскому проспекту на велосипеде, на руле которого болтается кастрюля - на случай, если удастся раздобыть еду. Дирижер едет на велосипеде через весь город в Политуправление фронта, что в Политехническом институте, с просьбой прислать из действующей армии музыкантов-духовиков. Начальник Политуправления генерал Дмитрий Холостов мрачно шутит: "Бросим воевать, пойдем играть", но, тем не менее, духовиков присылает. На переднем крае обороны города устанавливаются мощные динамики для трансляции симфонии немцам. Командующий Ленинградским фронтом генерал-лейтенант Леонид Говоров приказывает 42-ой армии подготовить артиллерийские батареи к подавлению возможного вражеского артобстрела во время исполнения симфонии. 30 июля Карл Элиасберг едет на велосипеде с неизменной кастрюлей на руле в Смольный, чтобы обсудить премьеру со Вторым секретарем Ленинградского горкома партии Алексеем Кузнецовым. С утра до вечера в Филармонии идут ежедневные репетиции симфонии. Музыканты, присланные с фронта, не без труда восстанавливают свои профессиональные навыки...
И вот теперь Карл Ильич Элиасберг держал партитуру симфонии в руках. Нотные строчки захватили дирижера и одновременно испугали: где взять такой огромный оркестр? Восемь валторн, шесть труб, шесть тромбонов!.. Их просто нет. А на партитуре рукою Шостаковича написано: «Участие этих инструментов в исполнении симфонии обязательно». И «обязательно» жирно подчеркнуто. Да и только ли духовые инструменты! Чтобы исполнить симфонию, требовалось около восьмидесяти музыкантов! А в оркестре Радиокомитета их было всего пятнадцать... Давно ли, всего лишь в марте, были они, Элиасберг и инспектор оркестра Прессер, у начальника Управления по делам искусств Б. И. Загурского, вместе просматривали списки оркестрантов. Двадцать семь фамилий в тех списках были обведены черным карандашом: эти артисты не пережили блокадной зимы. Примерно столько же фамилий обведено красным: этих людей нужно было искать по госпиталям и стационарам. Конечно, есть еще музыканты — в окопах, в траншеях, опоясывающих Ленинград двухсоткилометровым кольцом. Музыканты эти лежат сейчас у пулеметов, дежурят возле орудий, стоят на постах МПВО... Помочь могла только армия.
Начальник Политического управления Ленинградского фронта генерал Д. Холостов, выслушав просьбу дирижера, грустно пошутил:
— Бросим воевать, пойдем играть! — Но тут же по-деловому спросил:— Где находятся ваши музыканты?
... В районе Токсово командующий войсками Ленинградского фронта генерал армии Л. А. Говоров, член Военного совета А. А. Кузнецов, начальник политуправления генерал-лейтенант Д. И. Холостов лично проверяли готовность танкистов к преодолению сложных препятствий. Применение танков-мостов, минных тралов, преодоление сложных заграждений на учебном поле в обстановке, приближенной к боевой, — все это было показано командованию. Мастерство танкистов было высоко оценено...
... Члены Военного совета: бригадный комиссар Сычев В.А. (сентябрь 1942 г. — февраль 1942 г.); бригадный комиссар, с декабря 1942 г. генерал-майор Холостов Д.И. (февраль 1942 г. — март 1943 г.); генерал-майор Емельяненко Г.С. (март 1943 г. — декабрь 1944 г.)...
Войсковая разведка - выпуск 5. ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ОБОРОНЫ. 1944. Генерал-майор Д. ХОЛОСТОВ. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ РАЗВЕДЧИКОВ.
Медальоны РККА и личные опознавательные знаки вермахта. О поверке наличия медальонов. "Приказание войскам Ленинградского фронта № 035 17.11.41.
Музей обороны Ленинграда, образован в начале 1942 решением Военного совета Ленинградского фронта и горкома ВКП(б) как выставка «Великая Отечественная война советского народа против немецких захватчиков» (располагалась на углу 1-й Красноармейской улицы и Измайловского проспекта). В 1944 в помещении Соляного городка создана выставка «Героическая оборона Ленинграда». Осенью 1945 выставка преобразована в М. о. Л. (открыт 27 января 1946 во 2-ю годовщину снятия блокады). Созданием выставки и музея руководил историк и искусствовед Л. Л. Раков, экспозицию готовили художники Н. М. Суетин, К. Л. Иогансен, В. А. Петров, А. А. Лепорская и др. Большую помощь создателям выставки и музея оказали 1-й секретарь обкома и горкома ВКП(б) А. А. Кузнецов, секретарь горкома А. И. Маханов и начальник политуправления Ленинградского фронта — генерал Д. И. Холостов. В М. о. Л. экспонировались тысячи подлинных реликвий обороны Ленинграда: дневник Тани Савичевой; пробитый осколками комсомольский билет В. Дунина, уничтожившего в бою 11 гитлеровцев; миномёт, из которого расчёт братьев Шумовых выпустил по врагу 30 тыс. мин; истребитель Як-7 дважды Героя Советского Союза П. А. Покрышева и многое др., а также многочисленные образцы советской и трофейной боевой техники и вооружения. В январе 1946 — мае 1949 М. о. Л. посетило свыше 1,1 млн. человек. В августе 1949 в связи с «Ленинградским делом» музей был закрыт для посетителей, его руководители подверглись необоснованным репрессиям. В 1952 по распоряжению Совета Министров РСФСР М. о. Л. ликвидирован, собранные в нём образцы вооружения и техники в 1952—53 сданы на переплавку, многие экспонаты уничтожены, уцелевшие — переданы в другие музеи (главным образом в Музей истории Ленинграда). В апреле 1989 принято решение о восстановлении М. о. Л. в Соляном городке.