А
-
Б
-
В
-
Г
-
Д
-
Е
-
Ж
-
З
-
И
-
К
-
Л
-
М
-
Н
-
О
-
П
-
Р
-
С
-
Т
-
У
-
Ф
-
Х
-
Ц
-
Ч
-
Ш
-
Щ
-
Э
-
Ю
-
Я
Кунцинс ? ?
РНВМУ 1950 г.в.
Кунцис. Кунцинс. ?
Рижское Нахимовское военно-морское училище. Сборник материалов о встрече выпускников по случаю 60-летия основания училища. 3 декабря 2005 г. Составители: Г.Г. Лойкканен, М.Д. Агронский. СПб.: "НПП "Система", 2006.
«БОЛЬШАЯ ШКОЛА»
Лейтенант В. Куликов «Советская молодежь» 27 января 1950 г.
Хорошо подготовленное и проведенное на высоком идейном уровне комсомольское собрание повышает чувство ответственности у членов ВЛКСМ за свои успехи в труде и учебе, помогает каждому комсомольцу понять роль и определить свое место в решении тех задач, которые выдвигает перед комсомолом большевистская партия. Второй пленум ЦК ВЛКСМ потребовал от комсомольских организаций поднять роль собраний, устранить формализм и сухость в деле их подготовки и проведения, разнообразить повестку дня. До недавнего времени комсомольцы Нахимовского училища обсуждали на своих собраниях лишь вопросы успеваемости и дисциплины. Ясно, это вызывало справедливую критику в адрес бюро первичной организации ВЛКСМ. С помощью коммунистов-воспитателей и преподавателей мы сумели вовремя перестроить свою работу, стали внимательнее прислушиваться к запросам молодежи, чаще выносить на собрания вопросы воспитания нашей молодежи в духе советского патриотизма, советской национальной и военной гордости... За сравнительно короткое время комсомольцы 8, 9 и 10 классов провели собрания со следующей повесткой дня: «Комсомол в борьбе за великое дело Октября», «О моральном облике советского молодого человека», «Что значит быть патриотом?», «За что я люблю свою Родину?», «Критика и самокритика - движущая сила развития социалистического общества», «Образ Алексея Мересьева - пример советского патриотизма и мужества», «Достижения советской науки и техники», «Наше поколение будет жить при коммунизме», «Советская молодежь под солнцем Сталинской Конституции». Большое значение мы придаем подготовке собрания. Поучительно в этом отношении собрание с повесткой дня: «За что я люблю свою Родину». Бюро ВЛКСМ поручило сделать доклад на эту тему комсомольцу, отличнику Сергею Куликову. С помощью коммунистов Куликов подготовил яркий, убедительный доклад, показывающий величие нашей социалистической Отчизны. Незадолго перед собранием в классах наиболее подготовленные комсомольцы провели с молодежью беседы на темы: «Наша Родина дала миру Ленина и Сталина», «Советский Союз - первое в мире государство рабочих и крестьян», «Наша страна - родина передовой науки, техники и культуры», «Лауреаты Сталинской премии 1948 года», «Мировые рекорды советских спортсменов». Подготовительная работа во многом определила активность воспитанников, идейный уровень их выступлений на собраниях. С чувством глубокой любви и благодарности говорил комсомолец Кунцис о широких горизонтах, которые открылись ныне для латышской молодежи. - Каждый латышский юноша и девушка - говорил он, - может приобрести теперь любую избранную ими специальность. Я отдам все свои силы, чтобы оправдать отеческую заботу Родины.... Узбек Светлаев, казах Бекенев рассказали, как расцвела национальная культура их родных республик за годы советской власти. Комсомольцы Золотов и Игорь Смирнов взволновано говорили об историческом значении деятельности вождей мирового пролетариата Ленина и Сталина. Проникнутая горячей любовью к своей стране, расходилась молодежь с этого увлекательного собрания. Нахимовцы Хризман, Шамин, Полысалов и другие подали вскоре заявления о приеме в члены ВЛКСМ. ...Комсомольские собрания оказывают серьезную помощь преподавателям в воспитании учащихся в духе советского патриотизма и советской национальной гордости, помогают крепить связь с молодежью, приобщают ее к активной общественной работе.
«ПЯТЬ ЛЕТ. ЮБИЛЕЙ РИЖСКОГО НАХИМОВСКОГО УЧИЛИЩА»
С. Банк «Советская молодежь» 13 января 1951г.
Пять лет назад в снежный январский день пришел в старинное здание у пороховой башни двенадцатилетний паренек. Звали его Иван или Янис - не все ли равно. Отец паренька погиб в штормовом студеном море, защищая Родину. Мать умерла в осажденном Ленинграде. Потому и глаза у него были не по-детски печальны... Прошло пять лет. Не узнать паренька. Стройный, широкоплечий юноша с чуть заметным пушком над верхней губой, в красивой, ладно пригнанной морской форме, с комсомольским значком на груди. Но это лишь внешние перемены: за пять лет человек вырос, у него выработался характер - прямой, честный и мужественный. Духовный мир его стал широк. Он знаком с музыкой и живописью, знает литературу, любит театр. Юноша кончает десятилетку, влюблен в море, и летом, после сдачи экзаменов на аттестат зрелости, впервые наденет курсантскую форму. ... Шла война. Еще в Белоруссии, Прибалтике, на Украине лютовали фашисты, но советские люди уже видели победу, по-отечески заботились о детях, оставшихся без крова, без родителей. 21 августа 1943 года по инициативе товарища Сталина Совет Народных Комиссаров Союза ССР и Центральный Комитет ВКП(б) приняли решение об организации суворовских и нахимовских училищ «... для устройства, обучения и воспитания детей воинов Красной Армии, партизан Отечественной войны, а также детей советских, партийных работников, рабочих и колхозников, погибших от рук немецких оккупантов...» Первыми были организованы Суворовские училища, затем Тбилисское и Ленинградское Нахимовские училища. В конце 1945 года в Риге решением правительства было создано третье в стране военно-морское Нахимовское училище. В начале января 1946 года в училище начались занятия. Рига - морской город. К широким причалам торгового порта швартуются корабли, пришедшие из далеких морей и океанов. Моряки, курсанты мореходного и речного училищ, воспитанники школы юнг - все это крепкие юноши в морской форме, с сине-белыми треугольниками тельняшек. Но с особенной любовью глядят горожане на стройные ряды по-военному подтянутых нахимовцев. Их можно видеть везде: на спортивных соревнованиях и в музеях, в Театре оперы и балета и на заснеженных дорожках Межапарка. Тринадцатого января училище празднует свое пятилетие. И, оглядываясь на пройденный путь, командование Нахимовского училища, офицеры-воспитатели, педагоги, сами воспитанники видят, как много сделано хорошего, чувствуют, что доверие Родины, ее заботы оправданы. В училище пришли, да и сейчас приходят, 11- и 12-летние пареньки с различными характерами, склонностями, воспитанием. Многие из них познали ужасы войны, побывали в партизанских отрядах, были сыновьями полков и кораблей... Правда, не всем по душе пришлись на первых порах дисциплина, строгий режим дня, требовательность офицеров и старшин. И какой это тяжелый, но благодарный труд, выпавший на долю командования, офицеров и педагогов - воспитывать юных граждан, прививать им дисциплинированность, товарищескую солидарность, любовь к знаниям и труду, к морской профессии. Начальник училища - капитан 1 ранга К.А. Безпальчев иногда вспоминает первый год работы и учебы. Надо было приучать воспитанников к порядку, ко всей жизни военно-учебного заведения. Но труды не пропали даром. Об этом говорят, прежде всего, два выпуска - 1949 и 1950 годов. Десятки юношей успешно окончили училище, сдали экзамены на аттестат зрелости и уехали в Ленинград, в высшие военно-морские училища. Став курсантами, взрослыми, самостоятельными людьми, они выделяются среди своих товарищей, пришедших в училище после окончания обычной средней школы. Бывшие нахимовцы более дисциплинированы, хорошо знакомы с основами военно-морского дела, как правило, неплохие спортсмены. Нынешние курсанты Макшанчиков, Кунцис, Московский, Юрген, Акатов, Шауров и десятки других с любовью вспоминают Рижское Нахимовское. В прошлом году среди окончивших училище был воспитанник Мартинсон. В литературном рукописном журнале «Нахимовец» Мартинсон писал: «Отныне и навеки моя жизнь принадлежит флоту. Все мы сжились, срослись с училищем. В нем постигли азы морской науки, и в нем получили среднее образование, в нем мы научились настоящей дружбе... В памяти запечатлелись незабываемые эпизоды: вручение знамени, парады в Риге, шлюпочные походы и многое другое. О параде в Москве и говорить не приходится - этого я никогда не забуду...». Рижское Нахимовское не просто готовит юношей к сдаче экзаменов на аттестат зрелости. Военно-морские дисциплины, спорт занимают немалое место во всей системе воспитания, ибо советский морской офицер должен быть всесторонне образованным человеком, человеком высокой морали и крепкой физической закалки. В училище работают секции бокса, легкой атлетики, фехтования, гимнастики, акробатики, плавания, борьбы, лыжная, конькобежная. Почти в каждом городском или республиканском соревновании нахимовцы принимают самое активное участие... Художественная самодеятельность нахимовцев хорошо известна и во Дворце пионеров и в агитпунктах, где воспитанники провели десятки концертов для избирателей. Летние лагеря, морские походы на учебной парусной шхуне «Лавена» прививают юношам любовь к морю, приучают их к трудностям морской службы. В одном из журналов «Нахимовец» воспитанник 7-го класса так описывает шлюпочный поход: «...Занятия подходят к концу. Мы рубим рангоут и ложимся на обратный курс, к лагерю. Командир шлюпки отдал команду «весла под планширь» - и, закурив, сказал: «Пусть каждый из вас самостоятельно управляет шлюпкой». Заметив наши загоревшиеся глаза, он добавил: «Привыкайте, пора уже...». Наконец, наступила моя очередь сесть за руль. Пробравшись к корме, я с такой силой сжал руль, что побелели пальцы. Заскрипели уключины. Тонким от волнения голосом я скомандовал: «Р-а-а-з, два, р-ра-а-з, два!». Мое сердце было наполнено не простой ребячьей радостью, а торжественной гордостью взрослого человека. Я забыл, что рядом командир. Я понимал одно: я веду шлюпку, веду самостоятельно, веду правильно». Так воспитываются характеры. Во всей интересной, многообразной жизни училища самую активную роль играет комсомольская организация. Девятые и десятые классы - целиком комсомольские, много членов ВЛКСМ в седьмых и восьмых классах. Комсомольцы училища задают тон. Сегодня училище отмечает свой юбилей. Открывается в коллективе воспитательная выставка работ нахимовцев. Воспитанники любят труд и с детства привыкают к нему. Юные модельщики покажут модели военных кораблей: тут будет и управляемый по радио линейный корабль, и миноносец со всем освещением, положенным этому классу кораблей. Радиолюбители выставят детекторные приемники, молодые механики - различные инструменты, столяры - мебель. Готовятся также выставка ротных и классных стенных газет, художественная самодеятельность, спортивные выступления. Каждый год в училище прибывают десятки новичков. Они с уважением глядят на «старослужащих» нахимовцев, любуются их выправкой, аккуратной, красивой формой. Потом, как-то незаметно для самих себя, они перестают быть новичками - училище захватывает их полностью, в нем так интересно жить, учиться, расти... Будущие офицеры лучшего в мире Советского Военно-Морского Флота выходят из стен Нахимовского училища грамотными, культурными, волевыми, не боящимися никаких трудностей, патриотами любимой Родины, которая дала им такое замечательное детство и юность.
Доклад контр-адмирала Шаурова Александра Алексеевича. Репино , 30 сентября 1995 года. Народ.ру: рижское нахимовское военно-морское училище (1945-1955).10 декабря 47 г. впервые проводился конкурс по такелажным работам. Первое место оказалось за нашей ротой, а лучшими «такелажниками» признаны Кунцис и Задорин.
Ещё немного статистики. Итак, из 81-го выпускника 1950 года на сегодня 29 человек проживают в Ленинграде и его окрестностях: 7 человек остались в Риге: