А
-
Б
-
В
-
Г
-
Д
-
Е
-
Ж
-
З
-
И
-
К
-
Л
-
М
-
Н
-
О
-
П
-
Р
-
С
-
Т
-
У
-
Ф
-
Х
-
Ц
-
Ч
-
Ш
-
Щ
-
Э
-
Ю
-
Я
Преображенский Виктор Владимирович
ЛНВМУ 1950 г.в.
Преображенский Виктор Владимирович родился в 1930 году. Учился в ЛНВМУ с 1944 по 1949 год.
Виктор Иванов. Мальчишки в бескозырках: Записки нахимовца. М. Современник 1986. Часть 2. "Нахимовцы".
Наша рота имела третий номер. Первая рота — это седьмой класс, вторая— шестой, наша «третья гвардейская», как мы называли себя, состояла из пятиклассников. Нам предстояло переодеться во флотскую форму и ехать на Карельский перешеек в летний лагерь. Часть ребят уже была там. В группе, в которую я попал, были мальчики из разных городов и сел. Были ленинградцы: Феликс Иванов, с которым я впоследствии подружился, Герман Годзевич — очень красивый и высокий мальчик, Витя Преображенский, племянник известной певицы Софьи Преображенской, переживший блокаду и награжденный медалью «За оборону Ленинграда».
Мы построились около доски. Генерал скомандовал одной шеренге два шага вперед и кругом, а затем стал каждого из нас внимательно осматривать. Дойдя до Виктора Преображенского, он строго спросил:
— Почему вы одеты в форму первого срока? Мы затаили дыхание. - Дело в том, что все мы были одеты в синее рабочее платье, а Виктор — в выходное, суконное обмундирование, или, как его называли, первого срока. Мы-то знали, почему Преображенский так одет. Он собрался в очередную самоволку. Что ответит генералу Виктор? А он, как потом признался, боялся рот открыть, так как в перерыве накурился до одурения. Наконец, вдыхая воздух в себя, он сдавленным голосом произнес:
—Робы нет, товарищ генерал!
Лицо генерала стало багровым.
— Что за «роба»? Что за жаргон?
В начале 1946 года училище с быстротой молнии облетела радостная весть: нам доверено представлять нахимовские училища на майском параде в Москве. Всех волновал вопрос:. поедет ли все училище или один парадный батальон? Наконец объявили, что для участия в параде на Красной площади будет сформирован только один батальон из старшеклассников. Младшие приуныли. Мы же, хоть и старшие, не знали, кто поедет. Не сомневались, пожалуй, только такие высоченные ребята, как Кириллов, Преображенский, Симонов... А мы, малорослые, конечно, переживали. Поездку в Москву решал не только рост, но и хорошая успеваемость, а также строевая подготовленность. Москвичи накинулись на учебу с удвоенной энергией: каждому из них хотелось побывать лишний раз дома. Ну, а мы занимались не с меньшей энергией: ведь многие из нас никогда до этого не были в Москве. Словом, у каждого были причины усиленно трудиться. Ведь конкурс был большой.
В этом возрасте многие женятся. Кстати, так и поступили некоторые нахимовцы вскоре после окончания училища. Ну, а пока мы были воспитанниками, то независимо от того, сколько тебе — шестнадцать или двадцать,— курить было запрещено всем. Такие заядлые курильщики, как Игорь Кириллов или Витя Преображенский, страдали преотчаянно. Смешно было наблюдать, как эти двадцатилетние парни курили втихаря, зажав папироску в кулаке или после отбоя лежа под одеялом. Игорь умудрялся курить даже на полу под кроватью.
Софья Петровна Преображенская родилась в С.-Петербурге 14 (27) сентября 1904 г. в музыкальной семье. Отец – священник Петр Преображенский окончил Петербургскую консерваторию по классу композиции, играл на скрипке, виолончели, рояле. Мать пела в хоре А.А.Архангельского. Брат отца был солистом Большого театра, исполнял ведущие теноровые партии. Сестра певицы – выпускница Консерватории по классу фортепиано была концертмейстером в Кировском театре.
В 1923 г. Преображенская поступила в Консерваторию в класс И.В.Ершова. Музыкальный талант, высокие голосовые данные девушки сразу же привлекли внимание руководителей учебного заведения. На одном из экзаменов директор Консерватории А.К.Глазунов отметил, что студентка Преображенская обладает «большим голосом красивого мягкого тембра и тонкое художественное исполнение».
Дебют певицы состоялся в 1926 г. на сцене Оперной студии в партии Любаши («Царская Невеста» Н.Римского-Корсакова). В 1928 г. Преображенская была принята в Кировский (Мариинский) театр. Здесь, певица, обладательница теплого и глубокого во всех регистрах меццо-сопрано, создала шедевры оперного сценического искусства. Ей были близки героико-драматические партии: Марфа в «Хованщине» М.Мусоргского, Любаша в «Царской Невесте» Н.Римского Корсакова, Иоанна в «Орлеанской деве» П.Чайковского, Азучена в «Трубадуре» Дж.Верди. Преображенская – актриса неподражаемо играла жанровые партии: Графиня в «Пиковой Даме» П.Чайковского, Октавиан в «Кавалере роз» Р.Штрауса, Зибель в «Фаусте» Ш.Гуно и многие другие.
В 1950-е и в начале 1960-х годов певица давала сольные концерты в Большом зале Ленинградской филармонии, где советские слушатели впервые познакомились с ариями Баха, Генделя, творениями старых мастеров.
19 января 1958 г. в Кировском театре состоялся юбилейный спектакль «Пиковой дамы», посвященный 30-летию сценической деятельности Преображенской. В следующем году певица покинула оперную сцену, но еще почти десятилетие ее голос звучал в концертных залах.
Преображенская – народная артистка СССР, лауреат Государственных премий, профессор Ленинградской консерватории. Она скончалась в 1966 году. Похоронена в С.-Петербурге, в Некрополе «Литераторские мостки». Ее надгробие создано замечательным мастером скульптурного портрета – М.Т.Литовченко.
Долгое время голос певицы был в забвении. Он не звучал по радио, звукозаписи являлись коллекционными редкостями. К 100-летию Преображенской стараниями петербургского коллекционера Анатолия Лихницкого подготовлены шесть CD, отражающие репертуар певицы. Три диска уже вышли, их можно приобрести по вполне доступной цене в музыкальном салоне «Открытый мир», что в Петербурге на Малой Морской ул.
Возвращение великой певицы современному слушателю, ныне весьма символично в период творческого упадка некогда блистательного Кировского-Мариинского театра (худ. рук. В.Гергиев), так как доносит отголосок высокой культуры русского, и, не побоимся этого слова – советского оперного искусства. А.Алексеев
ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ Софья Петровна (1904–1966), певица. В 1928–59 солистка войны находилась в осажденном Ленинграде, вела концертную деятельность; активный участник фронтовых бригад (около 1500 концертов). Была донором одного из ленингр. госпиталей.
Всероссийское генеалогическое древо. ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ СОФЬЯ ПЕТРОВНА 1904-1966 Певица. Меццо-сопрано. В 1928-1959 в Ленинградском театре оперы и балета.
ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ Софья Петровна (1904-1966) - российская певица (меццо-сопрано), народная артистка СССР (1955). В 1928-59 в Ленинградском театре оперы и балета. Профессор Ленинградской консерватории (с 1949). Государственная премия СССР (1946, 1951).
ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ Софья Петровна (1904—1966 гг.) — певица (меццо-сопрано). Народная артистка СССР (1955 г.). В 1928 г. окончила Ленинградскую консерваторию по классу пения у И.В.Ершова. В 1928 г. дебютировала на сцене Ленинградского театра оперы и балета, где работала до 1959 года. В 1959 г. участвовала в спектаклях Оперной студии Ленинградской консерватории. Выступала на концертной эстрадной сцене, участвовала в исполнении реквиемов В.-А.Моцарта и Дж.Верди, “Торжественной мессы” Л.-В.Бетховена, ораторий Г.Ф.Генделя. Одним из высших достижений С.П.Преображенской был вокальный цикл “Песни и пляски смерти” М.П.Мусоргского. В 1947—1954 гг. и 1960—61 гг. преподавала в Ленинградской консерватории.