галереи
Набережная. Фото-3.
добавил: kurako
День ВМФ-2008
добавил: ArNO
 

Всего зарегистрированных нахимовцев-2110
 
показать всех
только список
     ---------------------------------
           
           НА ЗАМЕТКУ

     ---------------------------------
       Сборник воспоминаний
                
 Тбилисское Нахимовское
             военно-морское
                   училище

       ---------------------------------
             Николай Максимов
               
          "Этика развития
                    личности"          
       ---------------------------------
                   Юрий Росс
            "Тот самый остров"
               

         Сюр-историческая
       приключенческая повесть
       ----------------------------------
       Р.Б.Семевский-Лепорский
               

       Субъективный взгляд 
           очевидца на историю 
           6-го выпуска ЛНВМУ" 
       ---------------------------------
               Владимир Габарь
               
               Пароль 17
     ---------------------------------
              Ренат Мустафин

           
       Заметки на полях
           вахтенного журнала

     --------------------------------
               А.И. Палитаев
              

     "Мои пути подводные"
     --------------------------------
                Игорь Жданов
              

   Дневниковые записи 
             "Такая судьба."
    --------------------------------


 
ЛНВМУ



 Ленинградское Нахимовское военно-морское училище.
 
 Перейти к спискам выпускников ЛНВМУ.

Начало всех начал.
Рождение дома-корабля.
Архитектор А. Дмитриев.
Изразцы.


Здание Ленинградского нахимовского военно-морского училища на Петровской набережной у Авроры.

      Согласно постановлению СНК СССР Нахимовское военно-морское училище основано для воспитания и обучения сынов воинов, погибших при защите Родины от немецко-фашистских захватчиков.
      Свое название училище получило в честь выдающегося русского адмирала Нахимова П. С., героя Крымской войны (1853 - 1856 гг.) на Черном море, героически погибшего в бою. Как вспоминал первый начальник Ленинградского Нахимовского военно-морского училища, тогда капитан 1-ого ранга, а впоследствии контр-адмирал Изачик Н.Г., он получил распоряжение от командования согласовать все организационные вопросы с руководством Ленинграда, подобрать удобное здание и необходимый персонал. Городские власти поддержали предложение военных моряков и обратились в правительство с предложением открыть самостоятельное училище, хотя сначала шла речь об открытии только филиала существовавшего уже Тбилисского Нахимовского военно-морского училища. Непросто было подобрать здание для размещения училища. Из нескольких вариантов Николай Георгиевич Изачик выбрал здание на берегу Невы и Большой Невки. Оно было построено в память основателя Российской империи и Российского флота как училищный дом имени Петра Великого. Его шпиль украшала фигура кораблика-галеры. Налицо были все флотские атрибуты. Этот выбор оказался удачным и все последующие годы нахимовцы глубоко благодарны первому начальнику за столь удачное размещение училища.
      18 сентября 1944 г. состоялось первое зачисление в Ленинградское Нахимовское училище.
      Кандидаты переходили в ранг воспитанников. Их первым делом стригли наголо, переодевали в матросскую форму и отправляли в лагерь. Организация была армейской: класс назывался взводом, два взвода (позднее - три, а потом и четыре) составляли роту; роты нумеровались от старшей - первой, куда входили семиклассники, до младшей - пятой, соответствовавшей третьему классу. Классы (или взводы) нумеровались двойной цифрой. Первая - номер роты, вторая - номер взвода в роте (вместо буквы в гражданской нумерации). Получалось непривычно и сложно, например: «воспитанник 13-го класса» означало, что он учился в 7-в классе, а «воспитанник 51-го класса» - соответственно в 3-а. В Тбилиси, к слову сказать, нумерация была трехзначной: номер роты, потом номер взвода, а третья цифра обозначала класс в общепринятом значении (десятый обозначался нулем). В классы (с третьего по седьмой) или, говоря военным языком, «по ротам» ребята определялись не с учетом возраста, а с учетом полученной ранее подготовки и имеющегося у них уровня знаний, поэтому одноклассники, как правило, отличались по возрасту, и разница доходила до четырех лет. Это были как раз годы, отнятые войной...
      Воспитанник - первое официальное воинское звание, хотя в народе ребят сразу стали называть нахимовцами. Из числа наиболее активных назначались младшие командиры, им присваивалось очередное звание "вице-старшина". У этих ребят были особые отличия на погонах, но дисциплинарной власти они не имели, а исполняли скорее роль звеньевых и старост класса в обычных школах. Надо сказать, что поскольку нахимовцы по малости лет не принимали воинскую присягу, то и власть взрослых не была той, что в армии, не совсем походила на армейскую.
      Состав воспитанников был весьма пестрым. В их среде действовали неписаные законы детского сообщества. На первых порах они держались кучками - боялись, не обидел бы кто; и объединялись по-своему - сначала фронтовики, однополчане, земляки, товарищи, потом уже - взводы и роты. Были и свои авторитеты - те, кто фактически определял ход и течение училищной жизни. Быстро появились клички и прозвища. И в конце концов образовалось своего рода «тотемное» самоназвание нахимовцев. Они стали называть себя «питонами». Впервые сочетание слов «воспитанники - воспитоны - питоны» зафиксировано в стихотворении А. Генкина (2-я рота), написанном в 1947 г. Но, по мнению его друга В. Солуянова, это прозвище появилось гораздо раньше. Его, по созвучию со своей фамилией, получил Валентин Воспитанный, зачисленный в старшую (1-ю) роту в 1944 г. Звание «питон» - очень почетное. Позже Нахимовское училище, в параллель «системе» (так назывались на морском жаргоне высшие военно-морские училища) получило неофициальное, почти географическое, вызывающее уважение название - «Питония». Оно, несмотря на все запреты, пережило десятилетия.
      К 12 октября 1944 г. было набрано более половины контингента. Начальник училища рассчитывал, что занятия начнутся 30 октября. Но ремонт еще не был закончен, и с занятиями пришлось задержаться.
      В докладе начальнику ВМУЗ вице-адмиралу Г.А. Степанову начальник училища об этих днях писал так: «...ремонт здания затянулся, четыре роты в лагере, только 1-я в училище... В училище было чрезвычайно холодно (отопление еще не действовало), часть окон не остеклена, всюду сквозняки, уборные и кухня не работали, электроосвещение не в порядке, всюду строительный мусор и развал».
      Приближался праздник - 27-я годовщина Октябрьской революции. К этому дню решено было приурочить начало учебного года. Хотя обстоятельства не слишком располагали к торжественности, праздничную обстановку все же создали. 7 ноября вошло в историю училища как день первого звонка. И только позже стали прибывать остальные роты: 2-я рота - 12 ноября, в декабре - 5-я и 4-я роты, а последней прибыла 3-я - 20 декабря. Начался период аврального наведения порядка.
      В первый учебный год за парты сели 408 воспитанников в возрасте от 10 до 14 лет. Многие из них, такие как Николай Сенчугов, Петр Паровов и другие, пришли в училище прямо с фронта, имели награды. Конечно, снова сесть за парту было для них нелегким делом, но большинство преодолели трудности учебы и успешно окончили училище.
      В этот сложное время становления училища главная роль принадлежала его начальнику. Николаю Георгиевичу Изачику было тогда сорок три года. Воспитанники называли его «папа». Если его богатую биографию излагать коротко, то надо сказать, что учился он в Новгородской гимназии; оказался прирожденным агитатором, это и определило его дальнейшую судьбу. Вступив в 1919 г. в бригаду особого назначения, он прошел путь от политрука стрелковой дивизии Южного фронта и (после призыва в 1922 г. на флот) дошел до начальника политотдела бригады крейсеров. Закончив в 1934 году двухгодичный особый курс Военно-морской академии, перешел на штабную работу. В 1942 г. назначен начальником учебного отдела Управления военно-морских учебных заведений ВМС. В январе 1944-го награжден орденом Красной Звезды.
      Сам человек широкой культуры, Николай Георгиевич был сторонником того, чтобы приобщать к ней и своих подопечных. Любопытно, что один из первых его приказов по Нахимовскому училищу, изданный, когда еще только начинали прибывать первые кандидаты, гласил: «С 11 сего сентября ввести систему предварительных заказов театральных билетов личному составу училища с последующей их закупкой в количестве, не превышающем количества заявок, для чего заблаговременно доставать и опубликовывать в училище театральный репертуар на предстоящий период времени».
      Однако начинать воспитание нахимовцев приходилось с другого - с устройства быта. Это было насущнейшей задачей дня.
      Николай Георгиевич жил в самом здании училища, в квартире, которая из начально предназначалась для учительского персонала. Он вникал во все даже, на первый взгляд, мало значительные вопросы жизни воспитанников. Вот слова одного из его первых приказов, касающихся быта: «...туалет воспитанников по утрам совершается плохо, и в течение дня они ходят с грязными руками, лицом и шеей... все это ведет к развитию кожных и других заболеваний у воспитанников, к срывам занятий и не дает им правильного культурно-бытового воспитания. Даже сейчас, в условиях затруднительного размещения училища, эти вопросы могут быть вполне разрешены, и для этого требуется только должное, любовное отношение ко всему всех лиц, коим поручена работа с воспитанниками, и наоборот отсутствие должного внимания к своим обязанностям может привести к новым отрицательным явлениям».
      Таких приказов Николай Георгиевич писал до пяти в день (а работал без выходных). «Разгромные» на первый взгляд, они пронизаны искренней заботой о ребятах и прямо-таки нежным к ним отношением. В то же время он бывал «крут» с воспитателями. Свои обращения к ним он непременно заканчивал напоминанием о том, что их воспитанники - будущие офицеры флота.
      Крутые меры, увы, были необходимы - их диктовали тяжелые бытовые условия. Все учебные и спальные помещения располагались на тот момент в нынешнем главном здании. Не хватало места для нахимовцев, а в здании еще работали и жили строители; были перебои с подачей воды в верхние этажи, где находились спальные помещения; так и не налажено было отопление во флигеле, где расположен актовый зал, а под залом размещался лазарет, - значит, тепла не было и там. В классах нахимовцы сидели в шинелях. Но все эти трудности не исключали необходимости соблюдения установленного на флоте порядка.
      В 1948 г. состоялся первый выпуск. С тех пор ежегодно проходят торжественные выпуски на борту крейсера "Аврора". Этот исторический корабль, участник русско-японской, русско-германской и Великой Отечественной войн, был по предложению адмирала И.С. Исакова установлен рядом с училищем на вечную стоянку как живое напоминание нахимовцам о традициях и героических подвигах моряков Российского и Советского флотов, а также как учебная база для изучения военно-морского дела.
      В 1949 г. в Нахимовском произошла смена: капитан 1-го ранга Грищенко назначается начальником училища вместо Н.Г. Изачика. Сам Изачик в это время находился в Москве, готовил своих питомцев к очередному параду. 5 мая он возвращается с ними в Ленинград, 14 мая ему присваивается звание контр-адмирала, а 27 мая он подписывает последний по училищу приказ...
      Капитан 1-го ранга Г.Е. Грищенко. Образование: морской техникум, затем математический факультет Московского университета. Свободно читает и говорит по-испански. В 1925-м - сигнальщик на крейсере «Коминтерн», вскоре становится классным шифровальщиком. В 1936-м награжден орденом Красной Звезды за Испанию. «...Энергичный, хорошо подготовленный офицер, - говорится о нем в одной из книг. - С большим боевым опытом, в Испании участвовал в качестве добровольца...»
      А контр-адмирала Н.Г. Изачика ждала должность заместителя начальника по учебной и научной работе Управления военно-морских учебных заведений ВМС. Через два года его снова переведут в Ленинград, а в 1954 г., в возрасте всего пятидесяти трех лет, будет уволен в запас по болезни, «с правом ношения формы с особыми отличительными знаками на погонах». После службы Изачик вел активную жизнь, был председателем совета ветеранов Кировского района и делегатом XXVII съезда КПСС, часто встречался с нахимовцами, рассказывал о своей работе, о службе моряка. Ровесник века (родился в 1901 г.), Николай Георгиевич прожил почти до ста лет, пережив многих своих воспитанников. Он умер в ноябре 1997 г. При прощании с ним в зале Нахимовского училища нахимовец второго выпуска В. Солуянов прочел свои стихи:

Начальники, педагоги, воспитатели тех давних лет - их вклад в становление Нахимовского училища огромен. И конечно, главным результатом их труда являются первые выпускники.
      Здесь помнят и первых преподавателей военного времени и педагогов сегодняшнего дня. Начинали учить нахимовцев такие педагоги, как Аквилонов С.А., Мишин Н.И., Эльянов С.А., Широков В.В., Базилевская К.В. Позднее им на смену пришли преподаватели Пупков Е.Г., Панина Н.В., Шитова Е.А., Смирнов В.М. Все они носили почетное звание "Заслуженный учитель РСФСР". В настоящее время обучают современных нахимовцев заслуженные учителя школы России Ю. Чистяков, В. Попов, В. Диже, А. Клочкова. Многие учителя имеют высшую квалификационную категорию, большой опыт преподавательской работы. Они старательно изыскивают необходимые формы и методы работы в.современных условиях. Под их руководством нахимовцы не только полностью овладевают учебной программой, но и успешно участвуют в районных и городских олимпиадах и конкурсах.
      Нахимовцы - будущие морские офицеры. Что является главным качеством офицера флота? Тут во все времена было одно мнение.
      Как-то командующий Тихоокеанским флотом адмирал Н.Н. Амелько вспомнил эпизод первых дней войны, когда Балтийский флот, после того, как уже были захвачены морские порты Рига и Лиепая, вынужденно совершал свой беспримерный переход из Таллина в Кронштадт. Корабли тогда находились под постоянным обстрелом немцев. На учебном корабле «Ленинградсовет», которым тогда и командовал Амелько, находилась группа практикантов - курсантов училища им. М.В. Фрунзе и их руководитель Л.А. Поленов. В одну из трудных минут, когда казалось, что корабль не выдержит атаки противника, молодой командир задал вопрос не сходившему с мостика бывшему командиру крейсера «Аврора» Поленову: «А что в таких случаях необходимо сделать командиру в первую очередь?» Потомственный дворянин ответил: «Офицерам следует надеть чистое белье и лучшее обмундирование и беспрекословно выполнить свой долг». Нахимовцы, у которых после войны капитан 1-го ранга Поленов был преподавателем, вспоминали эти его слова как последнее наставление.
      Теперь стали говорить о том, о чем раньше не принято было или даже скрывалось, - о героизме нахимовцев.
      Из простых и честных поступков ребят, из их высоких моральных качеств вырастает неизменная готовность к подвигу, готовность пожертвовать собой. 10 августа 1956 г. в поселке, где проводил летний отпуск нахимовец 2-А роты Станислав Денисов, вдруг загорелся дом. Денисов геройски проявил себя на пожаре, в училище пришло благодарственное письмо. 21 июля 1960 г. во время пожара на корабле, «при исполнении служебных обязанностей», погиб нахимовец выпускного класса Владимир Павлов. 13 августа 1966 г. Костя Несмиян погиб при задержании преступника. В сентябре 1992 г. за честь флота вступился Дмитрий Петровский, получил удар ножом в сердце и чудом выжил, спасенный военными врачами. Через полгода адмирал И. В. Касатонов вручил ему орден «За личное мужество».
      На счету нахимовцев есть награды и посолиднее. В 1973 г. был удостоен звания Героя Советского Союза выпускник Тбилисского училища 1952 г. Юрий Филипьев. Звания Героя России удостоены трое воспитанников Ленинградского Нахимовского: Александр Берзин, за которым прочно укрепилось звание «подводник от Бога»; Всеволод Хмыров, награжденный за испытание новой техники; Тимур Апакидзе, который «мог летать на всем, что могло летать». Лишь изредка в восторженных описаниях их жизненного пути можно встретить хотя бы короткое: «Окончил Нахимовское училище», а ведь именно здесь они делали свой первый шаг к подвигу.
      Никто не знает, сколько выпускников Нахимовского училища погибло и сколько осталось в живых в безмолвной войне за достижение паритета на море. Но они были везде. Во время Карибского кризиса выпускник 1949 г. Б.А. Кузнецов находился на подводной лодке у берегов Америки (награжден орденом Красной Звезды). Были нахимовцы и на полигонах, где взрывались мощные ядерные бомбы, и в Чернобыле, и в Афганистане, и в других горячих точках планеты.
      На первой советской атомной подводной лодке «К-3», которая в июне 1962-го достигла Северного полюса, служил с первых дней ее драматической истории до аварии 1967 г. штурман Олег Певцов (выпускник Ленинградского Нахимовского училища 1952 г., награжден орденом Ленина). Восьмым командиром этой лодки (уже носившей имя «Ленинский комсомол») в 1984-1986 гг. был Олег Бурцев, нахимовец выпуска 1970 года, будущий вице-адмирал. Со времени появления первых атомных лодок, возможно, на той же «К-3», начинал в 1956 г. свою службу Эрик Ковалев, а в 1969-м он командовал лодкой, впервые в истории нашего флота погрузившейся на глубину 400 метров. Выходы в море происходили в обстановке острого противоборства с американским подводным флотом. 21 июля 1970 г. командир атомной подводной лодки К-108 Борис Багдасарьян (которого капитан 1-го ранга Изачик чуть было не выгнал из училища) на боевой службе столкнулся с подводной лодкой США, которая упорно следила за нашей. Корпус советской подводной лодки оказался прочнее американской, у Бориса дома в качестве «сувенира» хранится кусок обшивки «американца». А командиром лодки К-219 во время аварии 1986 г., случившейся у самых берегов Америки, был также нахимовец (выпуск 1968 г.) Игорь Британов. На его лодке произошел взрыв в ракетной шахте. Лодка затонула в районе Бермудских островов, но благодаря умелым действиям командира и мужеству четырех человек была предотвращена экологическая катастрофа и спасен экипаж. Вместе с благодарностью американского народа Британов получил извинения от командования Военно-морских сил США.
      Во время аварии на атомной лодке «Комсомолец» 7 апреля 1989 г. погиб штурман капитан-лейтенант Михаил Смирнов, проявили мужество Андрей Махота, командир группы БЧ-3 лейтенант Константин Федотко (выпуск 1982 г.). Во время аварии 7.04.1989 г. он был на борту и остался жив, награжден орденом "Красного Знамени". Все они - бывшие нахимовцы.
В обследовании места аварии лодки участвовал ветеран флота, специалист по глубоководным погружениям Леонид Лей, выпускник Нахимовского училища 1951 г.
      На подводной лодке «Курск», гибель которой потрясла весь мир, нахимовцев было шестеро. К сожалению, есть в истории училища и такие вехи...
      И пусть в трудные времена конкурс в Нахимовское падает до двух человек на место, - идут в училище наследники боевой славы флота. Поступил в училище Филипп Аванесов, сын погибшего старшего помощника командира «Комсомольца», пришли другие сыновья погибших героев. В 1996 г. половина нахимовцев была из семей военнослужащих. Идут в училище мальчишки, одержимые мечтой о море, едва еще осознающие понятие «долг перед Родиной».
      Начиная с 1991 г. нахимовцы систематически участвуют в дальних морских и заграничных походах. За эти годы они побывали в Финляндии и Голландии, Англии и Франции, Бельгии и Дании, Греции и Болгарии, и других странах. Нахимовцами под руководством опытных офицеров училища капитана 1-ого ранга Попкова А.А., капитанов 2-ого ранга Демкина В.Г., Строгова В.И. совершены походы в Атлантику и вокруг Европы с посещением морей, где славно сражались и выполняли свой долг перед Родиной русские моряки. На груди у многих нахимовцев засияли знаки "За дальний поход", и это окрылило их в учебе и дальнейшей службе.
      Училище многие годы представляет Военно-Морской Флот на военных парадах в Москве и Санкт-Петербурге. Неизменная оценка их прохождения командованием - "отлично". В 1996 г. за образцовое прохождение по Красной площади парадный полк училища получил личную благодарность Верховного главнокомандующего - Президента России. Высокая строевая выучка, красивая военная выправка - вот отличительные качества воспитанников Нахимовского военно-морского училища. Эти же качества они показали и на Главном морском параде в честь 300-летия Флота России в Санкт-Петербурге в июле 1996 г.
      Выпускники училища служат на передовых рубежах. Нахимовцам сегодняшнего дня есть с кого брать пример! У них всегда на вооружении девиз адмирала Павла Степановича Нахимова: “У моряка нет трудного или легкого пути. Есть один путь - славный!”
 
По материалам книги В.К.Грабаря "Нахимовское училище. История. Традиции. Судьбы."

Документальная кинохроника Ленинградского Нахимовского  училища

1946г.      1958г.       1969г.      1976г.      1978г.      1980г. 




Начальники Ленинградского Нахимовского Военно-морского училища

           
     
Контр-адмирал Изачик Н.Г.                          Контр-адмирал Грищенко Г. Е.
     Начальник училища 1944-1949г.                         Начальник училища 1949-1957г.  
            

          
    
Контр-адмирал Бачков Н. М.                     Контр-адмирал Бакарджиев В. Г.
      Начальник училища 1961-1963г.                         Начальник училища 1963-1971г.

          
     
Контр-адмирал Беляев П. Г.                          Контр-адмирал Федоров Н. К.
     Начальник училища 1971-1976г.                        Начальник училища 1976-1979г.

           
 Контр-адмирал Столяров Л. Н.                         

  Начальник училища 1979-1990г. 
               
 



Начальники Санкт-Петербургского Нахимовского Военно-морского училища

          
     
Контр-адмирал Малов Н. Н.                             Контр-адмирал Букин А. Н.
     Начальник училища 1990-2001г.                        Начальник училища 2001-2007г.


          
    
Контр-адмирал Юрченко А. Я.              Капитан 1 ранга запаса  Андреев Н.Н.
       Начальник училища 2007-2008г.                    
Начальник училища c 2008г.





mercedes benz . Срочный кредит наличными без справок.



Сейчас на сайте нахимовцы: нет зарегистрированных пользователей online

Copyright © Сирый Александр Сергеевич.
Административная группа и редколегия сайта: Сирый А. С.(ЛНВМУ-84), Максимов В.В.(ТНВМУ-52), Цариков А.В.(ЛНВМУ-86), Богданов И.Я.(ЛНВМУ-83), Мустафин Р.Р.(ЛНВМУ-84).
При использовании материалов сайта ссылка на сайт http://www.nvmu.ru обязательна. Сайт является некоммерческим благотворительным прoектом. Коммерческое использование материалов запрещено. Все фото, кино и видеоматериалы, звуковые и текстовые файлы могут быть использованы в коммерческих целях только с разрешения их правообладателей или в некоторых случаях администрации нахимовсого сайта.
Проект получил благословение Святейшего Патриарха Алексия Второго.
                                           
 Военно-морской клуб  «АВТОНОМКА» Александра Викторова   Сайт Рената Мустафина 
Профессиональная фото и видеосъемка в Санкт-Петербурге

Круизы по всему миру, Клуб Путешествий Советский

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    

вход для нахимовцев
log.
pass. 
войти запомнить
напомнить пароль
   радио"АВРОРА"

Объявления
предыдущие сообщения

Нахимовское военно-морское училище

Кинозал

Интервью с историком 
архитектуры Кириковым Б.М.


   Смотреть полностью
---------------------------------------
  

  НА ЗАМЕТКУ
---------------------------------------
Луцкий А.Н.


 "За прочность прочного
корпуса"
---------------------------------------
Лойкканен Г.Г. Агронский М.Д.


 Сборник материалов об
Рижском нахимовском
училище (1945-1953гг.)
---------------------------------------
Поэт Игорь Жданов


 Книга-тетрадь
"Первые стихи..."
---------------------------------------
Дневник  Ю.Я. Слесарева


 Серия
"Нахимовские дневники"
---------------------------------------
Н.А. Верюжский


 Книга воспоминаний
выпускника РНВМУ
Николая Верюжского.
---------------------------------------
Ю.Л. Коршунов


  "Воспоминания и
размышления
о службе, жизни, семье."
---------------------------------------
Игорь Жданов


 Повесть "ВЗМОРЬЕ"
---------------------------------------