А
-
Б
-
В
-
Г
-
Д
-
Е
-
Ж
-
З
-
И
-
К
-
Л
-
М
-
Н
-
О
-
П
-
Р
-
С
-
Т
-
У
-
Ф
-
Х
-
Ц
-
Ч
-
Ш
-
Щ
-
Э
-
Ю
-
Я
ЛНВМУ 1950 г.в.
Апакидзе Тимур Автандилович. Родился 4 марта 1954 г. в г. Тбилиси. Указом Президента РФ от 17 августа 1995 года № 859 присвоено звание Героя Российской Федерации. Награждён орденами «За службу Родине в Вооружённых Силах» 3-й степени и «За личное мужество». 17 июля 2001 на аэродроме Остров в 11 часов 43 минуты истребитель морской авиации Су-33, пилотируемый Героем России, заместителем командующего морской авиацией ВМФ генерал-майором Тимуром Апакидзе, потерпел катастрофу. Трагедия произошла во время авиационного праздника, посвященного 85-летию морской авиации ВМФ.
«Если сердце в висках не стучало, ты еще не настоящий корабельный летчик».
17 июля 2001 года во время полетов, посвященных празднованию 85-й годовщины образования Морской авиации ВМФ, трагически погиб заместитель командующего Морской авиацией ВМФ, Герой России генерал-майор Тимур Автандилович Апакидзе. «СУ-33», пилотируемый Тимуром Апакидзе, при выполнении захода на посадку, на высоте 50 метров резко потерял высоту и столкнулся с землей. Через 5 минут на место падения прибыла «скорая», но по дороге в больницу, не приходя в сознание, генерал-майор Тимур Автандилович Апакидзе скончался.
Тимур Апакидзе родился 4 марта 1954 года в Тбилиси. Когда ему едва исполнился год, отец оставил семью. Мать увезла Тимура в Ленинград, где он вырос и после окончания 8 класса поступил в Нахимовское военно-морское училище. Учился неплохо, был среди первых и в шалостях. Вот и начистить наждачной бумагой нос Петру Великому, бюст которого изображен на фасаде здания выпало именно ему. За этим занятием Тимура застал Иван Иванович Поваляев, в то время еще старший лейтенант, помощник начальника политотдела училища по комсомольской работе.
Увидев, как совершается «тайное действо» шуметь не стал, так как нахимовец Апакидзе находился на достаточной высоте. Но на следующий день Тимур Апакидзе с товарищем «стояли на ковре» начальника училища. Наказание по тем временам им вынесли строгое: «по выпуску направить для дальнейшей учебы в общевойсковое училище». Тимур Апакидзе послал телеграмму Главкому ВМФ с просьбой направить его в летное училище и дал обязательство вернуться на флот. Адмирал флота Советского Союза Сергей Горшков дал «добро». Этим поступком Тимур определил свою дальнейшую специальность и смысл жизни — Морская авиация.
Окончив в 1971 году Нахимовское училище, он стал курсантом Высшего военного авиационного училища летчиков (ВВАУЛ) в городе Ейске. После выпуска молодой лейтенант направляется на Балтийский флот в качестве 2-го штурмана корабля отдельного морского ракетоносного авиационного полка. К 1983 году он уже был заместителем командира отдельного гвардейского штурмового авиационного полка. Последующие 3 года он учился в Военно-Морской Академии имени А.А.Гречко. Окончив академию, Тимур Автандилович был направлен в город Николаев на должность командира корабельного, истребительного авиационного полка. Затем служил в городе Саки, откуда полк его был переведен в Североморск. В 1998 году Тимур Апакидзе был направлен в Академию Генерального Штаба, после окончания которой получил назначение Заместителем Командующего Морской авиацией ВМФ.
Кто знает, может Судьба специально распорядилась так, что Иван Иванович Поваляев задержался в тот роковой вечер после работы. Тогда бы не было в России морского летчика-аса Тимура Апакидзе, Героя России. И не было бы у Российского флота таких первоклассных летчиков корабельной авиации, которых воспитал и научил Тимур Автандилович.
Через несколько лет в Доме офицеров Североморска встретились капитан 1 ранга Иван Поваляев и полковник авиации Тимур Апакидзе, уже известный летчик, командир авиационного полка. «Ну что ж, Иван Иванович, — сказал Тимур, — как вы меня не отчисляли, все равно я остался на флоте. И вот что из меня получилось». Через толщу лет тот давний эпизод уже обоим казался курьезным.
А через 25 лет выпускники-нахимовцы отмечали юбилей выпуска в стенах Академии ВМФ имени Н.Г.Кузнецова. Тогда Тимур встал и сказал: «Вы может уже меня не помните, но я тот нахимовец, который начищал нос Петру. Не знаю, какой бы я был командир корабля или подводной лодки, но вот летчик из меня кажется получился».
На флоте его уважали и любили. Сослуживцы и подчиненные ценили в нем настоящего командира и человека. Еще в Нахимовском училище он воспитал в себе смелость, твердость и выдержку. И не раз потом, попадая в экстренные ситуации, он выходил из них победителем: когда приземлял неисправный самолет, уводил с Украины свой авиаполк, сажал ночью свой «СУ» на палубу крейсера. Начальство недолюбливало его за прямоту взглядов. Потомок грузинских князей, он заставил себя уважать, но в то же время был очень скромным человеком. Всегда вежлив и тактичен с подчиненными. Американские и английские коллеги почитали за честь для себя принять на своем авианосце самолет Тимура Апакидзе. Так сказано о нем в краткой характеристике личного дела: «инициативный, целеустремленный в летной работе генерал. В сложной обстановке ориентируется грамотно, принимает правильные решения. Спокоен, уравновешен». Тимур Апакидзе стал родоначальником корабельной авиации. Он первым совершил взлет и посадку на палубу авианесущего крейсера. 17 августа 1995 года за мужество и героизм, проявленные при испытании, доводке и освоении новой техники был удостоен звания Героя России.
Он был летчиком от Бога. Всегда спасал технику—боролся до конца за жизнь самолета. И в тот роковой момент он пытался дотянуть до аэродрома, спасти самолет. В нашей памяти он навсегда останется Героем, внесшим свое имя в становление Морской авиации России.
Курсант Роман Вязин, выпускник Санкт-Петербургского НВМУ 1999г., слушатель Военного университета.
... Строгий и требовательный командир, Тимур Апакидзе на всех должностях учился сам и учил других. Для молодых летчиков он был не просто наставником и начальником – он был кумиром. Право же, стоило изучать кровавый опыт прежних войн, чтобы еще в молодости понять и на всю жизнь сделать своим принципом важнейшую идею: успех и жизнь подчиненных зависят от того, как их научили командиры. Понимая как немногие, что человек – существо цельное, Тимур требовательно и умело формировал характеры. Я, признаться, был совершенно потрясен, узнав, что Апакидзе привлекал своих летчиков к занятиям каратэ и весьма настоятельно (вплоть до подписки) рекомендовал «завязывать» с табаком и алкоголем. То ли мы свыклись с современным торжеством цинизма и всеобщей отчужденности, но столь деятельная забота о людях представляется удивительной. Тем не менее, в следующую секунду понимаешь, что только так и нужно. Только так...
... В Грузию его тоже звали, но Тимур Апакидзе опять ответил предельно честно, как тогда, перед затаившим дыхание строем в Евпатории: «Приятно мне ваше приглашение, я правда ношу грузинскую фамилию, отец мой - грузин, но я вырос в Ленинграде, мама у меня русская, и мысли мои, честно говоря, всегда были только о России»...
... везде о Тимуре Автандиловиче летчики говорят с большой теплотой и любовью, а что значит в авиации, когда подчиненные любят своих командиров вы знаете сами, а кто не знает - значит тому не повезло... фотографии, присланные однокурсником Тимура Автандиловича, Березняком Владимиром.
Среди флотских офицеров ходит такая невеселая шутка: "Палубная авиация России! - прошептал юный нахимовец и горько-горько заплакал…" А если серьезно - на фоне лучших в мире отечественных автоматов, танков и ракет, авианосцам и палубным самолетам действительно не повезло...
... меня удивило и его тонкое чувство юмора. Постоянным объектом многочисленных шутливых историй, и по отношению к нему, и в отношениях Тимура Автандиловича с подчинёнными, было его категорическое неприятие алкоголя - ни в какой обстановке, ни в каких формах. И ещё мы буквально давились от смеха, слушая его рассказы о курсантских временах. …В училище его как нахимовца, естественно, поставили на должность старшины эскадрильи. Так вот, по прибытии курсантов в новый полк для лётной практики, как младшего командира его вызвал местный начальничек и стал обсуждать ближайшие служебные перспективы. И, в частности, стал высказывать этому худощавому подтянутому сержанту, ни в говоре, ни во внешнем облике не несущему черт южной нации, свои опасения: например о том, что числится там у них какой-то с грузинской фамилией… Надо бы присмотреться к нему повнимательнее, не будет ли у того парня проблем с полётами?… – Понял? – Так точно! Разрешите идти? – Представься и иди. – Сержант Апакидзе…
... Хочу особо отметить, что любовь к летанью, к познанию нового, к расширению своих интеллектуальных возможностей не чужда боевым летчикам. И тот, кто смотрит дальше за горизонт романтики, видит выше пафосной высоты, понимает роль и смысл грамотности, постоянного совершенствования своего профессионального уровня – тот всегда освоит летное изделие, тем более, что оно рукотворное. Поскольку, как я понимаю, «Колонка редактора» несет еще гражданственный смысл познания ценностей летчика, его внутреннего мира, даже где-то духовно-эстетического, я скажу не о себе, а очень достойном Гражданине неба Тимуре Апакидзе. Читатели практически психологического журнала в Авиации должны знать людей, чья жизнь и есть Авиация.
Лётчикам-испытателям приходится хоронить своих коллег, друзей чаще, чем людям других профессий. Любая потеря всегда очень болезненна, всегда кажется чем-то очень неправильным… Но такая!… Анатолий Квочур в сердцах сказал: «По своей нелогичности, по масштабности потерянной Личности эта гибель в моём понимании аналогична катастрофе Федотова. С трудом могу найти ещё сравнение. Ну, быть может, Энн Каарма…»
Тимуру Автандиловичу было сорок семь. «Честь, достоинство, верность долгу и беззаветное служение Отечеству!…» – вообще-то такие слова кажутся пафосными. Но когда именно так охарактеризовал всю жизнь Тимура Виктор Пугачёв, это совершенно не прозвучало бравурно. Все остро почувствовали, что жизнь Апакидзе была именно такой – без остатка, без исключений. Много ли теперь у нас можно встретить людей, в адрес всего жизненного пути которых подобная характеристика искренне воспринимается как объективная истина? Кажется, среди нынешнего окружения нет недостатка в «номинальных» заслуженных и героических личностях. Но на самом деле не так уж много среди них тех, с кого искренне хочется брать пример во всём – а Тимур был именно таким! Даже после короткого общения появлялось непреодолимое желание быть хоть в чём-то схожим с ним: сильным, убеждённым, несгибаемым...
... Вскоре после развала Союза, на учебно-тренировочную базу морской авиации, что находилась в Крыму, недалеко от Евпатории прибыло начальство, всех построили и объявили, что все незамедлительно должны принять присягу на верность новому государству - Украине. И тогда из строя вышел он, Тимур Апакидзе, и сказал: - Я своей Родине давно принес присягу. Военные второй раз не присягают...
Помните, каким он парнем был? Очерк В. Сергеева о прославленном российском летчике Т.Апакидзе. Чкаловский вестник.
... В быту Апакидзе был неприхотлив, аскетичен и скромен, порой даже застенчив. Ему некогда было заниматься личным благополучием. Он никогда не имел персональных дач, служебных авто, «уступая» своим подчиненным, положенные ему по чину и рангу квартиры, "мыкался" с семьей по общагам, добираясь на службу и обратно в общественном транспорте. Известен случай, когда удивленные подростки в метро его спросили:
– Дяденька, а вы настоящий генерал?
Настоящие герои – удивительно скромные и благородные люди.
«Если человек может делать добро, то он обязан его делать», – говорил Тимур Апакидзе...
... Вскоре жизнь устраивает для Апакидзе жестокое испытание. В полку произошло несколько тяжелых летных происшествий. – В 1989 году в воздухе столкнулись два самолета L-39, – вспоминает полковник Мечислав Савицкий. – Руководил полетами не Апакидзе. Но он прибыл на место руководителя, взял управление и соответственно всю полноту ответственности за катастрофу на себя. Тогда его сняли с должности командира полка, назначив с понижением - начальником воздушной, огневой и тактической подготовки. Апакидзе не ломается под грузом наказания, не «складывает крылья». Он пишет рапорт и добивается зачисления в состав лидерной группы летчиков, переучивающихся на корабельный истребитель Су-27К (Су-33). Первые посадки на аэрофинишер и взлеты с трамплина на Научно-исследовательском учебно-тренировочном комплексе («Нитка»). Еще одно испытание судьбы – 11 июля 1991 года у пилотируемого им истребителя происходит отказ системы управления. До последней возможности он боролся за спасение машины и покинул самолет лишь перед самым падением. Очень переживал, что не спас машину, хотя шансов для этого не было. Ассоциация «Фонд авиационной безопасности» награждает летчика дипломом «За героизм, мужество и находчивость»...
... В годы службы на Балтике капитан Т.А.Апакидзе создал из лётчиков группу обучения каратэ. Он полагал, что воин даже и без оружия в любой ситуации должен уметь постоять за себя...
... Согласно инструкции Минобороны, летчик, пилотирующий самолет, имеет право покинуть его даже при частичном отказе управления машиной без уведомления контрольно-диспетчерского пункта...
ОБСТОЯТЕЛЬСТВА КАТАСТРОФЫ САМОЛЕТА Су-33 17.07.2001 г. В ЦБП ПЛС МА ВМФ. Fly.hausnet.ru.
... Причиной катастрофы явилась потеря летчиком контроля за режимом полета при выполнении сложного пространственного маневра с выходом за эксплуатационные ограничения самолета в условиях повышенной психологической мотивации демонстрационного полета...