А
-
Б
-
В
-
Г
-
Д
-
Е
-
Ж
-
З
-
И
-
К
-
Л
-
М
-
Н
-
О
-
П
-
Р
-
С
-
Т
-
У
-
Ф
-
Х
-
Ц
-
Ч
-
Ш
-
Щ
-
Э
-
Ю
-
Я
Светлаев Виктор Дмитриевич
РНВМУ 1950 г.в.
Рижское Нахимовское военно-морское училище. Сборник материалов о встрече выпускников по случаю 60-летия основания училища. 3 декабря 2005 г. Составители: Г.Г. Лойкканен, М.Д. Агронский. СПб.: "НПП "Система", 2006.
21 июля 1950 года приказом начальника Управления ВМУЗ объявлено об окончании училища и выдачи аттестатов зрелости 76 воспитанникам училища. Московский Георгий Павлович окончил училище с золотой медалью, с серебряной - Светлаев Виктор Дмитриевич и Макшанчиков Борис Геннадьевич. 62 выпускника Приказом начальника Управления ВМУЗ были зачислены курсантами 1-го Балтийского ВВМУ, 9 человек в ВИТКУ в Ленинграде.
Ученые, доктора наук, профессора:
2 выпуск. Асеев Владимир Александрович. Лабутин Анатолий Васильевич. Светлаев Виктор Дмитриевич.
«БОЛЬШАЯ ШКОЛА»
Лейтенант В. Куликов «Советская молодежь» 27 января 1950 г.
Хорошо подготовленное и проведенное на высоком идейном уровне комсомольское собрание повышает чувство ответственности у членов ВЛКСМ за свои успехи в труде и учебе, помогает каждому комсомольцу понять роль и определить свое место в решении тех задач, которые выдвигает перед комсомолом большевистская партия. Второй пленум ЦК ВЛКСМ потребовал от комсомольских организаций поднять роль собраний, устранить формализм и сухость в деле их подготовки и проведения, разнообразить повестку дня. До недавнего времени комсомольцы Нахимовского училища обсуждали на своих собраниях лишь вопросы успеваемости и дисциплины. Ясно, это вызывало справедливую критику в адрес бюро первичной организации ВЛКСМ. С помощью коммунистов-воспитателей и преподавателей мы сумели вовремя перестроить свою работу, стали внимательнее прислушиваться к запросам молодежи, чаще выносить на собрания вопросы воспитания нашей молодежи в духе советского патриотизма, советской национальной и военной гордости... За сравнительно короткое время комсомольцы 8, 9 и 10 классов провели собрания со следующей повесткой дня: «Комсомол в борьбе за великое дело Октября», «О моральном облике советского молодого человека», «Что значит быть патриотом?», «За что я люблю свою Родину?», «Критика и самокритика - движущая сила развития социалистического общества», «Образ Алексея Мересьева - пример советского патриотизма и мужества», «Достижения советской науки и техники», «Наше поколение будет жить при коммунизме», «Советская молодежь под солнцем Сталинской Конституции». Большое значение мы придаем подготовке собрания. Поучительно в этом отношении собрание с повесткой дня: «За что я люблю свою Родину». Бюро ВЛКСМ поручило сделать доклад на эту тему комсомольцу, отличнику Сергею Куликову. С помощью коммунистов Куликов подготовил яркий, убедительный доклад, показывающий величие нашей социалистической Отчизны. Незадолго перед собранием в классах наиболее подготовленные комсомольцы провели с молодежью беседы на темы: «Наша Родина дала миру Ленина и Сталина», «Советский Союз - первое в мире государство рабочих и крестьян», «Наша страна - родина передовой науки, техники и культуры», «Лауреаты Сталинской премии 1948 года», «Мировые рекорды советских спортсменов». Подготовительная работа во многом определила активность воспитанников, идейный уровень их выступлений на собраниях. С чувством глубокой любви и благодарности говорил комсомолец Кунцис о широких горизонтах, которые открылись ныне для латышской молодежи. - Каждый латышский юноша и девушка - говорил он, - может приобрести теперь любую избранную ими специальность. Я отдам все свои силы, чтобы оправдать отеческую заботу Родины.... Узбек Светлаев, казах Бекенев рассказали, как расцвела национальная культура их родных республик за годы советской власти. Комсомольцы Золотов и Игорь Смирнов взволновано говорили об историческом значении деятельности вождей мирового пролетариата Ленина и Сталина. Проникнутая горячей любовью к своей стране, расходилась молодежь с этого увлекательного собрания. Нахимовцы Хризман, Шамин, Полысалов и другие подали вскоре заявления о приеме в члены ВЛКСМ. ...Комсомольские собрания оказывают серьезную помощь преподавателям в воспитании учащихся в духе советского патриотизма и советской национальной гордости, помогают крепить связь с молодежью, приобщают ее к активной общественной работе.
«В БОЛЬШОЕ ПЛАВАНЬЕ»
С. Банк «Советская молодежь» 23 июля 1950 г.
Закончилось детство. Получен аттестат зрелости. И на погонах вместо вензеля «Н» золотой якорек курсанта высшего военно-морского училища. ...Быстро пролетели годы. Позади остались месяцы учебы, веселые комсомольские вечера. Год назад состоялся первый выпуск. И старшие ребята на выпускном балу говорили им: «Вы теперь старшая рота. Смотрите не подкачайте. На все воспитанники будут равняться»... Скоро и они будут также прощаться, когда, вернувшись с плаванья, придут на выпускной бал вчерашние нахимовцы, сегодняшние курсанты высшего военно-морского училища. И уж, конечно, самое яркое, самое незабываемое в их юной жизни - это московские парады. К ним начинают готовиться задолго до срока. Отрабатывали строевой шаг, подтягивались в учебе, дисциплине. В Москве подготовка к параду сочеталась с учебой. Отставать нельзя. И вот по Красной площади мимо мавзолея, мимо трибуны, чеканя шаг, идут рижские нахимовцы. Равнение на трибуну. А глаза ищут самого родного и близкого человека. Он стоит чуть улыбаясь и приветствует проходящие колонны. Он, должно быть, думает: «Хорошая смена растет». И каждому из сотен нахимовцев кажется, что И.В. Сталин смотрит именно на него и улыбается ему. А после парада начальник училища говорит: - Хорошо прошли. Не подвели, молодцы, воспитанники! Разве забудешь такое... Мальчики росли и воспитывались в закрытом учебном заведении со строгой дисциплиной, твердым распорядком дня. Но они не были оторваны, изолированы от жизни страны, республики. Родина щедрой рукой предоставила им все: высокие залы музеев, чудесные симфонии, умные и увлекательные книги. За пять лет пребывания в училище юноши получили законченное среднее образование, сдали экзамены на аттестат зрелости, приобрели военно-морские навыки. Они узнали цену дружбы, научились преодолевать трудности, воспитали в себе высокое и ясное чувство патриотизма, гордости за свою Родину и за свой флот. ...Сданы выпускные экзамены. Все воспитанники получили аттестат зрелости. А двое закончили десятилетку с медалями: Георгий Московский - с золотой и Виктор Светлаев - с серебряной. Осенью начнется учеба в Ленинградском высшем военно-морском училище. А перед отпуском и началом занятий выпускники отправились в первый двухнедельный рейс на учебной парусной шхуне училища «Лавена». Красивое судно «Лавена». Три высоких стройных мачты чуть накренены к корме. Убраны многочисленные паруса... Выпускни¬ки собрались на баке. Это уже взрослые, крепкие и подтянутые юноши, навсегда связавшие свою судьбу с морем; отцы многих из них были офицерами флота, пали в боях за Родину. Сыновья тоже станут офицерами. Борис Макшанчиков - сын инженер-капитана 3 ранга, Юрий Вояковский - сын старшины 1 статьи, Евгений Александров - сын подводника, капитана 3 ранга. Родина позаботилась о них, воспитала, поставила на ноги. Пять лет назад нынешние выпускники пришли в Нахимовское училище ребятами пионерского возраста. Они покидают училище комсомольцами. У них разные вкусы и склонности. Юрий Гузеев -страстный спортсмен. Он чемпион республики по гимнастике среди юношей. Константин Согомонян и Владимир Мациевский -гимнасты второго разряда. Владимир Тужилкин увлекается парусным спортом. Он чемпион училища по парусу. Эдуард Назаров -страстный зоолог. Лев Скарабевский и Александр Шауров все свободное время отдают живописи. Лев Скарабевский написал картину «Штурм Зимнего дворца». Борис Макшанчиков, Рувим Друскин и Геннадий Петров - способные музыканты. Евгений Александров пишет стихи. А Евгений Кулаков - неутомимый центр нападения, его страсть - футбол. Но всех их объединяет одно - любовь к морю, горячее и определившееся желание стать хорошими морскими офицерами. Офицер советского Военно-Морского Флота. Он должен быть разносторонне образованным, культурным. Любить и понимать музыку, стихи, живопись. Увлекаться спортом, чувствовать всю прелесть чеканных пушкинских строф и гениальных мелодий Чайковского... В учебное практическое плавание с воспитанниками пошел командир роты - офицер Валентин Федорович Сиротин. Он хорошо помнит, как они пришли в училище - слишком робкие или чересчур развязные. На его глазах и во многом благодаря ему, они становились все более дисциплинированными, грамотными, умелыми. И вот позади училище. А теперь первое учебное плавание. Ночные вахты. Постановка парусов. Может быть и шторм. Прекрасная морская романтика. Незаметно прошли пять лет жизни в Нахимовском. Надеты курсантские ленточки на бескозырки, пришиты погоны с золотым якорьком. Пройдет еще несколько лет. Молодые офицеры наденут первые лейтенантские золотые погоны с черным просветом, пришьют на рукав кителя первые офицерские нашивки, отправятся в большое плавание. Но юность, замечательная юность в Рижском Нахимовском, не забудется никогда.
15 июня 1947 г. первые «Отличники БГТО» Московский и Ершов, а среди успешно сдавших нормы БГТО – Арнет, Боюбржецкий, Вояковский, Жарнов, Касобов, Куликов, Котловский, Зверев, Павуль, Согомонян, Светлаев, Рыжсков.
9 октября 1947 г. в честь 800-летия Москвы в Риге, на Даугаве, проводились парусные гонки. Первое место заняла шлюпка, где командиром был ст.2 ст. Шашков с командой – Ершов, Шауров, Ассеев, Московский, Зверев, Кецко, Ломоносов, Светлаев.
23 февраля, в честь Дня КА и КФ – первый большой, творческий вечер кружка физиков училища, где в роли Ломоносова выступал В.Ассеев. Гольдинштейн сделал доклад о русском физике Петрове, а Светлаев на сцене клуба показывал «опыты по электричеству» – так написано в отчёте о вечере. Олейник проводил опыты с атмосферным давлением, а Венедиктов в это вечер был признанным конферансье. Все участники во главе с их организатором Виктором Башняковым получили благодарность в приказе.
В мае 1949 г. была сформирована спортивная команда для участия в 1-й спартакиаде Суворовских и Нахимовских училищ в Москве. От нашей роты участниками спартакиады были названы в различных видах спорта: Гузев, Маркин, Коваль, Мальков, Котловский, Певцов, Арнет, Ростов, оба Венедиктова, Макшанчиков, Витеев, Назаров, Светлаев, Смирнов, Друскин, Жарков. Кроме того, и две шлюпочные команды: шлюпка № 1 – капитан-лейтенант Сергеев, ст.1 ст. Стрельников, Куликов, Голубев, Жарнов, Вояковский, Опарин, Макшанчиков, Васильев Н., Иванов В.; шлюпка № 2 – капитан Кухарев, ст.1 ст. Шашков, Шауров, Московский, Ассеев, Ломоносов, Тужилкин, Венедиктов В., Зверев, Ершов. Спартакиада началась 12 июля 1949 г., когда она закончилась и с какими результатами -– архивы не отразили, даже приказа по этому поводу не было.
Из всех выпусков «Золото» получили 3 человека: двое с первого выпуска – Гайдук и Брогин и один с нашего выпуска – Московский. «Серебро» получили 19 человек, из них двое наших – Макшанчиков и Светлаев. В остальных выпусках по 3 – 5 серебряных медалей в каждом.
Продолжаю цитировать документы: «Воспитанник Толчельников при отходе ко сну без всяких на то причин нанёс удар кулаком в грудь и оскорбил словесно воспитанника Друскина, который ответил ему ударом в лицо – развязалась драка». (Капитану Светлаеву (родственник?) – выговор, капитан-лейтенанту Буту – поставить на вид, Толчельникову – лишение погон на 1 месяц, Друскину – строгий выговор).
Ещё немного статистики. Итак, из 81-го выпускника 1950 года на сегодня 29 человек проживают в Ленинграде и его окрестностях: 6 человек проживают в других городах:
Светлаев Виктор Дмитриевич - кандидат философских наук, доцент. Окончил в 1967 году философский факультет Ленинградского государственного университета. В КГТУ аботает с 1967 года. Читаемые дисциплины: "Философия", Философия самопознания", "Русская философия", "Культурология". Область научных интересов: социальная философия и философия истории.
11ервым заведующим кафедрой был назначен кандидат философских наук доцент Лев Васильевич Лузев, затем с 1971 но 1981 годы кафедрой руководил к.ф.н,. доцент Иван Евграфович Горохов. Его сменила в этой должности Эльвира Викторовна Каракозова - талантливый ученый, доктор философских наук, профессор, заслуженный работник высшей школы, действительный член Международной академии информатизации. Вот уже девятнадцать лет творчески руководит она кафедральным коллективом. И это годы обретения кафедрой своего "лица", своей системы работы, своих молодых преподавательских кадров. А в числе первых были нынешний декан факультета гуманитарной подготовки О. И. Архангельский, Я. В. Ратнер, Э.В. Каракозова, А.С. Литвиненко, М.К. Рыбалкин, В.Д. Светлаев, Р. А. Суханская, И.М. Троепольская и бессменый с первых до сегодняшних дней методист К. С. Быкова.
Кафедра ценит и чтит своих ветеранов, ныне покойных: к.ф.н., доц. Л.В.Лузева,к.ф.н., доц. И.Е. Горохова, к.ф.н., доц. С.У. Заречина, к.ф.н., доц. Р.А.Суханскую, к.ф.н., доц.А.С. Литвиненко, ст.преподавателя М.Ф. Земляного, ст.преподавателя Э.А. Вайнштейна; ныне здравствующих ветеранов: к.ф.н., доц. Ф.Л. Богородова, к.ф.н., доц. А.С. Савкина, д.ф.н., проф. А.Н. Троепольского. По сей день трудятся на кафедре ветераны труда к.ф.н., доц. В.Д. Светлаев, к.ф.н., доц. И. М. Троепольская, к.ф.н., доц. О.И.Архангельский, д.ф.н., проф.Э.В. Каракозова, методист высшей квалификации К.С. Быкова.