А
-
Б
-
В
-
Г
-
Д
-
Е
-
Ж
-
З
-
И
-
К
-
Л
-
М
-
Н
-
О
-
П
-
Р
-
С
-
Т
-
У
-
Ф
-
Х
-
Ц
-
Ч
-
Ш
-
Щ
-
Э
-
Ю
-
Я
Рахимов Марат Гулямович
ЛНВМУ 1950 г.в.
Рахимов Марат Гулямович родился в 1931 году. После ЛНВМУ поступил в ВВМУ им. М.В. Фрунзе.
Виктор Иванов. Мальчишки в бескозырках: Записки нахимовца. М. Современник 1986. Часть 2. "Нахимовцы".
Через некоторое время мне сообщили, что я зачислен воспитанником. И вот я в здании училища уже не в качестве абитуриента, а на правах нахимовца. Наша рота имела третий номер. Первая рота — это седьмой класс, вторая— шестой, наша «третья гвардейская», как мы называли себя, состояла из пятиклассников. Нам предстояло переодеться во флотскую форму и ехать на Карельский перешеек в летний лагерь. Часть ребят уже была там. В группе, в которую я попал, были мальчики из разных городов и сел. Были ленинградцы: Феликс Иванов, с которым я впоследствии подружился, Герман Годзевич — очень красивый и высокий мальчик, Витя Преображенский, племянник известной певицы Софьи Преображенской, переживший блокаду и награжденный медалью «За оборону Ленинграда». Были москвичи: Валера Колотвин, Олег Звонцев и другие ребята. Один парнишка мне сразу понравился— Марат Рахимов из далекого Узбекистана. Маленький, гибкий, чернявый мальчик. Меня заинтересовало его имя — ведь на Балтике так назывался знаменитый линкор. Каково же было мое удивление, когда я узнал, что мой новый знакомый назван именно в честь линкора «Марат». В тридцатых годах на линкор приезжали шефы из Узбекистана. Была в составе делегации и мама Марата — певица, жена командира Красной Армии. С собой она привезла двухмесячного сына. Во время торжественного собрания в Доме флота мальчик за кулисами заревел. Комиссар линкора вынес ребенка на руках на сцену и под одобрительные аплодисменты присутствующих сказал, что мальчика зачисляют сыном линкора «Марат». В честь корабля его назвали Маратом. Был изготовлен красивый жетон, на одной стороне которого был изображен линкор, а на другой — надпись: «Сыну «Марата» — от партийной организации линкора «Марат».
Теперь же «сына линкора» подстригли под ноль, как и всех, помыли в бане и выдали новое обмундирование. Пока что это была просто роба — синее рабочее платье, без погон. Выдали бескозырки, правда без лент, и бушлаты.
Да, мы стали корешами... Недаром же потом, когда уезжали домой на летние каникулы, каждый стремился вернуться в родную роту как можно быстрее. Мы скучали друг без друга. Зато сколько было радости, когда мы собирались вместе после коротких каникул: мы делились новостями и гостинцами. Каждый считал своим долгом привезти в роту из дома что-нибудь вкусненького. Марат Рахимов вываливал на стол столько урюка, что хватало всем. Володя Седов угощал всех домашними пирогами с капустой...
По вечерам при тусклом свете керосиновых ламп в казарме устраивались импровизированные концерты. Майор Щенников аккомпанировал на гитаре, а Костя Гавришин и Марат Рахимов отплясывали чечетку.
Я с большим волнением начинаю эти строки, потому что, преклоняюсь перед женщиной о которой хочу написать – это Гавхар Артёмовна Рахимова (Петросова). В 2001 году ей исполнилось 90 лет, и в доме Офицеров был устроен вечер и Гавхар-опа для меня была самой красивой, очаровательной, и я смотрела на неё не отрывая глаз.
Её жизнь удивительная, красочная, трудная, творчески насыщенная и интересная. Это действительно драгоценный камень (что значит Гавхар) нашего искусства. Хочу сказать, что мой отец, как я узнала уже в зрелом возрасте, назвал меня этим именем в честь Гавхар Рахимовой. Когда мы изредка встречаемся, она приходит к нам театр им. Хамзы (сейчас Национальный театр), то всегда обращается ко мне «Адаш, яхшимисиз», «Адаш», значит тёзка и мне становится так хорошо и тепло на душе, что я потом целый день улыбаюсь. Я прочитала книгу написанную Гавхар Рахимовой – «Кутлуг йулда» - «Дорога» и честно говоря не знаю с чего писать.
Вероятно надо начинать сначала. Отец Гавхар – Артём Сергеевич Петросов, был сослан из Баку на станцию Горчаково недалеко от Ферганы. Семья была многодетная, но из девяти детей осталось пятеро: Амалия, Тамара, Гавхар, Елизавета и Виктория. Отец рано умер, мать болела и совсем маленьким девочкам было нелегко. Амалия и Тамара жили у дяди в Ташкенте, а Гавхар старшая среди Лизы и Виктории помогала матери во всём. В 1937 году девочек направляют в интернат и именно там, Гавхар участвует в художественной самодеятельности. Её педагогами были сестра Тамары-ханум (впоследствии Народная артистка СССР), Мухиддин Кари-Якубов, Уста Олим, Юсуфжон Хузуржонов, Юсуфжон-кизик и ещё многие мастера, которых всегда было много на нашей земле.
С 15 – 16 лет Гавхар выступает с танцами и песнями, и с присущей ей любознательностью изучает узбекские классические танцы и песни.
Уста Олим Комилов – учитель Гавхар по ферганским танцам, он научил её и многих другихлюбить своё дело, быть трудолюбивым и всегда работать над собой, совершенствовать своё мастерство.
В 1927 году Гавхар закончила школу и стала работать в Кокандском театре со старшей сестрой Тамарой и Кари Якубовым. Гавхар играла на дутаре. Пела и танцевала и вполне могла работать артисткой. Театр готовил спектакли и давал концерты. Гавхар танцевала на концертах и готовила новые танцы. Конечно было очень трудно, педагоги заставляли работать до седьмого пота, вот как вспоминает об этом Гавхар-опа: «У нас были такие танцевальные номера. Когда под звуки дойры мы кружились до 140 раз, доиристы менялись три раза, а танцовщицы ни разу. Конечно было трудно. Но с нами была великая любовь к танцам и желание достигнуть совершенства».
Прошли месяцы и Гавхар в первый раз дали роль в спектакле «Фархад и Ширин». Это была Махинбону. Прочитав пьесу она испугалась, потому что не поняла и половины слов пьесы. Узбекский язык она знала хорошо, но в пьесе было много слов на фарси и арабском языке. Она даже хотела отказаться от роли. Но ей очень помогла сама ещё молодая великолепная актриса Мария Кузнецова. Именно Кузнецова научила её первым азам драматического искусства. Гавхар успешно сыграла Махинбону. Второй ролью была тётя Холжон в пьесе «Халима». Гавхар было всего 16 лет, а надо было играть 60-ти летнюю старуху. Опять выручила Мария Кузнецова. Она предложила Гавхар вспомнить характерную старуху, со специфической походкой, манерой говорить. Гавхар знала такую старуху, стали искать походку, манеру говорить, сделали грим. Надо сказать старуху Гавхар играла замечательно. Чтобы выглядеть посолиднее она одевала толстую ватную безрукавку под платье, зимой было даже удобно, но летом молодая актриса очень мучилась от жары. Однажды она незаметно сняла толщинку, но Кари-Якубов заметив это сильно отругал Гавхар.
Она работает в Самаркандском, Андижанском театрах выезжает на гастроли по Узбекистану, едет в Москву, Ленинград. В Ленинград она везёт своего трёхмесячного сына и в Кронштате руководство линкора «Марат» вносит предложение, чтобы сына Гавхар считать сыном линкора, назвать его Маратом и когда он подрастёт принять его матросом на линкор. Так жизненная дорога и судьба Марата была предопределена.
Судьба Гавхар навсегда связана с жизнью военных. Её муж Гулом Рахимов – был военным, и в 1933 году после окончания курсов танкистов в Ленинграде старшего лейтенанта с семьёй отправили в Самарканд. При гарнизоне где служил муж Гавхар открылся театр и Гавхар стала работать актрисой, танцовщицей, балетмейстером. Была подготовлена концертная программа и даже спектакль «Женитьба» Гоголя. Но дивизия все время меняла место нахождения, работать было просто невыносимо, но концерты давались регулярно. Гавхар постоянно работает над новыми программами и девушки из дивизии едут на Олимпиаду узбекских женщин в Москве. Программа принимается на ура и по приезду из Москвы Гавхар Рахимовой присваивают звание «Заслуженной артистки». Надо сказать, что Гавхар Рахимова открыла и помогла найти себя в искусстве очень многим впоследствии известным артистам. Она буквально за руку привозила их из Ферганы, Хорезма.
Это и ставшие известными артистами и певцами Сайиб Ходжаев, Комуна Исмоилова, Роза Бакланова, Равия Отажонова, Гульсара Якубова, Марьям Каримова, Мамадазиз Ниязов, Нуржахон Сатторова, Юлдуз Усмонова и ещё многие другие.
Гавхар Рахимова – артистка с горячим сердцем, великолепный организатор. Прежде всего хочется, особенно отметить, её деятельность во время войны 1941-1945 г. Где только она с артистами не давали концерты. Это Белоруссия, Украина, Западная Европа и ещё много, много стран. Было время когда артисты с Гавхар опой в течении трёх дней дали 13 концертов. Концертная бригада закончила свой путь 29 апреля 1945 г. За это время артисты Лизахон Петросова, Раима Хакимова, Ася Каспарова, Гофир Азимов, Роза Бакланова и другие дали 1200 концертов. В труднейших условиях, самоотверженно, не жалея себя, демонстрировали они своё искусство и дарили радость, счастливые мгновения своим зрителям.
С 1947 г. Гавхар Рахимова работает в Узбекской Государственной филармонии, с 1949 руководит ею, с 1952-1953 с мужем полковником Гулом Рахимовым едет в город Фрунзе, где работает солисткой в Киргизской филармонии и ставит танцы. В 1954 г. возвращается в Ташкент, при филармонии создаётся национальная эстрадная труппа, где Гавхар опа работает до 1957 года. Подготовка к фестивалям, декадам, создание новых ансамблей. Эта энергичная женщина сделала для развития нашего искусства очень много, работа кипела у неё в руках, в каких театрах, с какими коллективами она только не работала, сколько девушек из художественной самодеятельности благодаря Гавхар опа стали профессиональными артистками. В Хорезме Рахимова работала шесть раз, каждый раз создавая ансамбли, работая там солисткой, балетмейстером. Она собирала старинные классические хорезмские песни, танцы, глубоко изучила культуру и искусство, а самое главное, подарила это уникальное наследие зрителям во многих странах мира.
Гавхар Рахимова народная артистка Узбекистана, в 1968 году создала Хорезмский ансамбль «Лазги», которым руководила много лет, этот ансамбль продолжает своим искусством радовать людей и в этом, конечно, огромная заслуга Гавхар Рахимовой. Её дочь Нинель Рахимова посвятила Хорезмскому искусству научную работу «Хореография Хорезма». Вместе с ней Гавхар опа очень много думала о художественном направлении ансамбля, и ансамбль выбрал этнографическое направление. Она записала у старейших знатоков хорезмского искусства макомы (песни), которые исполнялись на разных национальных праздниках и изучила танцы такие как «Сердце проснулось», «Лазги девушек Хивы», «Золотые занги», «Счастливое время» и другие. Очень много она работала в содружестве с искусствоведом Л. А. Авдеевой и научным работником Р. Садоковым, которые издали книги и статьи об искусстве Узбекистана. В создании первой программы «Лазги» Гавхар опа основывалась на научных работах, фольклорном материале собранным Л. А. Авдеевой во время экспедиций.
Ансамбль «Лазги» и сейчас один из лучших ансамблей, и, конечно, в этом неоценимый вклад Гавхар Рахимовой.
Она и сейчас помогает молодым и известным артистам нужным советом, добрым словом. Гавхар Рахимова армянка по происхождению – истинная дочь узбекского народа, его гордость и настоящая любовь.
Источник: Заслуженная Артистка Республики Узбекистан Гавхар Закирова
Опубликовано: 31 Июля 2002 09:30
... Сестра Тамары Ханум – народная артистка Узбекистана Гавхар Рахимова (Гоар Петросян) была одной из первых узбекских театральных актрис, выступая с 1920-х годов в труппе выдаюшегося узбекского театрального деятеля Кари Якубова. Имя же другой сестры, балетмайстера и специалиста по танцам Лизы Ханум (Елизавета Петросян) связано с каракалпакскими танцами, так как именно она восстановила их ритмы и пластику...