А
-
Б
-
В
-
Г
-
Д
-
Е
-
Ж
-
З
-
И
-
К
-
Л
-
М
-
Н
-
О
-
П
-
Р
-
С
-
Т
-
У
-
Ф
-
Х
-
Ц
-
Ч
-
Ш
-
Щ
-
Э
-
Ю
-
Я
Мальков Борис Михайлович
РНВМУ 1950 г.в.
Костев, Георгий Георгиевич. Неизвестный флот: люди, факты, проблемы: 300-летию "Адмиралтейских верфей" посвящается / Г.Г. Костев, И.Г. Костев. - Москва : б.и., 2004.
Директивой Главного штаба ВМФ от 10 марта 1967 г. КП главкома преобразуется в Центральный командный пункт. В его состав входили повседневный КП, защищенный КП; информационно-вычислительный центр и гидрометеоцентр. В 1975 г. создается воздушный пункт управления ВМФ. В 1979 г. вводится в эксплуатацию, а в 1980 г. становится на боевое дежурство основной командный пункт ВМФ и с этого времени организуется и несется постоянно боевое дежурство на всех командных пунктах (ПКП, ОКП, ЗКП и ВЗПУ ВМФ). Сложившаяся система управления силами ВМФ обеспечивала решение задач по планам Главного штаба ВМФ и Генерального штаба Вооруженных сил. В высшем звене управления ракетными подводными лодками особое место заняла созданная командная система боевого управления (КСБУ). 1 августа 1980 г. на всех командных пунктах советского ВМФ, как в центре, так и на флотах, КСБУ была поставлена на боевое дежурство и стала надежно обеспечивать управление ракетными подводными крейсерами стратегического назначения (РПКСН). Впервые КСБУ была использована в 1976 г. на опытном учении для выдачи команды с ЦКП на подводный крейсер К-385, выполнявшей учебный пуск баллистической ракеты из района Атлантики по полигону на Камчатке. Центральный командный пункт участвовал в подготовке и проведении всех крупных учений и маневров («Север-68», «Океан-70», «Юг-71», «Океан-75» и др.). Успешно он решал задачи боевого управления силами ВМФ и в кризисных ситуациях (карибский кризис, арабо-израильские войны, вьетнамский, иракский, югославский конфликты, боевые действия морской пехоты в Чечне), в управлении силами боевой службы, в выполнении ракетных стрельб, в ликвидации последствий аварии на подводных лодках и надводных кораблях. На ЦКП прошли службу много преданных флоту офицеров и адмиралов. Звание контр-адмирал было присвоено начальникам Центрального командного пункта Н.Ф.Никитину, А.Р.Астафьеву, Ю.М.Карпову, В.С.Чуканцову, а также дежурным адмиралам Э.Г.Бульону, М.Л.Копытникову, М.Б.Абрамову, Г.А.Малышевскому, Б.М.Малькову, А.М.Смолину и др. За успехи в решении поставленных задач более 1000 человек за период службы на ЦКП награждены орденами и медалями СССР и России. Приказом министра обороны РФ № 488 от 8 октября 2000 г. ЦКП Военно-морского флота награжден вымпелом «За мужество и воинскую доблесть». Высокую оценку коллективу Центрального командного пункта ВМФ в 2000 г. дал президент России, Верховный главнокомандующий В.В.Путин при посещении и знакомстве с работой операторов ЦКП.
Десятая дивизия подводных лодок Тихоокеанского флота. Люди, события, корабли. - Санкт-Петербург, 2005. Специальный выпуск альманаха Тайфун. Г.В.Таргонин. В боевом ядре флота
... Кроме позиции ожидания и маршрута перехода я нанес на карту разведобстановку. в основном обозначив базирование сил 7-го флота США по данным на последнюю декаду февраля 1967 г. Написал "легенду", изложив цель похода, методы соблюдения скрытности, характер маневрирования на позиции и приемы уклонения от обнаружения силами ПЛО. В левом верхнем углу заготовил утверждающую резолюцию комдива, а в правом нижнем поставил свою подпись и с этим художественным произведением отправился к командиру дивизии. Владимир Яковлевич особого восторга по поводу моих стараний не выказал, но подпись свою поставил, добавив: — 28 февраля с утра встанете у 1-го пирса под погрузку оружия и начнете ввод ГЭУ. До этого все необходимое должно быть погружено и экипаж переселен на лодку. С началом погрузки связь с берегом прекращается. За оставшуюся неделю погрузили все запасы. Сложенные на пирсе груды ящиков, коробок и мешков с продовольствием и штабель патронов регенерации В-64 впечатляли своими размерами. График подготовки к походу выполнили без сбоев. Приписанный к нам помощник командира капитан 3 ранга Борис Михайлович Мальков снял экипаж с довольствия на береговой базе, и 28 февраля с утра мы переселились на лодку. Казарменные помещения экипажа были закрыты, опечатаны и сданы под охрану береговой базы. Можно сказать, что подготовка к нашему первому походу прошла хотя и в высоком темпе, но ритмично и организованно. После завтрака на лодке начали ввод ГЭУ и приступили к подготовке ракетных контейнеров к погрузке. Ракеты П-5Д подавались в ядерном снаряжении, а эти работы проводились тогда только в темное время суток. Как я понимаю, делалось это в интересах сохранения тайны, но о какой секретности можно было вести речь, если весь процесс — от доставки ракет на пирс до их загрузки в контейнеры — проводился при ярком свете многочисленных прожекторов, привлекавших внимание непосвященных к этому необычному и яркому зрелищу. В лучах прожекторов на кране висит серебристая ракета — реактивный истребитель-моноплан с небольшим стреловидным крылом, консоли которого подняты вверх, а киль смотрит вниз. На лодке поднята первая- пара контейнеров, у одного из них открыты крышки; к носовому срезу контейнера пристыкована ажурная ферма — ложемент, на который должна лечь ракета. В общем, картина просто фантастическая. На лодке объявлена повышенная готовность, соответствующая расписанию по погрузке ракет. Погрузка каждой ракеты завершается соединением кабельных разъемов и проверкой прохождения сигналов и команд с пультов управления ракетного комплекса, отсоединением ложемента и закрытием крышек контейнера. Погрузка оружия заняла две ночи, между которыми погрузили в верхние торпедные аппараты торпеды в ядерном снаряжении. Итого на борту находилось десять ядерных зарядов. Ракеты П-5Д предназначались для поражения стационарных береговых объектов. Траектория ее полета строго прямолинейна, полет происходит на высоте 50 м над уровнем моря. Не имея системы самонаведения, она совершает марш в неуправляемом режиме, а срабатывание заряда происходит по прохождении заданной дистанции. С точки зрения скрытности действий ПЛ эти ракеты более предпочтительны, поскольку сразу после старта лодка может уйти на глубину и свободно маневрировать. Недостатком "П-пятых" являлась длительная предстартовая подготовка, заставляющая ПЛ лежать на боевом курсе не менее восьми часов с постоянной скоростью. Это было необходимо для того, чтобы гироскопы ракет, предназначенных к залпу, выработали курс, стабильность которого нарушалась при изменениях курса и скорости лодки. С подходом к точке старта лодка медленно, не меняя курса, всплывала на перископную глубину, а затем в крейсерское положение, производила пуск ракеты и погружалась. 2 марта встретили в полной готовности к выходу в море: ГЭУ обоих бортов выведены на мощность, в лодке установлена готовность №2 — надводная, вахтенный офицер и сигнальщик — на мостике. На лодку прибыли офицеры штаба флота во главе с начальником оперативного отдела контр-адмиралом Игорем Андреевичем Сорневым. Флотские специалисты проверяют готовность к походу по своим направлениям, а Игорь Андреевич запирается со мной в каюте и вручает мне опечатанный красный пакет с самым высоким грифом секретности, который я должен вскрыть с получением особого сигнала из Москвы. Затем он знакомит меня с оперативной обстановкой в районе Главной базы флота и с самой свежей разведсводкой. Я разворачиваю свое "решение" и помечаю на карте новые данные, проявив особое внимание к засеченной на подходах к заливу Петра Великого американской ПЛ «Сабало».* Инструктаж закончен. Все теплые слова и добрые пожелания высказаны, обмен рукопожатиями завершен, все провожающие покидают лодку. Сам себе горячо желаю привести этот красный пакет в нераспечатанном виде обратно, ибо последствия его вскрытия непредсказуемы... Звучит сигнал и команда "По местам стоять, со швартовов сниматься". Местное время — 19.25. Отходим от пирса под электромоторами, разворачиваемся носом на выход из бухты и погружаемся для дифферентовки без хода. Удифферентовались, всплыли в крейсерское положение и двинулись на выход из Уссурийского залива. Повернув на 5 и, миновав полосу полигонов боевой подготовки в заливе Петра Великого, погрузились на глубину 100 м и дали ход 15 уз. Перед погружением мы наблюдали огни судна, идущего из Владивостока курсом на Сангарский пролив. Решив использовать это обстоятельство в целях маскировки, приказал ложиться на курс, равный пеленгу на это судно и. увеличив ход, догнал его, образовав как бы один шумящий объект. Пройдя под транспортом час. мы снова легли на курс, ведущий в 11усимский пролив. Этот маневр, по моим расчетам, должен был в какой-то мере дезориентировать американскую лодку, которую засекла наша разведка. Как бы там ни было, но, периодически отворачивая от курса на 60" для прослушивания кормовых секторов горизонта, слежения за собой мы не обнаружили. С наступлением сумерек 3 марта мы подошли к Западному проходу Цусимского пролива. По всем правилам всплыли на перископную глубину подняли обе радиоантенны — "Иву" и ВАН — и антенну станции обнаружения работающих РЛС"Накат". Командир группы ОСНАЗ ло.южил об отсутствии патрульных сил, и мы, не включая ходовых огней, всплыли в крейсерское положение и дали полный надводный ход. Ночь выдалась безлунная, но с полной видимостью, волнение не превышало 2 баллов. Суда в проливе двигались параллельными курсами в сторону Восточно-Китайского моря. Навигационные огни работали. На нашем приемнике "Накат" отмечалась работа судовых НРЛС в обычном режиме. Форсирование пролива в надводном положении было обусловлено его мелководьем и существующей опасностью донных мин. Расстояние отточки всплытия до точки пофужения мы прошли за четыре часа и никаких признаков своего обнаружения, атем более преследования, не установили. Держать в напряжении экипаж не было смысла, и через час надводного хода перешли на готовность №2 и разрешили выход личному составу на мостик по установленному порядку. Пройдя пролив, погрузились сначала на глубину 50 м до выхода на большие глубины и легли на курс, предусмотренный нашим маршрутом. Этим курсом, пролегавшим через все Восточно-Китайское море, предстояло идти более суток. Хотя никаких сомнений в работе нашего навигационного комплекса у меня не было, но. тем не менее, желание получить надежное определение своего места не покидало. Сидя за штурманским столом и глядя на карту, по которой перемещался светящийся крестик автопрокладчика, обозначавший нашесчислимое место, я обратил внимание на группу островов Токара. Траверзное расстояние до самого западного из них составляло около 20 миль. — А что если нам попробовать "мазнуть" по этому островку нашим "Альбатросом"? — обратился я к штурману, имея намерение определить свое место по пеленгу и дистанции с помощью нашей РЛС. — Я в этим местах не плавал. Течения здесь, согласно лоции, существуют, но их параметры не отличаются постоянством, и я их не учитываю. Поэтому было бы неплохо получить место, — ответил штурман. Он рассчитал время появления этого островка на нашем левом траверзе. С подходом к расчетной точке мы сбавили ход и. соблюдая установленный порядок, всплыли на перископную глубину. Подняли перископ, радиоантенны и "Накат". Наши осназовцы доложили о том. что все чисто, да и в перископ ничего не видно — море пустынно. Я сам пошел в рубку радиометристов, обозначил сектор обзора, то есть направление излучения электромагнитной энергии. Станция профе-та. Подаю команду "Товсь". и когда направление излучения совпадает с левой границей заданного сектора, командую: "Ноль!". Штурман засекает время и отсчет лага. Первый же "мазок" нашей антенной РЛС высвечивает островок, и радиометрист снимает пеленг и дистанцию до него. Невязка, то есть величина и направление от счислимого на обсер-вованное место, оказалась незначительной. Главное, чего мы достигли, это уверенности в точности счисления своего местоположения. Пробыв на перископной глубине не более 7 минут, снова погрузились на глубину 150 м и дали ход 15 уз. Этот эпизод с обоснованием его необходимости был занесен в журнал боевых действий и по возвращении из похода отослан в Главный штаб ВМФ как приложение к отчету по боевой службе. Когда отчет вернулся в дивизию, на полях страницы, где излагалось это событие, я прочел замечание, сделанное рукой 1-го зам. ГК ВМФ адмирала Н.И.Смирнова: "Итакое допускает командир АПЛ!?" Адмирал имел в виду нарушение скрытности, но забыл о том, что за несколько часов до этого лодка в течение четырех часов (!) шла в крейсерском положении в узкости и в окружении многочисленных судов. Кстати, это было единственное замечание по моему отчету. Добавлю, что спустя два с небольшим года, в бытность адмирала Н.И.Смирнова командующим ТОФ, одна из лодок 26-й дивизии, где старшим на борту находился замкомдива капитан 1 ранга Дмитрий Николаевич Голубев (мой одногодок, друг и сослуживец по Балтике), следуя на БС тем же маршрутом, имела навигационную аварию — касание грунта у о. Окинава. Это стало следствием потери своего места и отсутствия настойчивости в поисках способов его определения. ... Днем 7 марта вахтенный акустик доложил: — Слышу шум винта ПЛ по пеленгу 132". Ориентировочная дистанция — 5 кабельтовых. Вахтенный офицер объявил боевую тревогу. Прибыв в ЦП. я запросил акустика о надежности контакта. — Хорошо слышен характерный шум малооборотного винта ПЛ, пеленг медленно меняется влево, — доложил акустик. Я немедленно остановил левую турбину и дал команду ложиться на курс, равный пеленгу. Дабы исключить все сомнения, решил всплыть на перископную глубину и осмотреть горизонт в перископ. На глубине 70 м шум пропал. Это подтверждало, что нами обнаружена ПЛ, но отступать от принятого решения я не стал. Подняв перископ, осмотрел горизонт (особенно внимательно — в направлении прямо по носу) и убедился, что на поверхности никого нет. Мы вновь погрузились. Пройдя глубину 70 м, восстановили контакт. Сомнений не было: мы вновь прошли слой акустического скачка, и это ПЛ. Поступил доклад старшины команды акустиков старшины 1 статьи Владимира Коровикова: — Пеленг не меняется. Интенсивность шума снизилась. Штурман перешел на маневренный планшет. Я ввел данные в ТАС "Ленинград". По нашим расчетам, неизвестная ПЛ начала циркуляцию влево — на нас. Продолжаем удерживать ее на курсовом О". — Шум усилился, — доложил Коровиков. Значит, лодка завершает полную циркуляцию. — Число оборотов винта возрастает. Пеленг — 118", — снова докладывает акустик. Это означает, что и она нас обнаружила и решила уклониться от контакта. Преследовать ее мы не сможем — не хватает скорости, да это нам и не нужно. Не меняя хода, продолжаем держать курс 118". — Шум винта ослабевает. Дистанция увеличивается, — следует очередной доклад старшины команды гидроакустиков. — Шум записали? — Так точно. Когда шум винта исчез, легли на прежний курс, пустили левую турбину и дали ход 15 уз. Общее время поддержания контакта с ПЛ составило 43 минуты. Объявлена готовность №2 — подводная. Все данные по контакту были проанализированы, штурман вычертил схему нашего совместного маневрирования. Прибыли мы на позицию ожидания вовремя, о чем дали свое первое донесение по радио. Квитанция была получена в ту же минуту, и началась наша полуторамесячная БС. В воскресенье 12 марта 1967 г. в РСФСР проводились выборы в Верховный Совет республики. В соответствии с Законом о выборах, все документы и инструкции были нам вручены перед выходом в море с указанием донести о результатах голосования сразу же по его завершении. Выборы мы провели строго по предписанию. На лодке находилось 128 избирателей, в голосовании приняли участие 100% значившихся в списках, все 128 бюллетеней были признаны действительными, и кандидат в депутаты был избран единогласно. Откровенно говоря, я ожидал подсчета голосов не без волнения. Голосование—тайное, оно должно было показать истинную зрелость экипажа. Какая-нибудь дурацкая выходка вполне могла иметь место. Но все прошло гладко, и уже в 6.40 хабаровского времени мы передали на КП Главкома свое второе радио, текст которого начинался словами "Выборная для КТОФ". Таким образом, мы завершили выборы раньше всех в Российской Федерации. С самого начала похода мы разработали расписание смен и распорядок дня с таким расчетом, чтобы смена вахт совпадала по времени с приемом пищи — это позволяло производить смены организованно, без индивидуальных подмен, и исключало безответственность. Командирскую вахту я предложил своим помощникам нести по восемь часов, взяв на себя вахту с нуля часов до восьми утра. На этот отрезок времени приходилось два всплытия на перископную глубину для приема радиограмм (их было три за сутки). Кроме того, это наиболее критическое время с точки зрения бдительности. Меня менял старший помощник, на долю которого приходился третий, дневной сеанс связи. С 16.00 до нуля часов вахту нес приписанный к нам на поход помощник командира капитан 3 ранга Борис Михайлович Мальков, заменивший нашего Евгения Алексеевича Галактионова, который получил повышение по службе. Он стоял вместе с командиром БЧ-5 капитаном 3 ранга Е.Г.Семеновым. Вахтенными офицерами несли службу четверо офицеров, имевших допуск: командир БЧ-2 капитан-лейтенант Валентин Ильич Шерстяных, командир БЧ-3 Владимир Алексеевич Тарасенко, начальник РТС капитан 3 ранга Феликс Павлович Востоков и командир группы управления БЧ-2 капитан-лейтенант Леонид Иванович Лукашук. В качестве дублеров с ними стояли их командиры групп — им была поставлена задача в этом походе получить допуск к самостоятельному несению вахты. Службу вахтенных инженер-механиков несли три командира дивизионов БЧ-5: движения — инженер-капитан-лейтенант Владимир Алексеевич Подопри-гора, электротехнического — инженер-капитан 3 ранга Виталий Митрофанович Ребров и живучести — инженер-капитан-лейтенант Губанов Владимир Иванович. Штурманскую вахту в две смены по 12 часов несли командир БЧ-1 капитан 3 ранга Владимир Владимирович Бойко и командир электронавигационной группы лейтенант Николай Миронович Бурыкин. Перед собой я поставил задачу на этот первый поход никаких форсированных режимов и резких переходов с одного режима на другой без необходимости не производить, дать возможность "обкатать" матчасть и присмотреться к ней. По боевой подготовке мы решили ограничиться сдачей экзаменов на классность, регулярно проводить отсечные тренировки по первичным мероприятиям по борьбе с пожаром и поступлением воды и провести два-три общекорабельных учения по борьбе за живучесть. Наметили провести два учения по ракетной атаке без всплытия. По политподготовке — как всегда, по понедельникам — продолжать осваивать программу политзанятий, а замполиту — ежедневно делать обзоры положения в стране и в мире на основе информации, получаемой при прослушивании широковещательных радиостанций во время сеансов связи. По вечерам ежедневно устраивали два киносеанса: первый, наиболее массовый — в 1-м отсеке после ужина, а второй — в офицерской кают-компании после вечернего чая для вахты 3-й смены. Просмотрев два десятка взятых с собой кинофильмов, начали делать повторные просмотры по заявкам моряков. Наибольшим успехом пользовался "Каин XVIII". К счастью, мне не довелось прочесть содержимое красного пакета, но исходя из географического положения нашей позиции ожидания, можно было предположить, что объектом нашего внимания являлся о. Гуам с расположенной на нем ВМБ Аганья, на которую базировалась 15-я эскадра АПЛ, и авиабаза. О стратегическом значении этого военного объекта свидетельствовало и посещение острова (именно в это время) президентом США Линдоном Джонсоном. Маневрирование на позиции мы осуществляли курсами 90-270" со скоростью 5 уз. по 12 часов на каждом галсе, не встретив за все 42 дня пребывания на позиции никаких кораблей и судов. Только однажды наша ГАС зафиксировала слабые сигналы работы корабельного гидролокатора к N от нашей позиции. Единственным географическим феноменом, который нам удалось наблюдать в перископ, двигаясь вдоль северной кромки позиции, явилась скала Софу. Среди необъятных просторов Филиппинского моря торчал черный столб высотой 105 и шириной 20 м с загнутой макушкой. Серьезное испытание в этом походе выпало надолю нашего доктора. Внезапно почувствовал острую боль внизу живота помощник командира капитан 3 ранга Б.М.Мальков. Осмотрев его, доктор сделал предположение, что это аппендицит, положил его в изолятор и по наблюдениям и прощупываниям подтвердил диагноз. До окончания нашего похода было еще далеко, и откладывать операцию было опасно. Назначили операцию в ночь с 1 на 2 апреля. Помимо штатного состава операционной бригады, которая состояла из доктора и моряка с самым длинным названием его штатной должности (химик, санитар-инструктор, подводник) старшины 1-й статьи Виктора Тардыбина, занимавшего эту должность и прошедшего стажировку в качестве ассистента хирурга, Владимир Михайлович попросил выделить себе в помощники одного офицера. Добровольно вызвался капитан-лейтенант Л .И.Лукашук...
Рижское Нахимовское военно-морское училище. Сборник материалов о встрече выпускников по случаю 60-летия основания училища. 3 декабря 2005 г. Составители: Г.Г. Лойкканен, М.Д. Агронский. СПб.: "НПП "Система", 2006.
Командовали подводными лодками и кораблями: 2 выпуск. Венедиктов Валентин, Емелин, Задорин, Иванов Вадим, Касаткин, Коваль, Куренков, Лебедев, Макшанчиков, Мальков, Шауров.
Стали адмиралами: 2 выпуск, вице-адмирал Емелин Геннадий Валентинович - начальник УПВ ВМФ; контр-адмирал Мальков Борис Михайлович - оперативный дежурный ГШ ВМФ; контр-адмирал Шауров Александр Алексеевич - начальник штаба дивизии рпкСН, командир бригады строящихся подводных лодок, г. Северодвинск, начальник 93 учебного центра ВМФ.
Доклад контр-адмирала Шаурова Александра Алексеевича. Репино , 30 сентября 1995 года. Народ.ру: рижское нахимовское военно-морское училище (1945-1955).В мае 1949 г. была сформирована спортивная команда для участия в 1-й спартакиаде Суворовских и Нахимовских училищ в Москве. От нашей роты участниками спартакиады были названы в различных видах спорта: Гузев, Маркин, Коваль, Мальков, Котловский, Певцов, Арнет, Ростов, оба Венедиктова, Макшанчиков, Витеев, Назаров, Светлаев, Смирнов, Друскин, Жарков. Кроме того, и две шлюпочные команды: шлюпка № 1 – капитан-лейтенант Сергеев, ст.1 ст. Стрельников, Куликов, Голубев, Жарнов, Вояковский, Опарин, Макшанчиков, Васильев Н., Иванов В.; шлюпка № 2 – капитан Кухарев, ст.1 ст. Шашков, Шауров, Московский, Ассеев, Ломоносов, Тужилкин, Венедиктов В., Зверев, Ершов. Спартакиада началась 12 июля 1949 г., когда она закончилась и с какими результатами -– архивы не отразили, даже приказа по этому поводу не было.
Ещё немного статистики. Итак, из 81-го выпускника 1950 года на сегодня 29 человек проживают в Ленинграде и его окрестностях: 10 человек в Москве: 7. Мальков