галереи
Тбилисское Нахимовское, построение к смотру
добавил: Fregat
5 рота
добавил: igorekvp
 

Всего зарегистрированных нахимовцев-2110
 
показать всех
только список
     ---------------------------------
           
           НА ЗАМЕТКУ

     ---------------------------------
       Сборник воспоминаний
                
 Тбилисское Нахимовское
             военно-морское
                   училище

       ---------------------------------
             Николай Максимов
               
          "Этика развития
                    личности"          
       ---------------------------------
                   Юрий Росс
            "Тот самый остров"
               

         Сюр-историческая
       приключенческая повесть
       ----------------------------------
       Р.Б.Семевский-Лепорский
               

       Субъективный взгляд 
           очевидца на историю 
           6-го выпуска ЛНВМУ" 
       ---------------------------------
               Владимир Габарь
               
               Пароль 17
     ---------------------------------
              Ренат Мустафин

           
       Заметки на полях
           вахтенного журнала

     --------------------------------
               А.И. Палитаев
              

     "Мои пути подводные"
     --------------------------------
                Игорь Жданов
              

   Дневниковые записи 
             "Такая судьба."
    --------------------------------


 
 

Архивные дела нахимовцев

А - Б - В - Г - Д - Е - Ж - З - И - К - Л - М - Н - О - П - Р - С - Т - У - Ф - Х - Ц - Ч - Ш - Щ - Э - Ю - Я
 
Апакидзе
Тимур
Автандилович

ЛНВМУ
1971 г.в.

Продолжения начальной страницы:
     Первая посадка на тяжелый авианесущий крейсер "Тбилиси". Вице-адмирал В.Ярыгин, кандидат военных наук. - Морской сборник № 12, 2006 г.
     Потомству в пример. Фото В.Алдакушкина. - Морской сборник № 4, 2002 г.
Тайфун: Военно-технический альманах «Тайфун». Выпуск № 46.
Рыжов Г.Б. Боевая служба 279-го КИАП СФ в составе АМГ (1995-1996)

Начальная страница

Морской сборник № 12, 2006 г.

Взлетная полоса в океане. Морской сборник № 10, 1994 г.
В истории тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» начинается новый этап службы Отечеству.
Даже в тех странах, чьи военно-морские силы действительно можно назвать миниатюрными, не часто случается, чтобы Главком лично ставил задачу конкретному кораблю, Но ведь на долю иных флотов, наверное, не выпадало столько напастей, сколько на российский. А задача, которую адмирал Феликс Громов поставил перед экипажем ТАВКР «Кузнецов» на нынешний год, поистине была государственной.
Правильно говорят, что у нас, россиян, традиционно идущих своим путем, почитай со времен Петра моряки и флотоводцы твердят о необходимости для России сбалансированного военного флота, а имеют то, что утверждающие кораблестроительные программы чиновники сочтут возможным строить, на что найдутся деньги для так называемого госзаказа. Ныне же и он вследствие экономического кризиса в стране стал таким, что перечеркнул все надежды на переход в обозримом будущем к принципиально иному качественному состоянию флота. Так возникло крупное препятствие на пути его развития, наметившееся в годы, которые ныне именуют застойными. Однако, применительно к ВМФ, о каком «застое» может идти речь? Именно в эти годы наконец-то возобладал трезвый расчет и флот стал пополняться столь необходимыми ему кораблями. Здесь имеются в виду авианесущие. В современных условиях кораблям, и даже подлодкам, действовать в океане без надежного авиационного прикрытия почти невозможно, поэтому те же американцы хотя и имеют, где только можно, авиабазы, но и развивают свой авианосный флот,
Можно по-разному относиться к первым нашим авианесущим кораблям - «Киеву», «Минску», «Новороссийску», а также к самолетам, которые они несли на своем борту. Во многом то, что они не были способны в полной мере удовлетворить флот, вина не конструкторов корабля и самолетов, а тем более не их строителей. Одни, повинуясь приказу, создавали самолеты, которые изначально, в силу закладываемых параметров, были не в состоянии качественно обеспечить решение свойственных задач, другие подгоняли под эти машины корабль. Летчики же пытались выжать из данных самолетов невозможное. Однако, как это нередко бывает, такая неудача подтолкнула наших ученых и конструкторов к созданию машины, которая превосходит зарубежные аналоги. Но в итоге такого долгого и трудного пути флот смог обрести всего один настоящий авианесущий корабль - «Кузнецов». «Умер» у достроечной стенки атомный «Ульяновск», до сих пор «агонизирует» «Варяг», а перспектив пока нет...
И опять так получилось, что рождение самого большого из наших кораблей, наиболее значимого, совпало с крушением устоявшейся и годами совершенствовавшейся системы, что привело к опасной возможности загубить этот новейший корабль. Она и сейчас еще полностью не миновала, а потому Главнокомандующий и взял на себя лично контроль за кораблем и лично же поставил задачу его экипажу, дабы ни у кого не возникло сомнений, что ее срыв повлечет большие последствия, даже в государственном масштабе.
По сути дела, «Кузнецов» стал «пробным камнем» для флота в новых условиях. Не «переварили» бы его - и речи не могло бы быть о новых кораблестроительных программах, которые ныне «зависли» только из-за хронического российского безденежья. Вот почему он так важен для флота. А «поднимать» его было ох как нелегко, но не впустую были все эти труды - авианесущий крейсер, как то ему и на роду написано, стал-таки взлетной полосой для флотских авиаторов. А произошло это так.
В декабре 1991 г. ТАВКР «Кузнецов» совершил переход на Северный флот. Вместе с кораблем от берегов, уже тогда становившихся негостеприимными, уходила и группа флотских летчиков, буквально за пару месяцев до того познакомившаяся с его полетной палубой. Конечно, первыми, как положено, на плавучий аэродром крылатые машины посадили испытатели, совершившие в ходе государственных испытаний более 500 взлетов и посадок, в том числе более ста на самолетах Су-27К и МиГ-29К. А первыми в списке пилотов «Кузнецова» были Герой Советского Союза заместитель главного конструктора Авиационного научно-промышленного комплекса ОКБ имени П.О.Сухого заслуженный летчик-испытатель Виктор Пугачев и его коллега по ОКБ и испытательной работе Вячеслав Аверьянов.
Будь они героями-одиночками, крейсер так бы и остался трамплином для особо одаренных пилотов. Но в том-то и задача испытателя, чтобы не просто пройти первым, а еще и научить идущих следом. ОКБ имени П.О.Сухого еще тогда, на дымящихся руинах Союза, заключило с украинской стороной, приватизировавшей учебный комплекс в г.Саки, договор о подготовке на нем флотских летчиков. Имея малое число авианесущих кораблей, строить сразу несколько трамплинов, имитирующих полетную палубу крейсера, было непозволительной роскошью даже в более благополучные времена. Вот и вышло, что УТК «НИТКА», где готовились все пилоты палубной авиации, оказался вне флота и вне России. Но свое предназначение он все-таки выполнил. И три года тому назад вслед за испытателями над громадой «Кузнецова» распластали крылья машины, ведомые строевыми летчиками. То были полковники Тимур Апакидзе и Андрей Яковлев.
Сразу после посадки Апакидзе признался, что в мечтах давно соединил любовь к небу и морю, а вот шел к этой цели целых 23 года. За этот срок Тимур Автандилович, конечно же, внутренне настроился на посадку в необычных для пилота берегового базирования условиях, но команда об этом, полученная с борта «Кузнецова», все равно взволновала его. И вот такие пилоты, как Апакидзе, составили костяк вновь созданного истребительного подразделения корабельной авиации Северного флота. Но еще немало времени с палубы крейсера взлетали в небо не строевые летчики, а испытатели. И причин тому несколько.
Прежде чем «Кузнецов» принял флотских авиаторов, его нужно было всесторонне «обкатать». Одно дело государственные испытания, совсем другое - каждодневная работа. Тут нужно не только мастерство пилотов, а и сработанность с ними тех, кто на борту корабля, чтобы могли они понимать друг друга даже не с полуслова, а с жеста, «взмаха» крылом. Государственный летно-исследовательский центр Минобороны (ГЛИЦ) для этой тяжелой работы командировал на крейсер Николая Диордицу и Александра Раевского, а от ОКБ имени П.О.Сухого основная нагрузка легла на плечи летчика-испытателя Сергея Мельникова. Нельзя не сказать и о заслугах людей, которые хотя и не летали сами, но немало сделали для того, чтобы флот «обрел крылья». Например о таких ветеранах ОКБ, как Николай Алексеевич Алферов, заслуженный штурман-испытатель. На «Кузнецове» он руководил визуальной посадкой и утверждал полетные задания. Кто знает, сколько седых волос добавилось в его и без того серебряной шевелюре за это время, однако в том, что освоение палубы нового авианесущего крейсера обошлось без жертв, катастроф - и его заслуга.
Да, первый и наиболее сложный этап освоения летной техники пощадил «Кузнецова». Но плох тот пилот, который решил, что «взял Бога за бороду», - тут жди беды. И очень бы хотелось на всякий случай предостеречь от этого летчиков «Кузнецова». Они вкупе с испытателями и моряками выполнили задачу, поставленную Главнокомандующим ВМФ, и корабль, которым командует капитан 1 ранга Иван Санько, наконец-то в этом году заработал, как говорят, штатно.
 Программа подготовки молодых палубных летчиков разрабатывалась при непосредственном участии нынешнего корабельного пилота №1 Тимура Апакидзе. Кроме того, их под свое «крыло» взяли испытатели из ГЛИЦ. Потом на некоторое время военные примерили на себя фраки дипломатов. С помощью концерна «Росвооружение» им удалось достичь соглашения с ВВС Украины на расконсервацию уникального тренажера в Саках.
Украинской стороне, понятное дело, комплекс «НИТКА», предназначенный только для подготовки летчиков корабельного звена, еще долгое время не будет нужен - нет в ВМСУ авианосцев.
 Они были первыми (слева направо) - подполковник И.Кожин, полковник Т.Апакидзе, подполковник В. Дубовой
Россияне же, засучив рукава, мигом ободрали начавшую проступать ржавчину и в течение месяца, как в старые добрые времена, гудело от моторов небо над аэродромом. За это время на комплексе было отработано огромное даже для прошлых лет количество упражнений: 1650 проходов над блоком, 696 - с касанием, 99 зацепов за трос, 43 взлета с трамплина. Но практики, даже самой хорошей, никогда не бывает много, а тренажер, пусть и наилучший, не заменит реальных корабельных условий. Тем не менее, лучшую десятку летчиков, прошедших через УТК, допустили к полетам на корабль. И 31 августа первая тройка пилотов корабельного полка, а потом в течение нескольких дней и остальные впервые выполнили посадку на палубу «Кузнецова». Это поистине стало звездным часом флотской авиации, всего российского флота, долгим и трудным путем пришедшего к возможности прикрыть ордера своих кораблей с воздуха в любой точке Мирового океана - там, где будут пролегать маршруты авианесущего крейсера.
Конечно, не только простого упоминания достойны флотские пилоты, совершившие ныне, не побоимся этих высокопарных слов, настоящий подвиг. Полковники Иван Бохонко, Ярослав Чибир, подполковники Игорь Кожин, Виктор Дубовой, Константин Кочкарев, Геннадий Рыжов, майор Павел Подгузов, капитаны Евгений Кузнецов, Андрей Абрамов по праву заслуживают самых высоких правительственных наград. И решение представить их к награждению приняло командование ВМФ.
Побывали в «шкуре» пилота, планирующего на движущуюся под ним громаду крейсера, чтобы понять, чего стоит такая посадка, командующий авиацией ВМФ генерал-лейтенант авиации Владимир Дейнека, его первый заместитель генерал-лейтенант авиации Николай Рогов, командующий авиацией СФ генерал-майор авиации Николай Мордовалов и начальник ГЛИЦ ВВС генерал-майор авиации Юрий Клишин. На учебно-тренировочной спарке Су-25УТГ они тоже совершили посадки на палубу «Кузнецова».
Ныне можно сказать, что тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» готов к решению свойственных задач. Об этом говорит не только освоение взлета и посадки, такую готовность подтвердило летно-тактическое учение. В ходе него, как рассказывал мне старший офицер управления командующего авиацией ВМФ полковник Владимир Юношев, не только отрабатывались элементы решения штатных задач с условным противником, но и имели место фактические встречи в небе с самолетами иностранных государств.
Условного противника на учениях имитировали асы - Виктор Пугачев и Сергей Мельников. Противостояли же им две пары флотских пилотов: Апакидзе и Дубовой, а также Кожин и Кочкарев. Последние прикрывали ТАВКР с задачей перехвата воздушных целей до рубежа досягаемости их корабельными средствами ПВО. Находясь в заданном районе барражирования, Тимур Апакидзе и Виктор Дубовой бортовыми средствами обнаружили цель и выполнили ее перехват. Кстати, этой целью оказался «Орион», самолет береговой патрульной авиации Норвегии. Норвежцы, вероятно, не ожидали встретить здесь наши истребители, а те, произведя опознавание воздушной цели, оставили ее и переключились на поиск и перехват «грозных» для их корабля машин. Как ни высоко было летное мастерство испытателей ОКБ имени П.О.Сухого (мне говорили, что Пугачев даже свою знаменитую «кобру» применил в том учебном бою), флотские пилоты вышли победителями. Игорь Кожин и Константин Кочкарев по наведению с крейсера тоже обнаружили в небе небезынтересные цели. Взлетавшая с берегового аэродрома Норвегии пара истребителей, наверное, по докладу экипажа «Ориона», не стала входить в зону учений российских авиаторов, а повернула обратно. Поэтому подполковники пошли «дожимать» атакованных первой парой испытателей.
Так, по словам командующего авиацией ВМФ генерал-лейтенанта авиации В.Дейнеки, произошло рождение новой элиты авиации ВМФ - палубных летчиков. Будем надеяться, что отношение к ним будет соответствовать их значению и трудности выполняемых ими задач.

Капитан 2 ранга В. МАРЮХА Фото капитана 3 ранга В.СУЛЬЖЕНКО

КОМДИВ АПАКИДЗЕ. Полковник в отставке В.МЕЛЬНИКОВ. Морской сборник № 2, 1998 г.

Это было в конце апреля 1996 года. В Военно-морской академии имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г.Кузнецова проходила военно-историческая конференция "Морская авиация в истории Российского флота", посвященная 300-летию отечественного флота и 80-летию морской авиации. Тогда собравшиеся особенно тепло встретили выступление Героя Российской Федерации, заслуженного военного летчика России генерал-майора Апакидзе. Тимуру Автандиловичу, командиру смешанной корабельной авиадивизии ВВС Северного флота, было что рассказать о зарождении и становлении отечественной корабельной истребительной авиации, о первых полетах и опыте использования современных корабельных истребителей трамплинного взлета и аэрофинишерной посадки Су-27к с палубы первого отечественного авианосца "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов". О нем, летчике и командире, о его летной жизни, ратном подвиге и пойдет наш рассказ.
Путевку в небо дал Главком ВМФ
Путь в небо выпускника Нахимовского училища Тимура Апакидзе оказался непростым. Юноша с малолетства мечтал о самолетах, перечитал много книг о подвигах фронтовых летчиков-истребителей. Но чтобы после выпуска распределиться в летное училище, потребовалось разрешение Главнокомандующего ВМФ. Как дорогую реликвию хранит бывалый летчик письмо, написанное Главкому весной 1971 года с заверением, что он обязательно вернется на флот и будет летать с палубы первого советского авианосца. На письме резолюция: "Отправить в Ейское училище. Адмирал Флота Советского Союза С.Г.Горшков".
Что касается обещания нахимовца, то оно сбылось спустя двадцать лет. Годы учебы в Ейске сформировали Тимура как летчика. Тепло вспоминает он о первом инструкторе В.Абрамовском, считая его своим летным отцом. Успешно окончив авиационное училище молодой летчик получил назначение на Балтику, в штурмовой полк. Он быстро вошел в боевой строй на истребителе-бомбардировщике Су-17.
Однажды в полете...
Летом 1982 года Тимуру довелось выдержать первое серьезное испытание. После взлета на самолете-спарке Су-17м при наборе высоты в двигателе послышался глухой удар, началась тряска. Летчику удалось дотянуть до четвертого разворота. На посадочной прямой тряска приняла угрожающий характер. В кабине появился запах гари - двигатель мог взорваться в любую секунду. Тимур вынужден был выключить двигатель. Только благодаря большому самообладанию, грамотным действиям и отличной технике пилотирования капитан Апакидзе произвел посадку. Самолет был спасен, летчика наградили медалью "За боевые заслуги".
После окончания в 1986 году Военно-морской академии подполковник Апакидзе - командир полка Центра корабельной авиации ВМФ, а позже - начальник воздушно-огневой и тактической подготовки этого центра. Он по-прежнему много летает, в совершенстве владеет современными истребителями, передает свой опыт летному составу. В феврале 1988 года за успехи в освоении сложной боевой техники Апакидзе наградили орденом "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" III степени.
Но вскоре судьба устроила ему новый тяжелый экзамен.
- Стоял жаркий июльский день девяносто первого, - вспоминает Тимур Автандилович. - В одном из первых полетов в зону на корабельном истребителе мне предстояло выполнить простой пилотаж. В процессе виража с креном 45 градусов у самолета появилось непонятное скольжение, его начало "тащить" в сторону. Спустя считанные секунды самолет бросило "на спину", и он вошел в перевернутый штопор. Мне стало ясно - отказ управления, что с запозданием подтвердил и речевой информатор. Я решил покинуть неуправляемую машину и привел катапульту в действие. Когда над головой рванул купол парашюта, мимо меня пролетел падающий самолет. Подтянув лямки парашюта, я едва уклонился от взметнувшегося над землей столба пламени. Все обошлось, - выделяя каждое слово, продолжал мой собеседник. - Но я серьезно переживал, ожидая результатов дешифрирования записей "черного ящика".
На третий день подтвердился полный отказ управления самолета. Действовал летчик абсолютно правильно.За находчивость и решительные действия в аварийной ситуации ему вручили Почетный диплом Международного фонда авиационной безопасности.
Полеты с палубы - занятие для виртуозов
Один из ведущих летчиков-испытателей страны Герой Советского Союза В.Пугачев в ноябре 1989 года совершил первую посадку самолета Су-27к на палубу тяжелого авианесущего крейсера (ТАВКР), носившего тогда название "Тбилиси". После полета ему подарили тельняшку в знак приобщения к морской стихии. Так было положено начало корабельной истребительной авиации.
Освоение этого корабельного истребителя морскими летчиками началось в 1991 году в ходе его летно-конструкторских испытаний. Здесь первопроходцем стал полковник Апакидзе. Спустя два месяца после пережитого им происшествия, он снова рисковал: 26 сентября 1991 г. первым из морских летчиков совершил посадку на палубу авианесущего крейсера на корабельном истребителе без провозного полета на спарке. Очевидцы с восхищением наблюдали точный заход и расчет, касание, зацеп, третий трос... Со временем такие полеты станут обыденным делом, но имена первопроходцев запомнят надолго.
Полеты с палубы авианосца отличаются большой спецификой и сложностью. Трамплинный взлет (угол схода 14°), точность захода по заданной глиссаде и расчета с безупречной посадкой на аэрофинишер требуют от летчика серьезной летной и психологической подготовки, высокого летного мастерства. Поэтому полетам с палубы корабля предшествовала интенсивная тренировка на специальном наземном комплексе в г. Саки (Крым). Комплекс включает в себя трамплин - полную копию корабельного - и блок с четырьмя аэрофинишерами.
Много сил и души вложил Тимур Автандилович в подготовку первой лидерной группы летчиков ВВС Северного флота к полетам и "боевым действиям" с палубы "Адмирала Кузнецова". За мужество и героизм, проявленные при испытании, доводке и освоении новой авиационной техники, полковник Апакидзе 17 августа 1995 г. удостоен звания Героя Российской Федерации. Это высокое звание присвоено и бывшему тогда командиром полка корабельных истребителей полковнику М.И.Бохонко. Восемь других летчиков из первой лидерной группы удостоены ордена Мужества.
Средиземное море - не американская вотчина
Беседую с генералом Апакидзе в скромном номере военного санатория на Каменном острове. Прошу рассказать о первом походе "Кузнецова" в Средиземное море на боевую службу.
- Отряд боевых кораблей во главе с ТАВКР "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов" под флагом первого заместителя главнокомандующего ВМФ адмирала Касатонова, - вспоминает Тимур Автандилович, - вышел из Баренцева моря 23 декабря 1995 года. Спустя 10 суток мы вошли в Средиземное море.
Летчики-истребители и вертолетчики авиационного крыла продолжали совершенствовать мастерство при полетах с палубы корабля, летали практически ежедневно, участвовали в тактических учениях, отрабатывали совместные действия с кораблями при решении задач ПВО и ПЛО авианосной группы. Ими было совершено свыше 800 полетов, в том числе более 300 - истребителями. При этом обнаружена одна иностранная подводная лодка, контакт с которой поддерживался несколько часов, и осуществлено свыше пятидесяти перехватов воздушных целей.
На завершающем этапе похода наша авианосная группа участвовала в командно-штабных учениях Северного флота. При отражении массированного удара авиации "восточных" корабельные истребители перехватили воздушные цели до рубежа пуска ими противокорабельных ракет.
Руководство нашей авиационной многоцелевой группы, - продолжал Тимур Автандилович, - вело работу по развитию и углублению партнерских связей с ВМС разных стран, и в частности деловых контактов с командованием 6-го флота США, авианосца "Америка". Обменялись и делегациями. Мне, например, довелось летать в качестве правого летчика на американском противолодочном самолете С-3 "Викинг".
Большую практическую помощь в организации полетов в походе нам оказал первый заместитель командующего авиацией ВМФ генерал-лейтенант Н.Рогов, много сделавший для становления корабельной истребительной авиации.
Данный поход, длившийся без малого три месяца, полностью восстановил боеготовность авиакрыла ТАВКР "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов". Мы
получили так необходимый нам опыт для уточнения имеющихся и разработку новых руководящих документов.
Летчик живет небом
О дне нынешнем авиационных строевых частей мой собеседник говорил с горечью. Морская авиация переживает трудное время, ее состав за последние годы сокращен более чем вдвое. Летчики имеют мизерный налет, из-за отсутствия топлива, запасных и комплектующих частей летают с большими перерывами, в результате теряют профессиональные навыки, снижается и их боеготовность. Но благодаря приоритету, который отдают полетам корабельных истребителей, в минувшем году удалось подготовить большую группу летчиков на комплексе в г. Саки.
Летный состав ждет перемен к лучшему. Когда-то же будет восстановлено нормальное финансовое и материально-техническое обеспечение и авиаторы начнут выполнять в полном объеме поставленные задачи.

Апакидзе Тимур Автандилович. Родился 4 марта 1954 г. в г. Тбилиси. Указом Президента РФ от 17 августа 1995 года № 859 присвоено звание Героя Российской Фе­дерации. Награждён орденами «За службу Родине в Вооружённых Силах» 3-й степени и «За личное мужество». 17 июля 2001 на аэродроме Остров в 11 часов 43 минуты истребитель морской авиации Су-33, пилотируемый Героем России, заместителем командующего морской авиацией ВМФ генерал-майором Тимуром Апакидзе, потерпел катастрофу. Трагедия произошла во время авиационного праздника, посвященного 85-летию морской авиации ВМФ.

Тимур Апакидзе. Газета "Сыны Отечества", №8, август 2001г.

«Если сердце в висках не стучало, ты еще не настоящий корабельный летчик».

17 июля 2001 года во время полетов, посвященных празднованию 85-й годовщины образования Морской авиации ВМФ, трагически погиб заместитель командующего Морской авиацией ВМФ, Герой России генерал-майор Тимур Автандилович Апакидзе. «СУ-33», пилотируемый Тимуром Апакидзе, при выполнении захода на посадку, на высоте 50 метров резко потерял высоту и столкнулся с землей. Через 5 минут на место падения прибыла «скорая», но по дороге в больницу, не приходя в сознание, генерал-майор Тимур Автандилович Апакидзе скончался.

Тимур Апакидзе родился 4 марта 1954 года в Тбилиси. Когда ему едва исполнился год, отец оставил семью. Мать увезла Тимура в Ленинград, где он вырос и после окончания 8 класса поступил в Нахимовское военно-морское училище. Учился неплохо, был среди первых и в шалостях. Вот и начистить наждачной бумагой нос Петру Великому, бюст которого изображен на фасаде здания выпало именно ему. За этим занятием Тимура застал Иван Иванович Поваляев, в то время еще старший лейтенант, помощник начальника политотдела училища по комсомольской работе.

Увидев, как совершается «тайное действо» шуметь не стал, так как нахимовец Апакидзе находился на достаточной высоте. Но на следующий день Тимур Апакидзе с товарищем «стояли на ковре» начальника училища. Наказание по тем временам им вынесли строгое: «по выпуску направить для дальнейшей учебы в общевойсковое училище». Тимур Апакидзе послал телеграмму Глав­кому ВМФ с просьбой направить его в летное училище и дал обязательство вернуться на флот. Адмирал флота Советского Союза Сергей Горшков дал «добро». Этим поступком Тимур определил свою дальнейшую специальность и смысл жизни — Морская авиация.

Окончив в 1971 году Нахимовское училище, он стал курсантом Высшего военного авиационного училища летчиков (ВВАУЛ) в городе Ейске. После выпуска молодой лейтенант направляется на Балтийский флот в качестве 2-го штурмана корабля отдельного морского ракетоносного авиационного полка. К 1983 году он уже был заместителем командира отдельного гвардейского штурмового авиационного полка. Последующие 3 года он учился в Военно-Морской Академии имени А.А.Гречко. Окончив академию, Тимур Автандилович был направлен в город Николаев на должность командира корабельного, истребительного авиационного полка. Затем служил в городе Саки, откуда полк его был переведен в Североморск. В 1998 году Тимур Апакидзе был направлен в Академию Генерального Штаба, после окончания которой получил назначение Заместителем Командующего Морской авиацией ВМФ.

Кто знает, может Судьба специально распорядилась так, что Иван Иванович Поваляев задержался в тот роковой вечер после работы. Тогда бы не было в России морского летчика-аса Тимура Апакидзе, Героя России. И не было бы у Российского флота таких первоклассных летчиков корабельной авиации, которых воспитал и научил Тимур Автандилович.

Через несколько лет в Доме офицеров Североморска встретились капитан 1 ранга Иван Поваляев и полковник авиации Тимур Апакидзе, уже известный летчик, командир авиационного полка. «Ну что ж, Иван Иванович, — сказал Тимур, — как вы меня не отчисляли, все равно я остался на флоте. И вот что из меня получилось». Через толщу лет тот давний эпизод уже обоим казался курьезным.

А через 25 лет выпускники-нахимовцы отмечали юбилей выпуска в стенах Академии ВМФ имени Н.Г.Кузнецова. Тогда Тимур встал и сказал: «Вы может уже меня не помните, но я тот нахимовец, который начищал нос Петру. Не знаю, какой бы я был командир корабля или подводной лодки, но вот летчик из меня кажется получился».

На флоте его уважали и любили. Сослуживцы и подчиненные ценили в нем настоящего командира и человека. Еще в Нахимовском училище он воспитал в себе смелость, твердость и выдержку. И не раз потом, попадая в экстренные ситуации, он выходил из них победителем: когда приземлял неисправный самолет, уводил с Украины свой авиаполк, сажал ночью свой «СУ» на палубу крейсера. Начальство недолюбливало его за прямоту взглядов. Потомок грузинских князей, он заставил себя уважать, но в то же время был очень скромным человеком. Всегда вежлив и тактичен с подчиненными. Американские и английские коллеги почитали за честь для себя принять на своем авианосце самолет Тимура Апакидзе. Так сказано о нем в краткой характеристике личного дела: «инициативный, целеустремленный в летной работе генерал. В сложной обстановке ориентируется грамотно, принимает правильные решения. Спокоен, уравновешен». Тимур Апакидзе стал родоначальником корабельной авиации. Он первым совершил взлет и посадку на палубу авианесущего крейсера. 17 августа 1995 года за мужество и героизм, проявленные при испытании, доводке и освоении новой техники был удостоен звания Героя России.

Он был летчиком от Бога. Всегда спасал технику—боролся до конца за жизнь самолета. И в тот роковой момент он пытался дотянуть до аэродрома, спасти самолет. В нашей памяти он навсегда останется Героем, внесшим свое имя в становление Морской авиации России.

Курсант Роман Вязин, выпускник Санкт-Петербургского НВМУ 1999г., слушатель Военного университета.

Звезды над морем. Aviapanorama.

... Строгий и требовательный командир, Тимур Апакидзе на всех должностях учился сам и учил других. Для молодых летчиков он был не просто наставником и начальником – он был кумиром. Право же, стоило изучать кровавый опыт прежних войн, чтобы еще в молодости понять и на всю жизнь сделать своим принципом важнейшую идею: успех и жизнь подчиненных зависят от того, как их научили командиры. Понимая как немногие, что человек – существо цельное, Тимур требовательно и умело формировал характеры. Я, признаться, был совершенно потрясен, узнав, что Апакидзе привлекал своих летчиков к занятиям каратэ и весьма настоятельно (вплоть до подписки) рекомендовал «завязывать» с табаком и алкоголем. То ли мы свыклись с современным торжеством цинизма и всеобщей отчужденности, но столь деятельная забота о людях представляется удивительной. Тем не менее, в следующую секунду понимаешь, что только так и нужно. Только так...

Темур Апакидзе - Герой России - AbkhazetiPub. Абхазия - Великие Грузины.  

... В Грузию его тоже звали, но Тимур Апакидзе опять ответил предельно честно, как тогда, перед затаившим дыхание строем в Евпатории: «Приятно мне ваше приглашение, я правда ношу грузинскую фамилию, отец мой - грузин, но я вырос в Ленинграде, мама у меня русская, и мысли мои, честно говоря, всегда были только о России»...

Апакидзе Тимур Автандилович. Сайт выпускников ЕВВАУЛ.  

... везде о Тимуре Автандиловиче летчики говорят с большой теплотой и любовью, а что значит в авиации, когда подчиненные любят своих командиров вы знаете сами, а кто не знает - значит тому не повезло... фотографии, присланные однокурсником Тимура Автандиловича, Березняком Владимиром.

БЫЛО У ТЁЩИ СЕМЕРО ЗЯТЬЕВ, или зачем России палубная авиация? - Интернет версия газеты Авиатор. Газета Уфимского авиационного технического университета.  

Среди флотских офицеров ходит такая невеселая шутка: "Палубная авиация России! - прошептал юный нахимовец и горько-горько заплакал…" А если серьезно - на фоне лучших в мире отечественных автоматов, танков и ракет, авианосцам и палубным самолетам действительно не повезло...

С нами не стало Тимура Апакидзе. Александр Гарнаев, июль 2001 г.  

... меня удивило и его тонкое чувство юмора. Постоянным объектом многочисленных шутливых историй, и по отношению к нему, и в отношениях Тимура Автандиловича с подчинёнными, было его категорическое неприятие алкоголя - ни в какой обстановке, ни в каких формах. И ещё мы буквально давились от смеха, слушая его рассказы о курсантских временах. …В училище его как нахимовца, естественно, поставили на должность старшины эскадрильи. Так вот, по прибытии курсантов в новый полк для лётной практики, как младшего командира его вызвал местный начальничек и стал обсуждать ближайшие служебные перспективы. И, в частности, стал высказывать этому худощавому подтянутому сержанту, ни в говоре, ни во внешнем облике не несущему черт южной нации, свои опасения: например о том, что числится там у них какой-то с грузинской фамилией… Надо бы присмотреться к нему повнимательнее, не будет ли у того парня проблем с полётами?…
   – Понял?
   – Так точно! Разрешите идти?
   – Представься и иди.
   – Сержант Апакидзе…

РОМАНТИКА ЛЕТАНИЯ… А.Ю. ГАРНАЕВ. Журнал "ВЕСТНИК". МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ ПРОБЛЕМ ЧЕЛОВЕКА В АВИАЦИИ И КОСМОНАВТИКЕ.  

... Хочу особо отметить, что любовь к летанью, к познанию нового, к расширению своих интеллектуальных возможностей не чужда боевым летчикам. И тот, кто смотрит дальше за горизонт романтики, видит выше пафосной высоты, понимает роль и смысл грамотности, постоянного совершенствования своего профессионального уровня – тот всегда освоит летное изделие, тем более, что оно рукотворное. Поскольку, как я понимаю, «Колонка редактора» несет еще гражданственный смысл познания ценностей летчика, его внутреннего мира, даже где-то духовно-эстетического, я скажу не о себе, а очень достойном Гражданине неба Тимуре Апакидзе. Читатели практически психологического журнала в Авиации должны знать людей, чья жизнь и есть Авиация.

Лётчикам-испытателям приходится хоронить своих коллег, друзей чаще, чем людям других профессий. Любая потеря всегда очень болезненна, всегда кажется чем-то очень неправильным… Но такая!… Анатолий Квочур в сердцах сказал: «По своей нелогичности, по масштабности потерянной Личности эта гибель в моём понимании аналогична катастрофе Федотова. С трудом могу найти ещё сравнение. Ну, быть может, Энн Каарма…»

Тимуру Автандиловичу было сорок семь. «Честь, достоинство, верность долгу и беззаветное служение Отечеству!…» – вообще-то такие слова кажутся пафосными. Но когда именно так охарактеризовал всю жизнь Тимура Виктор Пугачёв, это совершенно не прозвучало бравурно. Все остро почувствовали, что жизнь Апакидзе была именно такой – без остатка, без исключений. Много ли теперь у нас можно встретить людей, в адрес всего жизненного пути которых подобная характеристика искренне воспринимается как объективная истина? Кажется, среди нынешнего окружения нет недостатка в «номинальных» заслуженных и героических личностях. Но на самом деле не так уж много среди них тех, с кого искренне хочется брать пример во всём – а Тимур был именно таким! Даже после короткого общения появлялось непреодолимое желание быть хоть в чём-то схожим с ним: сильным, убеждённым, несгибаемым...

"В сердце моем Россия". «Вестник авиации и космонавтики» 4.2001.  

... Вскоре после развала Союза, на учебно-тренировочную базу морской авиации, что находилась в Крыму, недалеко от Евпатории прибыло начальство, всех построили и объявили, что все незамедлительно должны принять присягу на верность новому государству - Украине. И тогда из строя вышел он, Тимур Апакидзе, и сказал:
    - Я своей Родине давно принес присягу. Военные второй раз не присягают...

Помните, каким он парнем был? Очерк В. Сергеева о прославленном российском летчике Т.Апакидзе. Чкаловский вестник.  

... В быту Апакидзе был неприхотлив, аскетичен и скромен, порой даже застенчив. Ему некогда было заниматься личным благополучием. Он никогда не имел персональных дач, служебных авто, «уступая» своим подчиненным, положенные ему по чину и рангу квартиры, "мыкался" с семьей по общагам, добираясь на службу и обратно в общественном транспорте. Известен случай, когда удивленные подростки в метро его спросили:

– Дяденька, а вы настоящий генерал?

Настоящие герои – удивительно скромные и благородные люди.

 «Если человек может делать добро, то он обязан его делать», – говорил Тимур Апакидзе...

Апакидзе Тимур Автандилович.

... Вскоре жизнь устраивает для Апакидзе жестокое испытание. В полку произошло несколько тяжелых летных происшествий.
     – В 1989 году в воздухе столкнулись два самолета L-39, – вспоминает полковник Мечислав Савицкий. – Руководил полетами не Апакидзе. Но он прибыл на место руководителя, взял управление и соответственно всю полноту ответственности за катастрофу на себя. Тогда его сняли с должности командира полка, назначив с понижением - начальником воздушной, огневой и тактической подготовки.
     Апакидзе не ломается под грузом наказания, не «складывает крылья». Он пишет рапорт и добивается зачисления в состав лидерной группы летчиков, переучивающихся на корабельный истребитель Су-27К (Су-33). Первые посадки на аэрофинишер и взлеты с трамплина на Научно-исследовательском учебно-тренировочном комплексе («Нитка»). Еще одно испытание судьбы – 11 июля 1991 года у пилотируемого им истребителя происходит отказ системы управления. До последней возможности он боролся за спасение машины и покинул самолет лишь перед самым падением. Очень переживал, что не спас машину, хотя шансов для этого не было. Ассоциация «Фонд авиационной безопасности» награждает летчика дипломом «За героизм, мужество и находчивость»...

Герой России Апакидзе Тимур Автандилович.  

... В годы службы на Балтике капитан Т.А.Апакидзе создал из лётчиков группу обучения каратэ. Он полагал, что воин даже и без оружия в любой ситуации должен уметь постоять за себя...

Погиб генерал-майор авиации, Герой России Тимур Апакидзе.  

... Согласно инструкции Минобороны, летчик, пилотирующий самолет, имеет право покинуть его даже при частичном отказе управления машиной без уведомления контрольно-диспетчерского пункта...

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА КАТАСТРОФЫ САМОЛЕТА Су-33 17.07.2001 г. В ЦБП ПЛС МА ВМФ. Fly.hausnet.ru.

... Причиной катастрофы явилась потеря летчиком контроля за режимом полета при выполнении сложного пространственного маневра с выходом за эксплуатационные ограничения самолета в условиях повышенной психологической мотивации демонстрационного полета...

Мурманская областная общественная организация суворовско-нахимовский союз.

Генерал-майор Тимур Авдандилович Апакидзе (НВМУ). Зачислен навечно в список Мурманской областной общественной организации Суворовско-нахимовский союз.

Мемориал Т.А. Апакидзе на месте гибели Героя.  

Апакидзе Тимур Автандилович. Герои суворовцы и нахимовцы.

Санкт-Петербургское Нахимовское Военно-Морское Училище. Глава из книги "Суворовские, Нахимовские..." Автор составитель Толокольников  Гений Павлович (Тульское СВУ).

Документальные фильмы:

  1. "Форсаж", режиссер Наталья Гугуева. - Fly.hausnet.ru - Файлы. Посвящается памяти Заслуженного Летчика Героя России Тимура Апакидзе.
  2. "Тимур. Последний полет". Фильм. - Fly.hausnet.ru - Файлы. Скачать.
    В архиве есть данные на выпускников 1971 г.в.:
 
  1. Алешин Олег Викторович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  2. Апакидзе Тимур Автандилович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  3. Апакидзе Тимур Автандилович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  4. Апакидзе Тимур Автандилович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  5. Бадиков Владимир Дмитриевич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  6. Барабанщиков Юрий Евгеньевич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  7. Барышников Михаил Иванович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  8. Бахусов Константин Алексеевич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  9. Беликов Вячеслав Владимирович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  10. Белюга Александр Владимирович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  11. Беляев Евгений Дмитриевич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  12. Бибилов Иосиф Энверович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  13. Бизяев Владислав Евгеньевич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  14. Броневицкий Григорий Григорьевич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  15. Василевич Олег Аркадьевич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  16. Власов Алексей Леонидович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  17. Воронин Геннадий Иванович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  18. Высоцкий Владимир Сергеевич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  19. Гаврилов Александр Николаевич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  20. Голомидов Григорий Викентьевич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  21. Гончаренко Олег Викторович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  22. Гордин Тимур Зиновьевич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  23. Грабчинский Александр Владимирович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  24. Гринь Евгений Федорович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  25. Гуляев Сергей Юрьевич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  26. Густайтис Сергей Брониславович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  27. Дзядзько Александр Андреевич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  28. Дроздов Виктор Александрович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  29. Ерасов Сергей Васильевич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  30. Ефимов Юрий Васильевич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  31. Захаров Сергей Васильевич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  32. Змушко Евгений Иванович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  33. Золотарев Аркадий Борисович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  34. Зуихин Никита Дмитриевич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  35. Ирмуратов Вадим Тарихатович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  36. Казаков Владимир Федорович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  37. Калаев Владимир Анатольевич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  38. Калиниченко Александр Александрович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  39. Карандасов Валерий Петрович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  40. Кириченко Александр Иванович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  41. Кичев Николай Тимофеевич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  42. Коваль Юрий Анатольевич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  43. Константинов Владимир Николаевич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  44. Коренков Станислав Александрович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  45. Кочетов Сергей Антонович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  46. Краснов Михаил Анатольевич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  47. Кузиванов Александр Михайлович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  48. Кузнецов Михаил Эдуардович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  49. Кулев Олег Борисович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  50. Кусай Сергей Александрович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  51. Легков Александр Сергеевич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  52. Манулевич Валерий Витальевич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  53. Мартыненко Владимир Владимирович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  54. Мартынов Павел Павлович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  55. Медведев Александр Игоревич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  56. Мессойлиди Вадим Юрьевич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  57. Мизин Игорь Леонидович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  58. Минин Александр Семенович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  59. Мишин Сергей Александрович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  60. Монахов Александр Николаевич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  61. Найдович Иван Иванович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  62. Николаев Александр Николаевич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  63. Огарков Сергей Алексеевич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  64. Пантелеев Игорь Владимирович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  65. Пекарев Валерий Николаевич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  66. Петряшов Владимир Кельсиевич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  67. Побойня Александр Иванович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  68. Пожарский Александр Михайлович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  69. Позняк Владимир Константинович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  70. Пономарев Борис Иванович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  71. Пономарев Николай Сергеевич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  72. Попернацкий Евгений Иванович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  73. Попков Александр Анатольевич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  74. Праводелов Александр Сергеевич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  75. Присяжный Сергей Андреевич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  76. Равдис Владимир Вениаминович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  77. Рассохин Андрей Юрьевич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  78. Рассохо Александр Анатольевич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  79. Рекиш Виктор Георгиевич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  80. Рубежов Андрей Генрихович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  81. Рябухин Сергей Васильевич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  82. Саватеев Владимир Петрович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  83. Савилов Владимир Александрович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  84. Садовников Леонид Викторович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  85. Селезнев Александр Васильевич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  86. Семин Андрей Евгеньевич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  87. Семко Виктор Иванович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  88. Серебров Анатолий Иринархович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  89. Смирницкий Сергей Борисович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  90. Соловьев Виктор Александрович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  91. Стефанович Алексей Васильевич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  92. Тимофеев Александр Рюрикович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  93. Титлянов Владимир Александрович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  94. Трофимов Юрий Викторович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  95. Фомченко Валерий Дмитриевич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  96. Фролов Андрей Анатольевич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  97. Чудаков Олег Евгеньевич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  98. Шадрин Михаил Георгиевич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  99. Шапин Геннадий Николаевич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  100. Шашков Александр Николаевич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  101. Шепелев Евгений Федорович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  102. Шерстюк Борис Иванович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  103. Шибанов Александр Александрович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  104. Шмельков Александр Сергеевич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  105. Шоферов Владимир Викторович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  106. Шустов Александр Валентинович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  107. Щипцов Александр Анатольевич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  108. Юденок Николай Яковлевич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  109. Якунченков Евгений Игоревич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
 


Сейчас на сайте нахимовцы: нет зарегистрированных пользователей online

Copyright © Сирый Александр Сергеевич.
Административная группа и редколегия сайта: Сирый А. С.(ЛНВМУ-84), Максимов В.В.(ТНВМУ-52), Цариков А.В.(ЛНВМУ-86), Богданов И.Я.(ЛНВМУ-83), Мустафин Р.Р.(ЛНВМУ-84).
При использовании материалов сайта ссылка на сайт http://www.nvmu.ru обязательна. Сайт является некоммерческим благотворительным прoектом. Коммерческое использование материалов запрещено. Все фото, кино и видеоматериалы, звуковые и текстовые файлы могут быть использованы в коммерческих целях только с разрешения их правообладателей или в некоторых случаях администрации нахимовсого сайта.
Проект получил благословение Святейшего Патриарха Алексия Второго.
                                           
 Военно-морской клуб  «АВТОНОМКА» Александра Викторова   Сайт Рената Мустафина 
Профессиональная фото и видеосъемка в Санкт-Петербурге

Круизы по всему миру, Клуб Путешествий Советский

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    

вход для нахимовцев
log.
pass. 
войти запомнить
напомнить пароль
   радио"АВРОРА"

Объявления
предыдущие сообщения

Нахимовское военно-морское училище

Кинозал

Интервью с историком 
архитектуры Кириковым Б.М.


   Смотреть полностью
---------------------------------------
  

  НА ЗАМЕТКУ
---------------------------------------
Луцкий А.Н.


 "За прочность прочного
корпуса"
---------------------------------------
Лойкканен Г.Г. Агронский М.Д.


 Сборник материалов об
Рижском нахимовском
училище (1945-1953гг.)
---------------------------------------
Поэт Игорь Жданов


 Книга-тетрадь
"Первые стихи..."
---------------------------------------
Дневник  Ю.Я. Слесарева


 Серия
"Нахимовские дневники"
---------------------------------------
Н.А. Верюжский


 Книга воспоминаний
выпускника РНВМУ
Николая Верюжского.
---------------------------------------
Ю.Л. Коршунов


  "Воспоминания и
размышления
о службе, жизни, семье."
---------------------------------------
Игорь Жданов


 Повесть "ВЗМОРЬЕ"
---------------------------------------