галереи
Тбилисское Нахимовское, развод суточного наряда
добавил: Fregat
Н-ц И. Чернявский и
добавил: kurtka
 

Всего зарегистрированных нахимовцев-2110
 
показать всех
только список
     ---------------------------------
           
           НА ЗАМЕТКУ

     ---------------------------------
       Сборник воспоминаний
                
 Тбилисское Нахимовское
             военно-морское
                   училище

       ---------------------------------
             Николай Максимов
               
          "Этика развития
                    личности"          
       ---------------------------------
                   Юрий Росс
            "Тот самый остров"
               

         Сюр-историческая
       приключенческая повесть
       ----------------------------------
       Р.Б.Семевский-Лепорский
               

       Субъективный взгляд 
           очевидца на историю 
           6-го выпуска ЛНВМУ" 
       ---------------------------------
               Владимир Габарь
               
               Пароль 17
     ---------------------------------
              Ренат Мустафин

           
       Заметки на полях
           вахтенного журнала

     --------------------------------
               А.И. Палитаев
              

     "Мои пути подводные"
     --------------------------------
                Игорь Жданов
              

   Дневниковые записи 
             "Такая судьба."
    --------------------------------


 
 

Архивные дела нахимовцев

А - Б - В - Г - Д - Е - Ж - З - И - К - Л - М - Н - О - П - Р - С - Т - У - Ф - Х - Ц - Ч - Ш - Щ - Э - Ю - Я
 
Апакидзе
Тимур
Автандилович

ЛНВМУ
1971 г.в.

Начало страницы Тимура Автандиловича Апакидзе

Высокое небо Тимура Апакидзе. Полковник Ю.Морозов. - Морской сборник № 5-6, 1992 г.

В ЭТОТ ДЕНЬ 24 августа 1989 г. в корабельном истребительном авиационном полку шла обычная летная смена. В соответствии с плановой таблицей запускали двигатели, выруливали на старт и уходили на задание самолеты.
В 11 ч 30 мин с аэродрома произвел взлет экипаж в составе лейтенанта Н. Миронова и капитана Ю. Кононенко.
В 11 ч 36 мин — взлет экипажа в составе майора А. Васильева и лейтенанта С. Гущина.
В 11 ч 43 мин в зоне ответственности руководителя полетов на полигоне на высоте 500 м произошло их столкновение. Самолет майора Васильева потерял управляемость, и по команде с земли экипаж катапультировался. Прибывшим вертолетом АСС экипаж был эвакуирован с полигона и госпитализирован в удовлетворительном состоянии, а экипаж лейтенанта Миронова после доклада об управляемости самолета получил команду следовать на аэродром.
Командир полка подполковник Т. Апакидзе в это время с лейтенантом С. Устюхиным готовился к полету на полигон. После включения радиостанции он принял доклад от своего заместителя: «На полигоне неприятности, капитан Кононенко доложил, что самолет плохо управляется». Из кабины рядом стоящего самолета, где рация была включена раньше, жестами показали, что на полигоне произошло столкновение. Из-за неполного доклада подчиненных командир считал, что оба самолета после столкновения выходят на аэродром и на одном из них повреждено управление.
Времени на оценку обстановки в обрез. Необходимо определить характер повреждения, степень управляемости самолета и принять решение, сажать или катапультировать экипаж. И командир принял, как ему казалось, наиболее верное решение: взлететь, визуально определить характер повреждения самолета и на высоте 1500 м проверить его управляемость на скоростях предпосадочного маневра.
Пристроившись в воздухе к самолету Миронова, Апакидзе определил, что на нем оторван левый топливный бак и поврежден левый элерон. Выполнив парой круг западнее аэродрома, предупредив экипаж лейтенанта Миронова о готовности к немедленному покиданию самолета и получив утвердительный ответ, приступили к проверке управляемости самолета на высоте 1500 м на скоростях 350 и 300 км/ч. На скорости 300 км/ч произошло сваливание самолета на левое крыло. Несмотря на неоднократные команды командира полка на катапультирование, лейтенант Миронов предпринял попытку к выводу самолета из режима сваливания и приступил к катапультированию после двух витков спирали. Из-за недостатка высоты купол парашюта не успел наполниться воздухом. Капитан Кононенко предпринял попытку катапультироваться непосредственно перед ударом самолета о землю. Оба
летчика погибли.
...Вся жизнь Тимура была неразрывно связана с морем. Вскоре после рождения он вместе с матерью переезжает на постоянное жительство в г. Североморск. Именно там в 6-летнем возрасте и ощутил он впервые романтику неба, в полете на рейсовом Ли-2. Пилот, проходя по салону, обратил внимание на чем-то расстроенного малыша и, видимо, желая поднять ему настроение, позвал его к себе в кабину, где, посадив на колени, дал в руки штурвал. Было Тимуру и страшно, и любопытно, но вышел он из кабины со жгучим желанием стать летчиком. В 7-летнем возрасте, в 1961 г., переехав в Кронштадт, он сразу отправился в Нахимовское училище, где услышал: «Мал еще, придешь после 4-го класса». И он пришел. Это родной дядя, брат матери, капитан 1 ранга, посоветовал: «Пойдешь в Нахимовское, а затем станешь морским летчиком». Никакие уговоры командования перед выпуском и предложения подумать и выбрать морское училище, тем более что в любое из них нахимовцев брали без экзаменов, а в летное необходимо проходить ВЛК, сдавать экзамены, уже не могли повлиять на решение Тимура. Но по положению о нахимовском училище после его окончания шло распределение "только в морские училища. Тогда за разрешением поступать в летное Тимуру пришлось обращаться к министру обороны. Из приемной МО пришел короткий ответ: не положено. Но тут на помощь пришел начальник училища, пообещав передать письменную просьбу Тимура, минуя приемную, непосредственно в руки ГК ВМФ С. Горшкова.
В письме, адресованном главкому, Тимур писал: «Я не предам ВМФ, я глубоко убежден, что у Советского Союза должны быть авианосцы, и по окончании Ейского летного вернусь на флот и буду летать с авианосца». Начальник училища сдержал слово, передав письмо Горшкову, на котором тот наложил резолюцию: «Отправить в Ейское училище». Годы учебы в Ейске сформировали Тимура как летчика. И наибольшая заслуга в этом его первого инструктора В. А. Абрамовского. Вспоминает о нем Тимур с нескрываемой теплотой:
«...Нельзя сказать, что научил он меня на всю оставшуюся жизнь, но дорогу, по которой идти, показал именно он. Человек это был нестандартный, со своей методикой обучения. Он обучил меня выполнению всех фигур высшего пилотка, хотя это и не было предусмотрено программой, научил выбирать с воздуха площадки для вынужденной посадки, тренировал мою память и внимание. Но главное, что он мне привил, — это не фальшивить самому себе, не решать проблемы для начальства, а поступать так, как подсказывает совесть Будешь командиром звена, делай так как считаешь нужным в звене, будешь командиром полка — как считаешь нужным в полку, не подстраивайся, не обманывай себя. И я этого принципа старался придерживаться всю жизнь в став командиром полка, старался сделать полк таким, каким я его видел. Собственно, именно Абрамовского я считаю своим летным отцом».
По окончании училища лейтенант Апакидзе был направлен на Балтику, где в 1975 г. был сформирован первый штурмовой авиационный полк на самолетах Су-17М. Здесь он сформировался именно как морской летчик, как воздушный боец, и большая заслуга в этом его полковых инструкторов-командиров: заместителя командира полка подполковника В. В. Иванова и командира полка подполковника В. Н. Смоляченко.
Апакидзе был закреплен ведомым к Иванову, который и стал для него и ведущим, и инструктором, и наставником. Ну а методам руководства подчинёнными Апакидзе учился у Смоляченко. Человек этот был жестким в некоторых вопросах, даже жестоким, но это был исключительно эрудированный офицер, сильнейший летчик. Был он на 12 лет старше, и, по-хорошему завидуя ему, Тимур временами пытался поставить себя на место командира и понять, сможет ли сам в его возрасте обладать такой эрудицией и объемом знаний.
Взяв все лучшее у своих командиров, через шесть лет военный летчик 1-го класса, инструктор во всех условиях, по всем видам боевого применения, капитан Тимур Апакидзе назначается заместителем командира авиационного полка. А вскоре судьба ему устраивает экзамен на прочность.
Летная смена подходила к концу. Тимуру предстояло выполнить последний, шестой полет в зону на сложный пилотаж со старшим лейтенантом Ю. Морозом. Самолет Су-17М, оторвавшись от бетонной полосы аэродрома, пошел в набор высоты. Но не успели летчики убрать шасси, как в районе двигателя послышался глухой удар, самолет тряхнуло, вспыхнула лампочка «Сбрось обороты». Двигатель как бы по инерции еще продолжал работать во взлетном режиме, но с каждой секундой в гамме привычных звуков нарастал нехарактерный металлический тон. Самолет начало трясти, в кабине появился запах гари, а на попытку летчиков изменить режим работы двигатель отвечал нарастанием вибрации. Доложив о неисправностях в его работе РП, экипаж получил команду — приготовиться к катапультированию. Взглянув на землю, Тимур понял, что катапультироваться некуда. Под крылом самолета ровными рядами стояли дома. Переглянувшись, Апакидзе и Мороз поняли друг друга без слов. Будем заходить на посадку, передал Тимур руководителю полетов и, развернув самолет, как говорят летчики, «вокруг хвоста», повел его в район ближнего привода. А тряска продолжала усиливаться и при выходе на посадочную прямую приняла угрожающий характер. «Выпустить шасси, закрылки, предкрылки», — скомандовал Апакидзе Морозу, и то, что в обычном полете выполняется экипажем последовательно через определенные промежутки времени, было выполнено практически одновременно. Вибрация нарастала, и Тимур понял: до аэродрома они могут просто не долететь. Двигатель мог взорваться в любую секунду. Апакидзе дал команду выключить двигатель. Самолет стремительно шел на снижение уже в зловещей тишине. С учетом высоты и скорости полета Тимур выбрал точку выравнивания в начале ВПП и нацелил в нее нос самолета. Последние секунды полета запечатлелись в памяти летчиков как в замедленном кино. 300 метров до полосы, 200... 100, первая плита. Тимур энергично взял ручку управления самолетом на себя, и тот, гася скорость и как бы понимая состояние летчиков, плавно зашелестел колесами по бетону. По инерции машина еще успела освободить полосу и застыла на рулежной, дорожке, а к ней уже бежали инженеры полка.
Всего пять минут продолжался тот полет, в котором грань, отделяющая благополучный исход от возможного происшествия, зависит не только от умения летчиков управлять боевой машиной, но и от их способности в самой неожиданной ситуации сохранить хладнокровие и рассудительность, мыслить грамотно и расчетливо. ...Немного позднее Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27.12.1982 г. за грамотные действия в создавшейся аварийной обстановке в воздухе, выполнение вынужденной посадки с отказавшим двигателем и спасение новой авиационной техники капитан Апакидзе был награжден медалью «За боевые заслуги».
В 1983 г. майора Апакидзе направляют на учебу в ВМА имени А. А. Гречко, а в одном из гарнизонов ЧФ в это время уже заканчивается строительство наземного испытательного и учебно-тренировочного комплекса «НИТКА», включающего в себя трамплин, являющийся полной копией корабельного, и блок с четырьмя аэрофинишерами.
Учеба в академии позволила Тимуру систематизировать свои взгляды на подготовку летчиков корабельной истребительной авиации. На основе собственного опыта службы в строевых частях, фактического состояния подготовки летного состава он разработал элементы основ по обучению летчиков на самолетах четвертого поколения и тактики применения этих самолетов с палубы авианесущих кораблей.
А жизнь стремительно летит вперед. В 1985 г. спущен на воду головной тяжелый авианесущий крейсер «Тбилиси». Параллельно с созданием корабельного комплекса в авиационных конструкторских бюро, руководимых генеральными конструкторами Р. Беляковым и М. Симоновым, продолжались интенсивные работы по созданию корабельных самолетов.
По окончании академии Тимуру Автандиловичу предложили возглавить вновь созданный корабельный истребительный авиационный полк центра боевого применения корабельной авиации. Полк был уникальным и единственным в стране, основной задачей которого являлась подготовка летного и технического состава для новых авианесущих кораблей. На вооружение его поступали самые лучшие по тому времени самолеты в нашей стране — МиГ-29 и Су-27. Пожалуй, именно о такой работе мечтал Тимур последние годы.
Однако становление полка шло трудно: отсутствие материально-технической базы (в течение двух с лишним лет не было учебных классов и штаба), неоптимально составленные штаты, нехватка авиационной техники, отсутствие жилья — все это тормозило освоение новых самолетов, подбор кадров, обучение и воспитание летчиков.
Тем не менее командир полка в короткий срок стал настоящим, а не формальным лидером воинского коллектива. Люди увидели в нем человека нового мышления, новых подходов, поверили ему. Люди жили идеей, думали об общем деле, хотя своих личных проблем у каждого оставалось предостаточно: в течение трех лет полк базировался на полевом аэродроме в отрыве от семей. В гарнизоне же негде было работать женам, удовлетворенность детсадом на 40%, список бесквартирных насчитывал 152 семьи. Но и при этом на командира не жаловались, а, увлеченные его энергией и целеустремленностью, болели за общие интересы, за дело.
У летного состава авиации флота, летчиков ВВС сформировалось высокое мнение о новом воинском коллективе и его командире. Любой летчик считал за честь служить вместе с ними. В феврале 1988 г. за успехи в освоении новой сложной боевой техники подполковника Апакидзе наградили орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени.
Но не все складывалось хорошо. В 1988 г. в результате летных происшествий полк потерял двух летчиков и два самолета. Было очень тяжело. Боль от потерь, многочисленные проверки, суровые наказания, но никто из летчиков, техников не ушел из коллектива. А через год, 24 августа 1989 г., на полигоне столкнулись два самолета.
Все это страшно. Виновные должны быть наказаны, все это понимали. Поэтому и решение командования авиации ВМФ об отстранении от должности и назначение с понижением командир воспринял как должное, как строгую, но необходимую меру для повышения уровня руководства авиационным полком. Однако реакция большого воинского коллектива на решение командования была неадекватной. Личный состав, члены семей военнослужащих были убеждены, что с подполковником Апакидзе обошлись незаслуженно строго. На партийном собрании (партийная организация части насчитывала 142 коммуниста) было высказано единодушное мнение: ходатайствовать перед вышестоящим командованием за коммуниста Т. Апакидзе. Просили, потому что видели в нем человека, обладающего лучшими чертами русских офицеров, летчиков-истребителей, потому что видели в нем настоящего организатора, который делает дело без лишней суеты и шумихи. Просили, потому что осознавали: если этот офицер уйдет из полка, то потеряет не столько он, сколько полк. Затянется освоение истребителей, пока новый командир войдет в коллектив и завоюет доверие. Упадет темп освоения самого сложного элемента — посадок на палубу, что может вызвать затем форсирование и как следствие неизбежные потери (так уже было при освоении штурмовиками «Киева» и «Минска», когда из-за дефицита подготовленного руководящего состава были допущены серьезные ошибки в становлении летчиков корабельной штурмовой авиации). Серьезен урон в моральном и нравственном плане для воинского коллектива, считавшего снятие с должности командира полка очевидной ошибкой.
13 сентября 1989 г. личный состав полка обратился с письменной просьбой к народному депутату СССР Маршалу Советского Союза С. Ф. Ахромееву ходатайствовать перед министром обороны СССР Д. Т. Язовым оставить подполковника Т. А. Апакидзе на должности. С убедительной просьбой с вниманием отнестись к мнению коллектива обратился к С. Ф. Ахромееву и народный депутат СССР В. И. Лисицкий — заместитель директора ПО Черноморский судостроительный завод. Ему во время избирательной кампании довелось близко познакомиться с летчиками корабельного истребительного полка, и у него осталось очень хорошее впечатление об этом молодом, энергичном, спаянном благородными чувствами коллективе.
Но по укоренившейся у нас традиции все просьбы, заявления, предложения по нисходящей спирали возвращались в те органы, чьи решения пытались опротестовать заявители. Не минула сия участь и эти обращения. Письмо С. Ф. Ахромеевым было передано на рассмотрение главнокомандующему ВВС, от него главнокомандующему ВМФ, а затем в штаб авиации ВМФ.
Не дождавшись в положенные сроки ответа, личный состав 4 октября отправляет телеграмму Председателю Президиума Верховного Совета СССР М. С. Горбачеву с убедительной просьбой приостановить выполнение приказа министра обороны СССР о снятии с должности командира части. Но и эту телеграмму постигла та же участь. Через месяц, 4 ноября 1989 г., из штаба авиации ВМФ в часть сообщили: «Решение по тов. Апакидзе Т. А. осталось без изменений».
А в акватории Черного моря в это время происходили события, открывающие новый этап в развитии отечественной палубной авиации. 1 ноября 1989 г. впервые в истории нашей страны летчиками-испытателями В. Пугачевым, Т. Аубакировым, И. Вотинцевым и А. Крутовым были осуществлены посадки на корабль и произведены взлеты с корабельного трамплина самолетов обычной схемы.
Время шло, и Тимур Автандилович уже осваивал должность начальника воздушной и тактической подготовки центра. Параллельно переучился на самолет Су-25 и овладел им в полном объеме курса боевой подготовки. Но опального командира старались держать подальше от гарнизона, поэтому все командировки, связанные с перегонкой авиационной техники с Дальнего Востока, легли на его плечи. Тимур не отказывался ни от какой работы, тем более что связана она была с полетами. Но в Центре к этому времени стали формироваться первые группы летчиков для посадки на палубу ТАКР «Кузнецов». Апакидзе в их числе не было.
Приближались выборы делегатов на XXVIII съезд КПСС. Неожиданно для Тимура объединенная ТЭЧ и авиационный полк остановили свой выбор на бывшем командире. «Товарищи, у меня же неснятое партийное взыскание за летное происшествие», — обратился он к коммунистам. «А где написано, что с взысканием нельзя быть делегатом съезда?» — возразили ему. «Не слишком-то рассчитывай, что тебя поддержат моряки», — говорил кое-кто из скептиков. Но сформировавшаяся инициативная группа провела работу и во флотских гарнизонах. Первой откликнулась морская пехота: «Это наш человек, и голосовать мы будем только за него». Их примеру последовали и многие другие организации. Так Тимур получил мандат делегата съезда.
На съезде он сидел рядом с начальником авиации ВМФ генерал-полковником авиации В. П. Потаповым, и в один из перерывов Тимур попросил Виктора Павловича уделить ему немного времени. Почти час длилась их беседа, в конце которой он попросил включить его в состав группы, отобранной для подготовки к посадке на ТАКР. Виктор Павлович пообещал разобраться с его просьбой, и через несколько недель в Центр пришла телеграмма, подтверждающая включение Тимура в отобранную группу. С сентября он подключился к полетам по корабельной программе...
В мае 1991 г. В. Пугачев определил первую четверку наиболее подготовленных летчиков, которую и представил на утверждение начальнику авиации ВМФ. В ее состав вошли Т. Апакидзе, А. Яковлев, Н. Едуш,. О. Артемьев. А 11 июля Тимур выдержал еще один экзамен яа профессиональную зрелость.
В плане ознакомления с корабельный самолетом Су-27К ему предстояло в этот день впервые вылететь на этой машине в зону техники пилотирования на простой пилотаж. Пилотаж предстояло выполнить на минимально допустимых скоростях во взлетно-посадочной конфигурации. Выполнив два полета в зону над морем, из-за ухудшения там метеоусловий на третий вылет руководителем полета он был направлен в «сухопутную» зону. Заняв 2,5 тыс. м, летчик приступил к выполнению виража с креном 45° на скорости 350 км/ч. Но у самолета вдруг появилось непонятное скольжение, его начало тащить в сторону. Тимур никак не мог понять, откуда оно появилось и почему самолет не реагирует на руль поворота (педали). Он вывел машину из крена, но скольжение не исчезало, самолет летел боком, начала гаснуть скорость. Надо возвращаться на аэродром и разбираться на земле, решил Тимур и перевел кран шасси на уборку. В то же мгновение его швырнуло на спину, и самолет стал входить в перевернутый штопор. Первая мысль, пришедшая на 'ум: допущена ошибка, надо исправлять, но машина не реагировала ни на педали, ни на ручку управления. В этот момент речевой информатор выдал запоздалую команду: «Отказ системы дистанционного управления». Но Тимур уже и сам понял, что так самолет летать не должен. А тот продолжал штопорить. Находясь в перевернутом положении, летчик дотянулся до переключателя и отключил автоматику дистанционного управления, но отказ СДУ был полным, самолет оставался без управления.
Не имея возможности изменить ситуацию, Тимур понял, что придется прыгать. «Отказ СДУ, катапультируюсь», — выдал он информацию в эфир, но отрицательная перегрузка оттянула ларинги, и на земле приняли лишь непонятное шипение. Взяв четыре вертикальные скорости плюс 200 м на перевернутое положение, он понял, что ниже 1000 м уже не выпрыгнуть. С высоты 1200 м Тимур бросил взгляд на землю, и на сердце отлегло — внизу была голая степь. Летчик привел катапульту в действие. Расслабился он лишь после того, как над головой рванул купол парашюта. Мимо в свободном падении летел к земле его самолет. С тоской проводил он его взглядом и, потянув лямки парашюта, перескочил через взметнувшийся над землей огненный столб.
Несколько ночей Тимур не мог заснуть, думая об аварии. На третьи сутки под утро телефонный звонок оторвал его от тревожных раздумий. Звонил член комиссии по расследованию летного происшествия летчик-испытатель И. Вотинцев: «Спи спокойно, Тимур Автандилович. дешифрация средств объективного контроля подтвердила полный отказ управления самолетом и абсолютно правильные действия летчика». Впервые за несколько последних суток Тимур заснул.
Как он выяснил позже, подобные неполадки на данном типе самолета возникали до этого трижды, и все три раза летчикам приходилось катапультироваться. А ведь то были летчики-испытатели. Через 10 дней, вырвавшись из рук врачей, Тимур уже сидел в кабине истребителя, готовясь к вылету. А в канун Дня Воздушного Флота СССР по инициативе Ассоциации «Фонд авиационной безопасности СССР» было организовано награждение летчиков премиями и дипломами за героизм, мужество и находчивость, проявленные в экстремальных ситуациях. Среди награжденных был и подполковник Апакидзе.
С каждым днем нарастала напряженность летной работы. Все увереннее чувствовал себя Тимур в кабине корабельного истребителя.
В сентябре 1991 г. выходит на государственные испытания тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». И буквально в тот же момент, когда комиссия сделала заключение о полной готовности корабля принимать самолеты, на посадочной глиссаде появился темный силуэт самолета Су-27К, пилотируемый подполковником Апакидзе. Точный заход, касание, зацеп, третий трос — оценка «отлично». 26 сентября 1991 г. впервые нога строевого морского летчика ступила на палубу ТАКРа. На следующий день, 27 сентября, аналогичную посадку совершил начальник летно-методического отдела центра полковник Андрей Яковлев. Со временем это станет самым обычным делом, следом пойдут другие. Но первых будут помнить всегда.
За мужество и героизм, высокое профессиональное мастерство и осознанную готовность к риску, проявленные при выполнении первой в практике корабельной авиации посадки на аэрофинишер авианесущего корабля на одноместном боевом самолете-истребителе Су-27К без предварительного обучения с инструктором из-за отсутствия на вооружении ВМФ такого самолета в учебном варианте, командованием авиации ВМФ подполковник Т. Апакидзе и полковник А. Яковлев 31 октября 1991 г. представлены к присвоению звания Героя Советского Союза. Однако Россия, согласно Конституции, не вправе награждать своих граждан бывшими союзными наградами, и пока решения по этому вопросу нет...
Моя командировка в этот авиационный гарнизон совпала с днем рождения Тимура Апакидзе. И когда местное кабельное телевидение, прервав свои передачи, поздравило Тимура Автандиловича с его 38-летием, я, пожалуй, впервые за последнее время ощутил, что такие немодные сегодня понятия, как чувство гордости за свою страну, ее вооруженных защитников, могут быть наполнены совершенно конкретным содержанием. И пока есть такие люди, как полковник Т. Апакидзе, я верю в счастливую звезду своей Отчизны.

Морской сборник № 7, 1993 г. Указ Президента РФ, 6 мая 1993 г.
О награждении государственными наградами Российской Федерации военнослужащих, нахимовца Вооруженных Сил РФ"
За мужество и самоотверженность, проявленные при исполнении воинского и гражданского долга, наградить
Орденом Мужества
Апакидзе Тимура Автандиловича, полковника
Петровского Дмитрия Владимировича, нахимовца

Вести с флотов. Северный флот. - Морской сборник № 8, 1997 г.
29 июля технический состав соединения корабельных истребителей авиации Северного флота убыл в г. Саки (Республика Крым, Украина) для встречи группы самолетов-истребителей, возглавляемой командиром соедин ения Героем РФ генерал-майором Т.Апакидзе. Командование соединения планирует подготовить в течение двух месяцев очередную группу летчиков к посадке на корабль. Обучение будет производиться на наземном испытательно-тренировочном авиационном комплексе, имитирующем полетную палубу авианосца. Кроме того, военные летчики смогут освоить сложный пилотаж, отработать одиночные и групповые полеты, приемы воздушного боя на средних и малых высотах.

Адмирал О. Ерофеев: "Горжусь стойкостью североморцев". - Морской сборник № 6, 1997 г.
Впервые в истории ВМФ тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения СФ под командованием капитана 1 ранга А.Богачева произвел по специальной программе утилизацию сразу 19 баллистических ракет РС-52 методом пуска. Успешное выполнение этой задачи позволило не только проверить боевую готовность экипажа, системы управлениями стратегическими силами, но и сэкономить около 50 млрд рублей, которые бы потребовались дополнительно в случае утилизации этих ракет традиционным способом.
Наконец, впервые именно корабельные летчики Северного флота получили приглашение принять участие в мировом авиашоу истребительной авиации. Оно должно состояться в июле нынешнего года в Великобритании. Представлять на нем Российский и Андреевский флаги будут североморцы-асы во главе с Героем России генерал-майором Т.Апакидзе.

Потомству в пример. Фото В.Алдакушкина. - Морской сборник № 4, 2002 г.

Вести с флотов. Северный флот. - Морской сборник № 11, 2002 г.

В Мурманске появился новый мемориальный комплекс, увековечивший память Героя России генерал-майора авиации Т.Апакидзе. Во дворе средней школы № 57 был установлен на постамент палубный истребитель Як-38, отреставрированный летчиками корабельного истребительного полка Северного флота под командованием полковника С.Рассказова, а в школе силами педагогов и учеников создана комната боевой славы.

Вести с флотов. Балтийский флот. - Морской сборник № 9, 2002 г.

В годовщину гибели генерал-майора Т.Апакидзе в Калининграде состоялась церемония открытия мемориальной доски легендарному летчику отечественной палубной авиации. Она установлена у штаба ВВС и ПВО БФ.
После окончания Ейского ВВАУЛ Т.Апакидзе служил на Балтике, где прошел путь до заместителя командира по безопасности полетов отдельного морского штурмового авиационного полка. Вслед за ним из ВВС БФ перевелись на другие флоты и осваивали новейшую технику замечательные летчики В.Дубовой, И.Кожин, П.Кретов, составившие костяк "команды Тимура". Но и сегодня среди авиаторов-балтийцев немало тех, кто служил рядом с героем, летал с ним и здесь, на Западе, и в Заполярье. Начиная с командующего авиацией флота генерал-лейтенанта В.Сокерина, авиаторы, бывшие и настоящие, сохранили самые лучшие воспоминания о своем боевом товарище, настоящем летчике - асе, вклад которого в развитие современной морской авиации трудно переоценить.

Пресс-служба ВМФ сообщает. - Морской сборник № 4, 2002 г.

В преддверии празднования Дня Защитников Отечества прошла встреча и достигнута окончательная договоренность главы администрации ЗАТО Североморск В.Волошина с авторами проекта памятника прославленному летчику Герою России генерал-майору Т.Апакидзе, североморскими художниками Светланой и Петром Абариными, по проекту которых намерены воздвигнуть монумент.
Решение об увековечении памяти талантливого воздушного аса, легенды отечественной морской палубной авиации было принято почти сразу же после его гибели 17 июля 2001 г. В гарнизоне Североморск-3, где служил Т.Апакидзе, открыта мемориальная доска на доме, в котором он жил. Теперь на центральной площади флотской столицы должен появиться бюст героя. Он будет установлен в сквере у Музея истории города и флота, симметрично памятнику другому знаменитому асу - дважды Герою Советского Союза Б.Сафонову. Автором этого памятника был скульптор В.Китайчук.
Пока точно не определено, из какого материала будет выполнен бюст Т.Апакидзе: бетона, мрамора или металла. Рассматривается и самый дорогостоящий, но лучший и самый долговечный вариант - выкладка из листовой меди, так, как сделана знаменитая скульптурная композиция В. Мухиной «Рабочий и колхозница».

Вручение медали имени Б.Ф.Сафонова. - Морской сборник № 4, 2002 г.

Первая медаль и премия имени Бориса Сафонова - легендарного летчика авиации Северного флота, первого из дважды Героев Советского Союза, удостоенных этого звания в годы Великой Отечественной войны, присуждена Тимуру Апакидзе в знак признания его выдающихся заслуг в освоении отечественной палубной авиации.
Имя Героя РФ Тимура Автандиловича Апакидзе по праву остается в истории первым среди летчиков палубной авиации России - самой сложной летной профессии. Он был поистине морским летчиком "от бога" и по непревзойденному летному опыту, и по своей страстной привязанности к палубной авиации, и по уровню военного интеллекта и профессионализма, и по педагогическому мастерству. Он окончил Ейское высшее авиационное училище, Военно-морскую академию и Академию Генерального штаба. Все новое в корабельной авиации он, как правило, первым испытывал и первым осваивал. Сотни морских летчиков получили от него путевку для полетов с авианесущих кораблей, стали асами корабельной авиации.
Генерал-майор Тимур Апакидзе прошел все ступени летного мастерства - от летчика-истребителя до заместителя командующего Морской авиацией ВМФ России. И погиб он летом
2001 г. во время показательного полета на палубном истребителе.
Медаль и премия имени Б.Ф.Сафонова учреждены Международной общественной организацией бывших военнослужащих "Марс - Меркурий". По согласованию с командованием Морской авиацией ВМФ РФ медалью и премией награждается ежегодно лучший летчик Морской авиации ВМФ за укрепление ее боевой мощи и высокое летное мастерство.
4 марта, в день рождения ТА.Апакидзе, в торжественной обстановке состоялось вручение медали, премии и наградной Грамоты семье Героя.
Вручение производил Президент Международной общественной организации бывших военнослужащих "Марс - Меркурий" Юрий Солод. С проникновенными воспоминаниями о совместной службе с Т.Апакидзе и его непревзойденном летном мастерстве выступили начальник штаба Морской авиации ВМФ генерал-лейтенант Николай Новиков, генерал-полковник в отставке Владимир Дайнека, полковник Мячеслав Савицкий. Жена Т.Апакидзе - Лариса Лазаревна, его сын Евгений выразили сердечную признательность за память о муже и отце, за внимание и поддержку семьи.
В церемонии вручения награды участвовали друзья и сослуживцы Т.Апакидзе, генералы и офицеры морской авиации, представители общественности Москвы.
Капитан 1 ранга в отставке А.ДАНИЛИН

Вести с флотов. Северный флот. - Морской сборник № 6, 2002 г.

По инициативе губернатора Мурманской области Ю.Евдокимова создан благотворительный фонд имени летчика-истребителя палубной авиации Героя России генерал-майора Т.А. Апакидзе. Учредителем фонда, призванного решать вопросы по улучшению социально-бытовых условий военнослужащих корабельной морской авиации и ближайших родственников погибших летчиков Северного флота, выступил профсоюзный комитет Федерального государственного унитарного предприятия (ФГУП) "Арктикморнефтегазразведка".
Фонд является некоммерческой организацией. Председателем попечительского совета фонда имени Тимур а Апакидзе избран председатель Мурманской областной думы П.Сажинов. В состав совета также вошли командующий морской авиацией СФ генерал-майор В.Попов, генеральный директор "Арктикморнефтегазразведки" О.Мнацаканян, генеральный директор ФГУП "АМИГЭ" В.Бондарев и генеральный директор ФГУП «Севморнефтегеофизика» К.Долгунов. Добровольные взносы в фонд можно внести по адресу: 183032 г.Мурманск, Кольский пр-т, 1.
Банковские реквизиты: ИНН 5190105752,
Р/с № 40703810100000000020,
КБ "Баренцбанк" 000 г. Мурманск,
БИК 044705736, к/с №30101810700000000736.

Пресс-служба ВМФ сообщает. - Морской сборник № 6, 2002 г.

В Нахимовском военно-морском училище состоялась церемония открытия интерьерной доски работы известного скульптора Л. Кербеля в память о выпускнике училища Герое Российской Федерации генерал-майоре Тимуре Автандиловиче Апакидзе. Памятная доска была открыта по инициативе Московского Морского собрания и группы выпускников Нахимовского ВМУ.

Помните, каким он парнем был? 27.10.2007. Крылья над волнами - Авиаторам ВМФ посвящается.

«Великая Россия была, есть и будет!»
Тимур Апакидзе
…25 июля 1982 года в Чкаловске был обычным днем, каких много бывает у военных летчиков.
Самолет, огласив аэродром гулом реактивного двигателя, пошел на взлет. В кабине находились двое – гвардии капитан Тимур Апакидзе и гвардии старший лейтенант Юрий Мороз.
Земля была совсем близко, когда машину сильно затрясло – в двигатель попала птица. Экипажу поступила команда – приготовиться к катапультированию! Это означало: летчики покинут самолет и он, никем не управляемый, упадет на землю.
А падать ему было некуда. Там внизу были разбросаны коробочки домов поселка. Апакидзе приказал Морозову – будь готов к посадке без двигателя. И двое летчиков вступили в борьбу – под крылом был Чкаловск, были дома сослуживцев. Апакидзе удалось круто развернуть вибрирующий самолет. У самой земли они выключили двигатель и посадили машину. К ним уже спешили люди и санитарные автомобили…

…Я люблю наш убеленный сединами и овеянный немеркнущей российской славой город. Мне очень нравится наш тихий и зеленый Чкаловск. Но больше всего горжусь нашими земляками, радуюсь их успехам, живу их заботами и тревогами.
У нас живет много ярких, одаренных и увлеченных людей, но еще больше – просто честных и трудолюбивых граждан. Всех их не представляется возможным даже перечислить, поэтому сегодня я расскажу лишь об одном – Тимуре Автандиловиче Апакидзе, 4 марта ему исполнилось бы 52 года…

ГЕРОЙ РОССИИ
Палубный летчик № 1, генерал Тимур Апакидзе, всецело посвятил себя корабельной авиации – самому яркому и сложному виду морской авиации. В служебных вопросах Т. Апакидзе являлся образцом компетентности, неутомимости и неподкупности. Он был настоящим \"фанатом\" летного дела, выдающимся руководителем, вдохновителем и организатором истребительной авиации палубного базирования. Главными чертами его несгибаемого бойцовского характера являлись настойчивость и бескомпромиссность на пути к победе, безграничная преданность делу, беззаветная любовь к Родине.
С именем Тимура Апакидзе связана целая эпоха становления корабельной истребительной авиации в России. Он первым из строевых летчиков освоил и совершил аэрофинишную посадку истребителя Су-27К на палубу тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Н.Г.Кузнецов» и первым взлетел с этого корабля. Это – подвиг, сравнимый по своей значимости с выходом человека в открытый космос.
За мужество и героизм, проявленные при испытании, доводке и освоении новой авиационной техники командир корабельной авиадивизии ВВС Северного флота полковник Т. Апакидзе 17 августа 19 95 года был удостоен звания Героя Российской Федерации. В его наградном списке также орден «За службу Родине» 3 степени, орден «За личное мужество», медаль «За боевые заслуги».
ТИМУР И ЕГО КОМАНДА
Апакидзе в совершенстве владел навыками самолетовождения, и не раз выходил победителем из сложнейших ситуаций в полете. В качестве инструктора он подготовил первую группу летчиков, именуемую в кругу посвященных – «Тимур и его команда», в которую вошли и наши земляки-чкаловцы: Герои России – И. Кожин, П. Кретов, В. Дубовой, летчики - Ю. Анищенко и С. Корнев. Успешно командовал авиацией «Адмирала Кузнецова» в Средиземноморском походе, сам много летал и первым из строевых летчиков страны выполнил «кобру Пугачева» и «колокол» – фигуры, не предусмотренные никакими нормативными документами и относящиеся к, так называемому, «нестандартному» боевому маневрированию.
Как свидетельствуют все, кто хоть мало-мальски знал Апакидзе, в Тимуре Автандилович сочетались такие черты характера, как государственное мышление, организованность, огромная внутренняя сила, доступность и душевность, необыкновенная скромность и титаническая работоспособность. Благодаря всем этим качествам, Тимур Автандилович и поднялся к вершинам современной военной науки, стал Заслуженным военным летчиком РФ, летчиком-снайпером, Героем РФ, генерал-майором.
Перечислять заслуги Тимура Апакидзе можно и дальше, но пора рассказать о том, каким он был в жизни.

НАСТОЯЩИЙ ГЕНЕРАЛ
Родился Тимур 4 марта 1954 года в Тбилиси, но свое детство и юность провел в городах Североморске и Ленинграде. С малолетства Тимур мечтал о небе и самолетах, прочитал множество книг о подвигах фронтовых летчиков. Он окончил Ленинградское Нахимовское Военно-морское училище, Ейское авиационное училище летчиков, Военно-морскую академию в Ленинграде и Академию Генерального штаба в Москве. Служил на Балтийском, Черноморском, Северном флотах. Последнее место службы – г. Москва, должность – заместитель командующего авиацией ВМФ России.
Однако \"звездной болезнью\" генерал Апакидзе никогда не страдал, своими званиями и заслугами не кичился, привилегиями не пользовался и благодарности не ждал. Ни тени высокомерия, никакого «генеральского животика» – стройный и подтянутый, энергичный всегда доброжелательный к людям. Испытывая определенные материальные затруднения, он даже подрабатывал ночным сторожем в одном из столичных детских садов.
В быту Апакидзе был неприхотлив, аскетичен и скромен, порой даже застенчив. Ему некогда было заниматься личным благополучием. Он никогда не имел персональных дач, служебных авто, «уступая» своим подчиненным, положенные ему по чину и рангу квартиры, \"мыкался\" с семьей по общагам, добираясь на службу и обратно в общественном транспорте. Известен случай, когда удивленные подростки в метро его спросили:
– Дяденька, а вы настоящий генерал?
Настоящие герои – удивительно скромные и благородные люди.
«Если человек может делать добро, то он обязан его делать», – говорил Тимур Апакидзе.

«ПРИСЯГАЮТ ОДИН РАЗ…»
В начале девяностых годов президент Грузии Э.Шеварднадзе предложил Т. Апакидзе занять пост министра обороны Грузии. Тимур Автандилович поблагодарил, но отказался, почти одновременно с этим он не стал принимать и украинскую присягу. «Присягают один раз», – ответил он. Матери же сказал: «Счастье и радость может быть только в своей стране. Сейчас очень тяжелый период, но все равно наступит время, когда Россия воспрянет. Наш народ очень талантлив и трудолюбив. Наши летчики способны летать без денег, сна и отдыха, а американцы один только раз кофе не попьют, и летать уже не могут». «А ты счастлив?» – спросила мама. «Да, я счастлив», – ответил Тимур. «У меня любимая работа и окружают меня хорошие люди».
Прекрасный человек, настоящий друг и верный товарищ, готовый всегда помочь словом и делом, справедливый командир, любящий и заботливый сын, муж и отец. Он всегда был по-земному прост и в то же время, по-небес ному высок. Своим внешним обликом, поступками, словами и мыслями, лично мне, он всегда напоминал гордого и сильного орла. В сущности, он таковым и являлся.

НЕ ТОЛЬКО В НЕБЕ ВОИН
К его заслугам можно прибавить и то, что он был ярким спортсменом- рукопашником, обладателем черного пояса по карате. Во время прохождения службы в нашей части, Тимур Автандилович постоянно совершенствовал свое мастерство и охотно делился своими знаниями и опытом с молодыми офицерами. Одно время его тренировки проводились для всего летного состава в \"добровольно-принудительном\" порядке. Большинство же из нас рассматривали их, как своеобразную отдушину и глоток свежего воздуха, через узенькую щелочку яркой и самобытной восточной культуры.
Хочу заметить, что таких хлестких ударов, \"жестких\" захватов, молниеносных атак и бросков, как у нашего наставника, мне, мало где доводилось видеть. Иногда только один его \"пронзительный\" взгляд был способен парализовать и заставить капитулировать спарринг-партнера.
Политработники, как обычно, что-то бурчали о чуждой нам идеологии, но Тимур Апакидзе сумел доказать, что этот вид спорта, как никакой другой, способствует тренировке вестибулярного аппарата и координации движений, дисциплинирует и закаляет волю летчика.
В нашей школе №11 Тимур вел секцию карате, которую посещало более 60 учеников. Пропагандируя здоровый образ жизни, он также прививал ребятам понятия «честь» и «достоинство», любовь к авиации и Родине.

ЛЕТЧИК УМИРАЕТ В НЕБЕ
На аэродроме, в штабе нашего 846 отдельного гвардейского морского штурмового авиационного полка, на самом видном месте всегда висела гвардейская клятва балтийских летчиков. В ней есть такие слова: \"Гвардейцы не отступают и не знают поражений. Гвардеец может умереть, но должен победить\". Будучи совсем еще молодым летчиком, Т. Апакидзе как-то высказал товарищам свое кредо: \"Настоящий летчик умирает не на больничной койке, а в кабине самолета\", – как будто в воду смотрел... И еще он однажды сказал: «Умереть за то, что любишь, не трагедия».
Лучший российский ас – Апакидзе Тимур Автандилович погиб 17 июля 2001 года в день 85-летия морской авиации ВМФ России в г. Остров Псковской области, во время показательного полета, при выполнении фигур высшего пилотажа на самолете Су-33. Почувствовав неладное в работе двигателя, он сообщил об этом руководителю полетов. С земли поступила команда – немедленно покинуть истребитель. Но долг и честь офицера, ответственность за боевую машину не позволили летчику катапультироваться. О себе Тимур Автандилович, как обычно, думал меньше всего. Он сделал все, чтобы увести машину от десятитысячной толпы, но вот для спасения «дорогущего» самолета ему не хватило каких-то полутора секунд. Тимур умер по дороге в больницу, не приходя в сознание. На его похоронах плакал даже священник…
Много славных дел успел совершить Тимур Апакидзе, но, сколько побед могло быть у него впереди! На взлете оборвалась жизнь замечательного человека, настоящего боевого генерала, рыцаря неба, пилота от Бога, освоившего 13 типов самолетов и всю свою жизнь посвятившего служению Отечеству.
Узнав о трагедии, все мы – бывшие сослуживцы-однополчане, при встречах делились только одной печальной вестью: «Ты слышал? Наш Тимур погиб!» Вот так для каждого, кто его знал, и даже тех, кто всегда обращался к нему исключительно на \"Вы\", он навсегда остался дорогим и уважаемым - «нашим Тимуром».

ЧКАЛОВСК: ПОСЛЕДНЯЯ ВСТРЕЧА
Последний раз генерал Апакидзе побывал у нас в Чкаловске за несколько месяцев до этой трагедии. Я успел наскоро переговорить с ним:
– Как дела, доктор? Как успехи?
– Все в порядке, Тимур Автандилович. – Пожимая его крепкую ладонь, спросил:
– Вы к нам надолго?
– Пока не повидаюсь с лучшими людьми Балтики – не уеду. Вот и ты мне встретился, – сказал и улыбнулся. Кто же мог подумать, что это в последний раз…
Что же нам осталось после Тимура Автандиловича? Память? Да, конечно. Но еще есть начатое им дело, ради которого он не щадил самой жизни и отдал себя без остатка. И будет предательством, если мы его не продолжим.
Наши дети никогда не видели Тимура Апакидзе, но они должны о нем знать, а рассказать о нем обязаны мы. Несомненно, патриотизм и гражданственность составляют стержень человеческой личности. Если кропотливо не воспитывать у наших детишек эти качества с раннего возраста, то, как бы потом не пришлось перевоспитывать их в специальных исправительных учреждениях.
В связи с вышесказанным, есть конкретное предложение: в нашей 11-й школе, где, к слову, учатся и мои дети, начать движение за присвоение ей имени легендарного летчика Тимура Апакидзе. На примере этого незаурядного человека, с которым многим из нас посчастливилось служить, можно и должно учить подрастающее поколение истинной любви к Родине, безграничной преданности делу, целеустремленности и мужеству. 

Морской сборник № 8, 2001 г.
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ
ПРЕСС-СЛУЖБА ВМФ СООБЩАЕТ
17 июля 2001 года в г. Остров, Псковской области на показе техники, посвященном 15-летию создания морской авиации, при заходе на посадку, после выполнения фигур высшего пилотажа, в 3-х километрах от посадочной полосы при невыясненных обстоятельствах потерпел аварию и разбился истребитель морской авиации СУ-33, пилотируемый Героем России, заместителем командующего авиацией ВМФ генерал-майором ТИМУРОМ АПАКИДЗЕ.

Крылья над морем. Генерал-лейтенант И.Федин, командующий морской авиацией ВМФ. - Морской сборник № 7, 2001 г.

Со временем с целью прикрытия группировок боевых кораблей в море была создана корабельная истребительная авиация на базе самолета четвертого поколения Су-27, и сегодня остающегося лучшим среди современных истребителей. Вошел в строй первый «пока еще единственный в нашей стране авианосный корабль, способный решать эту задачу с применением истребителей трамплинного взлета и аэрофинишерной посадки Су-33. Одним из первых энтузиастов в освоении нового рода корабельной авиации стал Тимур Автандилович Апакидзе, ныне генерал-майор, заместитель командующего морской авиацией ВМФ. Он первым из строевых летчиков совершил посадку на палубу крейсера "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов", чем открыл новую страницу в истории авиации Военно-Морского Флота.
В ходе летно-конструкторских испытаний самолета Су-27к была успешно осуществлена и подготовка к полетам и действиям с палубы корабля первой лидерной группы летчиков ВВС Северного флота в составе десяти человек. Задача была решена в срок и без тяжелых издержек. В этом огромная заслуга коллектива ОКБ Сухого, и прежде всего летчиков-испытателей Героя Советского Союза В.Г.Пугачева и Героя Российской Федерации С.Н.Мельникова.
Нельзя не согласиться с мнением генерал-полковника В.Г.Дейнеки о том, что подготовка лидерной группы стала поистине эпохальным событием, ибо палубные летчики - это элита военных авиаторов.
Пятеро из них -Т.А.Апакидзе, И.И.Бохонко, И.С.Кожин, П.П.Кретов, В.В.Дубовой - удостоены звания Героя Российской Федерации.
За заслуги в создании палубного истребителя Су-33 главный конструктор К.Х.Марбашев удостоен Государственной премии. Лауреатами Государственной премии также стали организаторы обеспечения испытаний и освоения этого самолета: командующий морской авиацией ВМФ генерал-полковник В.Г.Дейнека и его первый заместитель генерал-лейтенант Н.А.Рогов. Многие летчики, инженеры, техники и офицеры обеспечивающих служб награждены орденами и медалями.

    В архиве есть данные на выпускников 1971 г.в.:
 
  1. Алешин Олег Викторович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  2. Апакидзе Тимур Автандилович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  3. Апакидзе Тимур Автандилович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  4. Апакидзе Тимур Автандилович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  5. Бадиков Владимир Дмитриевич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  6. Барабанщиков Юрий Евгеньевич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  7. Барышников Михаил Иванович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  8. Бахусов Константин Алексеевич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  9. Беликов Вячеслав Владимирович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  10. Белюга Александр Владимирович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  11. Беляев Евгений Дмитриевич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  12. Бибилов Иосиф Энверович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  13. Бизяев Владислав Евгеньевич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  14. Броневицкий Григорий Григорьевич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  15. Василевич Олег Аркадьевич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  16. Власов Алексей Леонидович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  17. Воронин Геннадий Иванович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  18. Высоцкий Владимир Сергеевич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  19. Гаврилов Александр Николаевич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  20. Голомидов Григорий Викентьевич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  21. Гончаренко Олег Викторович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  22. Гордин Тимур Зиновьевич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  23. Грабчинский Александр Владимирович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  24. Гринь Евгений Федорович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  25. Гуляев Сергей Юрьевич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  26. Густайтис Сергей Брониславович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  27. Дзядзько Александр Андреевич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  28. Дроздов Виктор Александрович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  29. Ерасов Сергей Васильевич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  30. Ефимов Юрий Васильевич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  31. Захаров Сергей Васильевич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  32. Змушко Евгений Иванович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  33. Золотарев Аркадий Борисович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  34. Зуихин Никита Дмитриевич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  35. Ирмуратов Вадим Тарихатович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  36. Казаков Владимир Федорович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  37. Калаев Владимир Анатольевич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  38. Калиниченко Александр Александрович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  39. Карандасов Валерий Петрович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  40. Кириченко Александр Иванович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  41. Кичев Николай Тимофеевич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  42. Коваль Юрий Анатольевич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  43. Константинов Владимир Николаевич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  44. Коренков Станислав Александрович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  45. Кочетов Сергей Антонович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  46. Краснов Михаил Анатольевич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  47. Кузиванов Александр Михайлович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  48. Кузнецов Михаил Эдуардович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  49. Кулев Олег Борисович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  50. Кусай Сергей Александрович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  51. Легков Александр Сергеевич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  52. Манулевич Валерий Витальевич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  53. Мартыненко Владимир Владимирович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  54. Мартынов Павел Павлович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  55. Медведев Александр Игоревич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  56. Мессойлиди Вадим Юрьевич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  57. Мизин Игорь Леонидович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  58. Минин Александр Семенович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  59. Мишин Сергей Александрович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  60. Монахов Александр Николаевич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  61. Найдович Иван Иванович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  62. Николаев Александр Николаевич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  63. Огарков Сергей Алексеевич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  64. Пантелеев Игорь Владимирович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  65. Пекарев Валерий Николаевич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  66. Петряшов Владимир Кельсиевич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  67. Побойня Александр Иванович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  68. Пожарский Александр Михайлович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  69. Позняк Владимир Константинович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  70. Пономарев Борис Иванович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  71. Пономарев Николай Сергеевич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  72. Попернацкий Евгений Иванович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  73. Попков Александр Анатольевич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  74. Праводелов Александр Сергеевич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  75. Присяжный Сергей Андреевич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  76. Равдис Владимир Вениаминович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  77. Рассохин Андрей Юрьевич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  78. Рассохо Александр Анатольевич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  79. Рекиш Виктор Георгиевич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  80. Рубежов Андрей Генрихович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  81. Рябухин Сергей Васильевич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  82. Саватеев Владимир Петрович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  83. Савилов Владимир Александрович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  84. Садовников Леонид Викторович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  85. Селезнев Александр Васильевич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  86. Семин Андрей Евгеньевич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  87. Семко Виктор Иванович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  88. Серебров Анатолий Иринархович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  89. Смирницкий Сергей Борисович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  90. Соловьев Виктор Александрович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  91. Стефанович Алексей Васильевич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  92. Тимофеев Александр Рюрикович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  93. Титлянов Владимир Александрович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  94. Трофимов Юрий Викторович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  95. Фомченко Валерий Дмитриевич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  96. Фролов Андрей Анатольевич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  97. Чудаков Олег Евгеньевич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  98. Шадрин Михаил Георгиевич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  99. Шапин Геннадий Николаевич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  100. Шашков Александр Николаевич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  101. Шепелев Евгений Федорович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  102. Шерстюк Борис Иванович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  103. Шибанов Александр Александрович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  104. Шмельков Александр Сергеевич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  105. Шоферов Владимир Викторович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  106. Шустов Александр Валентинович  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  107. Щипцов Александр Анатольевич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  108. Юденок Николай Яковлевич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
  109. Якунченков Евгений Игоревич  (1971 г.в. , ЛНВМУ)
 


Сейчас на сайте нахимовцы: нет зарегистрированных пользователей online

Copyright © Сирый Александр Сергеевич.
Административная группа и редколегия сайта: Сирый А. С.(ЛНВМУ-84), Максимов В.В.(ТНВМУ-52), Цариков А.В.(ЛНВМУ-86), Богданов И.Я.(ЛНВМУ-83), Мустафин Р.Р.(ЛНВМУ-84).
При использовании материалов сайта ссылка на сайт http://www.nvmu.ru обязательна. Сайт является некоммерческим благотворительным прoектом. Коммерческое использование материалов запрещено. Все фото, кино и видеоматериалы, звуковые и текстовые файлы могут быть использованы в коммерческих целях только с разрешения их правообладателей или в некоторых случаях администрации нахимовсого сайта.
Проект получил благословение Святейшего Патриарха Алексия Второго.
                                           
 Военно-морской клуб  «АВТОНОМКА» Александра Викторова   Сайт Рената Мустафина 
Профессиональная фото и видеосъемка в Санкт-Петербурге

Круизы по всему миру, Клуб Путешествий Советский

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    

вход для нахимовцев
log.
pass. 
войти запомнить
напомнить пароль
   радио"АВРОРА"

Объявления
предыдущие сообщения

Нахимовское военно-морское училище

Кинозал

Интервью с историком 
архитектуры Кириковым Б.М.


   Смотреть полностью
---------------------------------------
  

  НА ЗАМЕТКУ
---------------------------------------
Луцкий А.Н.


 "За прочность прочного
корпуса"
---------------------------------------
Лойкканен Г.Г. Агронский М.Д.


 Сборник материалов об
Рижском нахимовском
училище (1945-1953гг.)
---------------------------------------
Поэт Игорь Жданов


 Книга-тетрадь
"Первые стихи..."
---------------------------------------
Дневник  Ю.Я. Слесарева


 Серия
"Нахимовские дневники"
---------------------------------------
Н.А. Верюжский


 Книга воспоминаний
выпускника РНВМУ
Николая Верюжского.
---------------------------------------
Ю.Л. Коршунов


  "Воспоминания и
размышления
о службе, жизни, семье."
---------------------------------------
Игорь Жданов


 Повесть "ВЗМОРЬЕ"
---------------------------------------