Начальная страница
Тайфун: Военно-технический альманах «Тайфун». Выпуск № 51. А.Б.Аверин. День Военно-Морского Флота в Североморске 31 июля 2005 года К большому сожалению зрителей, День ВМФ в 2005 г. прошёл без участия авиации, а ведь у многих еще остались в памяти одиночный пилотаж генерал-майора Т.А.Апакидзе в этот праздник в 1996 г. или авиашоу, показанное пилотажной группой из липецкого авиацентра (начальник — генерал-майор А.Карчевский) в 2003 г.
Варганов, Ю.В. Военно-морская академия на службе Отечеству. - М.: Можайск-Терра, 2001.
Тайфун: Военно-технический альманах «Тайфун». Выпуск № 46. Рыжов Г.Б. Боевая служба 279-го КИАП СФ в составе АМГ (1995-1996)
В декабре 1995 г. —марте 1996 г. впервые в истории нашего государства реализовалась идея русских офицеров флота о защите интересов Отечества с применением корабельной авиации с самолётами традиционной схемы взлёта и посадки. Эта идея впервые была выдвинута офицерами Российского флота, так как ещё 23 октября 1909 г. в докладной записке она была представлена одним из них в Главный морской штаб. Основной вклад в реализацию этой идеи уже в конце XX века был сделан личным составом 279-го корабельного истребительно-авиационного полка (КИАП), который тогда входил в состав 57-й смешанной корабельной авиационной дивизии ВВС СФ (СКАД). Если говорить о ЕС 279-го КИАП в составе АМГ в 1995-1996 гг., следует кратко рассмотреть ряд факторов объективного и субъективного характера, формировавших накануне условия организации и подготовки палубных лётчиков к этой БС. Непосредственное руководство подготовкой лётчиков и инженерно-технического состава полка (ИТС) к БС было возложено на командира дивизии генерал-майора Т.А.Апакидзе и командира полка полковника И.И.Бохонко. Отбор лётчиков для БС осуществлялся по следующим критериям: достаточный опыт эксплуатации самолётов Су-27 и МиГ-29, высокие морально-физические и профессиональные качества лётчика-истребителя, опыт дальних походов на авианесущих крейсерах типа «Киев». Основу группы лётчиков составил лётный состав гак называемой лидерной группы (10 офицеров), освоивших полёты с ТАКР «Адмирал Кузнецов» в 1994 г. Все они входили в штат 1-й авиационной эскадрильи (АЭ) полка, на базе которой и планировалась БС. Командиром 1-й АЭ был подполковник И.С.Кожин, его заместителем подполковник В.В.Дубовой, начальником штаба подполковник Г.Б.Рыжов. Выбор на 1-ю АЭ пал не случайно, её лётчики обладали наиболее высоким уровнем БП в 279-м КИАП. Более того, они имели устойчивую психологическую направленность на лётную работу е палубы корабля. Данная лётная мотивация была доказана их решимостью продолжать начатое дело в условиях Заполярья, когда после известных событий 1991-1992 гг., отказавшись принять украинскую присягу и оставив теплые обжитые крымские квартиры, они вслед за кораблём ушли служить ни СФ на должности простых лётчиков. Впоследствии эта мотивация была подтверждена психологическим обследованием, проведённым в период БС по методике Савченко, которое показало, что 85% лётчиков истребительной авиации палубного базирования имеют "высокий" и "очень высокий" уровень. По суш. Тимур Автандилович Апакидзе собрал крепкую команду единомышленников, готовых в любых условиях проложить первую дорожку в освоении авианосца... Наряду с финансовыми препонами, поджидающими корабль при выходе из ремонта, всё острее становится проблема подготовки новых летчиков для работы с авианосца в связи с уходом опытных палубных лётчиков, прошедших горнило боевой службы. Полковник Я.Г.Чибир списан по состоянию здоровья и уволен из состава Вооружённых Сил. Подполковник А.А.Абрамов назначен лётчиком-испытателем на завод в Кубинку. Генерал-майор И.И.Бохонко назначен на вышестоящую должность на ТОФ. Полковник И.С.Кожин назначен на вышестоящую должность на БФ. Полковник Г.Б.Рыжов по состоянию здоровья в 1999 г. признан негодным к лётной работе на самолётах палубного базирования и сейчас преподает в ВМА им. Н.Г.Кузнецова. Полковник Ю.Г.Анищенко назначен на вышестоящую должность в часть центрального подчинения. Подполковник В.В.Дубовой представлен к назначению на вышестоящую должность на СФ. Подполковник К.Б.Кочкарев списан по состоянию здоровья и уволен из состава Вооружённых Сил Генерал-майор Т.А.Апакидзе погиб 17 июля 2001 г. при выполнении полётного задания. Подполковник В.А.Кузьменко погиб 17 июня 1996 г. при выполнении полётного задания.
Дандыкин В. Полторы секунды — и вся жизнь // Воин России. — 2001. - № 9.
Светлой памяти Тимура посвящается
Зловещий, черный дым над полосой От горя небо потемнело... Глазам своим не веря, все застыли, И души разрывая пополам, Сирены в тишине завыли.
Не может быть, не правда, это сон! Он жив, он с нами. Он сейчас вернется, Осиротевших вдруг утешит нас И улыбнется...
Но скорбный час уже настал, Последний путь цветами устилая, Склоняя головы, прошли друзья, Скупые слезы ветром утирая.
Ты — жив и будешь жить в сердцах, Ты — наша гордость, Время здесь не властно И память о судьбе твоей прекрасной Над вечностью не прекратит полет.
Татьяна Унишкова, жена морского летчика
Су-33 после блестящей работы в псковском небе выпустил шасси и заходил на посадку, когда неожиданно прямо над нашими головами просел и в тишине скрылся за лесом. Потом двигатели самолета взревели и умолкли, как выяснилось секундами позже, навсегда. Мы увидели густые клубы черного дыма и не заметили парашюта. Значит, летчик остался в кабине. Среди народа, собравшегося на празднике в честь 85-летия морской авиации, пронеслось: «Апакидзе, Апакидзе!..» В те минуты Герой России генерал-майор Тимур Апакидзе был еще жив. Его вытащили из горящего истребителя местные крестьяне и передали подоспевшим медикам. Говорят, он пытался что-то сказать. Он умрет по дороге в больницу из-за ран, несовместимых с жизнью. Но в те минуты все на аэродроме не расставались с надеждой, что лучший летчик России, будет жить... Больше часа мы стояли у штаба, потом зашли в приемную командира. И услышали голос командующего морской авиацией генерал-лейтенанта Ивана Федина. - Товарищ главнокомандующий, хочу сообщить горькую весть. При исполнении полета потерпел катастрофу самолет Су-33. Летчик генерал-майор Апакидзе Тимур Автандилович скончался. Праздник превратился в траур. Псковский городок Остров обезлюдел. На улицах не было даже детей. Все поминали Апакидзе. Выпили горькую и мы, но она не брала. Вчера вечером он встречал нас. И когда мы уже спали, обошел всех приглашенных ветеранов: удобно ли, на что жалуются. Позвонил маме в Питер: "Мама, меня завтра по телевизору будут показывать. Буду летать для тебя". Он очень любил мать. В одну из командировок в Саки, где тренировались на комплексе "Нитка" палубные летчики, взял ее с собой. Весь полет до Севастополя они держались за руки и было видно, что это самые близкие друг другу люди.
17 июля Апакидзе встал рано. Праздничные заботы не должны были мешать полету. На пригнанном накануне с Севера самолете он успел слетать три раза: все штатно, без замечаний. А как иначе, если за полгода был в небе около ста часов при годовой норме сегодняшнего летчика-истребителя в 8 - 10? В мае Апакидзе выбил топливо и собрал в Острове молодых летчиков со всех флотов. На Л-39 поднимался в воздух с каждым. В итоге отобрал тех, кому предстояло стать палубными летчиками, заменить в недалеком будущем и его, и других пионеров новой для России авиации. Когда Тимура не стало, все они плакали, ибо знали, что никто не заменит палубного летчика № 1, что и единственный наш авианосец "Кузнецов", и самолеты остались во флотском строю прежде всего благодаря ему. Но горше всех плакал техник разбившейся "сушки", проводивший его в последний полет. Позднее московская комиссия, исследовав все обстоятельства катастрофы, придет к выводу, что она произошла вследствие психо-физической нагрузки летчика, то есть человеческого фактора. Да, нагрузки у него были те еще. Чего стоил развал Союза, заставший командира полка палубной авиации Апакидзе в крымских Саках. Тогда незалежной Украине безропотно подчинились три военных округа, и только Черноморский флот заупрямился. Правда, и на нем многие сломались в силу жизненных обстоятельств. Апакидзе вдали от России остался верен долгу русского офицера и летчика. - Ты же грузин, - увещевал его новоявленный украинский генерал. - Вот Иванов из твоего полка присягу принял... - Багратион был русским генералом, и я русский офицер, -ответил он. Потом украинцы пригнали штурмовики Су-25, чтобы в случае чего врезать по неразумным черноморцам. - Мы не дадим вам подняться, - сказал вчерашнему сослуживцу Апакидзе. Такие бушевали страсти. Позже присягнувшие новой родине летчики оказались в кочегарах и сторожах, а политики, столкнувшие лбами однополчан, демонстрируя дружбу, делили сферы влияния и упивались независимостью. Когда Ельцин и Кравчук обнимались в 92-м в Ялте, Апакидзе сказал оставшимся с ним парням: "Птицы летят в Россию, и нам пора собираться". Они улетели на встречу с ушедшим на Север "Кузнецовым", который был на грани списания. - Если вы к осени не посадите на палубу эскадрилью, "Кузнецов" порежут, - сказал Апакидзе большой флотский начальник. - Посадим. Он верил в оставшихся с ним людей, хотя большинство из них были молодыми летчиками. - Вы готовы умереть за Родину? - спросил он их, рассказывая о поставленной задаче. - Мог бы не спрашивать, командир, - обиделись они... "Кузнецов" остался жить. На палубу сел даже летчик, которому стукнуло 48. Теперь он работает оператором котельной, но это своя, русская котельная. Потом был 95-й год и поход в Средиземное, где Апакидзе сел на палубу американского авианосца, а тамошние асы садиться на нашу палубу постеснялись. Слабо им!.. Можно назвать еще десятки, сотни случаев, когда он испытывал огромные психофизические нагрузки. И были они в последние десять лет связаны, как правило, не с небом, а с землей. Вот и на празднике никто не сказал ему: "Тимур Автандилович, ты и так все сделал. Иди отдохни перед полетом. У нас тут хватает полковников и генералов". Наверное, и это имел в виду командующий генерал Федин, когда говорил сквозь слезы: "Прости, что не сберегли тебя..." Настоящие Герои удивительно скромные и благородные люди. Когда Апакидзе получил суточные за командировку на Украине, то тут же отправил часть их вдове друга. Бывший с ним рядом последние несколько месяцев подполковник Сергей Заякин рассказал мне, как с трудом уговорил его пойти в Главное квартирно-эксплуатационное управление. - Как, Герой, генерал и без квартиры? - недоумевали там. Квартиру его семье выделили. Смерть хозяина закрыла главную бытовую проблему. На службе Апакидзе засиживался допоздна и домой добирался на метро. Он очень любил форму, но когда группа пьяных подростков сказала ему, что настоящие Герои и генералы в метро не ездят, Апакидзе после службы надевать "гражданку": джинсы и потертую летную куртку. Ни слава, ни деньги, а другое беспокоило сорокасемилетнего генерала: судьба морской авиации, единственного отечественного авианосца. С раннего утра до позднего вечера он жил заботами морских летчиков, больших и малых гарнизонов. Он и к журналистам обратился с одной целью: расскажите правду о нас, помогите морской авиации не загнуться на очередном крутом вираже военной реформы. Недавно вышел документальный фильм "Форсаж", снятый при самом непосредственном его участии. Замечательная картина, посмотрите ее, пожалуйста! От искренности и гражданского мужества Апакидзе в ней дух захватывает. Когда тысячи человек пришли проститься с ним в Главный штаб флота, я невольно подумал, что душа летчика непременно воспротивилась бы и дорогому гробу, и машине цветов: он бы предпочел закупить на эти деньги керосин для полетов... По поводу его гибели уже высказались многие официальные и неофициальные лица. Один из высокопоставленных военачальников сказал, что не дело генерала летать, тем более крутить фигуры высшего пилотажа. Но осталась бы у России палубная авиация, если бы Апакидзе первым не сел на "Кузнецов"? Если бы он не посадил за собой на корабль эскадрилью и полк? Если бы не вылетывал молодых лётчиков? Как можно было запретить летать Гагарину и Чкалову, если здоровье позволяло летать? И разве можно тому же адмиралу-подводнику запретить идти на глубину? Другое дело - беречь Героев на земле. Увы, последнее время их все больше на кладбищах и все меньше среди нас. Без них, думающих о России, о нас с вами, безнадега поселяется в Душе. Комиссия установила, что причиной катастрофы Су-33, была ошибка пилота. Говорят, что Апакидзе вследствие большой перегрузки не услышал команду на катапультирование. На мой взгляд, взгляд очевидца этой трагедии, все он слышал. Просто не желал, чтобы вышедший из повиновения тяжелый истребитель рухнул на головы (в том числе и мою) сотен людей, а уже потом за аэродромом попытался спасти Су-33, парк которых не восполняется десятилетие. Людей он спас. Ему не хватило полторы секунды, чтобы спасти себя и машину. Полторы секунды - ценою в жизнь.
Начальная страница |