галереи
Нахимовец Андрей Воронин
добавил: Fregat
Чёлка за отличие в учёбе.
добавил: arcadyI
 

Всего зарегистрированных нахимовцев-2110
 
показать всех
только список
     ---------------------------------
           
           НА ЗАМЕТКУ

     ---------------------------------
       Сборник воспоминаний
                
 Тбилисское Нахимовское
             военно-морское
                   училище

       ---------------------------------
             Николай Максимов
               
          "Этика развития
                    личности"          
       ---------------------------------
                   Юрий Росс
            "Тот самый остров"
               

         Сюр-историческая
       приключенческая повесть
       ----------------------------------
       Р.Б.Семевский-Лепорский
               

       Субъективный взгляд 
           очевидца на историю 
           6-го выпуска ЛНВМУ" 
       ---------------------------------
               Владимир Габарь
               
               Пароль 17
     ---------------------------------
              Ренат Мустафин

           
       Заметки на полях
           вахтенного журнала

     --------------------------------
               А.И. Палитаев
              

     "Мои пути подводные"
     --------------------------------
                Игорь Жданов
              

   Дневниковые записи 
             "Такая судьба."
    --------------------------------


 
 

Архивные дела нахимовцев

А - Б - В - Г - Д - Е - Ж - З - И - К - Л - М - Н - О - П - Р - С - Т - У - Ф - Х - Ц - Ч - Ш - Щ - Э - Ю - Я
 
Паттерсон
Джемс
Ллойдович

РНВМУ
1951 г.в.

Паттерсон Джимм (Р. 1933) нахимовец Рижского нахимовского училища (1945—51) впоследствии, Член Союза писателей СССР, поэт  Паттерсон Джим.

07.02.2008 Детективы Джеймса Паттерсона превратят в компьютерные игры

Американский автор детективов и триллеров Джеймс Паттерсон (James Patterson) планирует превратить некоторые свои книги в компьютерный игры, сообщает The Guardian. Паттерсон является создателем таких романов, как "И пришел паук" (Along Came a Spider) и "Целуя девушек" (Kiss the Girls).
Игры будут выпускаться в рамках соглашения с одним из крупных издателей казуальных игр Oberon Games. Первую из них создадут по мотивам серии детективов Women's Murder Club ("Женский детективный клуб"), включающей семь книг. Героини этих творений Паттерсона - четыре подруги из Сан-Франциско, занимающиеся расследованиями убийств.
Компьютерные версии произведений Паттерсона будут ориентированы на аудиторию, не увлекающуюся видеоиграми. Разработчики считают, что потребителями станут прежде всего женщины и люди средних лет. Игры будут разработаны для персональных компьютеров и мобильных телефонов (также в качестве платформы рассматривается консоль Wii).
Создатели планируют распространять игры нетрадиционными способами - например, через книжные магазины.
Телевизионный сериал по мотивам серии "Женский детективный клуб" выходит в эфир на канале ABC с октября 2007 года.

Араловы (27.12.2007 01:23:36)
(аралова элина 27.12.2007 01:23:36)
Здравствуйте!
Меня зовут Аралова Элина, я ищу Патерсона Тома Ллойдовича.
Если кто-то может мне помочь, буду очень признательна.

О трех братьях Паттерсонах (25.08.2007 15:32:41)
(Ричард Алибегов 25.08.2007 15:32:41)
На самом деле было не два брата, а три: Джим 1933 г.р., Ллойд - 35 г.р. (нам он был известен как Джунь или Джунька, от англ. Junior, т.е. Ллойд младший в отличие от Ллойда-отца) и Том 37 г.р. Джунь был веселый компанейский парень, он погиб, как мне стало известно, в автоаварии в Ленинграде в возрасте примерно 30 лет. Том Паттерсон стал телеоператором, его имя до недавнего времени нередко можно было видеть в титрах, вероятно, здравствует и сейчас. В войну, в 1941-43 гг. три брата были не на Дальнем Востоке, а в детском доме на Урале в селе Кашино рядом с Сысертью под Свердловском. Детдом был организован Всесоюзным Радиокомитетом совместно с Советским районом Москвы. Там же находились и мы с братом. Дети там были от 4 до, пожалуй, 10 лет. У большинства из нас отцы, а то и матери, были на фронте, матери, особенно на радио, работали в ночные смены по 12 часов и более. Москву в июле уже бомбили, присмотреть за малолетками в Москве, отвести их в бомбоубежище было некому, и 28 июля эшелон с ревущими детишками пошел на восток. Вернулись 12 октября 43 г., и больше я Паттерсонов не видел. Впрочем, Джима я пару раз видел мельком в 60-е годы, когда он заходил к нам в отдел вещания на США на Радио. Но примерно в 1993 г. я съездил в Кашино и разыскал два дома нашего интерната - уже загороженные рядами коттеджей, построенных там в последние годы. И местные жители рассказали мне, что за несколько лет до этого побывал там - Джим! - и даже встретился с женщиной, которая когда-то была у него учительницей в сельской школе. Быть может приезжал в места своего детства перед отъездом в Америку? Вообще же, несмотря на невеселый конец, Джим, я думаю, прожил неплохую жизнь.

Встреча Главкома ВМФ с писателями-маринистами. - Морской сборник № 4, 1991 г.

СОСТОЯЛАСЬ встреча главнокомандующего Военно-Морским Флотом адмирала флота В. Чернавина с писателями-маринистами и журналистами, пишущими о флоте.
Шла речь и о состоянии современной маринистики.
Большое место на встрече занял разговор о подготовке к 300-летнему юбилею российского регулярного военного флота, который, как отмечали многие выступавшие, должен стать всенародным праздником.
И все же главной темой разговора оставалась литература. О взаимоотношениях писателя с флотом говорили, в частности, Ю. Виноградов, В. Гузанов, С. Зонин, Д. Паттерсон, В. Марченко, В. Тюрин. Как один из конкретных и важных шагов к возрождению лучших традиций маринистики следует рассматривать недавно созданную Всесоюзную ассоциацию писателей-баталистов и маринистов, президентом которой стал Ю. Виноградов.
В ходе встречи главнокомандующий ВМФ ответил на многочисленные вопросы писателей и журналистов. Было высказано пожелание сделать подобные мероприятия традиционными.

Контр-адмирал К.А. Безпальчев. В море и на суше. Сборник воспоминаний его воспитанников и сослуживцев. - СПб.: НПО «Система», 2008. (Желающие получить электронную копию должны сообщить на сайт адрес своей электронной  почты и какой вариант предпочтительнее, с фотографиями - более 20 мгб. или только текст)

«Летом 1948 г., после окончания второго курса училища им. М.В. Фрунзе, - вспоминает Владимир Зайцев, - группа курсантов нашего класса, сформированная полностью из горьковских подготов, проходила практику в бригаде подводных лодок и торпедных катеров в Рижской военно-морской базе в поселке Балдерайя. И вот в один из воскресных дней нас вызывают к дежурному. Как же мы были обрадованы и удивлены, когда у него увидели Елену Тимофеевну. Выяснилось, что она приехала нас проведать и увезти в Рижское Нахимовское училище. Там нас встретил Константин Александрович, который, конечно, все это и устроил, предварительно договорившись с командованием Рижской ВМБ.
Безпальчев представил нас построенным нахимовцам и выразил пожелание, чтобы мы подружились с горьковчанами, а нам посоветовал рассказать своим новым друзьям о том, как начинали мы. Весь день мы были вместе, играли в различные игры, вместе обедали и купались. Там же познакомились с известным тогда «артистом кино» Джимом Паттерсоном, который в то время учился в Нахимовском училище. Конечно, больше всех за нас радовалась Елена Тимофеевна. И как только у нее хватало для всех нас ее уже немолодого сердечка. Мы тоже всегда любили ее и помнили о ней, а бывая в Ленинграде, где она жила в последние годы, навещали ее».
К.А. Безпальчев прилагал усилия, чтобы воспитанники вышли из стен училища всесторонне грамотными и подготовленными к дальнейшей учебе. Одновременно с этим в лучших традициях Морского корпуса он и весь офицерский состав и преподаватели ставили задачу воспитать в ребятах высокую, соответствующую офицеру флота, общую культуру поведения в обществе. С этой целью в программу занятий всех классов были включены уроки бальных танцев, которые вели опытные преподаватели. Как это помогло нам выработать хорошие манеры в обращении с прекрасными дамами, умение красиво и элегантно двигаться, держаться непринужденно и с достоинством. По выходным и праздничным дням устраивались вечера танцев в клубе под прекрасный училищный духовой оркестр.
В клубе также проводились встречи с заслуженными и известными людьми. ... Были и Любовь Орлова с Александровым. (Александров тогда снимал в Риге фильм «Встреча на Эльбе». Произошла трогательная встреча Л. Орловой с воспитанником Джимом Паттерсоном, негритенком из кинофильма «Цирк», где главную роль исполняла Орлова.
Золотов Александр Никитович, 1933 г. рождения, капитан 1 ранга, выпускник Рижского Нахимовского училища (1951), ВВМУ подводного плавания (1955), доктор военных наук.
Судьбоносные встречи. Нахимовское училище.
... Шесть лет довелось мне учиться среди этих мальчишек, поступивших в училище отнюдь не по блату. Никогда не забыть мне основательного Витю Комлева - нашего вечного вице-старшину, блестящего Сашу Познахирко, лучших спортсменов Женю Ланцова, Женю Сергеева, Володю Шувалова, акробата Леню Калейника, тихоню Володю Магера, ироничного Борю Щукина, с которым много лет просидел за одним столом, первого своего друга Олега Иванова, веселых братьев-близнецов Борю и Геру Тихомировых, зубрилу Олега Тихомирова, упрямого Юру Иукканена, своевольного Валю Ломтева, всегда целеустремленного Алика Берзина, старательного Виталия Михальского и, конечно же, Джима Паттерсона (помните негритеночка из кинофильма «Цирк»?) и более позднего друга моего Володю Горчакова, всегда уверенного в себе. Кто-то из них стал адмиралом, кто-то профессором, кто-то поэтом, а некоторые, зачастив с выпивкой, пойдут по наклонной. Сегодня все уже давно на пенсии, а некоторых уже и нет в живых. Готовили нас всех равно, одинаково, но все стали совершенно разными. И жизненный путь оказался у каждого свой.
Д. Паттерсон
В походе
В суровом неистовстве Черное море
Швыряет крутые валы.
Они налетают, но крушит их вскоре
Оскаленный выступ скалы.
То ласково плещется сонное море
И песню чуть шепчет прибой,
Волшебно сияют вечерние зори,
Ширь волн озаряя собой.
Ты здесь забываешь про всякое горе
И гордый Отчизной родной,
Ты счастлив, что в море в далеком дозоре
Дежуришь на вахте ночной.
А море кипит, и бегут волны споря
В дали необъятно большой,
И чувствуешь вновь, что простор Черноморья
Ты всей своей любишь душой.
13 сентября 1980г.
Встреча по случаю 25-летия выпуска
Морской не утратив осанки,
Сегодня мы встретились тут.
Пускай корабельные склянки
В момент юбилейный пробьют.
То веселы мы, то суровы,
Матросские песни поем
И так же как прежде швартовы
В грядущее мы подаем.
Подросткам, из штаников выросшим,
Нам флот, как отец, помогал.
И кто-то из нас был нахимовцем,
А ныне уже адмирал!
Знакома нам детская тактика
И прозвищ шутливых укол.
Но видно, от прозвища Африка
Я все ж недалеко ушел.
Мы эти бокалы поднимем,
Смеясь и немного грустя,
И снова друг друга обнимем
Еще четверть века спустя.
Мы здесь, как на палубе, вместе,
Но юность попробуй верни,
И все же, друзья, нас как прежде
Манят ходовые огни.
9 июня 1957 г. газета «Советский флот» опубликовала фотографию, два стихотворения и небольшую статью под заголовком «Подводник-поэт».
«Лейтенант Джемс Паттерсон - сын американского негра, приехавшего в 1932 г. в СССР и принявшего советское гражданство. Родившийся и выросший на советской земле, Джемс посвятил свою жизнь Военно-Морскому Флоту.
После смерти отца, погибшего в первые годы Великой Отечественной войны, Джемс Паттерсон был принят в (Рижское) Нахимовское училище, затем учился в высшем военно-морском училище, после окончания которого получил назначение на одну из подводных лодок.
Уже не первый год лейтенант Джемс Паттерсон пишет стихи, работает над исторической повестью об освободительном движении негров в Америке середины прошлого века. Офицер пользуется большим литературным материалом, собранным его отцом для книги по истории негритянского народа».
В нашем сборнике помещены два стихотворения поэта-подводника, посвященные морю и встрече с друзьями из 1 -го Балтийского ВВМУПП, в том числе и с бывшими нахимовцами.
Джим (так его звали одноклассники) родился в Москве в 1933 г. После нескольких лет военной службы (в 1958 г. уволен в запас по сокращению штатов) окончил Литературный институт имени А.М. Горького, является автором более десяти книг стихотворений [70], членом Союза писателей СССР. В 1990-е годы он уехал в США и продолжает писать стихи, теперь на английском - родном языке своего отца [71].
Еще в трехлетнем возрасте он стал героем получившего высокую оценку кинофильма «Цирк», вышедшего на экраны страны в 1936 г.
На съемках кинофильма «Цирк» - Любовь Орлова, Джим Паттерсон и Сергей Столяров. Москва. 1936 г.
Режиссер фильма Г.В. Александров в своих мемуарах поделился некоторыми подробностями создания этой музыкальной картины, повествующей о том, как американская белая женщина и её чернокожий ребенок нашли свое счастье в стране Советов. «Известные трудности испытывала наша труппа, подыскивая «актера» на роль негритенка - сына Марион Диксон (американки - в исполнении Любови Орловой). Мои ассистенты побывали в цыганских таборах под Москвой. Обдумывались и варианты с перекраской, но, к счастью, согласились отдать в «актеры» своего малыша супруги Паттерсон». (Г.В. Александров. Эпоха и кино. М.: Политиздат, 1983). Подходящий артист оказался жителем Москвы - сыном диктора Ллойда Паттерсона (кстати, он обучал Любовь Орлову американскому варианту английского языка) и его жены художницы Веры Араловой.
Многие кадры снимали ночью. Чтобы Джим поскорее уснул, а уснув, в нужный момент не проснулся, члены съемочной группы жестами общались друг с другом под приглушенные звуки фонограммы. Но мальчика все интересовало и веселило, и он вовсе не собирался спать, чем доводил взрослых до исступления.
У Орловой не было своих детей, и, может, поэтому всю жизнь она считала маленького партнера по «Цирку» приемным сыном. Любовь Петровна и Григорий Васильевич всегда радовались встречам с Джимом: приглашали его к себе, навещали, когда он уже учился в Риге. Актриса часто говорила: «Кто сказал, что у меня нет детей? У меня есть киносын - Джимка». (Березина Марианна. Весь этот цирк // Панорама. 12.03.2007). Благодаря этому фильму Джим нашел не только знаменитых покровителей в лице Любови Орловой и Григория Александрова, но и приобрел широкую народную известность.

               

Нахимовское училище. Грабарь В.К.

В Рижском и Тбилисском училищах учился вице-адмирал Ю.А. Кайсин начальник Оперативного управления ГШ ВМФ-заместитель начальника ГШ ВМФ. Контр-адмиралы: начальник ОУ СФ Л.Н. Лобанов; командир ПЛ, а затем Начальник Каспийского ВВМУ А.В. Акатов, командир ПЛ контр-адмирал А.С. Берзин. Из других областей: посол на Ямайке И.И. Яковлев и 1-й зам. посла в Алжире В.Н. Ханженков; штурман ПЛ и поэт Джеймс Паттерсон.

Рижское Нахимовское военно-морское училище. Сборник материалов о встрече выпускников по случаю 60-летия основания училища. 3 декабря 2005 г. Составители: Г.Г. Лойкканен, М.Д. Агронский. СПб.: "НПП "Система", 2006.

 На экзамене по химии.

«В МОРЯХ МОИ ДОРОГИ...». Верюжский Николай Александрович (Воспоминания нахимовца Рижского Нахимовского Военно-Морского училища в период с 1947 по 1953 годы).

Или вот ещё один наш известнейший «питон» выпуска 1951, который успешно окончил в Ленинграде училище подплава, затем служил штурманом на подводной лодке в Балаклаве. Имея на плечах уже погоны капитан-лейтенанта, он уволился в запас. Возвратился к своим родственникам в Москву и после обучения в том же прославленном Литературном институте имени А.М.Горького стал дипломированным поэтом. Правда, свою известность он приобрёл не на военно-морской службе и не на литературном поприще, а значительно раньше ещё в младенческом возрасте, как киноартист. Это всем известный Джим Паттерсон, который в популярном довоенном фильме «Цирк» (1936) по замыслу титулованного званиями и регалиями режиссера Г.В.Мормоненко (1903 - 1983), более известного нашему зрителю под фамилией Александров, плакал от издевательств жестокого хозяина Кнейшница (артист П.В.Массальский), смеялся и радовался на руках своей мамы американки Марион Диксон (артистка Л.П. Орлова) и приёмного отца русского циркача Мартынова (артист С.Д.Столяров).
Через много лет в 1949 году произошла весьма интересная встреча Л.П.Орловой (1902 - 1975) и Джима в нашем училище. В тот год в Риге проходили съёмки кинофильма «Встреча на Эльбе», где Любовь Орлова играла коварную и обольстительную американскую разведчицу Джанет Шервуд, в которую влюблялись, теряя бдительность, наивные советские офицеры, готовые раскрыть известные им военные секреты, но наши стойкие контрразведчики, разоблачили подлые планы американских спецслужб.
Так вот, в перерывах между съёмками этого кинофильма командованию училища удалось организовать встречу с великой актрисой. Для нас, нахимовцев, и всех сотрудников училища это был большой праздник. Но особенно радовалась сама Л.П.Орлова, когда увидела Джима, рослого красивого, тёмнокожего юношу. Было интересно наблюдать, как легко и свободно держит себя известнейшая и любимая советским народом звезда киноэкрана. Ну а Джима она никуда от себя не отпускала и, переговариваясь с ним, удивлённо показывала всем, как он вымахал, что почти сравнялся с ней ростом. Для истории сохранились кадры кинохроники этого уникального события.
Мне помнится, что Джим в училище был скромным парнем, никогда не афишировал свою популярность, был со всеми на равных. Пожалуй, даже несколько тяготился тем, что его при любом случае старались выставить на показ. Учился он средне, пожалуй, больше интересовался литературой, а математика ему давалась сложнее, по которой часто занимался дополнительно и даже имел переэкзаменовку на осень.
Однажды я оказался случайным свидетелем встречи Джима со своим родным дядей по отцу, приехавшего из Москвы в Ригу навестить племянника, и беседующего с ними командира роты, в которой учился Джим. Командира роты мы между собой звали «Чойболсан» за его жёлтый цвет кожи и похожесть к лицам монгольской национальности. С интересом разглядывая трёх человек, я обратил внимание на то, что в сравнении со своим чёрным-пречёрным дядей, который хорошо запомнился по эпизодической роли вождя туземцев в кинофильме «Миклуха - Маклай» (1947), Джим казался слегка смуглым, а командир роты - совсем бледнолицым.
Как мне известно по рассказам того времени, семья Паттерсонов приехала в СССР из США в конце 1920-х или начале 1930-х годов в числе многочисленной группы американских рабочих, техников и инженеров на строительство наших индустриальных центров. Многие поехали на Урал, где закладывался Магнитогорский комбинат, а Паттерсоны оказались в Москве и, вероятно, какой-то период работали на заводе АМО, а затем приобщились к артистической деятельности. О родителях мне известно только то, что его мать была белой расы то ли американка, то ли русская. Джим, также как его младший брат и сестра, родились в Москве и были советскими гражданами.
Хочу особо заметить, что в училище, несмотря на значительное разнообразие воспитанников и обслуживающего персонала по национальному составу, возрасту, происхождению, уровню культуры, образованию и даже цвету кожи, никогда и ни к кому не допускались даже маломальские элементы сегрегации. Всегда все были равны в правах и возможностях, если их дела и поступки не противоречили общепринятым нормам поведения.
Прошла уйма лет. Уже на исходе 1980-х годов я как-то случайно оказался в московском Музее народов Азии и Африки, располагавшемся тогда вблизи Курского вокзала, где у меня произошла случайная встреча с Джимом. Оказалось, что в тот период его частенько приглашали для проведения тематических бесед и лекций. Наступали трудные времена государственного переустройства, сопровождавшиеся крайней политизацией общества и в миг опустевшими прилавками в магазинах. Люди, которые не оказались рядом с кормушкой, пытались добывать необходимые средства для существования: кто подлогом, воровством, грабежом и убийством, а кто частным извозом, мелкой торговлей или чтением лекций. Если бы не объявление о том, что с какой-то очередной лекцией будет выступать писатель, историк и искусствовед Джим Паттерсон, то я, наверное, сходу и не узнал бы в очень высоком, худощавом, с копной седых курчавых волос, слегка смуглом и с весьма незначительными чертами лица, присущими для негроидной группы людей, бывшего рижского «питона». После лекции, улучив подходящий момент, я подошёл к Джиму и представился, напомнив о совместной учёбе в училище, но его взгляд сквозь толстые очки был спокоен и даже равнодушен. Видимо, ему до противности надоели подобные напоминания о прошлой жизни. Разговора не получилось. Обменявшись незначительными фразами, свидетельствующими об отсутствии заинтересованности со стороны Джима в продолжении каких-либо личных контактов, мы расстались. Вскоре я узнал от администрации этого музея, куда приходил ещё несколько раз, что Джим Паттерсон покинул СССР и уехал в США на историческую родину своих родственников.

Максимов Валентин Владимирович (февраль 2008 г.): Кто ж не знал Дж. Паттерсона, мальчишечку из "Цирка"?! Кстати, на Рижской Спартакиаде мне пришлось плыть в одном заплыве с Джимом на дистанции обязательного плавания. Была такая дисциплина - 25 м "свободным стилем". Обязательная для всех. Иначе не допускали до соревнований. Так вот, Джим плавать не умел. Мне неведомо, какими силами и ухищрениями Джима "спустили" на воду, но все давно закончили, вылезли, переоделись, а он, бедняга, всё плыл. По первой дорожке, вдоль бортика, по бортику шли 2 крепких парня в плавках, параллельно по 2- й дорожке плыл наш Юра Филипьев... И таки доплыл, сам, без чьей либо помощи!.. Просто это надо было видеть! "Слабонервных просим удалиться.."  А потом мы с ним играли в баскетбол. Кстати, друг против друга. И скажу я Вам, играл он вполне прилично, хотя и не бился зло за победу...

Миссия Черного мальчика. Еженедельная газета "Челябинск за неделю".

...Он приехал в полдень на простенькой серого цвета легковушке в сопровождении литературоведа Лидии Гальцевой. Зал кинотеатра "Искра" встретил гостя восторженно, стоя, каскадом рукоплесканий, несметным числом букетов, возгласами: "Джим! Джи-и-и-им! Привет, Джим!" А гость, громко поздоровавшись, улыбаясь, сказал со сцены: "Я давно уже вырос, даже начал стареть... Но я тот самый негритенок из киноленты "Цирк", где меня обнимала Мэрион Диксон - Любовь Петровна Орлова. Она пела мне колыбельную". Во время съемок фильма "Встреча на Эльбе", проходивших в Риге, она и режиссер Григорий Васильевич Александров навестили меня, нахимовца. Любовь Петровна тогда шутила: "Кто утверждал, что у меня нет детей! У меня есть киносын Джим..."
Фраза актрисы понятна. Судьба Джемса Паттерсона всю жизнь несла отсвет участия в съемках "Цирка", вышедшего на экраны страны в 1936 году. Стоило выйти Джиму гулять на улицу, как сразу же собиралась толпа. Его мать Веру Ипполитовну, считая ее американкой, спрашивали, где же она так хорошо выучила русский язык. Куда бы они ни шли, десятки людей следовали за ними. Жадно осведомлялись: "Так это вы пели колыбельную? А мы думали, Орлова..."
И впрямь, было чему удивляться: в ленте есть сцена, когда первые аккорды песни "Широка страна моя родная..." звучат над пробуждающейся Москвой. Ее напевала Любовь Петровна, но никто не знал, что за кадром, в студии, находился консультант - отец Джемса, подсказывающий актрисе, как надо произносить с акцентом то или иное слово. Все это требовало длительной тренировки. Но все же самой трудной оказалась сцена "Колыбельная". Режиссер Г.В. Александров настаивал на том, чтобы песню актриса пела ребенку, спящему у нее на руках. Сделать так было достаточно сложно. Никто не мог представить, что в шумном павильоне киностудии, в непривычной обстановке, малыш уснет. И тем не менее после многих часов репетиций, долгих ожиданий сцену со спящим Джимом отсняли.
Любовь Петровна об этих сложностях рассказала своему "киносыну" через много лет, когда он воспитывался в нахимовском училище. Джим немедленно взял карандаш и сочинил стихотворение. Его автор и повторил в "Искре": "Был я мал во время киносъемки,/ Было лишь чуть больше года мне,/ И засвечено немало пленок,/ Что поделать, по моей вине./ Сроки кинобудней протекали,/ Каждый непосильней во сто крат./ Знаю, ваши руки затекали,/ Но тяжелый эпизод отснят..."
Поведал Джеймс и о своем отце Ллойде Паттерсоне, маляре по профессии. В Страну Советов он приехал двадцатилетним парнем в 1932 году. Тогда для всего мира СССР был страной, где возводилось будущее, где строилась доселе неведомая, новая жизнь. Вскоре его, знающего английский, пригласили работать в ЦК МОПРа (Международная организация помощи рабочим), затем - диктором радиовещания во Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещанию при Совете народных комиссаров. Ездил по стране, побывал во многих городах и на стройках "социалистических бастионов индустрии", в частности, на монтажных площадках комплекса заводов ЧЭМК. Толпы землекопов, каменщиков, плотников, грабарей и грузчиков дивились, видя перед собой настоящего, живого негра. Он рассказывал им о семье, работе, ку-клукс-клане, фермерах, о своей родине. Рассказывал честно и предельно откровенно, так, как говорят с друзьями. Люди в лаптях и зипунах слушали его раскрыв рты, и непонятная, фантастическая Америка становилась ближе. Он связывал свою страну с Россией. И даже тогда, в "кумачовые" тридцатые годы, Ллойд Паттерсон заставлял людей задумываться над тем, что земля наша не такая уж большая и все народы зависят друг от друга...
Он ездил по стране - открывал для себя Россию и влюбился в нее. Но любовь, как говорят, конкретна. И ею стала Вера Ипполитовна Аралова, художница Московской киностудии. Вскоре у Паттерсонов родилось трое мальчишек. Старший Том стал ведущим оператором телестудии. Роберт погиб после войны в автомобильной катастрофе. Джим в полуторагодовалом возрасте стал маленькой кинозвездой страны, в юношеском - морским офицером, в зрелом - писателем и поэтом. Их отец Ллойд Паттерсон получил тяжелейшую контузию от фашистской авиабомбы в Москве, у здания Телеграфа. Его подбросило в воздух, взрывная волна ударила спиной о стену. Он умер в 32 года от последствий этого ранения...
Рассказывал Джемс Паттерсон интересно, живо отвечал на вопросы, дарил автографы. Директор кинотеатра Александра Максимовна Нигматуллина вручила ему сувенир - куб органического стекла с ферровольфрамом внутри. А вечером следующего дня его встречали во Дворце культуры комбината учащиеся подшефных школ
(№ 50 и 135), профтехучилища № 23, энерготехникума, воспитанники киноклуба "Буратино", работницы медсанчасти и детских дошкольных учреждений. Гость прочитал им свои стихи на морскую тематику, рассказал о себе, поделился планами на будущее. На вопрос, почему он не стал киноактером, ответил: "Меня всегда влекло море и романтическая поэзия парусов..."
После Рижского нахимовского Джим Паттерсон окончил Ленинградское военно-морское училище подводного плавания имени Ленинского комсомола. Служил на флоте. Однако молодого офицера все сильнее влекла поэзия, и он окончил еще и московский Литературный институт имени Горького. Джемс Паттерсон - автор нескольких книг и семи поэтических сборников...

Судьба негритенка Джима из "Цирка". Журнал "Наше Кино". №2 (10) 2005.

... Чтобы как-то выйти из тяжелого положения, выжить, Вера Ипполитовна решила устроить Джима в Нахимовское училище. Вскоре она получила письмо из Министерства обороны о том, что ее сын, ученик пятого класса, принят в Нахимовское училище в городе Риге. Чернокожего парня, никогда и в глаза не видевшего моря, ожидала морская карьера. После Нахимовского он поступил в Ленинградское высшее военно-морское училище, стал офицером и, плавая по Северному морю на кораблях, на подводной лодке, начал писать стихи. Невесть откуда обнаружился у него литературный дар. Любовь к поэзии настолько захватила его, что он решил круто изменить свою судьбу. Появление в стенах Московского литературного института молодого, симпатичного, веселого негра многих шокировало. Такого еще никому не доводилось видеть. Чернокожий парень, да еще в форме морского офицера - было чему удивляться. Стихи его, в основном морской тематики, всем понравились. Джим стал студентом Литинститута, а через пять лет защитил диплом с отличием. Его имя стало появляться в поэтических рубриках на страницах газет и журналов. Читатели с интересом следили за творческой судьбой несостоявшегося киноактера, бывшего моряка и профессионального поэта...
В 1963 году в издательстве "Молодая гвардия" вышла первая книжка стихов Д. Паттерсона: "Россия. Африка". Затем один за другим стали появляться его поэтические сборники: "Рождение ливня", "Взаимодействие", "Зимние ласточки", "Красная линия", "Залив Доброго начала", "Дыхание лиственницы". На творчество молодого поэта обратили внимание Михаил Светлов, Ярослав Беляков, Константин Ваншенкин, Герман Флоров - ответственный секретарь объединения поэтов Союза писателей СССР. Именно по их рекомендации Джим Паттерсон был принят в Союз писателей. В творческой карточке поэта обозначен год вступления -1967-й.
И уже с удостоверением члена Союза писателей Джим Паттерсон исколесил всю страну вдоль и поперек: побывал в Сибири, на Урале, на Дальнем Востоке, на всех   важнейших молодежных стройках - в Тюмени, на БАМе, в Нижнеагарске, Тынде, на сибирских реках, видел огни Нурека. Молодой поэт, юный герой из полюбившегося всем фильма "Цирк", всюду был желанным гостем. Публика принимала его как кинозвезду первой величины...
Зато с Любовью Орловой и Григорием Александровым Джим был очень дружен. Они чувствовали друг к другу некую привязанность. Радовались каждой встрече. Когда семья знаменитых кинематографистов отмечала какой-либо юбилей: свой собственный или одного из своих фильмов - непременным участником его оказывался и Джим. Снимая в Риге картину "Встреча на Эльбе", Орлова и Александров посетили Нахимовское училище, курсантом которого был Джим. Они приехали в него специально, чтобы повидаться со своим любимцем. У Орловой не было своих детей. Казалось, всю нежность своего невостребованного материнского чувства она стремилась отдать Джиму. Как-то раз, то ли в шутку, то ли всерьез, она призналась: "Кто сказал, что у меня нет детей? У меня есть мой киносын - Джим". Он часто приезжал к ней на дачу во Внуково. Любовь Петровна потчевала его от души. Сама заваривала для него крепкий чай, угощала всякими сладостями. Дружба их длилась до самых последних дней Любови Петровны и Григория Васильевича.
В последние годы Джиму Паттерсону и его матери Вере Ипполитовне жилось особенно трудно. Напечатать сборник стихов, заработать на жизнь стало практически невозможно. Ни пенсии матери, ни пенсии сына явно не хватало. Долгое время они жили на средства, которые имели от сдачи внаем квартиры. В конце концов они пришли к выводу, что в России им не прожить. Мать с сыном решили уехать в Америку. Родственники прислали им вызов. Джим распродал всю мебель, раздарил друзьям и знакомым все свои вещи и купил в авиаагентстве билеты за океан.
Сейчас они живут в Вашингтоне. Рассказывают, что Джим с выставкой картин своей матери ездит по стране, зарабатывает деньги. Пробовал он сниматься и в кино, но из этого ничего не вышло. И по-прежнему он пишет, пытается издать на английском языке сборник стихов. Одним словом, всеми возможными способами старается заработать на жизнь. Как выяснилось, жить в Америке ничуть не легче, чем в России…
Удивительные метаморфозы происходят в жизни с людьми. Ллойд Паттерсон приехал в Советский Союз, обрел здесь свою вторую родину, семейное счастье. А его сын - Джим Паттерсон, родившийся в России и проживший в ней до седых волос, на закате жизни оказался вынужден уехать в Америку, на родину предков. Суровые реалии нашей страны в последние годы заставили поэта искать "приют для вдохновенья" не на своей родной земле, а за океаном.
По уверению его родных, близких и друзей, которым он изредка пишет и звонит, Джим покинул Россию не навсегда. Он верит, что ему еще доведется вернуться на родину. Если только, конечно, хватит сил и здоровья…

Любовь Орлова: круг общения.

Всегда с неизменной теплотой и нежностью Любовь Петровна относилась к Джиму Паттерсону - тому самому негритенку, ее черному ребенку из "Цирка". Он окончил нахимовское училище и стал поэтом-маринистом. С Любовью Орловой и Григорием Александровым Джим был очень дружен. Они чувствовали друг к другу некую привязанность. Радовались каждой встрече. Когда семья знаменитых кинематографистов отмечала какой-либо юбилей: свой собственный или одного из своих фильмов - непременным участником его оказывался и Джим. Снимая в Риге картину "Встреча на Эльбе", Орлова и Александров посетили Нахимовское училище, курсантом которого был Джим. Они приехали в него специально, чтобы повидаться со своим любимцем.

«НАША ВОЛЯ ТВЕРЖЕ, ЧЕМ ГРАНИТ»
Джим Паттерсон «Советская молодежь» 25 марта 1951 г.

Наше государство отстаивает дело мира. Наше дело - правое дело. Вот почему я горжусь своим Отечеством, где каждый человек, где бы он не был, думает над тем, как укрепить свою Родину, сделать жизнь советских людей еще краше, еще лучше прежнего.
О советской молодежи говорят: самая счастливая. Да, мы самые счастливые на земном шаре! Для нас открыты все пути-дороги. Университеты, академии, институты, школы - все к услугам молодежи. «Только учитесь, говорит нам Родина, ваш труд, знания, как воздух нужны стране». И мы учимся, трудимся, овладеваем любимыми профессиями.
Как непохожа наша жизнь на жизнь молодежи капиталистических стран!
Я - негр. Там, за океаном, мои сверстники уступают на улице дорогу белым людям. Они не смеют переступить порог учебных заведений, библиотек, театров. За каждую попытку поднять голос протеста, пусть самую небольшую, - их ждет суд Линча. Но упорства молодежи не сломить! На борьбу поднялся угнетенный негритянский народ. Недавно семь юношей негров были казнены на электрическом стуле только за то, что осмелились выступить за освобождение своего народа от жестокой эксплуатации. Всяческими притеснениями правительство Соединенных Штатов Америки старается заглушить гневный голос негритянского певца Поля Робсона, непримиримого борца за мир, против войны.
События в Корее показывают истинные цели американских агрессоров, поджигателей новой мировой войны. Их наемные войска стирают с лица земли города и села, промышленные предприятия и культурные учреждения Кореи только за то, что ее народ хочет быть свободным. Американские изверги тысячами уничтожают беззащитных корейских жителей, не щадя женщин и детей.
В городах и селах Кореи рвутся бомбы замедленного действия, пылают дома. Американские захватчики стали применять удушливые газы, пытаясь этим покорить народ. Но ни газы, ни атомные бомбы не спасут американских захватчиков в Корее. Их планы обречены на гибель.
Трудящиеся всех стран все больше и больше убеждаются в том, что капитализм - это нищета, голод, война. Одна за другой вспыхивают забастовки трудящихся Англии, Франции, Италии. Рабочие этих стран открыто выступают против подготовки новой войны. Их взоры обращены к Советскому Союзу - оплоту всех миролюбивых сил человечества.
За мир борется молодежь всех стран. Прогрессивная молодежь не хочет новой войны, ибо война служит средством массового уничтожения трудящихся. Молодежь капиталистических стран не хочет быть пушечным мясом в мировой войне.
Сегодня, в этот особенный день, мне хочется сказать несколько слов о себе. Я учусь, овладеваю любимой профессией. Я родился и вырос в Советской стране, где все люди заняты мирным трудом. Когда я вижу фотографии, где изображены юноши Индонезии, истощенные, роющиеся в помойных отбросах, вижу на снимках японских детей - бледных семилетних старичков, работающих в мастерских у богатых хозяев, сердце мое сжимается от боли.
Только революционная борьба принесет им другую жизнь - светлую, радостную, полную счастья.
Мы горячо, пламенно любим свою Родину - оплот мира всего человечества. Мы горды тем, что вместе со всем советским народом нам выпало счастье строить коммунизм.

Паттерсон Джемс Ллойдович. В какой одежде ходили прежде. Альбом для раскрашивания. Для детей. М., Малыш, 1965. 24 с.
Паттерсон, Джемс Ллойдович(1933-     ). Ночные стрекозы : [Стихи] / Джим Паттерсон. - М. : РБП, 1993. - 6 с.
Паттерсон, Джемс Ллойдович(1933-     ). Залив Доброго Начала : Стихи / [Худож. Н.Е. Григорьева]. - М. : Воениздат, 1984. - 125 с.
Паттерсон, Джемс Ллойдович(1933-     ). Красная лилия : Стихотворения и поэмы / Джемс Паттерсон. - М. : Современник, 1984. - 79 с.+ 17 см. - (Новинки "Современника"). Циклы: Разные измерения; Пальцы зари; Поэмы: Африканский Данко; Скорпионы расизма: Фрагментар. поэма.
Паттерсон, Джемс Ллойдович(1933-     ). Зимние ласточки : Стихи / Джемс Паттерсон;  [Худож. И. Гусева]. - М. : Сов. писатель, 1980. - 127 с. Циклы: Секундные стрелки; Берег Италии; Взаимосвязи.
Паттерсон, Джемс Ллойдович(1933-     ). Дыхание лиственницы. - Л. : Лениздат, 1985. - 191 с.,
Паттерсон, Джемс Ллойдович(1933-     ). Взаимодействие. Стихи. М.: Современник, 1978. 95 с.
Паттерсон, Джемс Ллойдович(1933-     ). Россия. Африка. Стихи ипоэма. М.: Молодая гвардия, 1963. 72 с.
Паттерсон, Джемс Ллойдович(1933-     ). Хроника левой руки. Докум. повесть. М.: Молодая гвардия, 1964. 126 с.
Паттерсон Д.Л. Рождение ливня : Стихи и поэма / [Ил.: Л. Саксонов]. - М.: Сов. писатель, 1973. - 80 с.

Н.А. Верюжский. "Мы помним тебя, нахимовец Джим Паттерсон."

Как можно судить по последним сведениям, ставшим мне известными из средств массовой информации, злая мачеха USA без радости и воодушевления приняла незваного и ненужного ей отпрыска бывших рабов. Ни человеческого уважения, ни общественного внимания, ни работы, ни, тем более, ожидаемого богатства на склоне своих лет Джим Паттерсон на чужбине не приобрёл.
Возможно, он, бывший нахимовец и офицер-подводник советского Военно-морского флота, тогда вспоминал свои излишне пафосные но, надо полагать, откровенные более 50-летней давности слова, написанные в своих сочинениях: «Я учусь, овладеваю любимой профессией... Я родился и вырос в Советской стране, где все люди заняты мирным трудом... Вот почему я горжусь своим Отечеством, где каждый человек, где бы он ни был, думает над тем, как укрепить свою Родину... Я  негр. Там, за океаном, мои сверстники уступают на улице дорогу белым людям...».
Теперь ему самому, оказавшемуся в разрекламированном обществе «всеобщего благополучия» и «безграничной демократии», пришлось столкнуться с суровой правдой и в реальной жизни уступить дорогу тем, кто всегда был, оставался и, пожалуй, надолго останется реальным противником нашей страны.
Джим Паттерсон закончил свой жизненный путь в той хвастающейся своим благополучием стране, как простой, бедствующий, несчастный негр, без почестей и общественного внимания. Однако мы, нахимовцы Рижского Нахимовского училища, курсанты Первого Балтийского ВВМУПП, офицеры-подводники,  все те, которые знали его лично или слышали о нём, будем помнить этого славного, скромного парня, так и не нашедшего своего жизненного счастья на нашей грешной Земле.

    В архиве есть данные на выпускников 1951 г.в.:
 
  1. Авдеенко Олег Николаевич  (1951 г.в. , ЛНВМУ)
  2. Адашев Владлен Сергеевич  (1951 г.в. , ЛНВМУ)
  3. Акимов Георгий Петрович  (1951 г.в. , ТНВМУ)
  4. Андропов Владилен Александрович  (1951 г.в. , ТНВМУ)
  5. Бабилашвили Иван Захарович   (1951 г.в. , ТНВМУ)
  6. Бакулев Всеволод Иванович  (1951 г.в. , ЛНВМУ)
  7. Балабанов Александр Николаевич  (1951 г.в. , ТНВМУ)
  8. Баранов Леонид Федорович  (1951 г.в. , ЛНВМУ)
  9. Барбакадзе Олег Григорьевич  (1951 г.в. , ТНВМУ)
  10. Баришполец Виталий Сергеевич  (1951 г.в. , ЛНВМУ)
  11. Бастрикин Юрий Иванович  (1951 г.в. , ТНВМУ)
  12. Бахметьев Андрей Николаевич  (1951 г.в. , ТНВМУ)
  13. Баширов Рустам Фаизович  (1951 г.в. , ЛНВМУ)
  14. Берзин Альфред Семенович  (1951 г.в. , РНВМУ)
  15. Берзин Альфред Семенович  (1951 г.в. , РНВМУ)
  16. Берзин Альфред Семенович  (1951 г.в. , РНВМУ)
  17. Берзин Альфред Семенович  (1951 г.в. , РНВМУ)
  18. Биленкин Виктор Яковлевич  (1951 г.в. , РНВМУ)
  19. Бобрищев-Пушкин Владимир Борисович  (1951 г.в. , ЛНВМУ)
  20. Богданович Виктор Абрамович  (1951 г.в. , ЛНВМУ)
  21. Болотовский Виктор Абрамович  (1951 г.в. , ЛНВМУ)
  22. Боргман Генрих Иванович  (1951 г.в. , ТНВМУ)
  23. Бородин Владимир Николаевич  (1951 г.в. , ЛНВМУ)
  24. Бочкарев Олег Петрович  (1951 г.в. , ЛНВМУ)
  25. Брезинский Михаил Анатольевич  (1951 г.в. , ЛНВМУ)
  26. Бусыгин Владимир Константинович  (1951 г.в. , ТНВМУ)
  27. Бутусов Юрий Михайлович  (1951 г.в. , РНВМУ)
  28. Быстров Иван Васильевичы   (1951 г.в. , ТНВМУ)
  29. Венедиктов Вадим Николаевич  (1951 г.в. , ТНВМУ)
  30. Веселов Юрий Петрович  (1951 г.в. , РНВМУ)
  31. Внуков Вадим Дмитриевич  (1951 г.в. , ЛНВМУ)
  32. Вовк Станислав Петрович  (1951 г.в. , ЛНВМУ)
  33. Вознесенкий Олег Николаевич  (1951 г.в. , ЛНВМУ)
  34. Волгин Вячеслав Владимирович  (1951 г.в. , ЛНВМУ)
  35. Воробьев Лев Васильевич  (1951 г.в. , ЛНВМУ)
  36. Вохрин Анатолий Михайлович  (1951 г.в. , ЛНВМУ)
  37. Габисония Теймураз Георгивич  (1951 г.в. , ТНВМУ)
  38. Голубев Владимир Ильич  (1951 г.в. , ТНВМУ)
  39. Горохов Владимир Николаевич  (1951 г.в. , ЛНВМУ)
  40. Горохов Геннадий Фёдорович  (1951 г.в. , ТНВМУ)
  41. Горчаков Владимир Ильич  (1951 г.в. , РНВМУ)
  42. Горяйнов Станислав Павлович  (1951 г.в. , ТНВМУ)
  43. Грибовский Владимир Антонович  (1951 г.в. , РНВМУ)
  44. Грикис Виктор Мартынович  (1951 г.в. , ЛНВМУ)
  45. Гришин Александр Николаевич  (1951 г.в. , ЛНВМУ)
  46. Гришин Александр Петрович  (1951 г.в. , ТНВМУ)
  47. Громов Владимир Павлович  (1951 г.в. , РНВМУ)
  48. Груздев Владилен Константинович  (1951 г.в. , ЛНВМУ)
  49. Демин Александр Иванович  (1951 г.в. , ЛНВМУ)
  50. Добрышин Константин Дмитриевич  (1951 г.в. , ЛНВМУ)
  51. Догадов Виталий Фёдорович  (1951 г.в. , ТНВМУ)
  52. Долгов Виталий Анатольевич  (1951 г.в. , ЛНВМУ)
  53. Долгополов Лев Николаевич  (1951 г.в. , РНВМУ)
  54. Ерёменко  Владимир Васильевич   (1951 г.в. , ТНВМУ)
  55. Жигалов Виктор Иванович  (1951 г.в. , ЛНВМУ)
  56. Жилин Май Сергеевич  (1951 г.в. , ЛНВМУ)
  57. Зайцев Петр Федотович  (1951 г.в. , ТНВМУ)
  58. Заморев Вячеслав Иванович  (1951 г.в. , ЛНВМУ)
  59. Заяц Леонид Андреевич  (1951 г.в. , РНВМУ)
  60. Золотов Александр Никитович  (1951 г.в. , РНВМУ)
  61. Зорин Борис Александрович  (1951 г.в. , ЛНВМУ)
  62. Зуев Александр Васильевич  (1951 г.в. , ТНВМУ)
  63. Иванов Владимир Геннадиевич  (1951 г.в. , ЛНВМУ)
  64. Иванов Николай Львович  (1951 г.в. , ЛНВМУ)
  65. Иванов Олег Михайлович  (1951 г.в. , РНВМУ)
  66. Иванов Валентин Иванович  (1951 г.в. , ТНВМУ)
  67. Иванов Юрий Владимирович  (1951 г.в. , ТНВМУ)
  68. Иванушкин Василий Матвеевич  (1951 г.в. , ЛНВМУ)
  69. Игнатьев Иван Романович  (1951 г.в. , ТНВМУ)
  70. Ильин Вячеслав Вячеславович  (1951 г.в. , ЛНВМУ)
  71. Инашвили Юрий Петрович  (1951 г.в. , ТНВМУ)
  72. Иукканен Георгий (Юрий) Ялмарович  (1951 г.в. , РНВМУ)
  73. Кабалюк Владимир Иванович  (1951 г.в. , ТНВМУ)
  74. Казанцев Виктор Павлович  (1951 г.в. , ТНВМУ)
  75. Калашников Георгий Павлович  (1951 г.в. , ТНВМУ)
  76. Калейник Леонид Петрович  (1951 г.в. , РНВМУ)
  77. Калинин Всеволод Дмитриевич  (1951 г.в. , ЛНВМУ)
  78. Камочкин Владимир Васильевич  (1951 г.в. , ЛНВМУ)
  79. Карасев Геннадий Сергеевич  (1951 г.в. , ЛНВМУ)
  80. Каспер Вилор Иванович  (1951 г.в. , РНВМУ)
  81. Кауров Георгий Алексеевич  (1951 г.в. , ЛНВМУ)
  82. Квасков Анатолий Алексеевич  (1951 г.в. , РНВМУ)
  83. Кедров Геннадий Матвеевич  (1951 г.в. , РНВМУ)
  84. Климов Петр Львович  (1951 г.в. , РНВМУ)
  85. Ключев Олег Николаевич  (1951 г.в. , ЛНВМУ)
  86. Ковшов Алим Васильевич  (1951 г.в. , ТНВМУ)
  87. Колбин Александр Никифорович  (1951 г.в. , ТНВМУ)
  88. Комлев Виталий Петрович  (1951 г.в. , РНВМУ)
  89. Конин Евгений Никитович  (1951 г.в. , РНВМУ)
  90. Коньков Рудольф Алексеевич  (1951 г.в. , ТНВМУ)
  91. Коржавин Леонид Николаевич  (1951 г.в. , ЛНВМУ)
  92. Королёв Вадим Николаевич  (1951 г.в. , ТНВМУ)
  93. Кочнев Владимир Михайлович   (1951 г.в. , ТНВМУ)
  94. Коштылянов Герман Евлампович  (1951 г.в. , РНВМУ)
  95. Кревин Юрий Карлович  (1951 г.в. , РНВМУ)
  96. Кузнецов Виктор Александрович  (1951 г.в. , ЛНВМУ)
  97. Кузнецов Генрих Сергеевич  (1951 г.в. , ЛНВМУ)
  98. Кульков Станислав Михайлович  (1951 г.в. , ТНВМУ)
  99. Кутен Витольд Ильич  (1951 г.в. , РНВМУ)
  100. Ланцев Евгений Николаевич  (1951 г.в. , РНВМУ)
  101. Левенштейн Эдуард Борисович  (1951 г.в. , ЛНВМУ)
  102. Лей Леонид Георгиевич  (1951 г.в. , ЛНВМУ)
  103. Лешин Валентин Яковлевич  (1951 г.в. , ЛНВМУ)
  104. Лещанский Алексей Калинович  (1951 г.в. , ЛНВМУ)
  105. Лисицын Юрий Павлович  (1951 г.в. , ЛНВМУ)
  106. Лихачев Александр Иванович  (1951 г.в. , ЛНВМУ)
  107. Ломтев Валентин Иванович  (1951 г.в. , РНВМУ)
  108. Луцкий Анатолий Николаевич  (1951 г.в. , ЛНВМУ)
  109. Ляпин Константин Константинович  (1951 г.в. , ТНВМУ)
  110. Магер Владимир Михайлович  (1951 г.в. , РНВМУ)
  111. Макарычев Николай Викторович  (1951 г.в. , ЛНВМУ)
  112. Максимов Александр ?  (1951 г.в. , РНВМУ)
  113. Маланченко Владимир Петрович  (1951 г.в. , ЛНВМУ)
  114. Малахов Юрий Михайлович   (1951 г.в. , ТНВМУ)
  115. Малахов Николай Семёнович  (1951 г.в. , ТНВМУ)
  116. Марейчев Альберт Александрович  (1951 г.в. , ТНВМУ)
  117. Мартынов Юрий Михайлович  (1951 г.в. , ТНВМУ)
  118. Мачаидзе Леонид Иванович  (1951 г.в. , ТНВМУ)
  119. Мельницын Алексей Григорьевич  (1951 г.в. , ЛНВМУ)
  120. Мигунов Евгений Михайлович  (1951 г.в. , ЛНВМУ)
  121. Миронов Николай ?  (1951 г.в. , ТНВМУ)
  122. Митянин Сидней Григорьевич  (1951 г.в. , ЛНВМУ)
  123. Михайлов Владимир Иванович  (1951 г.в. , ЛНВМУ)
  124. Михальский Виталий Александрович  (1951 г.в. , РНВМУ)
  125. Могучев Владимир Михайлович  (1951 г.в. , ТНВМУ)
  126. Молчанов Владимир Александрович  (1951 г.в. , ЛНВМУ)
  127. Мориц Владлен Михайлович  (1951 г.в. , ЛНВМУ)
  128. Морозов Борис Петрович  (1951 г.в. , ЛНВМУ)
  129. Мороко Андрей Евгеньевич  (1951 г.в. , ЛНВМУ)
  130. Нагорный Александр Игнатьевич  (1951 г.в. , ТНВМУ)
  131. Некрасов Виктор Георгиевич  (1951 г.в. , РНВМУ)
  132. Нецветай Олег Николаевич  (1951 г.в. , ТНВМУ)
  133. Нечаев Леонид Анатольевич  (1951 г.в. , ЛНВМУ)
  134. Никашин Вячеслав Алексеевич  (1951 г.в. , ЛНВМУ)
  135. Никитин Владимир Викторович   (1951 г.в. , ТНВМУ)
  136. Никитин  Леонид Петрович  (1951 г.в. , ТНВМУ)
  137. Николаев Геннадий Павлович  (1951 г.в. , ЛНВМУ)
  138. Олейник Константин Лаврентьевич  (1951 г.в. , ЛНВМУ)
  139. Олейников Владимир Викторович  (1951 г.в. , ТНВМУ)
  140. Опасов Евгений Константинович  (1951 г.в. , ЛНВМУ)
  141. Павлов Юрий Михайлович  (1951 г.в. , ТНВМУ)
  142. Патаки Владислав Ференцевич  (1951 г.в. , ЛНВМУ)
  143. Пекный Леонид Абрамович  (1951 г.в. , ЛНВМУ)
  144. Петрушихин Борис Сергеевич  (1951 г.в. , РНВМУ)
  145. Печёнкин Вианор Николаевич  (1951 г.в. , ТНВМУ)
  146. Пименов Виктор Алексеевич  (1951 г.в. , ЛНВМУ)
  147. Пичугин Вячеслав Васильевич  (1951 г.в. , РНВМУ)
  148. Подорожный Борис Иванович  (1951 г.в. , РНВМУ)
  149. Познахирко Александр Арсеньевич  (1951 г.в. , РНВМУ)
  150. Полуянчик Виктор Александрович  (1951 г.в. , ТНВМУ)
  151. Полысалов Вячеслав Константинович  (1951 г.в. , РНВМУ)
  152. Попков Владимир Петрович  (1951 г.в. , ЛНВМУ)
  153. Попов Владимир Васильевич  (1951 г.в. , ТНВМУ)
  154. Пронин Евгений Александрович  (1951 г.в. , ЛНВМУ)
  155. Путилин  Виктор Георгиевич  (1951 г.в. , ТНВМУ)
  156. Рензаев Валентин Алексеевич  (1951 г.в. , ТНВМУ)
  157. Родионов Кирилл Игоревич  (1951 г.в. , ЛНВМУ)
  158. Родных Владимир Степанович  (1951 г.в. , ЛНВМУ)
  159. Ростов Геннадий Васильевич  (1951 г.в. , ЛНВМУ)
  160. Рябоконь Монолит Леонтьевич  (1951 г.в. , ЛНВМУ)
  161. Рязин Эдуард Николаевич  (1951 г.в. , ТНВМУ)
  162. Савельев Георгий Васильевич  (1951 г.в. , ЛНВМУ)
  163. Самавин Владимир Михайлович  (1951 г.в. , ТНВМУ)
  164. Саутин Аркадий Николаевич  (1951 г.в. , ТНВМУ)
  165. Сафронов Геннадий Романович  (1951 г.в. , ТНВМУ)
  166. Седов Владимир Евгеньевич  (1951 г.в. , ЛНВМУ)
  167. Сергеев Евгений Михайлович  (1951 г.в. , РНВМУ)
  168. Смертин Василий Васильевич  (1951 г.в. , ТНВМУ)
  169. Смирнов Игорь Константинович  (1951 г.в. , РНВМУ)
  170. Соболев Иван Тимофеевич  (1951 г.в. , РНВМУ)
  171. Сокол  Станислав Ефимович  (1951 г.в. , ТНВМУ)
  172. Соколов Николай Васильевич  (1951 г.в. , РНВМУ)
  173. Софронов Валентин Всеволодович  (1951 г.в. , ЛНВМУ)
  174. Степаненко Владимир Михайлович  (1951 г.в. , ТНВМУ)
  175. Степанов Леонид Николаевич  (1951 г.в. , ЛНВМУ)
  176. Стефанчиков Анатолий Николаевич  (1951 г.в. , РНВМУ)
  177. Страхов Александр Михайлович  (1951 г.в. , ТНВМУ)
  178. Ступаченко Юрий Трофимович  (1951 г.в. , ТНВМУ)
  179. Сусанин Арнольд Александрович  (1951 г.в. , ТНВМУ)
  180. Сысоев Юрий Борисович  (1951 г.в. , ЛНВМУ)
  181. Табунщиков Юрий Дмитриевич  (1951 г.в. , ТНВМУ)
  182. Тарабарин Владимир Васильевич  (1951 г.в. , РНВМУ)
  183. Терентьев Василий Иванович  (1951 г.в. , ЛНВМУ)
  184. Титаренко Борис Митрофанович  (1951 г.в. , ТНВМУ)
  185. Титов Георгий Иванович  (1951 г.в. , РНВМУ)
  186. Тихомиров Борис Николаевич  (1951 г.в. , РНВМУ)
  187. Тихомиров Герман Николаевич  (1951 г.в. , РНВМУ)
  188. Тихомиров Олег Иванович  (1951 г.в. , РНВМУ)
  189. Трошин Евгений Александрович  (1951 г.в. , ЛНВМУ)
  190. Трунов Евгений Сергеевич  (1951 г.в. , ТНВМУ)
  191. Тузов Александр Иванович  (1951 г.в. , ЛНВМУ)
  192. Устинов Игорь Максимович  (1951 г.в. , ЛНВМУ)
  193. Федоров Владимир Федорович  (1951 г.в. , ЛНВМУ)
  194. Федотенков Владислав Николаевич  (1951 г.в. , ЛНВМУ)
  195. Федотов Владимир Николаевич  (1951 г.в. , ТНВМУ)
  196. Феоктистов Евгений Васильевич  (1951 г.в. , ЛНВМУ)
  197. Фокин Валентин Васильевич  (1951 г.в. , ЛНВМУ)
  198. Фролов Владимир Михайлович  (1951 г.в. , ТНВМУ)
  199. Хаджиахметов Юрий Саидиахметович  (1951 г.в. , ТНВМУ)
  200. Хвощевский Олег Захарович  (1951 г.в. , ЛНВМУ)
  201. Хиноверов Евгений Петрович  (1951 г.в. , РНВМУ)
  202. Хризман Исаак Яковлевич  (1951 г.в. , РНВМУ)
  203. Хропов Александр Александрович  (1951 г.в. , РНВМУ)
  204. Чайковский Виктор Михайлович  (1951 г.в. , ЛНВМУ)
  205. Чекмарев Юрий Анатольевич  (1951 г.в. , ЛНВМУ)
  206. Челищев Борис Евгеньевич  (1951 г.в. , РНВМУ)
  207. Черенков Анатолий Михайлович  (1951 г.в. , ТНВМУ)
  208. Черничко Виктор Петрович  (1951 г.в. , ТНВМУ)
  209. Чех Виктор Александрович  (1951 г.в. , ТНВМУ)
  210. Чуприков Анатолий Алексеевич  (1951 г.в. , ЛНВМУ)
  211. Чурилов Станислав Анатольевич  (1951 г.в. , ЛНВМУ)
  212. Чушев (Соболев) Иван Николаевич  (1951 г.в. , ТНВМУ)
  213. Шалонов Николай Васильевич  (1951 г.в. , ЛНВМУ)
  214. Шамин Станислав Петрович  (1951 г.в. , РНВМУ)
  215. Шаронов-Маркеев Артур Михайлович  (1951 г.в. , ТНВМУ)
  216. Шастин Юрий Иванович  (1951 г.в. , ТНВМУ)
  217. Шегула Виктор Викторович  (1951 г.в. , ТНВМУ)
  218. Широков Николай Иванович  (1951 г.в. , ЛНВМУ)
  219. Шувалов Владимир Иванович  (1951 г.в. , РНВМУ)
  220. Шулепов Валерий Андреевич  (1951 г.в. , ЛНВМУ)
  221. Щукин Борис Борисович  (1951 г.в. , РНВМУ)
  222. Юзефович Сергей Александрович  (1951 г.в. , ЛНВМУ)
  223. Юфряков Владлен Иванович  (1951 г.в. , РНВМУ)
  224. Яковлев Юрий Михайлович  (1951 г.в. , ЛНВМУ)
  225. Яновский Николай Аркадьевич  (1951 г.в. , ТНВМУ)
  226. Яшечкин Борис Филиппович  (1951 г.в. , ЛНВМУ)
 


Сейчас на сайте нахимовцы: нет зарегистрированных пользователей online

Copyright © Сирый Александр Сергеевич.
Административная группа и редколегия сайта: Сирый А. С.(ЛНВМУ-84), Максимов В.В.(ТНВМУ-52), Цариков А.В.(ЛНВМУ-86), Богданов И.Я.(ЛНВМУ-83), Мустафин Р.Р.(ЛНВМУ-84).
При использовании материалов сайта ссылка на сайт http://www.nvmu.ru обязательна. Сайт является некоммерческим благотворительным прoектом. Коммерческое использование материалов запрещено. Все фото, кино и видеоматериалы, звуковые и текстовые файлы могут быть использованы в коммерческих целях только с разрешения их правообладателей или в некоторых случаях администрации нахимовсого сайта.
Проект получил благословение Святейшего Патриарха Алексия Второго.
                                           
 Военно-морской клуб  «АВТОНОМКА» Александра Викторова   Сайт Рената Мустафина 
Профессиональная фото и видеосъемка в Санкт-Петербурге

Круизы по всему миру, Клуб Путешествий Советский

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    

вход для нахимовцев
log.
pass. 
войти запомнить
напомнить пароль
   радио"АВРОРА"

Объявления
предыдущие сообщения

Нахимовское военно-морское училище

Кинозал

Интервью с историком 
архитектуры Кириковым Б.М.


   Смотреть полностью
---------------------------------------
  

  НА ЗАМЕТКУ
---------------------------------------
Луцкий А.Н.


 "За прочность прочного
корпуса"
---------------------------------------
Лойкканен Г.Г. Агронский М.Д.


 Сборник материалов об
Рижском нахимовском
училище (1945-1953гг.)
---------------------------------------
Поэт Игорь Жданов


 Книга-тетрадь
"Первые стихи..."
---------------------------------------
Дневник  Ю.Я. Слесарева


 Серия
"Нахимовские дневники"
---------------------------------------
Н.А. Верюжский


 Книга воспоминаний
выпускника РНВМУ
Николая Верюжского.
---------------------------------------
Ю.Л. Коршунов


  "Воспоминания и
размышления
о службе, жизни, семье."
---------------------------------------
Игорь Жданов


 Повесть "ВЗМОРЬЕ"
---------------------------------------