Вода собирает жуткую дань в нашем насыщенном водоемами регионе в количестве большем, чем гибнет людей в дорожно-транспортных происшествиях.
Маленькое тельце безжизненным мокрым комом лежало на песчаном берегу. Чуть поодаль тихо причитали скорбные старушки да стайка любопытных пацанов норовила заглянуть в лицо утопленника, с которым еще утром бросали камешки на тонкий лед. Их судьба уберегла, а его - нет.
- Ну вот, началось, - мрачно проговорил один из спасателей. - Чуть раньше бы заметил кто пацана, может быть, и успели бы.
Зиму и морозы спасатели не любят - недели не проходит, чтобы дети или взрослые не уходили под лед. А он, тонкий, ненадежный из-за теплых зим и бесконечных оттепелей, коварно блестит на многочисленных городских речках и каналах, маня к себе и детвору, и беспечных взрослых.
С 1995 по 1998 годы в Астраханской области утонуло около тысячи человек. В прошлом году вода забрала жизни двухсот сорока, наших земляков. За текущий год эта скорбная цифра уже давно перевалила за вторую сотню.
До 1999 года спасательная служба на воде входила в состав управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Астраханской области. Потом ее существование сочли более уместным в управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
- Сейчас по всем водоемам Астраханской области у нас работает всего 83 спасателя, - говорит начальник отдела предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на море и водных бассейнах управления ГО и ЧС Астраханской области, капитан второго ранга Константин Васильевич Котов. - Средний возраст спасателей около пятидесяти и ниже. А должны в службе спасения на воде работать люди молодые, физически хорошо подготовленные и тренированные, поскольку действия их ориентированы, в первую очередь, на работу под водой. Треть всех спасателей должна иметь допуск к водолазным работам.
Так должно быть. На деле же, к примеру, на харабалинской станции спасения работают одни пенсионеры, на спасательной станции Ленинского района Астрахани оказывают помощь тонущим тоже отнюдь не юные красавцы с накачанными бицепсами. А ведь в этом районе города расположены два самых крупных городских пляжа. Еще прошлогодним летом службу спасения, и на городском пляже, и на о. Обливном, представляли прячущиеся в тенек дедушки на утлых лодочках. Да и кто из молодых, здоровых мужчин пойдет в спасатели, если должностной оклад водолаза высшего разряда - 552 рубля, а у матроса-спасателя - 180 рублей!
- Тем не менее летом этого года нам удалось переломить ситуацию в кадровом вопросе хотя бы на городских пляжах, - рассказывает К.В. Котов. - Сказалось и то, что областная администрация в мае текущего года приняла постановление № 188 “О мерах по охране жизни людей на водоемах Астраханской области на 2000-2001 гг”.
Для исполнения этого документа был разработан и план реформирования службы спасения на воде. Сам по себе план хорош, поскольку разработан и с учетом летнего отдыха на воде, и с мерами безопасности на льду. Вот только из 310 тыс. рублей, обещанных под осуществление этого плана, к началу купального сезона была получена лишь треть суммы. Должно было измениться и штатное расписание спасателей, повыситься зарплата, что помогло бы решить кадровую проблему, но, увы, на эти цели средств не нашлось.
Словом, от того, что спасение на воде перекочевало из-под крыла ЖКХ под крышу управления ГО и ЧС, ничего по сути не изменилось. Остается искать спонсоров, что уж совсем безнадежно, ведь служба спасения - не детский дом и не приют для престарелых.
Помимо финансовых проблем, у отдела предупреждения и ликвидации ЧС на море и водных бассейнах есть еще и другие трудности, ведь на воде терпят бедствие не только отдельные беспечные граждане, но и суда.
В плане спасения людей на них все обстоит более или менее благополучно.
- Все суда, которым мы выдаем разрешение на право эксплуатации, имеют в достаточном количестве исправные коллективные и индивидуальные средства спасения, - заверил начальник Нижне-Волжской инспекции Российского речного регистра Г.К. Ведерников. - Но исключать человеческий фактор в случае возникновения чрезвычайной ситуации нельзя. От людей, их поведения зависит многое, если не все.
Наличие средств спасения людей контролирует и судоходная инспекция, и служба порта.
А вот “жизнь” самих судов нередко оказывается под угрозой по причине того же человеческого фактора.
17 августа нынешнего года на Волге в нескольких километрах выше с. Енотаевка, сел на мель теплоход “Волга-Дон-1”, следовавший с грузом серы в Ростов-на-Дону. В результате аварии в корпусе судна образовалась трещина. Судну грозило затопление, а это означало бы серьезное экологическое бедствие. По счастью, трещина в корпусе пошла не там, где находились топливо и груз, что дало время судоходной инспекции собрать силы для оказания помощи пострадавшему сухогрузу. С помощью подоспевшей к месту ЧП техники серу удалось перегрузить на другие суда. Треснувший корпус приподнялся, и судно благополучно отбуксировали в Ахтубинск. Дело обошлось, как говорится, малыми силами и легким испугом.
Гораздо тяжелее складывалась ситуация четыре года назад, когда разломилась и стала опускаться на дно баржа “Юг”, пришвартованная к берегу в Володарском районе. Старую баржу несколько лет использовали как причал для перегрузки овощей. А корабли, подходящие к ней, втихую сливали туда отработанное топливо. В результате в воду могло попасть до 120 тонн мазута. Чтобы не допустить этого, пришлось мобилизовать немалые силы: к тонущей барже были подтянуты суда “Волготанкера”, речного порта, прибыли специалисты Северо-Каспийского управления аварийно-спасательных и подводно-технических работ.
Нужно ли говорить, в какую “копеечку” встала вся спасательная операция?
Еще в ноябре 1995 года было принято постановление правительства № 1113, в котором “по полочкам” разложены обязанности министерств и ведомств в случае чрезвычайных ситуаций. Вдогонку этому постановлению было выпущено положение о взаимодействии, подписанное одиннадцатью министерствами. Казалось бы, механизм сотрудничества отработан полностью. По сути же эти документы начали работать лишь в прошлом году, да и то - со скрипом.
А проблема в том, что в случае возникновения чрезвычайной ситуации организация ликвидации ее должна осуществляться региональными и федеральными силами субъектов РФ, оказавшихся в зоне ЧС, местными органами самоуправления и, наконец, организациями - владельцами имущества, попавшего в зону ЧС.
Два последних участника спасательных работ и выпадают, как правило, из стройного механизма спасения.
Вот уже несколько лет нефтеналивные суда на Волге - большая редкость. Зато сухогрузов по-прежнему немало. А в них по 200-300 тонн “родного” топлива. Большинство судов давно уже распродано-перепродано в частные руки, и техническое их состояние оставляет желать лучшего. Нетрудно представить себе ужасающую картину экологического бедствия, если, не дай Бог, со старичком-сухогрузом что-то случится.
О том, что такая ситуация вполне возможна, в нашей области задумывались уже давно: с 1995 года есть план ликвидации последствий аварийных розливов нефти в дельте Волги и на Северном Каспии. А вот федеральных документов на этот счет до нынешнего года не было. Однако проблема загрязнения главной реки страны давно уже переросла региональные рамки и стала государственной.
В августе 2000 года в Москве родилось постановление правительства № 613 “О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных розливов нефти и нефтепродуктов”. Как водится, тут же пошла подготовка аналогичного постановления областной администрации. Впрочем, по сути ничего нового московский документ не открыл - практически все, что он предписывает, в течение последних пяти лет уже в области делается.
Все, да не все. В силу острого дефицита средств органы местного самоуправления там, где случилась авария, просто не в состоянии внести должный вклад в ликвидацию ЧС на воде. Более того, из-за бедности (и не только из-за нее) они порой закрывают глаза на обстоятельства, которые ведут к чрезвычайным ситуациям на воде, как это было с той же баржой “Юг”.
Если органы местного самоуправления не могут предотвратить ЧС или справиться с уже произошедшей, то фирмы и организации, владеющие судами, просто не хотят этим заниматься.
- Когда речь идет о спасении человеческих жизней, все силы и средства на это выделяются государством, - подчеркивает К.В. Котов. - Спасением же имущества обязан заниматься его собственник.
Обязан, но чаще всего не занимается, предпочитая всяческими способами отмежеваться от терпящего бедствие судна, а по сути, бросая его на произвол судьбы.
Вот уже несколько дней в ухвостье о. Заячий, что на соединении протоки Серебряная Воложка и Волги гибнет судно “Волго-Балт-7”, принадлежащее одной из частных фирм. Старичок-сухогруз после временного отстоя и частичного ремонта стал терять плавучесть и погружаться в воду. Чтобы избавиться от такой обременительной собственности, его владелец скорехонько перепродал его другому частному лицу. Но и следующий хозяин утверждает, что судно ему не принадлежит. Пока предприниматели спихивают друг на друга несчастный пароход, он медленно, но верно идет ко дну, грозя загрязнить подсланевыми водами не только Серебряную Воложку, но и Волгу. Более того, затонувшее судно грозит перегородить выход в Волгу судам, стоящим на ремонте в доках завода им. Х годовщины Октября.
- Такая критическая ситуация сложилась из-за нежелания собственников заниматься спасением аварийного судна и бездействия руководства речного порта, - сетует К.В. Котов.
Судьбой погибающего “Волго-Балта-7” занялась уже природоохранная прокуратура. Но управление ГО и ЧС не может остаться в стороне, ведь последствия этих “разборок” расхлебывать ему.
- К сожалению, у нас не всегда получается добиться добровольного исполнения ответственными лицами того, что им предписано государственными документами, - подводит итог беседы капитан второго ранга Котов. - Для того, чтобы все-таки принудить их к этому, между управлением ГО и ЧС и комитетом природных ресурсов Астраханской области разработаны совместные требования, предъявляемые к водопользователям при оформлении ими лицензий на водопользование.
Вода дает жизнь. Она же ее порой и отнимает - мстит за небрежное отношение к себе. Станет она живой или мертвой, почти всегда зависит от нас.