А
-
Б
-
В
-
Г
-
Д
-
Е
-
Ж
-
З
-
И
-
К
-
Л
-
М
-
Н
-
О
-
П
-
Р
-
С
-
Т
-
У
-
Ф
-
Х
-
Ц
-
Ч
-
Ш
-
Щ
-
Э
-
Ю
-
Я
Изергин Олег Евгеньевич
ЛНВМУ 1978 г.в.
Одиннадцатая дивизия подводных лодок Северного флота. Люди, корабли, события. СПб.: Специальный выпуск альманах «Тайфун», 2008 г.
Атомная подводная лодка К-410 «Смоленск» пр.949А
Основные этапы службы 1983 — начато формирование экипажа корабля (первый командир — капитан 1 ранга Н.И.Земцов) как экипажа К-173 ГФ.949А. На должности командиров дивизионов и боевых частей постепенно назначали офицеров, имеющих опыт службы и плавания, в том числе и на кораблях аналогичного проекта. Основу офицерского корпуса составили 26 лейтенантов — выпускников военно-морских училищ 1983 г., большинство из которых имело красный диплом об окончании вуза. Принято решение о включении К-173 в состав 11-й ДиПЛ СФ. 30.08.1983 — первый приказ о назначении в экипаж К-173 офицеров-лейтенантов — выпускников 1983 г. В дальнейшем этот день отмечается как День экипажа. 1983-1984 — формирование экипажа К-173, стажировка отдельных офицеров на лодках 11-й ДиПЛ СФ. Лето 1984 — офицерский состав экипажа К-173 прибыл в УЦ ВМФ в Обнинске и начал обучение по программе вновь сформированного экипажа. Лето 1985 — начало комплектования экипажа К-173 мичманами и матросами. Декабрь 1985 г. — окончание обучения экипажа К-173 в УЦ ВМФ. Экипаж закончил обучение с высокими оценками, особо отмечены успехи офицеров БЧ-5 (командир — капитан 2 ранга К.И.Завады) и дивизиона движения (командир— капитан 3 ранга А.С.Нечаев). 1986 — экипаж К-173 прибыл в Северодвинск, на время строительства и испытаний К-173 включен в 339-й ОБрСПЛ БелВМБ СФ. 27.03.1986 — лодка К-173 спущена на воду. 1986 — проведены заводские ходовые и государственные испытания корабля. 30.12.1986 — поднят военно-морской флаг. После подписания приемного акта на К-173 проводятся отделочные и покрасочные работы. 6-10.01.1987 — К-173 совершила переход к постоянному месту базирования в губу Большая Лопаткина. Переход проходил в непростой обстановке, сильные морозы в минус 30-35°С создали непростую ледовую обстановку, особенно в горле Белого моря. А в Баренцевом море, свободном ото льда, подводников встретил хороший шторм. 10.01.1987 — вновь построенный корабль торжественно встречен личным составом 11-й ДиПЛ СФ. 1987 — в течение первых месяцев года экипаж К-173 отработал и сдал задачи курса БП ПЛ, выполнил положенные стрельбы и вошел во 2-ю линию. Июнь 1987 г. — совершен переход в Северодвинск для проведения окончательной отделки корабля и дополнительных испытаний, направленных на улучшение качества вновь строящихся и проектируемых кораблей. Первоначально планировалось, что корабль пробудет в Северодвинске два месяца, однако командировка затянулась на семь месяцев. Июнь-декабрь 1987 г. — за время нахождения корабля в Северодвинске представителями СМП все неисправности и недоделки, которые «вылезают» наружу в первый год эксплуатации корабля, устранены заводскими специалистами (техника была, без спешки, буквально «вылизана», и лодка по техническому состоянию стала одной из лучших в дивизии). Экипаж К-173 сплотился, и во время испытаний получил большой опыт эксплуатации корабля в различных режимах плавания (особенно повезло операторам ГЭУ, так как эксплуатация установки проводилась на различных нештатных режимах, обычно не используемых в условиях боевой подготовки; с участием опытных специалистов завода, которые щедро делились своими знаниями). В проведении расширенных акустических испытаний в море участвовало 65 специалистов НИИ ВМФ и промышленности. Декабрь 1987 — возвратилась к постоянному месту базирования. 1987-1991 — экипаж К-173 отрабатывает и сдает задачи курса БП ПЛ, на своем корабле многократно выходит в море для участия в учениях и мероприятиях СФ. Выполняются ракетные и торпедные стрельбы, в том числе и опытовые БС в указанный период не выполнялись. 1990 — экипаж К-173 переформирован в экипажК-410, экипаж К-410 — в экипаж К-173. 22.12.1990 —лодка К-410 принята от промышленности и включена в состав 11-й ДиПЛ СФ. 1991 — принято решение о переходе К-173 с СФ на ТОФ подо льдами Арктики. При содействии представителей промышленности экипаж провел подготовку материальной части к походу. Большое внимание при подготовке экипажа К-410 к переходу уделялось подледному плаванию и всплытию в полыньях, так как опыта подобных дей-:твий у экипажа не было. На контрольном выходе старший на борту начальник штаба СФ вице-адмирал Э.М.Ерофеев допустил экипаж к переходу. Август 1991 г. — К-173 с экипажем К-410 на борту (командир — капитан 1 ранга А.П.Ефанов, старший на борту — командир 11-й ДиПЛ капитан 1 ранга М.В.Моцак), действуя в составе группы совместно с К-442 (на борту 587-й экипаж ПЛ), совершила переход с СФ на ТОФ. Сентябрь 1991 г. — лодки всплыли в назначенных районах и прибыли к постоянному месту базирования в Авачинской губе. В базе подводников ожидал торжественный и теплый прием. Передав корабль тихоокеанскому экипажу, экипаж К-410 на самолете Ил-62 военно-транспортной авиации ВМФ прибыл на военный аэродром под Мурманском, откуда был доставлен в Западную Лицу. Вскоре экипаж убыл в отпуск. 1991-1992 — экипаж К-410 отрабатывает задачи БП, выходит в море для участия в различных мероприятиях и учениях флота. 1992 — экипаж К-410 выполняет опытовую ракетную стрельбу. 1993 — экипаж К-410 принимает К-456, проводит подготовку корабля к дальнему походу и переводит лодку северным морским путем подо льдами Арктики с СФ на ТОФ (командир экипажа — капитан 1 ранга А.П.Ефанов, старший на борту — командир 11-й ДиПЛ контр-адмирал М.В.Моцак, в составе походного штаба — заместитель командира 10-й ДиПЛ капитан 1 ранга И.Н.Козлов). 1993 — экипаж К-410 на своем корабле (старший на борту — начальник штаба 11-и ДиПЛ капитан 1 ранга С.Г.Куров) выполнил задачи БС. Лодка успешно действовала в назначенных районах, экипажем решены все поставленные задачи. В ходе «автономки» случались отказы и неисправности техники, а однажды произошла авария с ГЭУ корабля, на устранение которой, с условием обеспечения скрытности и безопасности работающего личного состава, потребовалось двое суток. При устранении неисправности наиболее отличились турбинисты под руководством командира группы БЧ-5 капитана 3 ранга В.Н.Павлюка. 1994 — директивой ГК ВМФ К-410 присвоено наименование «Смоленск». 1995 — между администрацией Смоленска и экипажем К-410 установлены шефские связи. В расположение соединения подводников прибыла первая делегация из Смоленска. Гости были поражены мощью корабля, его сложным устройством, насыщенностью оружием и техникой, условиями службы подводников и суровой природой Заполярья. Настоятель храма Святых Петра и Павла отец Владислав освятил подводный крейсер. 1995-2008 — шефы с заботой и вниманием относятся к проблемам моряков-подводников. К подводникам регулярно приезжают делегаций города и области. Постоянными гостями в Смоленске стали и члены экипажа, которые принимали участие в различных военно-патриотических мероприятиях. В Молодежном морском центре им. П.С.Нахимова имеется отдельная экспозиция, посвящена АПЛ «Смоленск». 1996 — для службы на ПЛ из Смоленска направляются призывники. В разные годы более 20 человек прошли школу подводной службы на именном корабле. 1996 — администрацией Смоленска и Смоленской области оказана большая помощь в решении бытовых вопросов. Перечислены финансовые средства, что позволило благоустроить казарму. Шефами подарен автобус. 1983-2008 — за время службы в экипаже более 90 матросов, мичманов и офицеров удостоены правительственных наград. Командир корабля капитан 1 ранга А.П.Ефанов стал одним из первых Героев РФ. 1992-2007 — экипаж отрабатывает задачи БП, выходит в море для участия в различных мероприятиях и учениях флота.