---------------------------------
Сборник воспоминаний Тбилисское Нахимовское
военно-морское
училище ---------------------------------
Николай Максимов "Этика развития
личности"
---------------------------------
Юрий Росс
"Тот самый остров"
Сюр-историческая
приключенческая повесть
----------------------------------
Р.Б.Семевский-Лепорский
Субъективный взгляд
очевидца на историю
6-го выпуска ЛНВМУ" ---------------------------------
Владимир Габарь Пароль 17 ---------------------------------
Ренат Мустафин
Заметки на полях
вахтенного журнала
--------------------------------
А.И. Палитаев
"Мои пути подводные"
--------------------------------
Игорь Жданов
Дневниковые записи
"Такая судьба."
--------------------------------
А
-
Б
-
В
-
Г
-
Д
-
Е
-
Ж
-
З
-
И
-
К
-
Л
-
М
-
Н
-
О
-
П
-
Р
-
С
-
Т
-
У
-
Ф
-
Х
-
Ц
-
Ч
-
Ш
-
Щ
-
Э
-
Ю
-
Я
Немзер Владимир Евгеньевич
ЛНВМУ 1974 г.в.
Десятая дивизия подводных лодок Тихоокеанского флота. Люди, события, корабли. - Санкт-Петербург, 2005. Специальный выпуск альманаха Тайфун.
В.А.Зуйков. Атомная подводная лодка К-189 пр.675 (К-144 пр.675МК)
Основные этапы службы 3.10.1961 —зачислена в списки кораблей ВМФ. Классифицирована как крейсерская ПЛ, присвоен тактический номер К-189. 13.10.1961 —назначены первые офицеры в БЧ-5 экипажа. Январь-март 03.1962 — назначено командование экипажа, офицерский состав БЧ-5, химической и медицинской служб. Апрель 1962 — приказ об окончании формирования экипажа. Апрель 1962 — начало обучения вУЦ ВМФ в Обнинске. К занятием приступили капитан 2 ранга Г'.И.Иванов (КИЛ): капитан 3 ранга Н.Л.Дронов (СПК); капитан-лейтенант А.М.Желонкин (ЗКПЧ); капитан-лейтенант А.Т. Толстиков (ПК); капитан-лейтенант В.Н.Попов (КБЧ-5); капитан-лейтенант А.Т.Егоров (КДД); ст. лейтенант В.М.Кроль (КТГ); лейтенант В.М.Таткало (КГАТ-1); лейтенант А.Н.Артемов (КГАТ-2); лейтенант Ю.А.Касьянов (КГАТ-3); лейтенант Э.А.Романычев (КГДУ-1): лейтенант И.К.Осьминский (КГДУ-2); лейтенант В.С.Колгашов (КГДУ-3): лейтенант Н.П.Осипчук (КГДУ-4); лейтенант А.А.Пыжов (КГДУ-5); лейтенант В.А.Санников (КГДУ-6); ст. лейтенант А.Г.Сучкоусов (КЭТД); лейтенант Ю.А.Шлыков (КЭТГ); капитан-лейтенант Э.Г.Дешевой (КДЖ): ст. лейтенант Ф.П.Дубинин (НХС); ст. лейтенант медицинской службы В.А.Негрей (НМС). В процессе обучения произошли замены. Командиром К-189 был назначен капитан 2 ранга Н.Д.Удовиченко, на должность капитан-лейтенанта Л.Т.Егорова прибыл капитан-лейтенант В.Г.Попов. Июнь 1962 — укомплектование БЧ-5 и химической службы личным составом срочной и сверхсрочной службы. Январь 1963 — окончание обучения в УЦВМФ. Март-июнь 1963 — экипаж прошел стажировку в 26-й ДиПЛ (осваивал и изучал материальную часть на лодках К-66. К-122 пр.659). Доукомплектование экипажа моряками срочной и сверхсрочной службы. На должность ст. лейтенанта А.Г.Сучкоусова прибыл капитан-лейтенант А.А.Кривуля. 6.04.1963 — заложена на стапеле эллинга №3 завода №199 им. Ленинского Комсомола (зав. №173). Июль 1963 - август 1964 — экипаж изучает материальную часть лодки на ССЗ в Комсомольске-на-Амуре. 1963 — завершилось комплектование экипажа. На начало приемки АПЛ в Комсомольске-на-Амуре в состав экипажа входили: капитан 2 ранга Н.Д.Удовиченко (КПЛ); капитан 3 ранга Н.А.Дронов (СПК); капитан-лейтенант А.М.Желонкин (ЗКПЧ); капитан-лейтенант А.Т.Толстиков (ПК); капитан-лейтенант И.С.Алефиренко (КБЧ-1); лейтенант В.Г.Ходырев (КЭНГ); капитан-лейтенант А.А.Шакун (КБЧ-2); лейтенант Ю.Ф.Спирин (КГУ): ст. лейтенант В.А.Елисеев (КБЧ-3): ст. лейтенант Г.Ф.Еремин (КБЧ-4-НРТС); лейтенант С.А.Гущин (КГАГ); капитан-лейтенант В.Н.Попов (КБЧ-5); капитан-лейтенант В.Г.Попов (КДД); лейтенант А.В.Бархота (КТГ); ст. лейтенант В.М.Таткало (КГАТ-1); ст. лейтенант А.Н.Артемов (КГАТ-2): ст. лейтенант Ю.А.Касьянов (КГАТ-3); капитан-лейтенант В.М.Кроль (КГДУ-1); ст. лейтенант И.К.Осьминский (КГДУ-2): ст. лейтенант Э.А.Романычев (КГДУ-3): ст. лейтенант Н.П.Осипчук (КГДУ-4); ст. лейтенант А.А.Пыжов (КГДУ-5); ст. лейтенант В.А.Санников (КГДУ-6); капитан-лейтенант А.А.Кривуля (КЭТД); ст. лейтенант Ю.А.Шлыков (КЭТГ); капитан-лейтенант Э.Г.Дешевой (КДЖ); ст. лейтенант Ф.П.Дубинин (НХС): ст. лейтенант медицинской службы В.А.Негрей (НМС). В ходе приемки АПЛ произошли изменения в экипаже: лейтенанта С.А.Гущина сменил лейтенант В.М.Степанов, ст. лейтенанта В.А.Санникова — лейтенант В.И.Коломиец. В экипаж назначен лейтенант В.И.Зуйков на должность КГАТ, а с введением в штат БЧ-2 новой должности — инженера БЧ-2. Члены экипажа принимают активное участие в строительстве корабля, оказывали содействие в закрытии построечных удостоверений представителями военной приемки, осваивают новую техник). 9.05.1964 — лодка спущена на воду. I.06-18.09.1964 — проведены швартовные испытания механизмов и оборудования. Август 1964—лодка перешла из Комсомольска-на-Амуре в Большой Камень на достроенную базу ССЗ №199 — завод "Восток". Часть перехода (по реке Амур) прошла в транспортном доке. 18-22.09.1964 — заводской наладочный выход. В период с 23.09.1964 по 5.01.1965 г.. с 20.01 по 24.02.1965 г., с 30.06 по 24.07.1965 г. проводились государственные испытания корабля. Частые выходы в море, большое количество стрельб, к первую очередь ракетных, были вызваны необходимостью доводки различных "изделий" (в частности очень долго "не шли" ракеты Г1-6). 24.07.1965 — подписан приемный акт. 11.08.1965 — лодка включена в состав ТОО. Август 1965 — перешла к месту постоянного базирования в б. Павловского. Вошла в состав 26-й ДиПЛ. Сентябрь-октябрь 1965 — отработаны и сданы курсовые задачи. Экипаж стал перволинейным. Завоеван приз главкома ВМФ за ракетную стрельбу. 1965 — очередное продвижение но службе офицеров экипажа. Первыми на повышение ушли капитан 3 ранга Э.Г.Дешевый и ст. лейтенант Ю.А.Шлыков. Сентябрь 1966 — выполнила переход к новому месту базирования в п. Рыбачий на Камчатке. Включена в состав 45-й ДиПЛ ТОФ. Ушла на первую БС. 1966—в новое формирование (экипаж капитана 2 ранга Л.В.Кнута) назначены капитан-лейтенант В.Г.Ходырев (КБЧ-1). ст. лейтенант В.М.Степанов (КБЧ-4— НРТС). капитан 3 ранга В.Г.Попов (КБЧ-5). капитан-лейтенант В.М.Кроль (КДД) и капитан-лейтенант В.М.Таткало (КЭТД). Убыли для обучения в ВМА капитан 3 ранга А.А. Шакун, капитан 2 ранга В.Н.Попов, в Военно-медицинскую академию — майор В.А.Негрей, на ВСОК ВМФ — капитан-лейтенант И.С.Алефиренко, флагманским специалистом соединения ПЛ назначен Ф.П.Дубинин. На вышестоящие должности были назначены капитан-лейтенант Ю.Ф.Спирин (КБЧ-2), капитан 3 ранга Л.Л.Кривуля (КБЧ-5), капитан-лейтенант Э.А.Романычев (КДЖ), капитан-лейтенант Л.А.Пыжов (КДД). капитан-лейтенант А.Ы.Артемов (КЭТД). На места убывших назначены капитан 3 ранга В.С.Боков, майор Л.Л.Дымов, капитан-лейтенанты В.С.Ершов. Н.П.Фомин, лейтенанты Г.Д.Агафонов. Б.А.Букатов. П.В.Васильев. П.А.Максимюк, Е.В.Морозов. Г.П.Нескоромный. М.А.Сметанин, Н.С.Цибуля. Май 1967 — лодка ушла на вторую БС. Общая продолжительность двух первых "автономок" — 109 суток. Вспоминает капитан 2 ранга А.М.Желонкин: "За время службы памятных эпизодов было несколько. Волнующим для меня был подъем гюйса во время вывода АПЛ из эллинга. После вступления корабля в строп мы активно занялись БП. Боролись за призовые места по всем боевым частям, и успех в большинстве случаев был потрясающий (не мог\' даже вспомнить тех. кто не добивался призовых мест в дивизии). Мы успешно выполнили ракетную стрельбу (приз за нее вручал лично главком ВМФ адмирал С.Г.Горшков в 1966 г.), лодка была объявлена лучшей в эскадре, мы начали бороться за звание отличный корабль. К ордену Ленина был представлен командир корабля Н.Д.Удовиченко, меня представили к досрочному присвоению воинского звания капитана 2 ранга. И в это время командир БЧ-4 капитан-лейтенант Георгий Еремин теряет секретный документ. Незамедлительно следуют выводы вышестоящего командования: АПЛ далеко не лучшая, не может быть "отличной" и вообще "там бардак". В итоге командир получает строгий выговор от командующего ТОФ и орден Ленина, а замполит только строгий выговор от командующего флотом. И впоследствии я получил очередное воинское звание с задержкой". 1967 — лодка включена в состав 10-й ДиПЛ. Офицеры БЧ-5 лодки были назначены в штаб нового соединения. Заместителем начальника ЭМС стал В.Г.Попов, помощником начальника ЭМС по живучести — Э.А.Романычев, помощником начальника ЭМС по водоподготовке — И.К.Осьминский, флагманским штурманом — В.С.Ершов. В экиипаж были назначены новые офицеры. 1967 г. — К-189 (капитан I ранга В.А.Удовиченко) завоевала приз министра обороны СССР. К-189 прошла межпоходовый ремонт на СРЗ-49. В период выполнения работ офицеры БЧ-5 полными сменами принимали участие в БС на других лодках соединения (в частности, на К-10) в январе 1968 г.). Декабрь 1968 —декабрь 1970 —находилась на ремонте с заменой парогенераторов на СРЗ-49 в б. Сельдевая. Во время ремонта командир корабля капитан I ранга Н.Д.Удовиченко был назначен начальником отдела управления БП ТОФ. командиром корабля стал капитан 1 ранга А.Т.Толстиков. заместителем командира вместо А.М.Желонкина А.К.Азаров, затем его сменил М.Г.Бобрушко. 1969 — ушел на повышение капитан 3 ранга Л.Н.Артемов, командиром ЭГД стал П.В.Васильев, командиром ЭТГ — М.Г.Рихтер. Для обучения в ВМА направлен капитан 2 ранга Л.Л.Кривуля. Командиром БЧ-5 назначен А.А.Пыжов, командиром дивизиона движения — В.И.Коломиец. Командиром БЧ-2 К-320 назначен капитан-лейтенант В.Л.Зуйков. В БЧ-2 назначен Л.П.Еременко (позднее командующий 4-й ФлПЛ. начальник 6-х ВСОК ВМФ. вице-адмирал). 1970 — ст. помощником командира назначен Г.Д.Агафонов (впоследствии командир 29-й ДиПЛ. НШ 4-й ФлПЛ. контр-адмирал), командиром БЧ-2 — капитан-лейтенант А.Г. Летунов (после его ухода во вновь формирующийся экипаж командиром БЧ-2 назначен капитан-лейтенант В.Л.Мивтахов). Старшим помощником командира К-175 назначен капитан 3 ранга Ю.Ф.Спирин (впоследствии командир 38-й ДиПЛ. зам. начальника ГШ ВМФ, контр-адмирал). 1971 — после окончания ремонта экипаж корабля отрабатывал задачи курса БП. Вышел в 1-ю линию, начал подготовку к очередной БС. Во время нахождения в полигоне К-189 при замере шумности столкнулась с ГКС. Результатом столкновения стало повреждение ограждения прочной рубки и антенны "Аргумент". Выполнены ремонтные работы. Ноябрь 1971 - апрель 1972 — лодка выполнила боевое дежурство. 1972 — на обучение в ВМА направлен А.А.Пыжов. Командиром БЧ-5 назначен Г.П.Нескоромный, командиром ДЖ — капитан-лейтенант В.А.Орел, ст. помощником командира — В.Л.Ратников. Осень 1972 г. — К-189 выполнила БС продолжительностью 50 суток. Ноябрь 1972 - сентябрь 1973 — произведена перезарядка активных зон реакторов на БТБ СРЗ-49. 1973 — в ВМА поступил командир ЭТГ П.В.Васильев, командиром дивизиона стал М.Г.Рихтер. В Большом Камне погиб Г.Ф. Еремин. 1975-1976—лодка выполнила БС в Индийском океане продолжительностью 120 суток с пополнением запасов в пункте маневренного базирования Бербера (Сомали). 11.03.1976 — после возвращения ш длительного похода во время проведения комплексной проверки ГЭУ обоих бортов произошло затопление насосной выгородки и выгородки парогенераторов обоих бортов забортной водой. Декабрь 1976 г. — встала на СРЗ "Звезда" в Большой Камень в средний ремонт, совмещенный с модернизацией по пр.675МК. В ходе модернизации установлен новый ПКРК 11-500 "Базальт" с ПКР 4К80 и корабельным комплексом космического целеуказания "Касатка-Б" для ИКР. Во время ремонта на различные должности ушли командир корабля капитан 1 ранга А.Т.Толстиков, капитан 2 ранга В.Л.Ратников, капитаны 3 ранга В.И.Коломиец и М.Г.Рихтер. Командиром ПЛ назначен капитан 2 ранга Григорий Михайлович Щербатюк. а после его направления в ВМА им. А.А.Гречко для обучения, капитан 3 ранга Ю.А.Чувашев. Командиром группы управления БЧ-2 назначен лейтенант В.Г.Кондаков (в настоящее время заместитель командующего ЧФ, вице-адмирал). 25.07.1977 — лодка переклассифицирована в большую ПЛ. 15.01.1978 — переклассифицирована в крейсерскую ПЛ, присвоен новый тактический номер — К-144. 30.06.1982 — отнесена к проекту 675МК. 16.7.1982 — окончание ремонта и модернизации по пр.675МК. 22.11.1984 — завоевала приз главкома ВМФ по ракетной подготовке. 1983-1985 — выполнила БС продолжительностью 282 суток с пополнением запасов в пунктах маневренного базирования и два похода по 62 суток. 1987 — выполнила БС продолжительностью 223 суток с пополнением запасов в пунктах маневренного базирования. 1991 - эксплуатация ГЭУ запрещена в связи с истечением 25-летия срока службы. 1991 — лодка выведена из боевого состава ВМФ. Всего с момента постройки К-144 прошла 153504 миль за 19481 хо вила 7,88 уз. За время службы корабль не имел крупных аварий. 24.06.1991 — исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ. Корабль отбуксирован в б. Крашенинникова в отстой.
Список членов экипажа К-189 (К-144) в 1962-1991 гг.
Немзер Владимир Евгеньевич, лейтенант/капитан 3 ранга (КГДУ, КД-1);