галереи
ТНВМУ, Фальшивый Геленджик
добавил: Fregat
Информация
добавил: vaskoav
 

Всего зарегистрированных нахимовцев-2110
 
показать всех
только список
     ---------------------------------
           
           НА ЗАМЕТКУ

     ---------------------------------
       Сборник воспоминаний
                
 Тбилисское Нахимовское
             военно-морское
                   училище

       ---------------------------------
             Николай Максимов
               
          "Этика развития
                    личности"          
       ---------------------------------
                   Юрий Росс
            "Тот самый остров"
               

         Сюр-историческая
       приключенческая повесть
       ----------------------------------
       Р.Б.Семевский-Лепорский
               

       Субъективный взгляд 
           очевидца на историю 
           6-го выпуска ЛНВМУ" 
       ---------------------------------
               Владимир Габарь
               
               Пароль 17
     ---------------------------------
              Ренат Мустафин

           
       Заметки на полях
           вахтенного журнала

     --------------------------------
               А.И. Палитаев
              

     "Мои пути подводные"
     --------------------------------
                Игорь Жданов
              

   Дневниковые записи 
             "Такая судьба."
    --------------------------------


 
 

Архивные дела нахимовцев

А - Б - В - Г - Д - Е - Ж - З - И - К - Л - М - Н - О - П - Р - С - Т - У - Ф - Х - Ц - Ч - Ш - Щ - Э - Ю - Я
 
Непомилуев
Сергей
Петрович

ЛНВМУ
1974 г.в.

belushka.ru :: Просмотр темы - Авария 1990 года. 26.06.2007.

Очень помню хорошо эту аварию.
Командование убыло на БЗ (командир был обычно депутатом Арх. совета депутатов- возможно напутал, забыл как это называлось).
Никогда не забуду визг оставшегося у руля начпо. Фамилию я помню и на фотографиях он у меня есть- торты вручает и поросят на проводах русской зимы. Если я не прав, пусть меня другие очевидцы поправят. Но по моим ощущениям в выступлениях по радио отчетливо звучала растерянность и страх.
Настолько было паникерское по духу его выступления, что многие записали их на кассетные магнитофоны, я тоже писал, но не сохранил, не уследил, кто-то кассету взял и записал на нее другое что-то.
магнитофон Саньо был по разнарядке достался.
Мы с женой и маленьким ребенком перенесли все это более или менее
нормально.
Очень тяжело было жителям размороженных домов. Мы жили в лучшем из всех домов Белушки - доме 8,на Фомина. У него своя система отопления (коробка наверху- видно на всех фото) и матросики топили. Хотели подселять к людей нам из других домов.
Как оказалось более всего удручала невозможность пользоваться туалетом.
Не меньше огорчило и то, что извините за натурализм, что некоторые выкидывали дерьмо в пакетах из форточек на улицу. Это было. Собаки растаскивали все это. Опасались распространения инфекций при наступлении более теплых дней. Не знаю кто был инициатором (боюсь ,что ПО), но для жителей поставили деревянные скворечники на "ногах" лицом к домам и кормой к о.Шмидта ( или к Пентагону - т.е. штабу). Не смотря на строжайший и понятный запрет люди пользовались туалетами до тех пор пока они не забивались. Что творилось в подвалах домов, как их очищали я не знаю.
Насколько я помню устранял аварию кап-лейтенант Слава Михайлов, отличный парень, "сосланый" на НЗ, за то что какому то подлецу дал в морду( за дело.
Еще помню как прокладывали голые ПВХ трубы, бедные ребята варили их за укрытиями типа маленьких чумов. Пытались брать воду из залива Гаврилова, но ил забивал фильтры ничего не получалось.
авария произошла кажется в ноябре. ликвидировали в апреле. Могу путать, времени много прошло.
Помню как побивался атомн. ледокол Арктика, 200 м к пирсу пробивали взрывчаткой. Воду он доставил, водовозы развозили по домам, били в рынду (как мусорка) и жители хватая емкости летели набрать воды.

Однако погода была очень плохая варианты шли подряд один за другим, дороги расчищать не успевали, поэтому топли снег. Вот почему я могу уверенно сказать снег в Белушке очень грязный, когда растопишь 5-6 выварок (бак на 40л) в ванной, то на стенках нити мазута образовывали полосу, волос собачьих полно, приходилось фильтровать (даже пытались пить через синие обеззараживающие трубки).
Очень сильно помогла работа. Даже душ придумаои. Взяли бак с камбуза, врезали два ТЭНа, выходили сменой на заготовку снега. Около Орбиты он почище, хотя с ДЭС наносило изрядно, мужики выпиливали и откалывали кубы, женщины их на санки и подтаскивали к входу котельной.
Два нагревателя воду кипятили быстро, но смешно вспоминать как мылись.
Меня как нач. смены и мужчину посылали первым. Открываешь вентиль в баке, вода через насадку душевую льется, но кипяток.

Приходилось както приспосабливаться, не запомнилось. А потом шли женщины наши с детьми, если ждать когда остынет - процесс затянется.

Тем не менее это был душ с горячей водой!. Поскольку Орбита построена была хорошо,она имела полное автономное жизне обепечение( даже резервную ПЭС-200).
Но воду нам привозили в водовозах. Помню эту эпопею, как застряли последовательно: первый водовоз (тяжелый сел на мосты) потом подошел еще один, тоже сел по самые помидоры, ну а потом прибыл за сменой наш Урал и естесстеноо при попытке вытащить оказался там же. ГТСкой потом всех повыдергивали. Вода нужна была для дистилирования, а дистиллированная для охлаждения клистронов передатчиков Градиент. Градиент обеспечивал тлф связь узла связи с Большой землей.
Если кто-нибудь помнит, за все время аврии телевидение и телефония работали бесперебойно. Такова судьба связистов - связь есть, ее не замечают, связи нет - сразу по шапке.
2.04.90 принимать работы прилетел Золотухин ( не помню его звание тогда, ком в/ч 31100) на самолете. А у меня 2.04.90 умер отец Кап.1р в отставке, новоземелец (1943-1946, времен войны и Тыко Вылко).
Мне помогли улететь вместе с женой и сыном на этом самолете до Архары, в пустой Тушке с выключенным светом летел впервые.
Спасибо Золотухину и Виталию Вахрамееву, они помогли мне успеть к выносу тела, проводить в последний путь флотского офицера.

Потом я вернулся, и до декабря 1990 еще дорабатывал. К сожалению, продолжить работу на НЗ я не смог, мама осталась одна, надо было присматривать за ней. Авария кажется в апреле и закончилась.
Несмотря на все неприятности с большой любовью вспоминаю свои 7 лет на НЗ. Очень хотелось бы свозить на родину сына (он родился в госпитале, к1р.Себину спасибо, замечательный врач). Даст бог получится.

Выкладываю обещанные воспоминания. Получилось пространно, но надеюсь, что будет интересно.

История Новой Земли, в общем, и полигона в частности изобилует большим количеством драматических, трагических и даже курьёзных событий, отражающих сложную борьбу человека за право выжить в тех непростых условиях, суметь приспособить для своих нужд эту суровую, но очень красивую территорию. Какие-то из них описаны и известны, некоторые в виде баек передаются из уст в уста, но большинство – остаются в памяти очевидцев и постепенно стираются. Это, наверное, не правильно. Для интересующихся историей этого края, а главное, для будущих жителей архипелага, было бы интересно и поучительно знать, как можно больше о разных, особенно экстремальных, ситуациях, чтобы суметь применить накопленный опыт и избежать повторения ошибок.

Случай, о котором я хочу рассказать, произошел уже в достаточно далеком, но памятном 1990 году. Это был предпоследний год существования Советского Союза. Плохо, что это событие произошло, но, слава Богу, что произошло оно именно в это время, а не двумя-тремя годами позже, когда начался полный развал нашего государства. В этом случае я бы не взялся прогнозировать судьбу гарнизона, дальше из рассказа, я думаю, это станет понятно.
Шла последняя декада января 1990 года. Точных дат память уже не сохранила. Второй или третий день в гарнизоне была объявлена штормовая готовность "Вьюга-1". Для людей живших на Новой Земле эта ситуация знакома. Для тех, кто не был там, вкратце поясню. В зимнее время, а на Новой Земле это практически с ноября по май, при ухудшении погодных условий вводятся некоторые ограничения по осуществлению повседневной жизнедеятельности гарнизона. Порядок определения штормовых готовностей, действия при их введении, определены специальным приказом начальника гарнизона (график введения штормовых готовностей представлен на этом сайте). Упрощенно этот порядок выглядит так: если суммировать абсолютные цифры отрицательной температуры и скорости ветра, исчисленной в метрах в секунду, и эта величина равна 36…42 – то вводится штормовая готовность "Вьюга-3", если равна 43…45 – то "Вьюга-2", если 46 и более, то "Вьюга-1". Если же при этом видимость менее 200 м, а в условия снежной вьюги это в 80 % случаев, то штормовая готовность на единицу ужесточается. На тот момент мороз был под -300 С, а ветер больше 25 м/с.

Так вот, на улице завывала "Вьюга 1". Детский сад, школа, магазины, женщины и часть мужского контингента не работали. Во всех частях были развернуты посты живучести, на объектах жизнеобеспечения произведены усиления вахт. Одиночное передвижение по гарнизону было запрещено. Смена дежурства и вахт производились централизованно, на транспорте повышенной проходимости, с обязательным докладом оперативному дежурному о времени выезда транспорта и времени прибытия в каждой точке. За неделю до описываемых событий, я с женой и полуторогодовалой дочкой вернулся из отпуска. Отсидев, как принято, в Архангельске не менее пяти дней в ожидании погоды, девчонки мои простудились и обе лежали с достаточно высокой температурой. По этой причине мой начальник лаборатории, замечательный человек Николай Васильевич Касаткин, к несению вахт на посте живучести меня не привлекал, и я целиком был поглощен исполнением обязанностей медбрата. Ближе к вечеру, собравшись напоить болезных чаем, я обнаружил полное отсутствие воды в водопроводе. Периодические отключения воды в гарнизоне всегда были привычны, поэтому никакого волнения этот факт не вызвал. Обычно такие незапланированные отключения никогда не были особенно продолжительными. Недовольство стало нарастать, когда вода не появилась ни через час, ни через полтора. Стал звонить дежурному КЭС (квартирно-эксплуатационной службы), но телефон был глухо занят. Дозвонившись, с условно 25 раза, до дежурного, услышал раздраженное: "У нас авария!" Еще через некоторое время ожил приемник гарнизонной радиотрансляционной сети, и после, известных всем новоземельцам - ветеранам, позывных радиоузла "Север, Север. Без конца и края…" раздался голос заместителя начальника политотдела Николая Ивановича Троцко, который с интонациями Левитана, сообщил примерно следующее: "Внимание жителей гарнизона! Говорит радиоузел Дома офицеров. Сегодня на станции второго водоподъема произошла серьезная авария. Масштабы и последствия аварии выясняются. Принимаются все меры к возобновлению водоснабжения поселка Белушья Губа. Просьба ко всем жителям исключить расход воды из системы отопления". В те времена радиоузел Дома офицеров был единственным оперативным средством массовой информации. С этого момента каждый житель со страхом и надеждой ждал каждого нового сообщения.

Уже позже, когда погода улучшилась и мы прибыли на службу, до нас довели все обстоятельства этой, без преувеличения сказать, трагедии. Все произошло следующим образом. На озере Глубоком, которое расположено между поселками Рогачево и Белушья Губа, находятся две станции водоподъема – ВНС-1, работающая на Рогачево и ВНС-2, работающая на Белушью Губу. Водозабор на мостках вынесен в сторону от берега. На этих мостках установлены центробежные насосы с опущенными на глубину заборниками воды. Вот на этих мостках в тот злосчастный день и произошло короткое замыкание или в двигателе, или в токоподводящих кабелях. Начался пожар. Из-за плохих погодных условий потушить его силами вахты не удалось, а пожарная команда к водоподъему пробиться не смогла. Достаточно быстро мостки прогорели и вся конструкция с насосами, кабельными линиями и т.д. ушла под лед и воду. Ветка водовода от ВНС-2 до ВНС-3, расположенной на входе в гарнизон, составляет порядка 4,5 км. Она проложена по поверхности в коробах на ряжевых основаниях. По всей длине водовода имеется некоторое количество колодцев со спускными кранами. В условиях происшедшего, в первую очередь, необходимо было слить воду из трубопровода. Но, как уже отмечалось, из-за погодных условий и нахождением всей трассы под снегом, сделать этого не удалось. И через несколько часов вся трасса оказалась замороженной. Не помню почему, но резервная нитка водовода в тот момент тоже была не в строю. Таким образом поселок, с общим числом жителей превышающим 4 тысячи человек, остался без воды. Естественно о происшедшем было доложено командованию Северного флота и в/ч 31100. Начал готовиться план ликвидации последствий аварии.

Вернусь к личным ощущениям. Когда стало ясно, что вода в ближайшее время не появится, встал вопрос, где ее взять. Единственным источником воды оказался снег, которого, белого и пушистого, на улице было более чем достаточно. Натаскав на 5 этаж (мы тогда жили на ул. Фомина 4-16) ведрами с полванны снега, я стал его топить в кастрюле на плите и ванне лучами рефлектора-обогревателя. Каково было мое удивление, когда белоснежный снег (простите за каламбур) превращался в мутноватую жидкость с плавающими на поверхности сажей, мусором и еще неизвестно чем. Но другой воды просто не было, приходилось ее процеживать (никаких бытовых водоочистителей и фильтров, в те времена, еще не существовало) и использовать. Из динамика гарнизонной трансляции Николай Иванович Троцко продолжал призывать жителей не расходовать воду из системы отопления.

Эти требования были очевидны, так как теплоцентраль, отапливающая весь поселок, оказалась под угрозой остановки. В идеальном варианте система отопления представляет собой замкнутый контур. Сколько, подготовленной специальным образом и нагретой, воды уходит для отопления, столько, остывшей, её и возвращается. Где-нибудь это может быть так и есть, но только не на Новой Земле. Всегда существовало множество протечек по трубопроводам, с которыми, с большим или меньшим успехом, перманентно боролись. Эта же вода использовалась для заливки радиаторов автомобилей в автопарках, для мытья посуды на отдельных объектах, её же сливали из системы отопления для улучшения циркуляции и повышения температуры в помещении. На ТЦ есть резервная емкость воды, объемом 3000 м3. И вот эта емкость, в отсутствии подпитки, начала опустошаться. Дальше все пошло по принципу домино. На ТЦ снизили давление воды в системе. В помещениях стало холодать, стали больше сливать теплоноситель, включили электрообогреватели, как следствие, стали перегружаться и отключаться дизель - генераторы, к отсутствию воды добавилось периодическое отсутствие электричества. Командованию гарнизона, в первые дни после аварии, стоило больших усилий урегулировать эти взаимосвязанные, но хаотические процессы.

В момент, когда произошла авария начальник гарнизона командир в/ч 77510 контр-адмирал Евгений Павлович Горожин находился Большой Земле (он был или в госпитале, или в отпуске). Уж не знаю доподлинно, планировалось ли его увольнение в запас в это время, но уволен был менее чем через месяц после того, как случилась эта авария. Уехал он с Новой Земли очень тихо и незаметно уже в период устранения последствий аварии, не так как принято в Вооруженных Силах уходить командиру такого ранга и с такими заслугами. Но, видимо, эта авария была поставлена ему в вину. Самое страшное, что после увольнения Евгений Павлович прожил не более двух месяцев. Это был настоящий высокоинтеллигентный военно-морской командир.

Опять возвращаюсь к ощущениям простых жителей. В первые сутки после аварии мы продержались на топленом снеге. Затем погода слегка улучшилась до "Вьюги-2" и было объявлено, что в определенное время к 5-й гостинице прибудет водовозка с питьевой водой из Рогачево. Вот эта картина достойна пера художника или объектива оператора. Старая водовозка на базе ЗИЛа, патрубок с вентилем под пожарный рукав расположен сзади под днищем. Очередь из жителей выстроилась от входа в гостиницу до магазина "Кристалл" (сейчас там склад сухого пайка). Задувает, пуржит, мороз больше -200 С. В очереди взрослые, дети, в руках у них кастрюли, ведра, тазы, банки, чайники. Не дать, не взять – очередь к проруби на Неве в блокадном Ленинграде. К патрубку подобраться неудобно, струю воды сдувает ветром. В емкости с узкой горловиной вода практически не попадает. Та вода, которую сдул ветер, ледяным панцирем оседает на одежде, лицах, руках, стоящих в очереди. При том количестве и таком способе раздачи воды её хватает далеко не всем. Водовозка уезжает, народ остается ждать следующего привоза. В это время объявляют, что следующее место раздачи будет в районе Советской 14. Все бегом устремляются туда. Вообще было бы очень смешно, если не было бы так грустно. В результате всех этих манипуляций я стал обладателем молочного бидончика (помните, были такие в старые времена, с которыми ходили за молоком на разлив) чистой воды. Это была настоящее богатство. Пока я его донес до дома, вода сверху и по краям бидона превратилась в лед. Получился ледяной бидон внутри металлического.
Еще через день погода успокоилась до "Вьюги-3", все вышли на службу и работу. К этому времени на ТЦ в резервной емкости воды уже практически не осталось. Стали отключать от системы теплоснабжения концевые точки. Сначала отключили НИЧ и тыл (1-ю и 18-ю площадки), потом 16-ю площадку (ЭТБ, электросеть) и постепенно все остальное. Сохраняли с отоплением только госпиталь и жилой городок. Для пополнения емкости на ТЦ было принято решение бросить нитку водовода из озера Шмидта. Главное назначение этого озера известно каждому новоземельцу. В зимнее время по льду озера ближе ходить в штаб от начала улиц Фомина, Советской и переулка Снежного (ныне нежилого), ну, а круглогодично – это хранилище канализационных вод практически всего жилого городка. Да, еще забыл, в старые времена на день ВМФ по нему устраивались шлюпочные гонки. Сейчас, к сожалению, с приходом к власти 12 ГУ МО РФ и уходом с полигона дивизиона кораблей эта традиция утрачена. Так вот, в это озеро спешным порядком по поверхности проложили нитку трубопровода. С учетом толщин образовавшегося льда и донных отложений воды в нем было не так уж и много. При этом нельзя было исчерпывать его до дна т.к. вода из озера ещё используется для охлаждения дизелей на ДЭС-1. Короче, эта мера слегка продлила агонию.

На третий-четвертый день после аварии погода успокоилась настолько, что появилась возможность принимать и отправлять самолеты. И вот тогда и проявилась вся мощь, еще не развалившегося Советского Союза и его Вооруженных Сил. Была сформирована комиссия по определению причин аварии и организации работ по её ликвидации. Председателем комиссии был назначен Заместитель Командующего Северным флотом вице-адмирал Игорь Владимирович Касатонов. Одним из первых бортов эта комиссия прибыла на полигон. Достаточно оперативно были определены потребности в специалистах, материалах и технических средствах, необходимых для ликвидации последствий аварии. И пошли самолеты с людьми, трубами, сварочными аппаратами, передвижными котлами и т.д. и т.п.

В этот же момент в гарнизоне было официально объявлено, что женщинам с детьми будет без всяких проволочек предоставлен отпуск без сохранения зарплаты для их выезда на Большую Землю. Конечно, при сложившихся обстоятельствах, на мой взгляд, правильно было бы объявить эвакуацию женщин и детей, ибо бытовые условия жизни не обеспечивали требуемых санитарно-гигиенических норм. Но такое решение повлекло бы за собой сильный резонанс по всем Вооруженным Силам (а может и в стране, в целом) и большие материальные затраты. Поэтому хорошо, что хоть таким образом, командование решило облегчить жизнь и жителям и самим себе. Потому что, чем дальше, тем менее весело становилось. Отключенные от системы теплоснабжения площадки стали потихоньку замерзать. Даже при слитой из системы воде, полностью пустой она не оставалась. В батареях отопления был накопленный осадок, из-за всяких прогибов в трубопроводах, вода полностью не сливалась. А это значит, что она замерзала и разрывала и трубы, и батареи. Вообще это достаточно жуткое зрелище – чугунная батарея разорванная льдом. Для облегчения работы основной ТЦ стали реанимировать старые угольные котельные, разбросанные по всем площадкам и работавшие последние годы в качестве узлов смешения. Однако все эти меры не решали основной проблемы – отсутствия воды. И если с питьевой водой все более-менее определилось (был разработан и строго исполнялся график подвоза воды из Рогачево пожарными автомобилями и водовозками), то с водой на ТЦ вопрос оставался открытым.

В ходе поиска водоема, из которого было бы возможным подать воду на ТЦ, какая-то горячая голова обратила свой взор в сторону залива Гаврилова (фактически морского залива). Из-подо льда были взяты пробы воды и, видимо, результаты показали, что она пресная, хотя на самом деле этого быть не могло в принципе. Но, тем не менее, было принято решение очередную нитку водовода тянуть от залива Гаврилова, что, и было сделано. Результатом оказалось засоление одного из котлов на ТЦ. Стали искать очередной источник воды. Самым близким оказалось озеро Гагачье, старое питьевое, за 18 площадкой. К этому моменту с Большой были доставлены специальные трубы, которые собирались в трубопровод без сварки, с помощью специальных фланцев. На озере установили передвижную котельную, начальником смены кочегаров, в которую стали назначать офицеров научно-испытательной части, в звании не ниже майора. Остальной личный состав, в том числе офицеры и мичманы, были распределены на сборку этого трубопровода и на демонтаж замерзших участков системы тепловодоснабжения от водоподъема до поселка и по гарнизону.

Отвлекусь снова на бытовое восприятие происходящих событий. Помимо отсутствия воды, совершенно неожиданно подкралась еще одна, далеко не пустяковая проблема. Практически весь жилой городок канализационные воды сливает на рельеф – или в озеро Шмидта, или в залив Гаврилова. Так вот, в отсутствии нормального непрерывного слива, а также в отсутствии в этом сливе горячей воды, стала постепенно замерзать канализация. Нашему подъезду повезло, у нас оказался какой-то индивидуальный слив и мы, предвосхитив возможные последствия, на общем собрании мужчин, решили сыпать в унитазы соль, топить снег и регулярно лить горячую воду. Благодаря этим мерам мы смогли канализацию подъезда сохранить в работоспособном состоянии и пользовались гальюнами, как нормальные люди. Чего нельзя сказать о большей части остального гарнизона. Для тех, у кого канализация замерзла, на улице установили дощатые туалеты. Честное слово, такие, которые у многих стоят на даче. По улице Фомина они стояли вдоль спуска к озеру на бруствере из снега. Естественно, что ими никто не пользовался, и при первом же усилении ветра, их благополучно повалило и разметало. Но помои в ведрах выносили и сливали туда же под уклон к озеру. Потом, летом, когда уже все растаяло, весь этот склон засыпали хлоркой. Зрелище было не для слабонервных. А вот еще зимой, идешь, бывало, вдоль дома и вдруг перед тобой падает обувная коробка, при этом, разлетаясь, и ты понимаешь, что кому-то не хотелось идти с пятого этажа с ведром вниз, и этот кто-то решил проблему радикально. (Простите меня за такой натурализм в повествовании, но из песни слова не выкинешь). К моменту постройки туалетов, я свою семью уже вывез в Питер (мне дали 10 суток по семейным обстоятельствам, но я вернулся через неделю) поэтому все эти бытовые неурядицы меня мало трогали.

Мне была поставлена задача с командой матросов демонтировать замерзшую ветку теплоснабжения по 1 площадке (площадка НИЧ). Целыми днями мы вскрывали короба, выпиливали трубы со льдом. Там где трубы были проложены в земле, мы долбили этот мерзлый грунт и выковыривали их. Во всех зданиях, которые были отключены от системы отопления, в первую очередь в казармах, стали ставить печки-буржуйки. Оказалось, что на складах КЭС, чуть ли не со дня основания полигона, хранилось огромное количество этих печек. Вот они и пригодились. Все здания стояли, ощетинившись печными трубами, выведенными в окна. Внутри зданий пахло как на вокзале, при приличном ветре снаружи, большая часть дыма оставалась внутри здания. Однажды случился такой курьезный случай. Я стоял дежурным по части. Одна печка топилась в рубке дежурного, другая в торце коридора. Весь первый этаж был в легком дыму. Открывается входная дверь. На пороге возникает мужик в лохматой рыжей шапке, черном полушубке, в унтах и без всяких знаков различия. В то время по площадке бродило много гражданских сантехников, сварщиков и т.д. Поэтому, выйдя из рубки, я вопросительно (типа, чего тебе надо?) смотрю на мужика. Так же вопросительно, но с оттенком легкого удивления, он уставился на меня. Некоторое время он молчал, потом сказал: "Я Касатонов!". Тут я поперхнулся, заорал: "Смирно!" и произвел соответствующий доклад. Оказалось, он прибыл проконтролировать проведение восстановительных работ у нас в части.

В ту зиму, как нарочно, погода не баловала. Все время балансировала в промежутке между "Вьюгой-3" и "Вьюгой-1", что, естественно накладывало дополнительные трудности. В период, когда начались масштабные работы по прокладке трубопровода от озера Гагачье, на полигон прибыл новый командир контр-адмирал Виктор Алексеевич Горев. Принял он часть в очень непростое время. Сразу же окунулся в ремонтно-восстановительные работы. Виктор Алексеевич прибыл с Кольского полуострова, где до этого командовал соединением подводных лодок. То есть с Севером он был знаком не понаслышке, но (совершенно не хочу его обидеть) большей частью из прочного корпуса. И вот, в один из дней, когда была объявлена штормовая готовность "Вьюга-1", Виктор Алексеевич решил, что наши метеорологи сильно завысили фактические погодные параметры, что не способствует скорейшему проведению работ, и волевым решением снизил готовность до "Вьюги-3". После этого на ГТС-М отправился по местам проведения работ контролировать их проведение. В ходе этой поездки, где-то в тундре, он отошел в сторону справить нужду. После этого его искали в течение минут двадцати. В последующем, Виктор Алексеевич с большим вниманием относился к рекомендациям метеорологов. Вообще новоземельская погода никогда не прощала вольного с ней обращения. Сколько было случаев, когда матрос на отдельном объекте, в январе в непогоду выходил вынести мусор, для чего надо было пройти 10 метров, а находили его уже в июне, во многих километрах от этого объекта.

Ближе к третей декаде февраля был введен в строй трубопровод от озера Гагачье до ТЦ. При запуске этого жизненно важного для поселка трубопровода, старшими на его участках были назначены офицеры в званиях не ниже капитана, на вентилях – не ниже майора, в котельной подогревом этой воды руководил подполковник. Таким образом, была спасена от размораживания и сама ТЦ и большая часть системы теплоснабжения гарнизона.

В начале марта практически вся НИЧ выехала в п. Северный для продолжения подготовки очередного ядерного испытания. Тогда еще никто не подозревал, что это испытание, проведенное 24 октября 1990 года, окажется последним в истории нашего государства. Бытовые условия в Северном всегда оставляли желать лучшего, но после того, что мы испытали в Белушьей Губе, они воспринимались на уровне номера Люкс гостиницы "Метрополь". К нашему возвращению в Белушью в конце мая, водовод от водоподъема до поселка был восстановлен. Однако полное устранение всех последствий аварии продолжалось еще не менее полугода, а может и больше. Но это, как говорится, уже другая история.

Хотелось бы услышать мнение непосредственных участников событий Трусова, Непомилуева, Полунина, Селезнева, Раевского, внесших неоценимый вклад в восстановление водовода.

Да-а! Замечательные, хоть уже и подзабытые фамилии. И самое главное - замечательные люди! Спасибо, что напомнил. Ни о ком из них, после отъезда с Новой ничего не слышал. Сережа (по-моему не путаю имя) Непомилуев после ЭТБ служил во втором отделе штаба. А когда разъехались по городам и весям и не помню. Может набредут на сайт и откликнутся.

Стас узнал. Непомилуев, Реминный в Питере иногда видимся.

    В архиве есть данные на выпускников 1974 г.в. :
 
  1. Аввакумов Александр Петрович  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  2. Анисимов Андрей Дмитриевич  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  3. Астафьев Евгений Борисович  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  4. Белых Александр Вениаминович  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  5. Биденко Сергей Иванович  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  6. Бирюков Геннадий Николаевич  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  7. Блинков Борис Николаевич  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  8. Боков Игорь Владимирович  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  9. Бондарь Александр Николаевич  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  10. Бурмистров Олег Станиславович  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  11. Варнаков Олег Викторович  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  12. Васильков Владимир Павлович  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  13. Ганзенко Евгений Александрович  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  14. Гладышев Константин Викторович  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  15. Губанов Геннадий Феликсович  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  16. Губаренко Владимир Михайлович  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  17. Гуляков Александр Николаевич  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  18. Дергунов Александр Петрович  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  19. Дивизинюк Михаил Михайлович  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  20. Дмитриев Владимир Юрьевич  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  21. Должков Олег Владимирович  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  22. Домашевский Олег Николаевич  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  23. Дудоров Сергей Яковлевич  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  24. Дьяконов Валерий Игоревич  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  25. Елисеев Валерий Николаевич  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  26. Ендовицкий Андрей Васильевич  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  27. Есботаев Александр Бейсенович  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  28. Жирнов Алексей Константинович  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  29. Жуков Игорь Викторович  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  30. Захаров Владимир Георгиевич  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  31. Игумнов Николай Степанович  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  32. Ильин Игорь Николаевич  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  33. Ильиных Михаил Васильевич  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  34. Каменев Владимир Геннадьевич  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  35. Камратов Владимир Борисович  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  36. Караулов Александр Васильевич  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  37. Карпов Юрий Николаевич  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  38. Каштанов Александр Петрович  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  39. Киндеев Валерий Петрович  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  40. Козлов Владимир Викторович  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  41. Колесник Андрей Павлович  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  42. Колесников Сергей Дмитриевич  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  43. Константинов Виктор Николаевич  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  44. Кошелев Сергей Федорович  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  45. Кринец Александр Павлович  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  46. Крысин Евгений Сергеевич  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  47. Кузнецов Андрей Иванович  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  48. Куликов Александр Николаевич  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  49. Лев Аркадий Михайлович  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  50. Лукьяненко Сергей Васильевич  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  51. Мальков Олег Владимирович  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  52. Малютин Сергей Александрович  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  53. Маркич Александр Витальевич  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  54. Мелентьев Владимир Дмитриевич  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  55. Михайлов Виталий Николаевич  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  56. Мишин Геннадий Анатольевич  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  57. Мокрушин Андрей Анатольевич  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  58. Москалец Владимир Иванович  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  59. Неелов Александр Евгеньевич  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  60. Немзер Владимир Евгеньевич  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  61. Новиков Валентин Викторович  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  62. Новиков Владимир Витальевич  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  63. Овчинников Валерьян Александрович  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  64. Огурцов Андрей Иванович  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  65. Огурцов Валерий Георгиевич  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  66. Опарин Александр Иванович  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  67. Оркиш Александр Адамович  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  68. Отцовский Александр Геннадьевич  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  69. Павлов Геннадий Юрьевич  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  70. Павлюченков Александр Петрович  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  71. Парфенов Федор Павлович  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  72. Паферов Владимир Яковлевич  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  73. Пегашов Александр Юрьевич  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  74. Першин Павел ?  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  75. Петрашенко Сергей Игоревич  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  76. Пронин Виктор Александрович  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  77. Пугачев Юрий Евгеньевич  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  78. Пунтус Валерий Павлович  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  79. Пурденко Вячеслав Васильевич  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  80. Ревенков Виктор Викторович  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  81. Родионов Владимир Аркадьевич  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  82. Рожнов Андрей Геннадьевич  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  83. Романов Виктор Викторович  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  84. Роскуляк Александр Владимирович  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  85. Рубалевский Аркадий Борисович  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  86. Самугин Михаил Александрович  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  87. Свирин Сергей Иванович  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  88. Семенов Сергей Владимирович  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  89. Сетунский Дмитрий Николаевич  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  90. Скворцов Сергей Борисович  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  91. Смирнов Александр Борисович  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  92. Смирнов Александр Олегович  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  93. Смирнов Василий Борисович  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  94. Смирнов Вячеслав Анатольевич  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  95. Степанов Владимир Васильевич  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  96. Степуро Юрий Иванович  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  97. Стрюков Михаил Андреевич  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  98. Сулоев Станислав Викторович  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  99. Сушкевич Александр Николаевич  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  100. Сысоев Сергей Борисович  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  101. Ткачев Алексей Георгиевич  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  102. Трошков Евгений Александрович  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  103. Турмасов Сергей Юрьевич  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  104. Федоров Игорь Владимирович  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  105. Филаретов Владимир Евгеньевич  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  106. Фищук Александр Федорович  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  107. Фоменко Игорь Анатольевич  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  108. Хатин Сергей Майевич  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  109. Хижняк Владимир Дмитриевич  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  110. Черноливский Владимир Алексеевич  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  111. Чиркин Владимир Александрович  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  112. Шомов Николай Николаевич  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  113. Шопырев Сергей Александрович  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  114. Шушаников Александр Юрьевич  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  115. Юрков Михаил Юрьевич  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  116. Яманов Михаил Викторович  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  117. Янчук Геннадий Васильевич  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
  118. Ярошенко Алексей Владимирович  (1974 г.в.  , ЛНВМУ)
 


Сейчас на сайте нахимовцы: нет зарегистрированных пользователей online

Copyright © Сирый Александр Сергеевич.
Административная группа и редколегия сайта: Сирый А. С.(ЛНВМУ-84), Максимов В.В.(ТНВМУ-52), Цариков А.В.(ЛНВМУ-86), Богданов И.Я.(ЛНВМУ-83), Мустафин Р.Р.(ЛНВМУ-84).
При использовании материалов сайта ссылка на сайт http://www.nvmu.ru обязательна. Сайт является некоммерческим благотворительным прoектом. Коммерческое использование материалов запрещено. Все фото, кино и видеоматериалы, звуковые и текстовые файлы могут быть использованы в коммерческих целях только с разрешения их правообладателей или в некоторых случаях администрации нахимовсого сайта.
Проект получил благословение Святейшего Патриарха Алексия Второго.
                                           
 Военно-морской клуб  «АВТОНОМКА» Александра Викторова   Сайт Рената Мустафина 
Профессиональная фото и видеосъемка в Санкт-Петербурге

Круизы по всему миру, Клуб Путешествий Советский

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    

вход для нахимовцев
log.
pass. 
войти запомнить
напомнить пароль
   радио"АВРОРА"

Объявления
предыдущие сообщения

Нахимовское военно-морское училище

Кинозал

Интервью с историком 
архитектуры Кириковым Б.М.


   Смотреть полностью
---------------------------------------
  

  НА ЗАМЕТКУ
---------------------------------------
Луцкий А.Н.


 "За прочность прочного
корпуса"
---------------------------------------
Лойкканен Г.Г. Агронский М.Д.


 Сборник материалов об
Рижском нахимовском
училище (1945-1953гг.)
---------------------------------------
Поэт Игорь Жданов


 Книга-тетрадь
"Первые стихи..."
---------------------------------------
Дневник  Ю.Я. Слесарева


 Серия
"Нахимовские дневники"
---------------------------------------
Н.А. Верюжский


 Книга воспоминаний
выпускника РНВМУ
Николая Верюжского.
---------------------------------------
Ю.Л. Коршунов


  "Воспоминания и
размышления
о службе, жизни, семье."
---------------------------------------
Игорь Жданов


 Повесть "ВЗМОРЬЕ"
---------------------------------------