Морской сборник № 10, 2005 г. ?
ИЗ УКАЗОВ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О награждении государственными наградами Российской Федерации военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации ЗА ВЫСОКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ В СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УСПЕХИ В ПОДДЕРЖАНИИ БОЕВОЙ ГОТОВНОСТИ ВОЙСК НАГРАДИТЬ: МЕДАЛЬЮ ОРДЕНА «ЗА ЗАСЛУГИ ПЕРЕД ОТЕЧЕСТВОМ» II СТЕПЕНИ капитана 2 ранга САЖНЕВА Павла Владимировича
Москва, Кремль. 26 июля 2005 г. № 876.
Вести с флотов. Северный флот. - Морской сборник № 8, 2005.На Северном флоте с ознакомительной поездкой побывала делегация представителей Ассоциации военно-морских атташе, аккредитованных в Российской Федерации. Представители 20 государств побывали в Североморске, посетили ракетный крейсер «Маршал Устинов» (командир капитан 1 ранга П.Кравченко), подводную лодку «Липецк» (командир капитан 2 ранга С.Крошкин), музеи СФ и ВВС СФ, мемориальный комплекс Краснознаменной подводной лодки К-21 (филиал Музея Северного флота), а также возложили венки в Долине Славы к мемориалу защитникам Заполярья, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Кроме того, зарубежные гости побывали в поселке Спутник, где в бригаде морской пехоты Северного флота познакомились с образцами военной техники, находящимися на ее вооружении. В рамках программы дальнего похода большой противолодочный корабль Северного флота «Адмирал Левченко» (командир капитан 1 ранга А.Долгов, командир похода капитан 1 ранга А.Шуванов) с официальным визитом посетил норвежский порт Осло. Здесь североморский экипаж принял участие в праздновании 100-летия независимости Королевства Норвегия. На борту корабля, впервые в истории Ассоциации регионов и городов России, шефствующих над кораблями и частями Северного флота, в иностранный порт пришли представители шефов над БПК «Адмирал Левченко» из Ногинского района Московской области: районный военный комиссар полковник А. Искоростинский и Благочинный церквей Богородского округа, председатель отдела по взаимодействию с ВС и правоохранительными учреждениями Московской епархии протоиерей М.Ялов. Богородская земля уже не первый год шефствует над «Адмиралом Левченко» и направляет сюда для воинской службы своих лучших уроженцев. Сегодня на корабле успешно проходят службу 14 ногинчан. Во время визита североморцы приняли участие в концерте творческих коллективов Норвегии на Ратушной площади, церемонии поднятия флага в крепости Акерсхюрс, соревнованиях по мини-футболу между экипажами иностранных кораблей, прибывших в Осло на праздничные мероприятия, а также присутствовали на параде кораблей ВМС Норвегии. За время стоянки в Осло российский корабль посетило свыше 2000 человек. По информации представителей Посольства РФ, норвежские власти особо отметили присутствие корабля Северного флота России в дни национальных торжеств, его отличное состояние, гостеприимство и профессионализм российских моряков. Кроме того, ими было высоко оценено мастерство оркестра штаба Северного флота под руководством старшего лейтенанта А.Воробьева, а Чрезвычайным и Полномочным Послом РФ в Королевстве Норвегия А.Пановым — высокий уровень организации проведения протокольных мероприятий на корабле. Большой противолодочный корабль "Адмирал Левченко" принял участие в морском учении ФРУКУС-2005, которое было проведено на акватории Кельтского моря. Вместе с российским кораблем в состав международной боевой группировки под командованием вице-адмирала Ж.Мазара входили: французский эскадренный миноносец УРО «Де Грасс» (тип «Турвиль», командир капитан 1 ранга М.Ланнэ), американский эскадренный миноносец «Мэхэн» (тип «Орли Берк», командир капитан 2 ранга Уайдлер) и английский фрегат «Монтроуз» (тип 23, командир капитан 2 ранга Э.Уэбб). Главной целью проведенного учения стало достижение взаимопонимания и оперативной совместимости между ВМС Французской Республики, Российской Федерации, Объединенного Королевства Великобритания и Соединенных Штатов Америки. Предыдущие учения ФРУКУС были проведены год назад в качестве военной игры при участии штаба ВМС каждой страны; нынешние морские маневры стали шагом вперед от уровня, достигнутого в прошлом году. Кроме кораблей национальных ВМС в разработке планов и в морских учениях приняли участие штабные офицеры всех четырех стран, управлявшие проведением маневров из многонационального штаба. Делегацию российского ВМФ возглавил вице-адмирал В.Авдошин. Во время учения корабли международной боевой группировки успешно отработали: элементы совместного маневрирования, вопросы спасения терпящих бедствие на море и дозаправку кораблей топливом с использованием траверзно-го способа, а также провели досмотровую операцию «судна, подозреваемого в контрабанде». По итогам маневров командование особо отметило высокий профессионализм и уверенные действия: капитанов 1 ранга С.Веселова и М.Савчука, полковника А.Хистяева, капитанов 2 ранга Д.Арзуманяна, П.Сажнева, А.Усса, капитанов 3 ранга Б.Горохова и А.Руденко, капитан-лейтенантов С.Брынчика и А.Зиновьева, старших лейтенантов А.Рыженина и А.Фоменко, старших мичманов А.Грищенко и И.Лавренюка, мичмана С.Емельянова. «Адмирал Левченко» с официальным визитом посетил базу Королевских ВМС Великобритании — Портсмут. Здесь вместе с экипажем и курсантами учебного парусного судна «Мир» (капитан Ю.Галкин, капитан-наставник В.Антонов, Государственная морская академия имени С.О.Макарова) североморцы приняли участие в военно-морском параде, проходившем в рамках празднования 200-летнего юбилея морского сражения у мыса Трафальгар и достойно представили флот России на «Фестивале моря-2005». На рейде Спитхед собралось 67 боевых кораблей и патрульных судов Королевских ВМС Великобритании, 58 боевых кораблей и парусных судов из 35 стран мира; 49 исторических и гражданских судов различных судоходных компаний. Парад принимала королева Великобритании Елизавета II. Делегацию ВМФ России возглавил командующий Северным флотом адмирал М.Абрамов. Торжества в Портсмуте не ограничились лишь военно-морским парадом. В эти дни в акватории канала Те-Солент гостям были показаны: спасательная операция судна, терпящего бедствие в море, операция по обезвреживанию морских террористов, мероприятия по локализации экологической катастрофы на море. Североморцы посетили также британский фрегат «Саутгемптон» (командир капитан 2 ранга Р.Витали) и десантно-вертолетный корабль-док «Альбион» (командир капитан 1 ранга К.Винстенли), приняли участие в религиозной церемонии Драмхед, прошедшей у мемориала погибшим морякам Королевских ВМС, международном «Фестивале моря-2005», спортивных состязаниях. На борту авианосца «Инвинсибл» (командир корабля коммодор Н.Морисетти) командир похода капитан 1 ранга А.Шуванов и командир ВПК «Адмирал Левченко» капитан 1 ранга А.Долгов встретились с Первым морским лордом адмиралом сэром А.Уэстом и командующим флотом Великобритании адмиралом Дж. Бэндом. Немало интересных встреч состоялось и на борту российского корабля во время торжеств «Трафальгар 200». Самой знаменательной из них стала встреча командования и офицеров корабля с принцем Майклом Кентским. Внучатый племянник последнего российского императора Николая II в этот день впервые в жизни поднялся на борт боевого корабля ВМФ России и в корабельной кают-компании встретился с российскими морскими офицерами. Причем, беседа велась... на русском языке, которым принц владеет прекрасно. В память о встрече с русскими моряками протоирей Михаил вручил принцу Майклу икону Казанской Божьей Матери. В дальнейшем оркестр штаба Северного флота под управлением старшего лейтенанта А.Воробьева выступил с концертной программой на территории военно-морской базы, а морские пехотинцы капитана В.Мазепо и старшего лейтенанта Д.Петрова продемонстрировали британцам и гостям праздника профессиональное мастерство в показательных рукопашных боях. За время стоянки «Адмирала Левченко» в Портсмуте российский корабль посетили 14 200 жителей Британских островов, с иностранных кораблей — гостей Трафальгарских торжеств. Для экипажа корабля были организованы экскурсии в Портсмут, Лондон и Саутгемптон. По итогам визита среди отличившихся североморцев были названы: капитаны 2 ранга А.Куташев и С.Мельков, подполковники А.Ларионов и Н.Манучарян, капитан 3 ранга М.Шумилов, капитан-лейтенанты В.Завдовьев и А.Сабанцев, капитан В.Мазепо, старшие лейтенанты В.Баландин и А.Воробьев, А.Карманов и А.Федоренко, лейтенант С.Орел, старшие мичманы В.Грицевань, В.Жиляев, Л.Рачковский и С.Черванев.
Послесловие к "охоте". Капитан 2 ранга П. Лысенко. - Морской сборник № 12, 1996 г.
Вообще, по-моему, следует признать парадоксальным такой факт: в середине 80-х, когда материально-техническое обеспечение флота было неизмеримо лучше, так называемому человеческому фактору, морально-психологическому настрою уделялось куда больше внимания, чем сегодня, в условиях угнетающего тотального дефицита - от ракет до приборочного инвентаря. Убедиться в решающей роли человеческого фактора можно, если попробовать допытаться, каким образом командованию, штабу бригады, экипажам кораблей удалось в сжатые сроки провести всю необходимую подготовку и с началом сбор-похода точно по плану вывести корабли в море. Секрет прост. За этой титанической работой стоят вполне конкретные люди - флагманские специалисты бригады капитаны 2 ранга П.Сажнев и С.Вельчу, старший инженер радиотехнической боевой части ВПК "Адмирал Левченко" капитан 3 ранга Ю.Ионов, старшины команд старшие мичманы В.Модуляк, Ю.Мальцев и А.Хведченя и многие другие. Все объясняется уровнем их профессионализма. Там, где средний специалист беспомощно разводит руками и начинает ждать представителей промышленности, профессионал высокого класса обязательно найдет выход самостоятельно. Например, капитан 3 ранга Ионов. Даже "зубры" от промышленности, прежде чем взяться за ремонт техники, как правило, интересуются: "Ионов смотрел?" Корабельные артиллеристы, ракетчики и минеры шутят, что механики на корабле нужны, чтобы привезти их в точку залпа. Если в каждой шутке действительно есть доля истины, то к подчиненным заместителя командира бригады по электромеханической части капитана 1 ранга Л.Лукашевича претензий быть не может. Проведя кропотливые, трудоемкие ремонтные и профилактические работы, личный состав БЧ-5 кораблей, входивших в состав КПУГ, со своей задачей справился успешно. Однако среди других особо стоит сказать о ВПК "Североморск". Боевой расчет этого корабля рисковал вообще не выйти в море, и не только в нынешнем, но и в прошлом и даже в позапрошлом годах... Если бы вместо капитана 2 ранга В.Морозова должность командира БЧ-5 на нем занимал другой, - даже не менее профессионально подготовленный, а просто более равнодушный к своему делу и судьбе корабля человек. "Североморск" (бывший "Симферополь") уже трижды мог оказаться на приколе по состоянию главных двигателей. И трижды срок их эксплуатации удавалось продлить. И старшие начальники, и многие коллеги говорят прямо, что первоочередная заслуга в этом принадлежит капитану 2 ранга Морозову. - Владимиру Ивановичу два года до пенсии, - рассказывал капитан 1 ранга Скок. - Не так давно предлагали ему перевод на берег с повышением. Отказался. Я, мол на этом корабле с момента постройки, здесь хочу и дослужить. И пока я здесь, корабль будет ходовым. Без таких людей - профессионалов высочайшей пробы, преданных службе до самоотречения -флот бы, действительно, погиб. |