Зарегистрирован на сайте. Чтобы узнать его координаты, написать письмо, обратитесь в раздел "Личное дело".
Тайфун: Военно-технический альманах «Тайфун». Выпуск № 52. Д.С.Украинец. Ракетные катера — ударная сила флота 55-я бригада РКА (вскоре она стала бригадой ракетных кораблей) имела в своем составе несколько дивизионов. 502-й дивизион РКА, которым командовал капитан 3 ранга Валерий Кузьмич Борисов (позднее — начальник штаба 55-й бригады, начальник кафедры в калининградском ВВМУ), объединял РКА пр.205 и 205У и дислоцировался в Гранитном. Один дивизион МРК (пр. 1234 и 12341), дивизион катеров обеспечения (катера-мишени, катера-водители мишеней и др.) и группа обеспечения береговой базы базировалась в Гранитном, а один дивизион — в Лиенхамари. Кораблей в бригаде было много — около 35 вымпелов. Р-101 пр. 12411, приписанный к 502-му дивизиону, постоянно базировался в Гранитном. Служба в должности начальника штаба бригады РКА была очень напряженной. Спустя некоторое время к нам прибыл командующий Кольской флотилией вице-адмирал И.В.Касатонов, "надрал уши" за все обнаруженные недостатки, дав, правда, время на их исправление. В дальнейшем мне приходилось достаточно часто общаться с И.В.Касатоновым — бывали в совместной службе и неприятные моменты, но были и положительные. И.В.Касатонов был очень требовательным и строго спрашивал с подчиненных по делам службы, обмануть его в служебных вопросах было невозможно. Постепенно отсутствие выходных стало привычным делом. Субботу я всегда проводил на службе, а в воскресенье, если освобождался до полудня, это было весьма неплохо. Единственной возможностью нормально отдохнуть оставался отпуск. Вскоре штаб нашей бригады был признан одним из лучших на СФ среди бригад. Конечно, поначалу пришлось кое с кем из офицеров расстаться, но в дальнейшем офицеры штаба уходили только на повышение. Старшим помощником начальника штаба бригады был капитан 3 ранга Юрий Борисович Миськин (стал капитаном 1 ранга, ушел служить на 7-ю ОПЭСК СФ, служил в ГШ ВМФ, сейчас в запасе). Флагманского штурмана капитана 3 ранга Дьячкова сменил Александр Шефер (позже ушел в ВМА, назначен на вышестоящую должность).
История штурманской службы Флота России: [История и развитие штурм. дела / Г.И. Безбородов, С.П. Алексеев, В.Н. Андреев и др.]; Гл. ред. Е.Г. Бабинов. - М.: Большая Рос. энцикл., 2003. В 1990 г. кандидат военных наук капитан 1 ранга В. А. Матвеев был назначен на вышестоящую должность заместителя начальника училища по учебной и научной работе, начальником кафедры стал кандидат военных наук, доцент капитан 2 ранга В. К. Тимофеев. За счет правильно спланированной подготовки научных кадров на кафедру продолжают прибывать после окончания адъюнктуры при ВВМКУ им. М. В. Фрунзе молодые перспективные ученые: кандидаты технических наук Н. О. Кириллов, И. Л. Михайлов. В 1994 г. Ученым советом училища ученое звание «доцент» присвоено опытному методисту, одному из лучших преподавателей кафедры, автору более 80 научных трудов капитану 2 ранга М. В. Инчину. Кафедра пополняется офицерами с высшим военным образованием, окончившими Военно-морскую академию, флагманскими штурманами соединений: капитаном 1 ранга В. Ф. Усиковым, капитаном 2 ранга А. Ф. Шефер... Преподавательский и лаборантский состав кафедры Кораблевождения Балтийского военно-морского института, 1998 г. Слева направо: первый ряд — зав. кабинетом Т. В. Круглякова, лам. нач. кафедры С. В. Вихров, нач. кафедры В. К. Тимофеев, профессор кафедры В. А. Матвеев, ст. лаборант И. В. Пальмина, ст. преподаватель В. Н. Кондратюк; второй ряд — доцент кафедры М. В. Инчин, ст. преподаватель В. Ф. Усиков, ст. инструктор В. С. Тупиков, зав. кабинетом М. Г. Нуриев, преподаватели — В. М. Желтов, А. Ф. Шефер, И. М. Михайлов; третий ряд — ст. преподаватель С. Н. Тонкий, нач. лаборатории Ю. В. Захаров, ст. инструктор Александр В. Скрябин, ст. преподаватель Н. О. Кириллов, ст. инструктор Алексей В. Скрябин
Морской сборник № 10, 1990 г. Воинские звания - досрочно. В 1990 г. министр обороны СССР Маршал Советского Союза Д.Т.Язов за успехи в боевой и политической подготовке досрочно присвоил очередные воинские звания ряду офицеров Военно-Морского Флота: Капитан 3 ранга Шеферу Александру Федоровичу
Как "Смольный" "двух зайцев" догнал. Курсант К. Колчин. - Морской сборник № 9, 1996 г. Учебному кораблю "Смольный", вышедшему 2 июля из кронштадтской гавани, выпала честь выполнить во время одного похода две серьезные задачи. Во-первых, предоставить все возможности для успешного прохождения штурманской морской практики 45 курсантам Калининградского ВВМУ. Во-вторых, участвовать в обеспечении регаты парусных судов "Катти Сарк-96". Для этого "Смольный", зайдя в Варнемюнде, направился с участниками регаты в Росток. Тем временем на корабле полным ходом шла практическая учеба курсантов. Как рассказал накануне выхода в море преподаватель кафедры кораблевождения Калининградского училища капитан 2 ранга А.Шефер, каждый "гардемарин" по программе практики должен отстоять 40 часов штурманской вахты, выполнить норматив по астронавигации (решить 10 задач на определение места корабля по солнцу и 10 - по звездам), сдать зачеты по вопросам гидрометеорологической службы, службы времени, технических средств навигации, устройства и выверки секстана. 3 июля у острова Гогланд экипаж корабля и курсанты отдали воинские почести и возложили венки в память о погибших моряках Балтики. Поход оказался очень полезен в плане изучения не только штурманского дела, но и военно-морской истории. Ведь самой лучшей аудиторией для изучения истории является то самое место, где произошло памятное и значимое событие. Курсанты, неся радиодежурство, рассказывали по корабельной трансляции о событиях, происходящих в местах, лежащих на маршруте перехода. В открытом море продолжился учебный процесс. Он получился более содержательным, чем планировалось до выхода из Кронштадта. Определенную помощь в подготовке гардемаринов оказали члены экипажа УК "Смольный". В частности, офицеры корабля провели с курсантами серию занятий по изучению устройства корабля и мер безопасности в плавании. Отдельно были отработаны действия по посадке на спасательный плотик. Корабельный распорядок дня и матросский быт, равно как и выполнение ряда матросских функций, несомненно пошли на пользу будущим морским офицерам. Ведь что лучше всего поможет понять матроса, как не личный опыт матросской службы?! Так что даже участие курсантов в покраске корпуса "Смольного" накануне выхода тоже не пройдет без пользы. В ходе похода наиболее любознательным курсантам удалось, помимо штурманских задач, разобраться и в корабельной артиллерии. Ведь в поход отправились два лучших класса второго курса факультета зенитного, ракетного и артиллерийского вооружения надводных кораблей. Во время стоянки в порту Варнемюнде учебный процесс не планировался, хотя вряд ли пребывание в иностранных портах и обеспечение международной парусной регаты не даст ничего полезного в плане подготовки будущих офицеров. Были организованы специальные группы курсантов, хорошо владеющих немецким и английским языками. И в Варнемюнде, и в Ростоке, и на переходах они смогли еще получить и языковую практику, неся вахты на УКВ-радиостанциях и помогая устанавливать связь между яхтами. Оценивая результаты штурманской практики, можно сказать, что все эти задачи были в целом успешно решены. "Смольный" все-таки "догнал двух зайцев". |