21-й (1962-1969) + (1966 – 69) Из выпуска известны адмиралы В.Л. Хмыров – второй Герой России, и А. Поляков. Командиры кораблей: Н.Н. Аврамов, В. Богданов, А.П. Борисов, А.Г. Борисов, Буняк, Е. Ковалев, В. Мягков, А. Поляков, А. Пустов, О. Русак, А. Соленков, Л.Н. Скоченко, В. Терещенко. В выпуске В.Г. Дзюба, начальник управления 9-го института, а также А.А. Раздолгин автор ряда известных книг: «На румбах морской славы», «Кронштадтская крепость», юбилейного (1984) сборника очерков об ЛНУ «Путь в моря» и др.
Аналогов этой операции не было несколько десятилетий
Офицеры, уволенные из Вооруженных Сил, практически всегда встают перед выбором: жить на пенсию или найти себе применение на гражданском поприще. Подавляющее большинство выбирают второй путь. Ведь и возраст еще трудоспособный, сил, энергии достаточно, знания, опыт, организаторские способности в наличии, да и на одну пенсию прожить непросто. Один из тех, кто сумел в сложных рыночных условиях начать новое дело и обеспечить работой десятки человек - Владимир Терещенко, капитан второго ранга запаса, в недавнем прошлом старший водолазный специалист управления аварийно-спасательных работ Северного флота, руководивший водолазными работами при подъеме АПРК «Курск». Он создал компанию ООО «Гидротехсервис». В короткие сроки она сумела вписаться в рынок судоподъемных и гидротехнических работ.
В ночь с 30 на 31 марта этого года на акватории поселка Белокаменка была завершена операция, аналогов которой в Кольском заливе не было несколько десятилетий, да и в России за последние полтора десятка лет ничего подобного не производилось. На поверхность был поднят ВПК «Удалой», корабль водоизмещением 6850 тонн, длиной 163,5 метра, шириной 19 и высотой по борту 12,2 метра. БПК «Удалой» строили на заводе «Янтарь» в Калининграде. 24 января 1981 года он вошел в состав Северного флота. Семь лет боевой службы, потом два года на капитальном ремонте, и в январе 90-го корабль вновь вернулся в Североморск. Казалось бы, служить и служить России дальше. Но в 1997 году было принято решение о его выводе из состава Северного флота, после чего «Удалой» долгое время находился в отстое. В конце-концов некогда мощный боевой корабль доставили на акваторию судоразделочного предприятия на берегу Кольского залива у поселка Белокаменка. С него были срезаны надстройки из алюминиево-магниевого сплава, настил и борта бака до главной палубы, палубные механизмы и устройства, газовые турбины, гребные винты из бронзы. То есть все ценное, что представляло интерес для предпринимателей-металлистов. От корабля осталось «блюдце». А когда все, что без особых трудностей и затрат было срезано и продано, «Удалой» «вдруг внезапно затонул».
В ноябре 2002 года он пополнил состав «утопленного» в Кольском заливе и ржавеющего на берегу в полузатопленном состоянии «флота». Этот «флот» сегодня, по приблизительным оценкам, насчитывает более 120 бывших боевых кораблей и гражданских судов.
Со стороны, конечно же, неприятно смотреть на торчащие из-под воды ржавые, почерневшие от мазута корпуса судов. А для тех, кто занимается хозяйственной деятельностью, связанной с судоходством, перевалкой нефтепродуктов, организацией портового хозяйства, со строительством морских сооружений - это серьезное препятствие, несущее не абстрактную, а вполне реальную угрозу.
Там, где предстоит выполнять дноуглубительные и строительные работы по расширению Мурманского морского транспортного порта, в том числе на западном - берегу Кольского залива, на дне валяются тысячи тонн металла.
Затопленные у причалов Североморского комбината железобетонные изделия нескольких плавказарм, судов и портальных кранов практически исключили возможность использовать выгоднейшие территории, производственные корпуса и причальные стенки для хозяйственного использования. Хотя желающих разместить здесь тот же нефтеперевалочный комплекс было немало. Подобных фактов можно привести немало.
А что известно об экологическом вреде «судов-утопленников»? Мониторинг донных осадков показывает, что в местах свалок судов уровень загрязнения тяжелыми металлами, хлорорганическими пестицидами на несколько порядков выше предельно допустимых норм. И это при том, что Кольский залив - рыбохозяйственный водоем, через него на нерест в реки идет рыба ценных пород.
Понятное дело: Кольский залив необходимо «чистить». В Мурманске есть компании, имеющие лицензии на утилизацию судов. Но они режут на металлолом корабли или суда на плаву - те, что передают им Северный флот или рыбаки. С тем же, что необходимо доставать из-под воды, никто связываться не желает.
В октябре прошлого года в Мурманске под председательством Николая Бережного состоялся координационный совет по промышленной и экологической безопасности, он принял решение № 6. В нем, в том числе, поставлены задачи: разработать программу по сбору, переработке, утилизации судов и других плавучих средств, выведенных из эксплуатации в Мурманской области.
Государство выделило энную сумму на подъем БПК «Удалой», а решить эту непростую и весьма затратную задачу взялась компания ООО «Гидротехсервис». Реальные затраты «Гидротехсервиса» на этот судоподъем в полтора раза превысили сумму выделенных бюджетных средств. На вопрос, а зачем было нужно идти на такие затраты, себе в убыток, генеральный директор компании Владимир Терещенко ответил: «Это было делом чести. Мы хотели доказать и себе, и своим партнерам, что нам по силам выполнение таких работ, что мы имеем и специалистов, и техническое оснащение для судоподъема такого масштаба». Что ж, они смогли это доказать.
Процесс подъема корабля был непростым. Ситуацию осложняло и то, что корабль затонул с дифферентом на корму и креном на правый борт рядом с причалом - это исключало заведение понтонов с двух сторон. Была нарушена герметичность водонепроницаемых переборок. Водолазам пришлось нарастить борт судна, приварив к корпусу под водой листы стали длиной 200 метров л высотой почти три метра. Готовя корабль к подъему, Андрей Минин, Антон Самович, Евгений Бурков, Денис Устинов выполнили почти полторы тысячи спусков под воду.
Водолазам и специалистам «Гидротехсервиса» пришлось загерметизировать все забортные отверстия, иллюминаторы, вырезы в правом борту. С помощью гидромонитора под корпусом корабля были промыты 6 туннелей для протаскивания судоподъемных стропов повышенной прочности.
Первую попытку поднять судно предприняли еще в декабре 2004 года. Но выяснилось, что нужно еще немало повозиться с корпусом для его герметизации. Пришлось заняться и корректировкой всего проекта судоподъема. И только в этом году, когда все окончательно было готово, началась завершающая фаза операции. О ее масштабах может много сказать всего один факт: из корпуса судна было откачано почти тридцать тысяч кубометров морской воды.
На счету ООО «Гидротехсервис» - дноуглубительные работы у причалов нефтебазы рыбного порта и 35-го СРЗ, очистка дна от тысяч тонн затопленных металлоконструкций, установка тяжелого рейдового оборудования для швартовки супертанкера. В числе значимых операций - выполнение работ по бетонированию плавдока «Паллада» (он будет использоваться для транспортировки трехотсечных реакторных блоков утилизированных атомных подводных лодок), очистка дна в Сайда-губе, в результате чего из-под воды было поднято 11 судов.
Долгие годы в Кольском заливе суда затапливались их владельцами без малейшей ответственности за вред экономике и экологии. Избавляться от этого наследия трудно. Но, похоже, лед тронулся.