Богданов Михаил Васильевич родился в 1931 году.
Богданов М. Дело жизни//Диалог. 1988 №22. О создателе и первом начальнике ЛНУ Н.Г.Изачике.
Впервые я увидел его в 1944 году, ему было тогда 43 года. Человек высокого роста, в форме капитана I ранга, с внимательным, добрым взглядом открытого лица вел разговор с нами, вчерашними юнгами, сынами полков, а то и беспризорными мальчишками, лишившимися родителей, а теперь обретшими приют под одной крышей Ленинградского нахимовского военно-морского училища. Говорил он не как начальник с подчиненными, а словно отец с сыновьями. Его интеллигентность, ровный, спокойный голос, обаятельная улыбка, осанка военного человека и аккуратность во всем располагали к задушевной, откровенной беседе. Да, собственно, что могло интересовать и волновать нас, огольцов 10—14 лет, в то суровое для всей страны военное время? Бескозырка, тельняшка, брюки клеш — для нас стали уже не мечтой, а реальностью. Конечно, интерес вызывали науки, которые предстояло изучать в стенах военно-морского училища, а также те люди, которые нас будут учить. И, помнится, все время нам хотелось есть... Подробностей того памятного разговора я не запомнил, но облик первого начальника и создателя нахимовского училища в городе на Неве мне запомнился на всю жизнь. Перед Николаем Георгиевичем Изачиком, так звали нашего начальника училища, стояли более сложные задачи, которые предстояло решить вместе со своими помощниками, воспитателями и преподавателями. Как подобрать ключи к этим подросткам, чьи судьбы опалила война? Как заинтересовать и увлечь их учебой, помочь залечить тяжелые душевные раны? Наконец, эту ораву изголодавшихся, да и подраспустившихся ребят нужно было одеть, обуть, накормить, привить им элементы порядка, организованности и культуры. «Забота и справедливость к мальчишкам, ну и, конечно же, строгость и дисциплина — вот что легло в основу воспитания. Учили не бояться трудностей и уметь преодолевать их. Прививали чувства товарищества и взаимопомощи, преданности отечеству, любви к флоту...», — вспоминает Николай Георгиевич. — Избранные пути и методы воспитания и обучения нахимовцев себя оправдали. Сотни наших воспитанников стали командирами кораблей, соединений, многим присвоено звание адмирала. В задушевной беседе, которую мы вели в его рабочем кабинете, Николай Георгиевич рассказал о своей жизни, службе, работе. Кстати, разговор этот я завел не случайно. Нынче у контр-адмирала в отставке, заместителя председателя совета ветеранов партии по пропаганде революционных, боевых и трудовых традиций, воспитанию трудящихся и молодежи при Ленинградском обкоме КПСС большой праздник, своеобразный юбилей. В этом году — 70 лет его партийному стажу. Только вдумайтесь в эту цифру! У нас в стране средняя продолжительность жизни 70 лет, а здесь 70 лет назад человек стал коммунистом. Мы рассматриваем пожелтевшие от времени фотографии семейного альбома. Некоторые из них — своеобразные вехи на жизненном пути политбойца. Вот фотография 1921 года. На ней группа молодых людей в военной форме. В центре — 20-летний Николай Изачик, к тому времени уже возмужавший в классовой борьбе, закаленный в боях с белогвардейцами, иностранной интервенцией и внутренней контрреволюцией. На его груди орден Красного Знамени, который он получил в 1920 году за участие в разгроме банд Колчака, Деникина и Врангеля. Воевал в составе бригады особого назначения имени ВЦИК. За два года до этого Николай Изачик возглавлял в родном Тихвине «Союз молодежи Третьего интернационала», но когда социалистическое отечество оказалось в опасности, вступил в ряды РКП(б) и ушел добровольцем на фронт. А вот фотография 1924 года. Она напоминает Николаю Георгиевичу о незабываемой встрече советских военных моряков с известным советским дипломатом, полномочным представителем Советского Союза в Норвегии Александрой Михайловной Коллонтай. Еще весной 1922 года началась новая страница в биографии Николая Изачика, когда он по призыву комсомола, взявшего шефство над Военно-Морским Флотом, пошел служить на флот для укрепления морских рубежей страны. Служба на Балтике, затем Черное море. В 1935-м он закончил Военно-Морскую академию и посвятил себя подготовке военных кадров. И вот в апреле 1944 года адмирал флота И. С. Исаков поручает Н. Г. Изачику организовать в Ленинграде Нахимовское училище. По многим сохранившимся фотографиям мы с Николаем Георгиевичем восстанавливаем в памяти события тех, сороковых, уже далеких лет. Вот Н. Г. Изачик в окружении юных нахимовцев, участников Великой Отечественной войны. Счастливые наследники боевой славы в только что сшитых для парада Победы мундирах. На груди — боевые ордена, медали. Вот нахимовцы на параде, чеканят шаг в колонне по Красной площади столицы. Вот фотографии рабочих моментов съемки кинофильма «Счастливого плавания», в котором Николай Георгиевич выступил в роли военного консультанта. Вот героическая «Аврора», в 1948 году занявшая место своей вечной стоянки и принявшая на борт нахимовцев как учебная база училища... Много снимков, рассказывающих о жизни и работе Николая Георгиевича после ухода его по состоянию здоровья в отставку, когда он целиком отдался общественной работе, став лектором-международником, председателем совета ветеранов при Кировском РК КПСС, членом Кировского райкома партии. Николаю Георгиевичу Изачику посчастливилось быть делегатом и участвовать в работе XXVII съезда КПСС от Ленинградской партийной организации. А сейчас мы говорим с ним о недавно завершившей свою работу партийной конференции: — Я счастлив, что дожил до этого времени, — говорит он. — Дело моей жизни состоялось, но я по-хорошему завидую сегодня молодым. Впереди у них столько интересной работы.
Пятьдесят лет спустя (альманах второго выпуска ЛНВМУ). Редактор - составитель: Солуянов В.Е. СПб.,1999.
Богданов Михаил Васильевич окончил ВВМУ им.Фрунзе в 1953 году, КЧФ - командир БЧ ПЛ, судоводитель КМП, инженер отдала стандартизации института в Ленгипроречтранс, председатель клуба «Дети Авроры», Санкт-Петербург умер в 1989 году. В память о нашем товарище Михаиле Богданове мы публикуем сокращенный вариант его статьи "Академия юных моряков", восстановленный по публикации а журнале "Ленинградская Панорама" в 1989 году. НАХИМОВСКОЕ УЧИЛИЩЕ. Замечательная человеческая способность - память - позволяет воскресить и воспроизвести встречи с юностью, со всем тем, что волновало нас в те дни. Помнится, прошли считанные месяцы с тех пор, как прогремел праздничный салют в честь полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады, когда мы впервые переступили порог Ленинградского Нахимовского военно-морского училища. Училище, названное именем прославленного русского флотоводца, адмирала Павла Степановича Нахимова, открыло свои двери для обучения и воспитания детям воинов Военно-Морского Флота, Красной Армии и партизан Великой Отечественной Воины. Как только в газетах и по радио было объявлено о наборе, на имя командования училища начали поступать заявления о приеме от подростков в возрасте 10 - 14 лет, познавших ужасы войны, голод и холод блокадного Ленинграда. Мало кому известно, что выбору здания училища предшествовал поиск подходящих помещений в полуразрушенном городе. Так, например, «кандидатом» здания под училище был старинный дом с колоннами между Исаакиевской площадью и Адмиралтейством. Поиски велись также на Охте, однако, окончательно остановились на бывшем училищном доме имени Петра Великого. В 1945 году, спустя год после открытия училища, у его главного входа были установлены два 85-миллиметровых орудия, которые сняли с линкора «Октябрьская революция». Пока военные строительные бригады занимались ремонтом и реставрацией здания, первых нахимовцев вывезли в лагерь, на Карельский перешеек, к озеру Суоло-Ярви, впоследствии названному Нахимовским. Через несколько месяцев перед нами предстало отремонтированное здание, со светлыми коридорами, просторными классными помещениями и хорошо оборудованными по меркам того времени учебными кабинетами. Начался первый учебный год... Все в училище было для нас ново: строгая военная дисциплина, распорядок дня, питание на камбузе. Учебный контингент оказался весьма разношерстным. С нами за парты сели подростки, которые уже успели послужить юнгами на боевых кораблях, сыны полков, мальчишки, воевавшие в партизанских отрядах. Грудь многих украшали медали и боевые ордена. Именно о таких мальчишках напишет позднее ленинградский поэт (Юрий Воронов: "...Нам в сорок третьем выдали медали и только в сорок пятом паспорта...". Нельзя не сказать и о тех замечательных людях, кто создавал и организовывал училище. Прежде всего, это первый начальник училища Николай Георгиевич Изачик. Мы, бывшие воспитанники, посетили контр-адмирала в отставке Изачика Н.Г. в 1988 году. Этот уже пожилой человек смотрит на нас с прищуром, добрыми и живыми глазами и весь , вместе с нами, в воспоминаниях. Много нелегких вопросов стояло тогда перед начальником училища. Нужно было подобрать кадры единомышленников, найти опытных и знающих воспитателей и преподавателей. Надо было накормить, одеть и обуть несколько сот мальчишек. Он рассказал такой эпизод. Как известно, на флоте валенки не положены, а нахимовцам приходилось нести караульную службу на открытом воздухе зимой. Командованию училища пришлось обратится непосредственно к Наркому Военно-Морского Флота адмиралу Кузнецову Н.Г. о выделении валенок. Но и Нарком не смог решить этот вопрос. И только вмешательство А.И.Микояна позволило получить училищу 100 пар валенок. Но, пожалуй, самыми трудными .говорит Николай Георгиевич, были все же такие вопросы; как подобрать «ключи» к подросткам, которые уже успели многое пережить, как заинтересовать их, увлечь учебой, помочь залечить тяжелые душевные раны? Как воспитывать, как обучать будущих офицеров? Ведь опыта я этом не было. - Забота и справедливость к мальчишкам, ну и, конечно же, строгость,- сказал Николай Георгиевич, - вот, что легко в основу воспитания нахимовцев. - Мы учили ребят не бояться трудностей и уметь преодолевать их, прививали товарищество и взаимопомощь, воспитывали преданность и любовь к отечеству и флоту - закончил свои воспоминания этот счастливый человек, уверенный в том, что дело его жизни состоялось. Наверно, нет ничего удивительного в том, что Н.Г.Изачик умел подбирать себе помощников. Чем-то неуловимым был похож на Изачика начальник политотдела училища капитан 2 ранга Петр Степанович Морозов. Он пришел в училище с Северного флота. Должность начальника цикла военно-морского дела, а впоследствии заместителя начальника училища занимал капитан 1 ранга Лев Андреевич Поленов - первый командир крейсера «Аврора» после революции, выходец из знаменитой династии Поленовых. Надо ли говорить, какой популярностью пользовался он среди нахимовцев! Думаю, что именно своей причастностью к истории, ему удавалось прививать воспитанникам училища любовь и уважение к трудной и в то же время романтической профессии моряка. Наряду с общеобразовательными программами средней школы, которые вели высококвалифицированные преподаватели, нахимовцы изучали два иностранных языка - английский, язык моряков, и еще один - по выбору. Одно время начальник цикла английского языка, подполковник Эльянов так поставил дело что вместе с аттестатом зрелости нахимовцы получали и диплом военного переводчика. По крайней мере, в ту пору нахимовцам доверяли проводить экскурсии на английском языке по крейсеру «Аврора» для пребывающих иностранных делегаций. Помнится, как в 1947 году Нахимовское училище посетила вдова президента США Элеонора Рузвельт со своим сыном. Они были у нас на уроке английского языка, который вела преподаватель Т.Ф. Тиванова. Нахимовцы продемонстрировали такое хорошее владение разговорной речью, что гости были просто изумлены. На заре создания, в училище появилась традиция - лучшему по результатам успеваемости и дисциплине классу за учебную четверть торжественно вручать переходящий приз - модель торпедного катера, а его ученики награждались билетами на хороший спектакль в один из театров города. Незадолго до Великой Победы в училище появился свой духовой оркестр. Музыканты часто играли в столовой во время обеда. Под его марши проходила подготовка к парадам на Красной и Дворцовой площадях. Нас учили любить и понимать музыку, манерам поведения за столом и в обществе. Учили танцам, которые были таким же обязательным предметом, как, например, математика или физика, и «двойка» по танцам лишала воспитанника увольнения на «берег». Кстати, творческая группа студии «Ленфильм», работая над кинофильмом "Счастливого плавания", снимала фрагменты бала нахимовцев непосредственно в актовом зале, с «живыми» воспитанниками.
Памяти Богданова Михаила. 21.12.1999 года. Как стон, как колокольный звон Печальна воля похорон. Тяжелый час. В который раз Уходят лучшие из нас. Редеют флотские ряды Войной овеянной поры Ушел и ты. Зачем так скоро? Осиротел наш клуб «Аврора» В. Солуянов. НАЧАЛО. Безжалостно время, - Увы, старина! Полвека прошло,- На висках седина... Сегодня мы празднуем Свой юбилей - Нахимовцы первые Памятных дней. Училище Флоту Надежный оплот. Идут добровольно Мальчишки на флот. С военных годин До последнего дня Гордимся и любим, И верим в тебя. Взметнулся на мачте Андреевский флаг, Под ним был разбит Многочисленный враг. Нахимовцы! Помните! В Вашем пути Его Вам во славу России нести!!! Эти строки вызваны доброй памятью живых. Они являются фрагментом ненаписанной документальной повести о нахимовцах в их воспоминаниях, задуманной ныне покойным Михаилом Богдановым. Предлагая эти воспоминания читателю я надеялся в какой-то мере выполнить желание Миши... Богданову Михаилу - В двух строчках рассказать о нем нельзя, Хоть в юности был личностью заметной. Но тем, что здесь сверкает стол банкетный, Мы все ему обязаны, друзья А.Г. Богданов М.В. Наследники морской славы // Ленинградская панорама. 1984, № 7. |