А
-
Б
-
В
-
Г
-
Д
-
Е
-
Ж
-
З
-
И
-
К
-
Л
-
М
-
Н
-
О
-
П
-
Р
-
С
-
Т
-
У
-
Ф
-
Х
-
Ц
-
Ч
-
Ш
-
Щ
-
Э
-
Ю
-
Я
Расс Ростислав Петрович
ЛНВМУ 1949 г.в.
Краснознаменное ордена Ушакова 1-й степени соединение подводных лодок Северного флота. Серия "На службе Отечеству", выпуск 2, 2003 г. В.С.Орлов. Дальний поход Б-76 пр.611
Мы двигались со средней скоростью 6,5 уз в северном полушарии, пересекая и двигаясь в "руслах" течений (Гольфстрима, Канарского, Лабрадорского и др.). В походе мы помнили уроки Великой Отечественной войны — летом 1944 г. в районе Фарерских островов на минном поле погибла В-1 (командир — капитан 2 ранга Фисанович). После войны поля были протралены, но наш командир все же проявил осторожность, двигаясь под РДП или в позиционном положении, а это также увеличивало расход топлива. Были и другие влияния, такие как, понятие "мертвого запаса топлива", связанного с конструктивными особенностями устройства топливных цистерн. Этот "мертвый запас" мог отличаться от расчетного вследствие особенностей топливной системы корабля. Спустя бессонные сутки, 27 октября к нам подошла ПЛ с топливом. Семибалльный шторм не утихал, осложняя передачу топлива в море. В результате все попытки дозаправки окончились неудачей. Все это время экипаж нашей ПЛ находился на своих боевых постах по готовности №1. Командир ПЛ и старпом были на мостике, на верхней палубе работала швартовая команда. Заправляющая нас топливом ПЛ, отошла на безопасное расстояние, избегая "навала" и обоюдных повреждений. К сожалению, при неоднократных попытках завести швартовые тросы, на ней погиб старший лейтенант Ростислав Петрович Расс (выпускник 1954 г. ВВМУ им. В.М.Фрунзе, из первого выпуска Ленинградского Нахимовского училища, способный офицер и талантливый поэт, похоронен в Полярном). Об этой трагедии командир нашей Б-76 капитан 2 ранга М.И.Илюхин решил своему уставшему экипажу не объявлять — положение и без того становилось критическим. Оценив ситуацию, я решился на риск — попробовать запустить один дизель (из оставшихся двух) на моторном масле. Командир и старпом были на мостике и отвлекать их внимание от работы с подошедшей ПЛ было опасно. Я решил действовать самостоятельно и доложить им после сделанной попытки. Из центрального поста перешел в дизельный отсек и здесь, не вызывая командира группы движения, объявил свое решение старшине команды мотористов в присутствии мотористов. Старшина сомневался в возможности запуска дизеля на масле. В этот момент ко мне обратился командир среднего дизеля, попросив разрешения готовить дизель к работе на масле. Я распорядился о приготовлении и приказал пуск дизеля осуществлять не пусковым воздухом, а гребным электромотором. Это было необходимо для большей надежности и сохранения запаса сжатого воздуха. Дизель, нехотя (потребовалось втрое больше времени, чем при использовании обычного топлива) запустился, выбросив за борт густую шапку дыма. Уже завершая подготовку к пуску дизеля, мы получили семафор: "идти на масле", на что мы ответили: "уже работаем". Даже скептики, в том числе и старшина команды мотористов, активно включились в обеспечение нештатного режима работы дизеля. В итоге, на масле, в условиях штормового моря, мы прошли 216 оставшихся до Полярного миль за 39 часов, со средней скоростью 5,5 уз. Замечаний по работе дизеля и его повреждений не было. 29 октября 1957 г. мы подошли к пирсу Екатерининской гавани. Экипаж нашей Б-76 был построен на причале. Строй, уставшей команды, обошел командующий подводными силами СФ контр-адмирал А.Е.Орел. Мне заметил — "очень похудел (послепоходовое медицинское освидетельствование показало - стал легче на 10 кг), на что я ответил: "Ничего, товарищ адмирал, поправлюсь". Нас распустили отдыхать, но чувствовалась скованность встречи — только после нее мы узнали о гибели старшего лейтенанта Р.П.Расса.
Из личных воспоминаний и материалов Селина Владимира Терентьевича, капитана 2 ранга, автора сайта "Советский подводник". Честь имею! www.rigapodplav.narod.ru
Материалы к истории 6-го выпуска (1945-1953). Санкт-Петербург. 2003 г. Теперь о художественной самодеятельности... В программу каждого концерта почти всегда входили выступления хора воспитанников и обязательно читались стихи известных поэтов или собственные (Ю.Панферов, Ю.Бохоров, Р.Расс). Пятьдесят лет спустя (альманах второго выпуска ЛНВМУ). Редактор - составитель: Солуянов В.Е. СПб.,1999. Свидетельством уважения и авторитета, которыми пользовался Лев Андреевич на последнем своем посту у юных нахимовцев, могут быть стихи воспитанника 2 роты Ростислава Расса, написанные им в 1947 году по случаю трехлетия училища. Страстно мечтавший стать подводником, Ростислав Петрович Расс (1930 -1957) в 1949 году окончил Нахимовское училище, а в 1953 году - Высшее военно-морское училище. Подводник-североморец, старший лейтенант Р.П. Расс погиб в 27 лет при исполнении воинского долга. Подходит праздник третьей годовщины... Уж мы не те, что были в первый год. Нас приучили к строгой дисциплине. К преодоленью воинских невзгод. Служить мы будем пламенно и верно, Отличной службы нам дает пример Любимый всеми ротами Поленов - Заслуженный на флоте офицер. - При знакомстве по журналу с нашим 21 классом преподаватели вскидывали брови. А остроумный математик Дымов, прочитав фамилии: Ноль?... Расс?..., спросил: "Ноль и Расе, сколько вас?". - Первые походы на «Надежде». Первый шторм и проявление характера. Славу Расса мучает качка - выворачивает наизнанку - аж посинел, бедняга! Но через силу он пытается даже что-то есть, не увиливает от работы, несет вахту. Ноль Эмилю - Шнобиль - Ноль Эмиль и Слава Расс Удивляли всех не раз. Особливо Шнобиль, Явно был не Нобиль. В.С. Рассу Ростиславу - Старуха - Слава Расс и сух, и прям, И талантлив, и упрям. И любовь по кораблям Не меняет на блям-блям. В.С.
Расс Ростислав Петрович, окончил ВВМУ п/п в 1953 году, КСФ - командир БЧ ПЛ, трагически погиб при исполнении служебных обязанностей в 1958 году.
История гибели помощника командира ПЛ «Б-69» – старшего лейтенанта Расс Ростислава, Баренцево море, 27 октября 1957 года. Владимир Селин, капитан 2-го ранга в отставке. Впервые я познакомился с Ростиславом Расс, когда был назначен на ПЛ «Б-69». К этому времени он был помощником командира ПЛ. Лодка стояла в ремонте на СРЗ-35. После ремонта вернулась в Полярный. Начала отработку курсовых задач. По приказу командования лодку начали готовить к дальнему походу. Плавали много, так как сдавали все задачи, чтобы войти в 1-ю линию готовности. Лодку подготовили к дальнему походу, погрузили все, что надо и не надо, укомплектовали экипаж, назначали день отхода. Но получилось как всегда, поход отменили! Здесь я остановлюсь подробно. Команда была вся на борту лодки, лодка была подготовлен к бою и походу, вахта по готовности 2 стояла на местах, командир ходил по пирсу около тумбы с телефонами – ждал сигнала от оперативного дежурного Подводных Сил. Но «Добро» не было получено. Вместо этого на пирсе появилась комиссия штаба Северного Флота, проверила лодку на предмет готовности к дальнему походу и отменила выход. По какой причине не знаю. После этого мы заступили в так называемую готовность по флоту на месяц. Это значит: уволнения запрещены личному составу и офицерам. Все офицеры маялись дурью в каютах на береговой базе и пили казенный спирт, так называемое «шило», так как на Северном Флоте был установлен «сухой закон» – это было еще одно идиотство. И что еще интересно, квартиры офицеров были в 5 минутах хода от причалов, где стояли наши субмарины, а нас не отпускали домой! И вот в один из дней нас отправили в какой-то поход к Новой Земле, зачем не помню. Подошли к Новой Земле, выполнили задачу и повернули в сторону Гремихи(Иоканьги). Там должны были состояться торпедные стрельбы нашей бригады, почему там! Одному богу известно, да еще оперативному управлению Флота. За лето и осень 1957 года произошло два неприятных случая. Я на них остановлюсь более подробно,так как они в части касаются и меня лично. Первый случай: Я заступил на штурманскую вахту на переходе от Новой Земли к Гремихе. Вдруг в штурманскую рубку входит командир ПЛ капитан 2 ранга Очкас М.С. и спрашивает: «Когда будем в Гремихе?». Я ему ответил, что будем во столько-то. Он посмотрел на меня и говорит, что Турчинский (командир БЧ-1) назвал другое время прибытия в Гремиху. Вызвал Турчинского в штурманскую рубку. Проверили - я оказался прав. Что тут началось..., все ополочились на меня, особенно Турчинский, он был моим непосредственным начальником, да еще и однокашником по 1-у выпуску(дело в том, что меня в культ личности списали на Флот и я целый год пропустил. На меня один из курсантов, бог ему судья, написал кляузу, потом меня вернули, но заставили сдавать экзамены за третий курс, а списали с 4-го курса перед госэкзаменами, и я еще раз повторил 4-й курс с третим выпуском, а потом еще стажировка полгода, короче я отстал от своих однокашников ровно на 2-а года). Я себя не считал виновным, так как меня спросили, я ответил. Вахту я принял с определенными координатами и от этой точки вел счисление, определялся по радиомаякам. А что командир БЧ-1 докладывал командиру я не знал, да и мне до этого не было ни какого дела. Я делал свое дело и отвечал за свою вахту. А за мою вахту «посадки на мель не было! » (Из кинофильма «Танкер Дербент»). Вообще откровенно говоря Турчинский, как судоводитель, был на порядок слабее меня. Это показала жизнь и ранее(у меня была лучшая прокладка на факультете во время государственного экзамена), и в дальнейшей службе( на ПЛ «Б-82» и «К-79» ), а на 16 Дивизии ПЛ периодически исполнял обязанности Флагманского Штурамана и часто вместо Ф-1 вместе с начальником штаба капитаном 1 ранга Семашкевичем Ф.Б. обеспечивал ракетные стрельбы, а это - доверие руководства соединения. Пришли в Гремиху, торпедные стрельбы по какой-то причине были отменены и мы вернулись на базу в г. Полярный. В это время из автономного плавания возвращались две подводные лодки : «Б-75» и «Б-77» ( командиры ПЛ капитан 2 ранга Илюхин М.И. и капитан 2 ранга Михайловский А.П.). Мы продолжали стоять в готовности. ПЛ «Б-75» дала радио, что кончилось топливо у берегов Норвегии, на траверзе мыса Норд-Кап. Нам объявили боевую тревогу и послали встретить ПЛ «Б-75» и передать топливо. Как это сделать никто не досужился придумать. Встретились, но передать дизтопливо не получилось из-за сильной волны. Швартовка борт о борт исключалась, так как сильно штормило. Это примерно в тех координатах, где погибла атомная подлодка «Комсомолец». Взяли ПЛ «Б-75» на буксир, но завели почему-то пеньковый трос. Через некоторое время он оборвался. Командир ПЛ «Б-69» послал на корму помощника командира ПЛ старшего лейтенанта Расс Ростислава посмотреть, не намотался ли трос на винт ПЛ. Когда помощник был уже на корме, нахлынула огромная волна и смыла его за борт. Капкового бушлата на нем не было. Но спасла его канадка, она надулась и не позволила помощнику утонуть. Сыграли тревогу «Человек за бортом», но увы спасти помощника не смогли. Подняли тело на борт, доктор долго боролся за его жизнь, делая что положено, но не спасли. В спасении отличились три моряка: акустик Цибулько, рулевой-сигнальщик Чеблаков и один моториста(фамилию не помню). Короче со спущенным флагом и трупом на борту прибыли в Полярный, где уже ждали «скорая помощь» и руководство Подводных Сил во главе с адмиралом Орел А.Е. Три матроса за мужество и проявленный героизм были награждены медалью «За Отвагу», по Флоту был выпущен агитлисток о их подвиге. Похоронили старшего лейтенанта Расс Ростислава на кладбище в г. Полярном(в районе губы Кислая). Но самое интересное, что ПЛ «Б-75» все-таки самостоятельно «на честном слове» дошла благополучно до базы. Командиром БЧ-5 там был опытный инженр-капитан 3 ранга Зенкевич Эрлен Фомич. Он потом служил Флагмехом в Оленьей губе и на эскадре в Ягельной. Они разбавили дизелное масло, то-ли керосином, то-ли бензином или еще чем-то и благополучно закончили поход. Вот такие сведения сохранились у меня. СТИХИ ВОСПИТАННИКОВ ЛЕНИНГРАДСКОГО НВМУ. Ростислав Расс. ПЕРВАЯ ПРАКТИКА. Под скулою шлюпки брызжет пена, Звучно расступается волна. Шквалы ветра шлюпку на борт кренят, Снова выпрямляется она. За кормою нагоняют тучи. И норд-ост все яростней и круче. Бьет в косые наши паруса. А волна с кормы вот-вот накроет, Но следят за парусом глаза - Пусть норд-ост отчаяннее воет В шкотах, вантах, белых парусах. Мы идем дорогою большою, И за этой практикой придет Высшее училище морское, Служба наша - корабли и флот! 1947 г. Ростислав Расс. Мы. Пусть думают мы - умники и хамы. Способны только спать, курить и пить. Пусть дочерям приказывают мамы Подальше от училища ходить. Но для того, чтоб жизнь разнообразить Ту самую, которой мы живем, Мы все берем, не отряхнув от грязи, И чистого, наверно, не найдем. Да и зачем? Мы на земле немного Свободных, вольных суток проведем, Шумящая и бурная дорога Ложится перед нашим кораблем. На корабле все смело, гордо, чисто, И не найдешь прекраснее людей, Чем штурмана, минеры, торпедисты, Идущих в море грозных кораблей. 1946г. Ростислав Расс. «НАДЕЖДА». Вздрогнул штурвал под рукой, В море идут корабли, Большой дорогой морской, Мы на «Надежде» ушли. Ветра и волн голоса! Море проверило нас, В шторм поднимать паруса Наша команда бралась. Ночью покинули порт, Встретив за Наргеном шквал, Шхуну кидало на борт Кливср,дрожа, затрещал. Шли мы сквозь ветер и град, Кончился первый поход, Гордо поднялся Кронштадт - Русского флота оплот! Вышли на палубу мы... Жаль, что на берег идем! Снова нас манят штормы, В море нахимовца дом! 1948 г. Возвращенные бездной. Э. Ковалев, А. Саксеев. Записки подводников. В качестве эпиграфа к главе Атлантика 1969-1973. Друг мой, вот в какую забрались даль мы, - В линзах перископа зеленеют пальмы! Участь наша чёртова. Трезвость сводит скулы, А из рода женского лишь одни акулы... Ростислав Расс В качестве эпиграфа к главе 1952-1956. На Балтийском и Баренцевом морях. О стрельбе торпедами. ...Огненные черти прячутся в торпеде, Бронзовые кишки и мозги из меди... Ростислав Расс* * Ростислав Расс — мой сокурсник и друг. В должности помощника командира ПЛ погиб в 1957 г. на выходе с Баренцева моря.— Э. К. Историческая справка. ИСТОРИЧЕСКИЕ СПРАВКИ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК. ПЛ «Б-69», лодка на которой служил и погиб Расс Ростислав. Б-69, БС-69 Проекты 611, 611П. Подводные лодки проекта 611. "Секретные материалы России" ("СекретИнфо"): Ударная мощь Российской Федерации. Project 611 (ZULU class) attack submarine.