Контр-адмирал К.А. Безпальчев. В море и на суше. Сборник воспоминаний его воспитанников и сослуживцев. - СПб.: НПО «Система», 2008. (Желающие получить электронную копию должны сообщить на сайт адрес своей электронной почты и какой вариант предпочтительнее, с фотографиями - более 20 мгб. или только текст)
Сочихин Аполлос Сергеевич, 1931 г. рождения. Окончил Рижское Нахимовское училище (1949) и Высшее военно-морское училище подводного плавания (1953). Проходил службу на подводных лодках Черноморского и Балтийского флотов. После увольнения в запас (1957) по состоянию здоровья более 30 лет (до 1997) работал конструктором в НПО «Импульс». Здесь наш причал 1945 год. Конец войны. Мы, дети, которым было 14-15 лет, спасенные армией, народом и родителями, пережившие войну и оккупацию, живые свидетели этого великого времени истории Советского Союза. Небывалый трудовой подъем народа захватил и передался нам, детям, которые испытали блокаду, бомбежки, обстрелы, голод и холод. Пройдя и пережив эти неимоверные трудности, мы восхищались подвигами наших воинов: моряками, лётчиками, танкистами, пехотинцами и партизанами. Нам хотелось хоть чем-то быть похожими на них. Конечно, мы были романтиками и мечтателями ... И когда было объявлено о формировании Рижского Нахимовского училища, многие из нас, не задумываясь, подали заявления о желании там учиться. Было огромное желание стать достойными продолжателями славных боевых традиций Советских моряков. Начальником училища был назначен капитан 1 ранга Константин Александрович Безпальчев, выпускник Морского корпуса 1915 г. Это был лихой моряк, крутой и требовательный начальник с громовым голосом, от которого дрожали все провинившиеся, с внимательным и строгим взглядом глаз. Его манера внешнего поведения, разговора и общения выражали глубокие знания, волю и твердость характера. С первых дней работы К.А. Безпальчев проявил себя талантливым организатором службы, быта и подготовки училища к учебно-воспитательному процессу. С огромным потоком проблем и забот в труднейших условиях разрухи первых послевоенных месяцев, в только что освобожденной Риге, когда надо было за три-четыре месяца отремонтировать здание учебного корпуса, казармы времен Петра I, привести в порядок территорию, подготовить к занятиям классы, оборудовать столовую, клуб, подобрать воспитателей и преподавателей, наладить службу закрытого военного заведения и обеспечить быт будущих воспитанников - вот далеко не полный перечень неотложных дел, которые надо было выполнить к сентябрю-октябрю 1945 г. К.А. Безпальчев проявил и подтвердил репутацию талантливого руководителя и организатора на этом ответственном этапе. Его смелости и «пробивной» способности решать бытовые и хозяйственные вопросы с правительством Латвии и ГШ ВМФ могут позавидовать современные начальники. Вот факты. За четыре месяца выделенные для училища здания - знаменитая рижская Пороховая башня с примыкавшим к ней четырехэтажным учебным корпусом, двухэтажная казарма, находившаяся после освобождения города в полуразрушенном состоянии, благодаря титаническим усилиям и воле К.А. Безпальчева были приведены городскими властями в порядок и уже в октябре 1945 г. в училище были зачислены первые кандидаты в воспитанники, успешно сдавшие вступительные экзамены. В конце сентября 1945 г. я получил вызов в Ригу, куда и прибыл в середине октября. На вступительных экзаменах по одному из предметов получил «двойку», по остальным две «тройки» и одну «четверку». По баллам не проходил. На мандатной комиссии капитан 1 ранга Лев Яковлевич Плискин после тёплой, по-человечески душевной беседы, сказал мне, что несмотря на то, что количество кандидатов значительно превышает штатную численность старшей роты (7 классы) и мой низкий общий балл, но учитывая, что я сирота (отец репрессирован и расстрелян в 1938, мать умерла от голода в блокаду) из блокадного Ленинграда, начальник училища капитан 1 ранга Безпальчев, в порядке исключения, разрешил принять меня с двухмесячным испытательным сроком. Надо ли говорить, как я был рад и благодарен этим руководителям за чуткость и человечность! Надо сказать, что Безпальчева побаивались, и не без оснований, не только мы, воспитанники, но и наши старшие наставники и командиры. Чего только стоит, например, этот эпизод. После четвёртого урока роты строем поднимаются по трапу учебного корпуса на четвёртый этаж в столовую. Вдруг сверху, откуда видны пролёты всех этажей, раздается громкий голос Безпальчева: - Первая рота! Остановите движение! Командира роты - ко мне! Движение всех рот останавливается на трапе. Безпальчев с грозным видом стоит на площадке третьего этажа, как у леера на мостике корабля, и не снижая голоса (слышно на всех этажах) воспитывает ведущего строй первой роты хлёстко, доходчиво за разговоры в строю, баловство, за неопрятный внешний вид воспитанников. Роты стоят на трапе и воспринимают наглядный урок воспитания порядка и дисциплины. Все настроились принимать пищу, а тут новая команда Безпальчева: «Роте подняться на 4 этаж, спуститься вниз на первый, привести строй в порядок и снова подняться наверх». Все остальные роты, как по струнке, следуют в столовую. Зато в самой столовой, когда по сигналу «Слушай все», стоя за длинными столами с бачками пищи, хлебом и кружками с компотом, по команде «Всем сесть» одновременно опускаются на банки (длинные скамейки) все роты, становится веселее. Безпальчев в позе руки за спиной стоит в центре зала громадной столовой, наблюдает за принятием пищи, заодно и за меню, чем кормят ребятишек. Рядом с ним в накрахмаленном халате и колпаке возвышается статная фигура шеф-повара Турченко Антонины Михайловны, участника Великой Отечественной войны, мастера кулинарии. Она радовала нас, детей, вкусно приготовленной разнообразной пищей, а по выходным и праздничным дням - сладкими пирогами. Воспитанникам младших рот (4 и 5 классы) каждый день давали по стакану молока. Командование, воспитатели и обслуживающий персонал, понимали, что имеют дело с детьми, и старались окружить нас, по возможности, домашним теплом и заботой. Постоянное внимание начальник училища уделял учебно-воспитательному процессу: был сформирован учебный отдел, уроки вели лучшие учителя Риги и квалифицированные офицеры-преподаватели, которые сумели увлечь нас каждый своим предметом, совмещая учебную программу с интересными и увлекательными рассказами о выдающихся ученых, их вклада в развитие науки. Образцы проведения уроков показывал сам К.А. Безпальчев, влюбленный в парусный флот, великолепно знающий устройство парусных судов, их такелаж и оснащение, команды, подаваемые при управлении парусами. И до сих пор из того далекого детского прошлого слышится громкий, вдохновенный и торжественный голос Безпальчева: «На фалах и нералах, гафель-гарделях и дерик-фалах, топсель фалах и оттяжках! Паруса поднять!» А как прекрасно и интересно он вел урок астрономии, это было путешествие в мир звезд, указывающий путь морякам в море, помогающих определить место корабля в море. Изучение предметов проходило не только глубже и содержательнее, чем требовала программа средней школы, и, главное, интереснее. Например, к 10 классу (к выпуску) мы довольно свободно могли разговаривать на английском языке, в чем несомненная заслуга преподавателя капитана Енина Ивана Николаевича. Конечно, большое значение в деле обучения и воспитания нахимовцев имела и строгая дисциплина в классах и в училище. Несмотря на то что внешне К.А. Безпальчев выглядел строгим и суровым, а он таковым и был, эти качества в нём удивительно сочетались с чуткостью, душевностью и внимательностью к людям, особенно к детям. И это было не внешней показной артистичностью, а искренним проявлением его многогранного характера, и это проявлялось естественно и просто. К тому же, как тонкий психолог, он прекрасно понимал детей, в чем они нуждаются в этом возрасте, чем можно им помочь в сложных условиях закрытого учебного заведения, вдали от родителей, сиротам военного времени. А дети нуждались, конечно, в родительской ласке и внимании. Часто в праздничные и выходные дни он приглашал воспитанников к себе домой. Нас, мальчишек, романтиков, больше всего восхищала его всесторонняя образованность, знания и опыт флотской жизни. Как моряк, он был для нас безусловным авторитетом, флагманом в нашем «плавании» по азам морских наук, терминов, традиций, по устройству кораблей и судов - от океанских парусников до различных шлюпок. Училище имело свои шлюпки и во время летней практики в лагере, расположенном в живописном месте, на правом берегу реки Даугава, при её впадении в Рижский залив. Безпальчев основное время занятий в лагере уделял физической подготовке воспитанников, тренировкам по гребле, хождении под парусом. Над Даугавой раздавались звонкие команды: «Вёсла-а-а, на воду!» «Суши вёсла!» «Вёсла на валёк!» «Вёсла в воду!» Или: «Шабаш, рангоут ставить!» «Поднять паруса!» «Фока шкоты и кливер шкоты стянуть!» «К повороту, поворот оверштаг!» «К повороту, поворот через фордевинд!» и т.д. Много часов экипажи шлюпок, состоящих из воспитанников под командой старшин и офицеров протирали робы на банках шлюпок, натирали мозоли на руках, отрабатывая команды, стиль гребли, владение веслом при максимальном заносе его в нос и развороте лопасти вдоль воды, затем резком опускании в воду и сильном гребке, сопровождаемом громкой командой: «Два-а-а, раз! Два-а-а, раз!» и т.д. После двух лагерных кампаний и сдачи экзаменов на самостоятельное управление шлюпкой нам, старшеклассникам, доверили командование экипажами младших классов. Трудно передать восторг, радость и одновременно чувство ответственности за порученное дело, когда держишь в руках румпель руля и сидишь на кормовой банке рядом с развевающимся флагом ВМФ и управляешь кораблём, пусть даже малым. Шлюпка послушно скользит по воде, команды выполняются точною. А навстречу свежий ветер, от форштевня целый шлейф воды и брызг освежает и бодрит. Это незабываемо! Безпальчев верен себе и своим принципам мудрого впередсмотрящего учителя. Он усложняет задачу и решается на смелый шаг: провести гонки шлюпок, экипаж - младшие классы, командиры - мы. Гонка начинается с общего старта на веслах на дистанцию четыре кабельтова. После прохождения дистанции на веслах на шлюпках ставят рангоут, поднимают паруса и начинают маневрирование по маршруту, обозначенному буями. Пришедший первым - чемпион! К.А. Безпальчев по-прежнему был влюблен в морскую стихию. Это чувство он трепетно, своим примером моряка, передавал нам, будущим морякам. На всю жизнь запомнились наши первые морские мили на шлюпках из устья Даугавы по Рижскому заливу, далее по реке Лиелупе и обратно. Шли и на веслах, и под парусами, и на буксире моторного катера. Курс прокладывал и командовал шлюпочным ордером с катера капитан 1 ранга Безпальчев. Со стороны это было захватывающее зрелище. Флотилия шлюпок из 10 вымпелов, идущих по заливу под парусом полным ветром. К.А. Безпальчев прилагал усилия, чтобы воспитанники вышли из стен училища всесторонне грамотными и подготовленными к дальнейшей учебе. Одновременно с этим в лучших традициях Морского корпуса он и весь офицерский состав и преподаватели ставили задачу воспитать в ребятах высокую, соответствующую офицеру флота, общую культуру поведения в обществе. С этой целью в программу занятий всех классов были включены уроки бальных танцев, которые вели опытные преподаватели. Как это помогло нам выработать хорошие манеры в обращении с прекрасными дамами, умение красиво и элегантно двигаться, держаться непринужденно и с достоинством. По выходным и праздничным дням устраивались вечера танцев в клубе под прекрасный училищный духовой оркестр. В клубе также проводились встречи с заслуженными и известными людьми. Так, в училище приезжал и выступал перед воспитанниками командующий Прибалтийским военным округом генерал армии И.Х. Баграмян. Начальник РНВМУ капитан 1 ранга К.А. Безпальчев докладывает генералу армии И.Х. Баграмяну о готовности училища к строевому смотру Фотография на память с ведущими артистами МХАТа после шефского спектакля в Нахимовском училище. В центре - капитан 1 ранга К.А. Безпальчев. Рига. 1948 г. Были и Любовь Орлова с Александровым. (Александров тогда снимал в Риге фильм «Встреча на Эльбе»). Произошла трогательная встреча Л. Орловой с воспитанником Джимом Паттерсоном, негритенком из кинофильма «Цирк», где главную роль исполняла Орлова. И уж если речь идет об артистах, то стоит вспомнить, что в училище были и собственные «артисты», с успехом выступавшие в клубе в концертах художественной самодеятельности. Это и спектакль «Ревизор» по пьесе Н.В. Гоголя, талантливо поставленный преподавателем русского языка и литературы М.Ф. Свикке, где мужские и женские роли, естественно в гриме, с блеском исполняли артисты-самородки. Это и музыканты струнного оркестра под руководством дирижера Хайтовича с большим темпераментом и чувством исполнявшие «Светит месяц, светит ясный», «Реве та стогне Днипр широкий», «Сама садик я садила» и многие популярные народные мелодии. На сцене клуба проводились выступления и «силовых артистов»: гимнастов на перекладине, брусьях, с вольными упражнениями, акробатов, штангистов, борцов. Спортивные показательные выступления воспитанников всегда проходили с успехом, при полном аншлаге. Спорт был очень популярен в училище и играл большую роль в физическом воспитании и укреплении здоровья будущих моряков. Многие ребята добились хороших спортивных результатов, выступали на городских соревнованиях гимнастов, легкоатлетов, борцов, имели спортивные разряды. Альберт Акатов стал чемпионом Риги среди юношей по классической борьбе, Миша Пихтилёв (будущий командир подводной лодки), прекрасный акробат, впоследствии в 1 Балтийском ВВМУ выполнил норматив мастера спорта на соревнованиях штангистов на первенстве ВМУЗ в Ленинграде. Занятия по гимнастике, лыжам, плаванию, легкой атлетике, спортивным играм проходили под руководством влюбленных в спорт, прекрасных преподавателей, мастеров спорта капитанов Усовича и Кропачева. |