Символом развала страны и настоящей катастрофы для моряков в 1990-х годов стала роковая судьба третьего героя-нахимовца – Тимура Апакидзе. Он отказался присягать Украине и вывел в Россию свою эскадрилью. 26 сентября 1991 года Тимур первым из морских лётчиков осуществил посадку корабельного истребителя на палубу авианосца «Адмирал Кузнецов». В августе 1995-го за мужество и героизм, проявленные при испытании новой техники, ему было присвоено звание Героя России. 17 июля 2001 года нелепый случай прервал его головокружительный полет.
А в это время его однокашники, учившиеся с ним в 1968-1971 годах, отмечали 30-летие своего выпуска. Их поразил развал и разруха, царившая в это время в училище. И произошло нечто новое – выпускники «сбросились» на ремонт. Ремонт был мелким, но он открыл большую страницу в истории училища: с этого момента выпускники стали хоть изредка и не все, но все-таки помогать училищу. Так появился клуб ветеранов нахимовцев. Его возглавили Ю.Э. Барабанщиков, В.В. Шоферов (вып. 1971 г.) и С.В. Ларев (1973 г.). Первыми членами клуба стали их одноклассники: И.Э. Бибилов зам. председателя «Союза ветеранов воздушно-десантных войск»; О.А. Василевич зам. начальника коммерческого управления; В.В. Беликов, член-корреспондент Международной Академии наук экологической безопасности (МАНЭБ). Они же взяли на себя огромную работу по подготовке к празднованию 60-летнего юбилея. Клубная работа позволила также взяться за написание полновесной истории Нахимовского училища.
Началась эта работа с восстановления памяти. По инициативе зам. председателя Морского собрания С.В. Захарова была установлена памятная доска, посвященная однокласснику Тимуру Апакидзе. Скоро к этой доске прибавилась еще – ПЛ «Комсомолец» (1989г.), на которой погиб штурман Михаил Смирнов и проявил мужество (то есть сумел спастись) Андрей Махота. И еще - «Курск» (2000г.). Там бывших нахимовцев было восемь. Капитаны 3-го ранга: И.В. Щавинский (вып.1986 г.), А.В. Милютин (вып.1989 г.), С.Н. Логинов (вып.1990 г.); капитан-лейтенанты: Д.А. Репников (вып.1990 г.), М.А. Сафонов (1991 г.), С.Н. Логинов; капитан м/с А.Б. Станкеев (1991 г.), старший лейтенант В.Я. Бубнов (1994 г.). Глазами ветеранов – совсем еще мальчишки. В памяти училища они останутся симпатичными застенчивыми юношами. Из того же ряда и нахимовец Д.В. Петровский (1994г.), который получил нож в сердце только за то, что не дал отнять хулиганам бескозырку – как можно, ведь на ленточке четко написано: «НАХИМОВСКОЕ УЧИЛИЩЕ». По счастью он остался жив, и по праву награжден орденом Мужества.
« Мы в жизнь входили по железным трапам, нахимовскими песнями звеня …» . писал Вадим Валунский (вып. 1975 г., погиб 27.7. 1985).
В наше время командирами кораблей стали уже нахимовцы 1980-х годов, такие, как командир АПЛ Юрий Колосов (вып. 1984г.). Выпускники 1982 и 1984 гг. сняли документальный фильм о нахимовцах «Ты слышишь, море!» и стараются оказать училищу практическую помощь. По-прежнему живы традиции. По-прежнему выпускники училища сотрясают монотонность флотских буден, привнося с собой отблеск романтики и отчаянного героизма.
Новая жизнь корабля. Ракетный подводный крейсер стратегического назначения "Тула" выведен из эллинга "Звездочки". Официальный сайт газеты "Северный рабочий". 06.05.2004.
Ракетный подводный крейсер стратегического назначения "Тула" заложен на стапелях Севмашпредприятия в марте 1984 года. В ноябре 1987 года на корабле был поднят военно-морской флаг. В состав ВМФ введен в январе 1987 года. В период эксплуатации прошел 140 тысяч миль, в его послужном списке шесть боевых служб, 17 боевых дежурств. Церемония вывода АПЛ с одной стороны напоминает семейный праздник – сюда приходят работники предприятия с детьми... С другой стороны, это – важное государственное событие, о чем свидетельствует присутствие немалого числа официальных лиц и участников технологического процесса возвращения в строй подлодки. Директор "Звездочки" Николай Калистратов поблагодарил более десятка КБ, НИИ, предприятий, подготовивших корабль к выходу на чистую воду. Свой вклад в возрождение корабля внесли более ста предприятий-смежников, в числе которых ГРЦ "КБ им. академика Макеева", НПО "Аврора", ФГУП СПО "Арктика и другие." Среди гостей представительная делегация из города героя Тулы, шефов корабля. И.о. командующего Северным Флотом вице-адмирал Сергей Симоненко сказал на митинге: "Министерство обороны и главком подчеркивают необходимость восстановления кораблей такого класса. У вас есть опыт возрождать, у нас – желание иметь эти подводные крейсера в строю". А председатель областного собрания Виталий Фортыгин напомнил, что трудовая победа коллектива почти совпадает с днем Победы в Великой оточественной. Во время ремонта и модернизации подводного ракетоносца "Тула" выполнено около ста новшеств, улучшающих тактико-технические характеристики корабля. После ремонта подводные лодки стратегического назначения могут выполнять боевые задачи в течение десяти лет. Это стало возможным благодаря качеству ремонтных работ, основанных на технической документации НИПТБ "Онега" и проектных институтов, новой современной технике и оборудованию, которыми насыщается корабль. И.о. первого заместителя главы администрации области Александр Поликарпов на митинге вручил правительственные награды группе работников "Звездочки". В частности, ответственный сдатчик Леонид Абрамов, на счету которого уже 13 кораблей, награжден орденом "За морские заслуги" под номером 9 и первый в Архангельской области. На торжестве присутствовал первый командир корабля, ныне командир Беломорской военно-морской базы вице-адмирал Олег Трегубов. Сегодня командование принял капитан первого ранга Юрий Колосов. Он обратился за благословением к отцу Свято-Никольской церкви отцу Константину. И корабль был освящен. Почетную роль разбить бутылку шампанского о борт подводной лодки поручили электросварщику Валентина Лычниковой. И надо было видеть, как все замерли, устремив глаза на казавшаюся крошечной перед могучим носом корабля бутылка шампанского, раскачивающаяся на тоненькой ниточке. – Амплитуду побольше. Подкинуть бы вверх, – вполголоса комментировали наблюдавшие. И вот легкий звон и брызги шампанского. "Кла-асс!" – выдохнули вокруг. И все оживленно заговорили, вспоминания редкие, к счастью, неудачи: К-39, рыболовный траулер, который хотя и пошел, но приостановлена серия. У этого корабля судьба будет счастливой, – говорили корабелы, а директор заводского музея Василий Кологриев вспомнил девиз русских моряков, отправляющихся в поход: "С нами Бог и Андреевский флаг".
Сейчас "Тулой" командует капитан 1 ранга Юрий Колосов... Сейчас мало кто помнит, что АПЛ К-114, построенная на верфях Севмашпредприятия в Северодвинске, была одной из последних стратегических подводных боевых единиц, построенных в Советском Союзе. Именно корабли этого проекта Президент В.В. Путин назвал когда-то "надеждой ядерных сил России XXI века". Ракетный подводный крейсер стратегического назначения "Тула" заложен на стапелях Севмаша в марте 1984 года. В ноябре 1987 года на корабле был поднят военно-морской флаг. В состав ВМФ введен в январе 1988 года. В период эксплуатации прошел 140 тысяч миль, в его послужном списке шесть боевых служб (по-подводницки, автономок), 17 боевых дежурств. На "Звездочку", на ремонт, "Тула" прибыла летом 2000 года. Сейчас корабелы уверены, что этот корабль ждет счастливая судьба: во-первых, бутылка шампанского разбилась о его борт с первого раза, с брызгами и звоном, во-вторых, в день вывода "Тулы" из эллинга над Северодвинском была замечена весенняя радуга. И в третьих, особое отношение к кораблю заводчан. В свое время строительство ракетного атомного крейсера стратегического назначения К-114 (это так называемый тактический номер АПЛ) обошлось Советскому Союзу аж в миллиард долларов! Длина лодки почти 160 метров. Водоизмещение более 12 тысяч тонн. Глубина погружения 400 метров. На своем вооружении крейсер имеет 16 баллистических ракет. Свое имя субмарина "Тула" получила в 1995 году, когда между командованием крейсера и руководством Тульской области было заключено соглашение о шефских связях. Ежегодно на "Туле" служат матросы-новобранцы из Тульской области. После спуска на воду АПЛ пройдет швартовые и ходовые испытания и до конца 2004 года вернется в боевой состав Северного флота.
Напоследок капитан Колосов и отец Константин обменялись адресами и договорились о переписке. На лодке будет теперь храниться икона святителя Николая, подаренная общиной северодвинского храма на острове Ягры. А в церкви помещена на стену большая фотография корабля, чтобы лучше помнилось о необходимости молиться за моряков-подводников.
Тульскую область посетил командир атомной подводной лодки Северного флота "Тула" капитан второго ранга Юрий Колосов. Он поблагодарил местные власти за помощь, которую они оказывают подшефной АПЛ "Тула" в течение шести лет. Так, совсем недавно на Северный флот были отправлены два 20-тонных автомобиля с продуктами, вещами, стройматериалами на сумму 800 тысяч рублей.
- Шефская помощь очень нужна экипажу, - отметил Юрий Колосов. - Она поднимает энтузиазм, укрепляет веру в свое оружие. Очень приятно, что о нас на Большой земле не забывают.
Тульская область опекает также АПЛ "Новомосковск", ракетный крейсер Тихоокеанского флота "Варяг" и Краснознаменный Мурманский погранотряд.