А
-
Б
-
В
-
Г
-
Д
-
Е
-
Ж
-
З
-
И
-
К
-
Л
-
М
-
Н
-
О
-
П
-
Р
-
С
-
Т
-
У
-
Ф
-
Х
-
Ц
-
Ч
-
Ш
-
Щ
-
Э
-
Ю
-
Я
Путилов Максим Робертович
ЛНВМУ 1984 г.в.
Отец. ?
Одиннадцатая дивизия подводных лодок Северного флота. Люди, корабли, события. СПб.: Специальный выпуск альманах «Тайфун», 2008 г. В.Г.Ясеновенко. Воспоминания начальника штаба 11-й дивизии ПЛ СФ
Морская группа ВАГШ им. К.Е.Ворошилова (1976-1978) во время выезда на занятия в Севастополь. Слева направо: капитан 1 ранга Р.П.Путилов, капитан 2 ранга Г.А.Михайлов; контр-адмирал Леонид Николаевич Кулишов (старший преподаватель кафедры оперативного искусства ВМФ); капитан 1 ранга В.Г.Ясеновенко; капитан 2 ранга Г.А.Кудрявцев (фото предоставил В.Г.Ясеновенко).
Тайфун: Военно-технический альманах «Тайфун». Выпуск № 48. Ю.В. Кириллов. 2-я Краснознамённая флотилия атомных подводных лодок
Корабельный состав 10-й дивизии 2-й флотилии подводных лодок Тихоокеанского флота.
К-94 675 1966 1967 капитан 2 ранга Р.П.Путилов
Десятая дивизия подводных лодок Тихоокеанского флота. Люди, события, корабли. - Санкт-Петербург, 2005. Специальный выпуск альманаха Тайфун.
Освоение АПЛ 1-го поколения
К моменту включения в состав 10-й ДиПЛ ТОФ АПЛ 1 -го поколения находились в составе различных соединений флота от трех до пяти лет. Первоначально в состав дивизии вошло четыре АПЛ пр.675, позднее в соединении побывало еще шесть лодок этого проекта. Все лодки пр.675 (за исключением К-116) были построены на судостроительном заводе в Комсомольске-на-Амуре, К-116 была построена в Северодвинске. В 1966 г. она совместно с К-133 пр.627А совершила переход с СФ на ТОФ южным маршрутом. В подводном положении за 52 суток было пройдено около 21000 миль через два океана — Атлантический и Тихий. Командовал К-116 в дальнем плавании капитан 2 ранга В.Т.Виноградов. По результатам похода командиру корабля и командиру БЧ-5 капитану 3 ранга С.П.Самсонову было присвоено звание Героя Советского Союза. Все члены экипажа К-116 были награждены правительственными наградами (офицеры различными орденами, матросы — медалями Ушакова). В 1968 г. К-116 впервые в мирное время было присвоено звание "гвардейская". Непродолжительное время командованию дивизии подчинялась К-55 пр.658М. Она была построена в Северодвинске и в 1968 г. подо льдами Арктики перешла на Дальний Восток. Командовал лодкой капитан 2 ранга Ю.В.Перегудов, старшим на переходе был командир 12-й ЭсПЛ контр-адмирал В.Г.Кичев. По прибытии в Чукотское море лодка, не заходя в новый пункт базирования, вышла на БС, что было осуществлено впервые. Первоначально лодки дивизии действовали одиночно. В дальнейшем в 10-й ДиПЛ отрабатывалось действия ПЛ в составе тактических групп, причем в 1970-е гг. группы формировались из лодок 1.-го и 2-го поколения. Несмотря на стр. 20. то что в последнем случае имелся опыт успешных ракетных стрельб, эффективность такого варианта взаимодействия в боевых условиях была бы скорее всего невысокой из-за больших различий ТТЭ кораблей и особенностей использования противокорабельных ракет. В ходе освоения АПЛ 1-го поколения выяснилось, что такое важное тактическое свойство, как сохранение скрытности в подводном положении, не выдерживает критики. Шумность наших кораблей оказалось значительно выше, чем ПЛ вероятного противника, следствием этого стали случаи многодневного слежения многоцелевых АПЛ ВМС США за АПЛ СССР, находившимися на БС. Другой проблемой, с которой довелось столкнуться подводникам при освоении АПЛ 1 -го поколения стала ненадежность части корабельного оборудования. Правда, дальневосточные лодки вводились в состав флота позже однотипных АПЛ на Севере, поэтому многие проектные недоработки были устранены в ходе строительства кораблей, но на некоторых лодках пришлось в ходе очередного ремонта устанавливать новые парогенераторы ППУ. С приходом на должность начальника ЭМС капитана 1 ранга Л.Е.Баклашева основным направлением для ЭМС дивизии стало поддержание технической готовности ПЛ, предупреждение аварийности технических средств, повышение уровня подготовки экипажей ПЛ. Целенаправленная и методичная работа в этом направлении позволила достичь определенных успехов. В 1974-1978 гг. на ПЛ дивизии не было выходов из строя техники, которые могли бы повлечь за собой срыв сроков выхода ПЛ в море или стать причиной досрочного возвращения в базу. Не было случаев возгорания (пожаров), затопления отсеков ПЛ тем более радиационных аварий. Особое внимание при БП экипажей ПЛ уделялось полноте и качеству отработки курсовых задач и в первую очередь — курсовой задачи №2 (одиночное плавание ПЛ). В течение положенного времени в ходе плавания отрабатывалось использование технических средств в штатных режимах, и замечания отдельных офицеров о том, что техника старая и над ней "издеваться" нельзя, во внимание, как правило, не принимались. Большинство командиров АПЛ 1-го поколения имели опыт службы на ДЭПЛ, многие командовали ими перед назначением на должность командиров атомоходов. Первоначально командирами АПЛ командиров ДЭПЛ назначали после окончания ВМА. Позднее, в связи с бурным строительством новых атомоходов, от подобной практики отошли и служба большинства офицеров проходила только на АПЛ. Среди первых командиров АПЛ дивизии был капитан 1 ранга Б.С.Багдасарян (К-108), капитан 2 ранга Н.Н.Береговой (второй экипаж К-94), Герой Советского Союза капитан 1 ранга В.Т.Виноградов (К-116), капитан 1 ранга С.Н.Калинин (второй экипаж К-108), капитан 2 ранга В.П.Кольцов (К-55), капитан 2 ранга А.А.Куприянов (К-34), капитан 1 ранга Р.В.Мазин (К-10), капитан 2 ранга Р.П.Путилов (К-94), капитан 1 ранга В.Г.Таргонин (К-94), капитан 1 ранга Н.Д.Удовиченко (К-189) и другие. Для некоторых служба в должности командира АПЛ стала вершиной флотской карьеры, другие продолжали службу в штабах соединений и флота. Н.Н.Береговой стал вице-адмиралом, командовал ОпЭск ВМФ, В.К.Калухин — контр-адмиралом, продолжительное время он возглавлял отдел БП ПЛ в управлении БП ВМФ...
В дальнейшем лодками пр.675 (675К, 675МК) в дивизии ПЛ командовали: К-10 — капитан 1 ранга Р.В.Мазин. капитан 2 ранга В.Г.Жилин, капитан 1 рангаВ.А.Тушурашвили, капитан 2 ранга В.Н.Медведев, К-48 — капитан 1 ранга Н.В.Анохин, капитан-лейтенант А.П.Еременко, капитан 2 ранга В.И.Ровенский. К-108 — капитан 1 ранга Ю.М.Джанелидзе, капитан 1 ранга Б.С.Багдасарян, капитан 2 ранга В.В.Морозов, капитан 2 ранга В.Л.Ратников, К-116 — капитан 1 ранга Н.А.Дронов. капитан 1 ранга В.П.Парий, капитан 1 ранга Н.П.Зайцев, капитан 2 ранга Ю.Г.Шестак, К-134 — капитан 2 ранга Л.Б.Шаипов, капитан 2 ранга Ю.В.Гульбин, К-175—капитан 2 ранга В.И.Пошивайлов, капитан 2 ранга А.А.Чернышев, капитан 2 ранга А.А.Крылов, капитан 2 ранга Г.С.Яковлев, капитан 2 ранга В.А.Кондаков. К-184—капитан 2 ранга Е.В.Орсагош. К-189 (К-144) — капитан 1 ранга Н.Д.Удовиченко, капитан 1 ранга А.Т.Толстиков, капитан 2 ранга Г.В.Щербатюк. капитан 2 ранга А.А.Исай, капитан 3 ранга Ю.А.Чувашев. капитан 3 ранга В.Я.Зыбцев, К-204 — капитан 1 ранга Г.В.Таргонин. капитан 2 ранга Б.Г.Мокшанчиков, капитан 2 ранга Р.П.Путилов, капитан 1 ранга А.А.Чернышев, капитан 2 ранга Е.В.Орсагош. К-557 — капитан 2 ранга Ю.Г.Пищальников, 273-м экипажем ПЛ — капитан 1 ранга А.Г.Смирнов, капитан 2 ранга Т.Л.Москаленко...
К-94 (позднее К-204) Командиры: 1. капитан 1 ранга Георгий Валентинович Таргонин 2. капитан 2 ранга Борис Геннадьевич Мокшанчиков ... капитан 2 ранга Роберт Петрович Путилов ... капитан 1 ранга Анатолий Алексеевич Чернышев (1976-1982) ... капитан 2 ранга Емил Васильевич Орсагош
Достижения 10-й дивизии ПЛ ТОФ в боевой подготовке (1967-2003)
1967 — К-189 (капитан 1 ранга В.А.Удовиченко). Приз министра обороны СССР. 1968 — Второй экипаж К-108 (капитан 1 ранга С.Н.Калинин). Приз ГК ВМФ. 1968 — К-108 (капитан 1 ранга Б.С.Багдасарян). Приз ГК ВМФ. 1968 — Второй экипаж К-108 (капитан 1 ранга С.Н.Калинин). Приз ГК ВМФ 1968 — К-55 (капитан 2 ранга В.П.Кольцов). Приз командующего ТОФ. 1972 — Второй экипаж К-94 (капитан 2 ранга Н.Н.Береговой) Приз ГК ВМФ. 1972 — К-34 (капитан 2 ранга А.А.Куприянов). Приз командующего ТОФ. 1972 — К-94 (капитан 2 ранга Р.П.Путилов). Приз командующего ТОФ...