Волков И. Путь в моря. Очерки о Ленинградском нахимовском училище. Составитель: Раздолгин А. А. Л.,1984. Я — НАХИМОВЕЦ. (из дневника нахимовца И. Волкова)
Встреча на проспекте. Кем только не хотелось мне стать! В мечтах я осваивал Крайний Север, прокладывал трассу БАМа, водил тяжеловесные составы, писал детские книги, даже снимал приключенческие фильмы. Быстро загорался какой-то идеей и, если быть откровенным до конца, так же быстро остывал к ней. И вот встреча с нахимовцем на Невском проспекте. Четкий шаг, сверкает форма на нем, а сам на полголовы ниже меня ростом. Это я определил, когда первый раз обогнал его. Когда я его обошел в четвертый раз, чтобы лучше рассмотреть этого задаваку, он наконец «заметил» меня. — Ты чего? — А ничего! — беспечно бросил я. — Тогда курсируй в другом направлении. Сказано это было таким тоном, что я последовал этому совету. В тот вечер я был молчаливым. Никуда не хотелось уходить. Мама заволновалась. Она несколько раз заходила ко мне в комнату, спрашивала, не случилось ли что со мной, потрогала рукой мой лоб. Когда зашел ко мне отец, я поинтересовался, как можно стать нахимовцем. Отец опешил от моего вопроса, так ничего мне и не ответил. И только в кухне (чтобы и я услышал) сказал маме: — У Игоря очередная блажь. Хочет стать военным моряком. Это замечание окончательно добило меня. Я вышел к родителям и, сохраняя, как мне казалось, достоинство, проговорил: — Нет, это уже серьезно. И правда, с того дня жизнь моя круто изменялась. До. поступления в нахимовское училище оставалось меньше двух лет, а экзамены предстояли серьезные. На учебу приналег, так, что даже друзья за меня испугались. Волейбол забросил, магнитофон отставил в сторону, прогулки в парк игнорировал. Радовались моим успехам родители, учителя, но, пожалуй, больше всех доволен был я. А когда в свободное время вместо телевизора садился за книгу о море, забывал обо всем. Как ни странно, это встревожило маму. Не раз она внимательным взглядом изучала меня, а однажды строго потребовала от отца серьезно поговорить со мной. — О чем? — удивился он. — О его новом увлечении. Не видишь разве, что оно затягивается? — Радоваться этому надо, а не тревогу поднимать. Характер у Игоря начал прорезаться... Седьмой класс я закончил с двумя четверками. Появился интерес к учебе. Трудная задачка — хорошо, пример сложный — отлично. Составленный мною распорядок дня выполнял неукоснительно. Не скрою, были дни, когда охватывало уныние, но вспоминал «Командира счастливой „щуки"», и все как рукой снимало. К борьбе за свою мечту я готовился со всей тщательностью и серьезностью. На подступах к мечте. Вот уже больше двух месяцев не брал свой дневник, И не до того было. За прошедшее время произошло столько событий! Но главное — я стал нахимовцем! Первые дни пребывания в училище и самые приятные, и самые трудные. Сдружился со многими ребятами быстро — мечта одна, возраст одинаковый. Все для тебя ново, необычно, и в то же время вспоминаешь о доме, о родителях. Иногда хочется подойти к телефону, набрать знакомый номер, услышать голос мамы. Когда она впервые увидела меня в форме, слезы выступили у нее на глазах. Снял бескозырку, только руками всплеснула: от моих волос остались светлые воспоминания. Что касается папы, то выдержка у него настоящая, хотя тоже переживал за меня. А когда узнал, что я стал нахимовцем, сказал: — По-другому и нельзя было, раз решил. Смотрю на своих родителей, вижу, нет-нет да и промелькнет в их глазах тревога: как все сложится у меня? Не передумаю ли я? Как пойдет учеба в училище? Хочется как-то успокоить их, но найти подходящих слов не могу. Обнимаю их и шепчу: — Все будет хорошо. О том, что я веду дневник, мне казалось, .они не знают. И вот после первого увольнения возвращаюсь в училище. Мама протягивает мне тетрадь: — Возьми, может, пригодится. И, заметив мою растерянность, проговорила: — Нет-нет. Я не читала твои записи, но видела — ты ведешь дневник... Подумал: может, забросить все это, но потом решил : ведь интересно будет через несколько лет заглянуть назад, узнать, чем жил когда-то, о чем думал, » чему стремился. Да и практика будет по русскому языку. Приятно мне было, когда первое мое сочинение в училище преподавательница похвалила. Сочинение на вольную тему. О предстоящем сочинении мы узнали заблаговременно. И когда преподавательница объявила, что сегодня мы будем писать сочинение на свободную, или, как кто-то выразился, на вольную тему, никто этому не удивился. Но когда на доске появились слова, вычерченные мелом: «Родина, корабль, командир», кто-то, не выдержав, спросил: — Это тема сочинения? — Да. Это тема сочинения,— ответила преподавательница.— Все вы будете моряками. Хотелось бы узнать, как вы понимаете эти понятия, как объединяете их. Отводится вам четыре часа. Приступайте к работе. Если честно говорить, то в школе сочинение мы писали совершенно по-другому. Изучали произведение, затем составляли план и излагали свои мысли по нему. Как быть? К соседу не заглянешь в тетрадку, он сам таращит глаза на твои чистые страницы. Что и говорить, задачка не из легких. А время уже идет. Начал с составления плана. Первый вопрос: «С чего начинается Родина?» Писалось легко. Может быть, потому, что необычность обстановки сказывалась, а может, потому, что сейчас надо было выразить на бумаге те мысли, рассуждения, которые волновали меня. В общем, «прорвало». Никогда с таким увлечением еще не работал над сочинением. Понимал: что-то, может, наивно, бездоказательно, но остановиться не мог. Главное, писал, что хочу стать моряком. На боевом корабле защищать свою Отчизну на морских рубежах так, как делали моряки старших поколений. Вспоминал Сладкова, Железнякова, Никонова и Травкина, других героев, которые не щадя своей жизни боролись за то, чтобы наша Родина была свободной и счастливой, с безоблачным небом. «Пройдут годы,— писал я,— и на смену одному поколению моряков придут другие, придем мы, нынешние нахимовцы. Быть достойными славы старших, беззаветная преданность Родине — вот тот фундамент, благодаря которому мы можем твердо стоять на мостике современного корабля". Когда писал о корабле, не мог удержаться от цитаты из рассказа Л. Соболева «Историческая необходимость». «Корабль — это значит: сияющая медь, желтый блеск вымытого линолеума, недвижные и ровные ряды одинаково белых с синими воротниками матросов на справке, такие же, но черные — на большом сборе, свист дудки...» Написал эту цитату по памяти, путаясь в знаках препинания. Но то, что написал о корабле Леонид Соболев давным-давно, было сейчас созвучно мне, совсем юному нахимовцу. «Берег — это лишь мгновение, которое изредка дарит величавое, таинственное, грозное и манящее существо — корабль». Разве можно сказать лучше! Самой короткой была третья часть сочинения. Только написал, что хочу стать моряком, хорошим флотским командиром, как раздался звонок. Сдавал тетрадь с сожалением. Преподавательница это заметила: — Что-то размахнулись вы сегодня, Волков. Почтя полтетрадки написали. — Так уж вышло. Через несколько дней объявили результаты сочинения. Первой была названа моя фамилия. Внутренне подобрался, но все оказалось хорошо. И даже незаконченность сочинения не отразилась на оценке. Справились с заданием и большинство моих товарищей. Потом зачитали некоторые. Это сочинение еще больше нас сблизило. Теперь мы были не просто коллективом, а коллективом единомышленников. Ведь мои мысли были созвучны мыслям одноклассников. Герой-подводник рассказывает... Перечитал дневниковые записи последних дней. Все короче и короче они становятся. Учеба отбирает много времени. Какое же главное событие произошло за прошедшую неделю? Пожалуй, это встреча с прославленным подводником Героем Советского Союза С. П. Лисиным. Невысокий, но стройный, с блестящими по-молодому глазами. Его рассказ о героических делах экипажа подводной лодки «С-7» был очень интересным, Уже с первых слов Сергей Прокофьевич Лисин пленил наше воображение. Поражала его скромность. Он рассказывал о боевых товарищах, их мужестве. Когда он сошел с трибуны, мы окружили его и буквально атаковали всевозможными вопросами. Задал и я: — Что главное, на ваш взгляд, в профессии офицера-подводника? — Любовь к Родине, верность своей профессии, отличное знание специальности. Призваться, ожидал иного ответа. Думал, что в первую очередь Сергей Прокофьевич назовет мужество, отвагу, храбрость. Видимо, подводник прочитал все это на моем лице. Улыбнулся широко и ласково, положил руку мне на плечо и к сказанным словам добавил : — Понимаете, если любишь Родину, то те качества, о которых вы сейчас думаете, сами собой приложатся. На подвиг люди идут не ради славы. Помните, у Александра Твардовского: «Бой идет не ради славы, ради жизни на земле». Уже после той встречи дошел до меня смысл этих слов, и я поразился их справедливости и точности. Тогда же у меня созрело решение: после окончания нахимовского училища обязательно пойду в училище подводного плавания. Это твердо. Экскурсия в Кронштадт. Кто из ребят не смотрел фильм «Мы из Кронштадта», не восхищался мужеством моряков, не ходил вместе с ними в решительные атаки на неприятельские цепи?! И не раз в наших играх у кого-то из мальчишек вырывалось: «Нас не возьмешь! Мы из Кронштадта!» Но одно дело говорить, а другое — самому побывать, походить по мостовым легендарного города. Давно мечтал об этом. Кронштадт! Справа и слева от него цепочкой протянулись форты. Идем по дощатому настилу, выходим на небольшую площадь. «Добро пожаловать!» —приветствует нас экскурсовод. И начинает рассказ о городе, его истории. Много мы узнали в этот день о городе моряков, его славе и величин. И не только узнали, а словно прикоснулись к истории Военно-Морского Флота, его прошлому и настоящему. Здесь на каждом шагу, в любом уголке города все напоминает о флоте — памятники, мемориальные доски, даже названия: главная площадь — Якорная. Отсюда уходили в далекие плавания корабли, сюда они и возвращались, прославляя Родину великим:! открытиями. В Петровском парке, когда экскурсовод рассказывал о доках Кронштадта, их оригинальности и простоте, за нашими спинами вдруг грохнуло. Да так, что многие мои товарищи, да и я тоже, от неожиданности присели, растерянно озираясь по сторонам. — Сверьте часы. В Кронштадте полдень. Такой, оказывается, обычай. Еще со времен Петра I. А мы испугались. Посмеялись над собой. Потом подошли и к пушке, потрогали ее. Обратил внимание, что почти все товарищи, внимательно слушая экскурсовода, нет-нет да и бросают взгляд на стоящие невдалеке боевые корабли. Оттуда несутся над старым парком звуки отбиваемых склянок, затихающие в густых кронах деревьев малиновым, едва слышным звоном, чтобы через некоторое время вновь повториться. Каждый удар склянок отзывается в сердце какой-то торжественностью. Интересный город. Славная у него судьба, завидная история. Понравился Кронштадт всем. Встреча с ним навсегда останется в нашей памяти. Теперь, слушая по приемнику веселую музыку, невольно буду вспоминать, что этому мы тоже обязаны Кронштадту. Здесь работал А. С. Попов. Мы побывали в музее великого изобретателя радио. Покидая город, каждый из нас не прощался с ним, а говорил: — До свидания, Кронштадт! Мы знаем, что не раз встретимся с тобой и наша дорога в море обязательно пройдет через тебя. «Здравствуй, море!» К нашему первому походу на учебном корабле мы готовились со всей тщательностью. Немного волновались. Предстояла первая встреча с морем. Как оно нас примет, выдержим ли мы испытание? — вот вопросы, которые задавал себе каждый нахимовец. Узнав о походе, первое, что сказала мама, было: — Там же качает. А тебя на каруселях укачивало. Ты помнишь? Помнил. Мама, мама! И когда она перестанет считать меня маленьким мальчиком? Не видит она, какие перемены произошли во мне за время, проведенное в училище? Но мамы всегда остаются мамами. Всегда видят своих детей маленькими. Шутливо успокоил ее: — Не волнуйся. Против качки у меня есть средство — «театральные» карамельки. — Помогает? — А то как же! В самолете помогает, поможет и на корабле. Мама улыбнулась: — Не обижайся. Вижу, что вырос. ...На учебном корабле нас встретили радушно, приветливо. Моряки разговаривают с нами как с равными. Не сердятся, что одолеваем вопросами. Обстоятельно отвечают. Улыбаются иногда нашей наивности. Многое показывают. Вечером устроили для нас концерт художественной самодеятельности. Мы, конечно, тоже в долгу не остались. В общем, контакт установился прочный. Завтра — выход в море. Утро началось с приготовления корабля к бою я походу. Мы все расписаны по боевым постам. Видим, чем занимаются наши наставники, как они готовят материальную часть к работе. Уже вздрагивает от нетерпения палуба, корабль словно просится в море. Наконец звучит долгожданное: — По местам стоять, с якоря и швартовых сниматься. Корабль медленно отходит от стенки. Проходим узкость. Экипаж выполняет десятки вводных. Ложимся на курс в море. Уже вскипает за кормой белопенный бурун, и чайки дружной стаей пристраиваются к нам в кильватер. Долго они нас провожают. Уже скрылось за горизонтом очертание земли. Кругом волны, волны, волны... Гордо развевается на гафеле Военно-морской флаг. И каждый из нас мысленно произносит: — Здравствуй, море! |