... Большой десантный корабль "Воронежский комсомолец" был заложен на стапеле Калининградского судостроительного завода "Янтарь" 05.02.1964 г., спущен на воду 01.07.1964 г., являясь головным кораблем данного проекта.
С 15 ноября по 8 декабря 1965 г. он прошел швартовые испытания, с 9 по 27 декабря того же года - заводские ходовые, с 28 декабря 1965 г. по 18 августа 1966 г. - государственные. председателем комиссии государственной приемки был старший уполномоченный Балтийской группы ГПК ВМФ контр-адмирал Л.В.Медведев, первым командиром корабля - капитан 3 ранга И.Г.Махонин.
Входил в состав 39-й дивизии морских десантных сил, базировавшуюся на Крымскую ВМБ (Донузлав). С 1966 по 2004 г. с подразделениями морской пехоты на борту совершил более 20 дальних походов продолжительностью 6-8 месяцев.
С 1991 г. по 1994 г. корабль находился в консервации в Одессе. В ходе раздела флота был переподчинен командованию 30-й дивизии надводных кораблей. В 1992 году корабль был переименован в "БДК-65".
В августе 2000 года БДК в составе отряда боевых кораблей Черноморского флота выполнял задачу по перевозке за четыре рейса вооружения и техники контингента Группы российских войск в Закавказье из пункта погрузки Гонио (в районе Батуми) в пункт высадки Утришенок (в районе Новороссийска).
В 2003 г. корабль был переименован и получил новое название - "Саратов". В настоящее время большой десантный корабль "Саратов" входит в состав 197-й бригады десантных кораблей 30-й ДиНК и активно используется в учениях и боевой подготовке флота.
... Если бы новый порт возник, он стал бы третьим в мире по протяженности причального фронта, вдвое превосходя Одесский. Думается, нет нужды говорить, чем бы стала Евпатория, воплотись эта программа в жизнь.
Даже начальные работы по дноуглублению позволили создать в городе несколько десятков новых рабочих мест и решить проблему обеспечения Крыма песком, добываемым со дна озера.
Проектирование суперпорта было в самом разгаре, когда в Евпаторию прибыла внушительная государственная комиссия в составе более чем 80 человек, представлявших Центральные Комитеты КПСС и КПУ, Советы Министров СССР и УССР, Министерства морского флота и путей сообщения Советского Союза, Минавтотранс Украины и, разумеется, Минобороны. Среди чинов военного ведомства выделялись высшие офицеры аппарата Главнокомандующего ВМФ.
«Группа товарищей» осмотрела макет будущего порта и города, побывала непосредственно у места строительства. После этого прошло совещание, на котором представители почти всех ведомств единодушно поддержали инициативу гражданских моряков. Особое мнение высказали только военные, предложив использовать Донузлав для базирования кораблей ЧФ, контролирующих Средиземное море, а также подводных лодок, судов на воздушной подушке и самолетов-амфибий.
Мероприятие завершилось. Его участникам сообщили, что окончательное решение вынесут ЦК КПСС и СМ СССР. Разумеется, большинство ожидало разрешения спора в свою пользу. Однако Высшая Инстанция Страны Советов, как это не раз происходило в нашей истории, прислушалась именно к мнению меньшинства. Лиман почти полностью был передан Минобороны для создания Крымской военно-морской базы. Гражданским морякам достался лишь участок Евпаторийского порта, занятый добычей песка со дна Донузлава.
ВМФ развил поселок Мирное и построил рядом с ним новый — Новоозерное. Впоследствии они стали подчиняться Евпаторийскому городскому совету. Эти удаленные части Евпатории напоминают «ГРЭС» в Симферополе или севастопольский микрорайон «Камышовая бухта», застроенные многоэтажными жилыми домами.
После включения новых микрорайонов в черту города администрации Евпатории пришлось организовывать движение городских автобусов в Мирное и Новоозерное, подключать тамошних абонентов к городской телефонной сети, выделять дополнительные места в евпаторийских больницах и поликлиниках...
Положение на первых порах облегчалось тем, что торговое и бытовое обслуживание в обоих поселках, бывших закрытыми административно-территориальными образованиями, осуществлялось силами Главного управления торговли Минобороны. И лишь позже, по просьбам населения, помимо «военторговских», на Донузлаве начали открываться гражданские магазины, кафе, дома быта.
Первым начальником Евпаторийского военно-морского гарнизона стал капитан 2-го ранга Л.Потехин. Его сменили другие офицеры, в частности, капитаны 1-го ранга Ю.Крылов, И.Махонин, Е.Чебанов. Для многих из них Крымская ВМБ стала неплохой стартовой площадкой. Чебанов впоследствии служил заместителем командующего Балтийским флотом, Крылов возглавлял Таллиннскую военно-морскую базу. Лучше всех дела пошли у Махонина: он завершил свою карьеру в должности заместителя главнокомандующего ВМФ СССР.
К сожалению, Советский Союз самоликвидировался. «Новая» Россия отказалась от военной базы на Донузлаве, Украине ее содержание не по карману. Большинство частей в Мирном и Новоозерном расформированы, гражданских предприятий (кроме упомянутого участка евпаторийского порта) здесь нет. Тысячи людей остались без работы и, соответственно, без средств к существованию.
Сейчас поселки на берегу Донузлавского лимана открыты для свободного посещения, но своим печальным состоянием напоминают агонизирующие северные российские ЗАТО типа Видяево или Гаджиево.
История создания. ... На корабле не удалось в полной мере обеспечить условия размещения десанта, отвечающие требованиям длительного плавания. Тем не менее БДК «Воронежский комсомолец» стал первым отечественным десантным кораблем, способным решать задачи в океанской зоне. Мореходные качества обеспечивали ему безопасное плавание на всех морских и океанских театрах. Создание головного БДК пр. 1171 было отмечено Государственной премией 1969 г., лауреатами которой стали главный конструктор И.И.Кузьмин, его заместитель Н.Ф.Семенов, начальник НПКБ Н.В.Максимов, конструктор бюро Ю.И.Кольцов, представители завода «Янтарь» и заказчика — активные участники проектирования и строительства этого корабля. После завершения испытаний БДК типа «Воронежский комсомолец» вошли в состав всех четырех флотов ВМФ. На Черном море и Тихом океане их было по пять единиц, по два корабля несли службу на Севере и Балтике. Эти корабли хорошо зарекомендовали себя на боевой службе и за долгие годы эксплуатации совершили много дальних походов. К середине 2004 г. в составе ВМФ осталось четыре БДК пр. 1171: на Черном море — три корабля («Саратов», «Орск» и «Николай Фильченков»), на Тихом океане — один («Николай Вилков»). Их техническое состояние — удовлетворительное. Остаток технического ресурса установленного на них вооружения, механизмов, систем, устройств и оборудования позволяет продлить нормативный срок службы кораблей при своевременном выполнении поддерживающих и доковых ремонтов. «Большие десантные корабли типа «Воронежский комсомолец» проекта 1171». А.Б.Морин. Военно-технический альманах «Тайфун». 2005 г. №47.
В декабре 1994 года следственная комиссия Генпрокуратуры РФ, разбирающаяся с историей продажи авианосцев "Минск" и "Новороссийск", рекомендовала правительству и президенту приостановить действие всех указов и постановлений, касающихся дальнейшей судьбы этих кораблей и создать специальную следственную комиссию для работы непосредственно в Министерстве обороны. Как выяснилось, ТОФ, на балансе которого числятся авианосцы, не имеет никакого отношения к продаже этих кораблей Южной Корее на металлолом. Продажей по личному распоряжению Павла Грачева занималось совместное предприятие "Компас-1", учредителями которого стали с российской стороны фирма "Компас", а с южнокорейской - "Янг дистрибьюшн". Фирму "Компас", в свою очередь, учредили бывший начальник тыла ТОФ Махонин, бывший начальник Генштаба СССР Моисеев и бывший командующий ВМФ СССР Чернавин.