А
-
Б
-
В
-
Г
-
Д
-
Е
-
Ж
-
З
-
И
-
К
-
Л
-
М
-
Н
-
О
-
П
-
Р
-
С
-
Т
-
У
-
Ф
-
Х
-
Ц
-
Ч
-
Ш
-
Щ
-
Э
-
Ю
-
Я
Шастун Владимир Анатольевич
ЛНВМУ 1972 г.в.
Alter ego. Фото В. Анькова. - Морской сборник № 3, 1997 г.
У всего бывает начало и свой первый день. С этого мы и начали разговор с капитаном 1 ранга Владимиром Шастуном. Он очень хорошо помнит, как сорок лет назад его семья переехала во Владивосток. Ясно, как наяву, он видит ту улицу вдоль бухты, на которой прошло детство. Улицу Катерную, где были слышны гудки пароходов, покидавших причал, рокот торпедных, а затем и ракетных катеров, пенящих за кормой крутые буруны, хриплые голоса рейдовых буксиров. Отчетливо помнит, как бегали они по знакомым дворам в брюках, перешитых из флотских "клешей", и бушлатах с позеленевшими медными пуговицами. Помнит и тот мальчишеский восторг, с которым вглядывались в каждого военного моряка, мечтая поскорее, обогнав время, служить вместе с ними... Так оно и случилось, ибо нет в жизни лет, проходящих бесследно. Все имеет смысл и значение, все ложится на душу и со временем в ней отзывается. Конечно же, он стал моряком, и сегодня он капитан 1 ранга, один из лучших командиров подводных крейсеров стратегического назначения в соединении. В канун 300-летия российского флота его экипаж был назван в числе первых на ТОФ. В текущем году он, засучив рукава, с еще большей настойчивостью взялся за будничную работу, так как понимает, что удержать завоеванные позиции труднее, чем их достичь. ... Подводная лодка капитана 1 ранга В.Шастуна только что возвратилась из плавания. И хотя он уже успел окунуться в атмосферу береговых проблем, то и дело в разговоре возвращался к последнему походу, так похожему на все предыдущие, но вместе с тем и особенному. Моряки знают: двух одинаковых плаваний нет и быть не может. Начиналось все как всегда. После длительной и интенсивной подготовки, сдачи обязательных боевых упражнений и загрузки корабля РПКСН вышел в море. Родная база вместе со всеми нынешними проблемами материально-технического обеспечения осталась за кормой. Командир же в эти мгновенья думал: все ли он учел, не упустил ли чего из виду, особенно в подготовке тех молодых матросов, что в первый раз вышли в море. Понятно, как бы качественно ни была организована и проведена отработка задач в базовых условиях, без "шлифовки" их в походе рано считать этот вопрос окончательно закрытым. А молодые лейтенанты, вчерашние .выпускники училищ? Ведь и они за пять лет учебы практически не видели моря. И как им руководить матросами и особенно мичманами, которые побывали на боевой службе десятки раз? Командиру было известно, сколько энергии и нервов истрачено на обучение новичков, сколько вложено в них сил. Но тогда, на выходе, он не знал, сколько времени и терпения надо будет еще отдать, чтобы окончательно доработать эти вопросы в ходе автономки, начиная с обычной подстраховки матросов, молодых мичманов и офицеров и кончая доверием к их самостоятельным решениям. Сколько раз надо убедиться в их способности действовать грамотно на своем посту - несколько, десять, сто? У каждого свой старт... - Приготовиться к погружению, - скомандовал командир, оглядывая присутствующих в центральном посту. - Командирам отсеков доложить о готовности... Лодка уходит под воду. - Глубина..., дифферент..., - докладывает рулевой-сигнальщик матрос М.Мячин. Все, теперь только боевая служба! Отлаженный и напряженный ритм работы всех звеньев экипажа, эффективная боевая учеба. Кроме ежедневных проверок заведовании и действий в аварийной обстановке личный состав проводил запланированные боевые учения, тема которых менялась еженедельно. Вторая неделя, к примеру, была посвящена отработке практических навыков борьбы за живучесть. Авторитет капитана 1 ранга В.Шастуна в экипаже РПКСН непререкаем. - Учебная аварийная тревога! Пожар в третьем отсеке, - неожиданно для экипажа поступает вводная от старшего помощника командира корабля по боевому управлению капитана 2 ранга А.Лотарева. Через секунду все, кто находился в "горящем" отсеке, задраиваются и быстро облачаются в индивидуальные средства защиты. По возможности отключается электропитание приборов и механизмов, выясняется место и причины "возгорания", следует доклад, и борьба с огнем начинается. Но тут слышится новая вводная: "Учебная аварийная тревога! Поступление воды внутрь корпуса! Поврежден трубопровод..." Вахтенный командир капитан 2 ранга В.Бобко отправляет к "пробоине" аварийную группу. Обесточены насосы систем охлаждения, перекрыты клапаны, ведется заменена прокладки на трубопроводе, еще раз проверены приборы и средства спасения... Каждое такое учение завершается тщательным разбором действий всех аварийных и специальных партий, каждого в отдельности. Отмечаются недостатки, поощряются лучшие и инициативные действия. Будни автономки: занятия, тренировки, учения - все ради одного: формирования настоящего единого коллектива, способного эффективно решать поставленные задачи. ... По внутренней связи слышится новый приказ: "Начинаются плановые корабельные тренировки по обесшумливанию!". Внутри прочного корпуса такая тишина, что слышно, как журчит за бортом вода. Неделя проходит в соревновании между отсеками. Работают только самые необходимые механизмы, даже разговаривают и отдают приказы вполголоса... На очередном подведении итогов отмечено - лучшее заведование техника-электрика второго отсека мичмана А.Шарова. И это не удивительно: заслуженный подводник, больше двадцати лет на флоте, на счету пятнадцать автономок. Будни автономки... Любому подводнику они кажутся жизнью вне времени и пространства. Во всяком случае в их привычных земных проявлениях: нет ни вечера, ни утра, ни солнечного света, ни глухой ночи, ни свиста ветра, ни мглы тумана. Ничего, кроме ежедневных вахт, недолгих встреч и разговоров в кают-компании. Одни и те же лица, одно и тоже изо дня в день: пульт управления, железо переборок, трубы, вентили, кабели. Лодки созданы для автономок, они к ним привыкают. Люди, наверное, так и не могут до конца отвлечься от того, что оставляют на берегу, с нетерпением ожидая минуты, когда подается трап на родной и знакомый бетон пирса, оживает медь оркестра, замирают ровные черные шеренги на берегу... Вот почему так памятны здесь любые маленькие радости и праздники. Как, к примеру, в последнем походе, когда отмечали пятнадцатилетие корабля. Из всех самодеятельных артистов особо блистали ветераны экипажа капитаны 3 ранга А.Львов и Н.Русинский - Нептун и русалка. Новички же потом затруднялись сказать, что им больше всего запомнилось: теплые поздравления командира, традиционный праздничный обед с фирменными пирогами кока мичмана В.Тинникова, импровизированный концерт или сама атмосфера приподнятости, царившая на лодке. Мы долго говорили с Владимиром Шастуном и об этом. О таких непохожих, но вместе с тем реальных состояниях бытия подводников. Одно - в атмосфере тепла, покоя и домашнего уюта, но отягощенной сотнями нынешних бытовых проблем и вопросов содержания корабля у причала. Другое - в холодной пустоте океана и непрерывном напряжении, но размеренное и выверенное по часам и минутам. Вспомнили и его последнее интервью по телевидению корреспонденту РТР. С горечью говорил тогда Шастун о нынешнем положении подводников и прежде всего "стратегов", решающих, по признанию всех, важнейшую государственную задачу. Что уж тут говорить о материальном вознаграждении их нелегкой службы, если теперь, как правило, они не удостаиваются даже традиционных жетонов "За дальний поход", столь ценимых молодыми моряками, как признание их профессионализма. Наверное, судьбой было предначертано, чтобы жизнь Владимира Анатольевича и его брата Александра складывалась по единому "сценарию". Во-первых, они родились в один и тот же день. Во-вторых, когда пришло время, оба поступили в Нахимовское училище. А успешно закончив его, оба пошли учиться в Высшее военно-морское училище имени М.В.Фрунзе на штурманский факультет. Вместе братья приняли решение распределиться на Тихоокеанский флот, на атомные подводные лодки. Правда, Александр поначалу служил в Приморье, а у Владимира служба началась сразу на Камчатке. Но настоящий опыт подводников они обретали здесь, на полуострове, в одном соединении и с разницей около года стали командирами подводных ракетных крейсеров стратегического назначения. Добрым словом отзывается об обоих братьях командир соединения контр-адмирал В.Гольдибаев. - Капитан 1 ранга Владимир Анатольевич Шастун - профессионал, который способен организовать выполнение боевой задачи любой сложности, - сказал контр-адмирал. - Он первый в соединении выполнил один из сложнейших маневров по управлению кораблем. Его экипаж всегда в необходимой готовности. Был случай, когда один из наших атомоходов по техническим причинам не смог в срок выйти в море. Владимир Анатольевич, получив приказ, в короткое время подготовил своих подчиненных к выполнению задачи и сделал все как надо. На такого командира я могу положиться целиком и полностью. Не подведет! Так же надежно служил у нас и Александр Анатольевич, который недавно назначен начальником инспекции безопасности мореплавания на ТОО. Братья-близнецы - не первые в офицерской династии Шастунов. На четыре года старше их Виктор Анатольевич, тоже капитан 1 ранга. Пройдя многие ступени флотской службы и приобретя немалый опыт, он в настоящее время является специальным корреспондентом журнала "Морской сборник" по Тихоокеанскому флоту. А родоначальник династии - их отец -Анатолий Павлович, капитан 1 ранга в отставке. Его военная карьера началась в далеком 44-м, когда призвали на срочную. Потом были учебный отряд и эсминец Северного флота, где и пришло твердое решение навсегда связать свою судьбу с флотской службой. После окончания в Ленинграде Балтийского военно-политического училища Анатолий Павлович плавал на кораблях в Заполярье. До сих пор он ясно помнит переход в 1956 г. Северным морским путем на Тихий океан, где продолжал служить на боевых кораблях вплоть до увольнения в запас. Была задумка с должности замкомбрига перевестись в Ленинград, да что-то не получилось, и укоренился военный моряк во Владивостоке. Сюда, поближе к нему, стремятся перебраться и сыновья, которым осталось служить не так уж много. Почему одни не могут отойти от пирса, а экипаж капитана 1 ранга Владимира Шастуна без проблем решает задачи в море? Почему прикомандированные к нему молодые матросы просят оставить их именно на этой лодке, а прослужившие немного хотят заключить контракт? В прошедшем году атомоход под его командованием первым на флоте совершил дальний океанский поход. За решение задач боевой службы экипажу вручены переходящее Знамя соединения и вымпел правофлангового экипажа. Для Владимира Анатольевича это была 16-я "автономка" и третья в должности командира корабля. Успехи же своего корабля Владимир Анатольевич напрямую связывает со своими подчиненными, радуется за них и гордится ими. - Года три назад прошла "волна" увольнений в запас среди офицерского состава, - рассказывает он. - И сейчас в коллективе остались те, кто хочет и будет служить. Есть прекрасные офицеры, мичманы. У меня два старпома - капитан 2 ранга Андрей Лотарев и капитан 3 ранга Владимир Дмитриев - допущены к самостоятельному управлению подводной лодкой, планируются на повышение. Очень грамотный, опытный командир БЧ-5 капитан 2 ранга Виктор Ситник. Отлично знает свое заведование и командир дивизиона капитан 3 ранга Николай Павлов. Эти и другие офицеры составляют то ядро, вокруг которого и формируется весь экипаж. С такими специалистами можно служить... С другой стороны, с неменьшим уважением о своем командире отзываются его подчиненные, отмечая неординарный ум этого человека, высокий профессионализм, его душевные качества. Флотская династия Шастунов - Командир делает для экипажа больше, чем это регламентируют его обязанности. Он постоянно вникает и в личные проблемы подчиненных, вплоть до матроса. Что-то не ладится у человека, не то настроение - это сразу подмечает Владимир Анатольевич, - поделился своим мнением старший помощник капитан 2 ранга А.Лотарев. - Знаю, например, когда у мичмана С.Подрезова возникли большие материальные затруднения в семье - а у него шестеро детей, • командир сам ходил к командующему флотилией, чтобы ветерану экипажа выдали денежное довольствие и пособие на ребят. Особое внимание сегодня уделяется молодым лейтенантам: к нам пришли девять выпускников. Опять же - помочь им с обустройством, разрешить финансовые проблемы - многое тут зависит от командира. А он ради экипажа делает все от него зависящее, не считаясь со временем. Соответственно, и от людей идет отдача... Хочу особо отметить, что в отношениях между офицерами Владимир Анатольевич наиважнейшим качеством считает порядочность и честность. Сам бесконечно преданный избранной профессии, он и подчиненных учит выкладываться в работе сполна. Может быть поэтому в его командирской практике ни разу не было каких-либо ЧП. А если и возникала "нештатная ситуация", из нее выходили с честью. Давно известно, что командир на флоте - это не просто штатная должность. Настоящий командир сочетает в себе компетентность, решительность, требовательность, заботу о подчиненных и еще многое-многое другое. Настоящего командира всегда видно по реальным делам. Большим или малым - не важно, главное - по реальным. В прошлом году в дальнем походе пришлось принимать экстренные меры по спасению одного моряка. Человека "прихватил" аппендицит, да еще в сложной форме. Три часа капитан медицинской службы А.Вроб-левский с добровольными помощниками-ассистентами старшим лейтенантом С.Евсюниным, мичманами В.Жмурко и П.Белянским делал операцию, и все-таки состояние моряка не улучшалось. Требовалась операция в условиях стационара. Всплыли, но из-за шторма снять с лодки больного не было возможности. Получили приказание следовать в базу. И едва того доставили в госпиталь, как корабль снова вышел в море для продолжения плавания. Главнокомандующий ВМФ оценил действия командира и экипажа по спасению жизни человека как образцовые. Капитану 1 ранга В.Шастуну позже были вручены часы "Адмирал", а доктору А.Вроблевскому - медаль ордена "За военные заслуги". - Владимир Анатольевич Шастун, - говорит бывший командующий флотилией вице-адмирал М.Захаренко, - с его опытом, умением оценить обстановку в море, знанием корабля -олицетворение командира, который должен командовать ракетным подводным крейсером стратегического назначения. Это командир, который может сплотить коллектив не на словах, а на деле. Командир, который уверен, что его приказание с мостика дойдет до последнего матроса в трюме крайнего отсека и будет выполнено. В качестве примера досконального владения им обстановкой на корабле приведу такой факт. Однажды при отработке задач боевой подготовки в море я дал указание ему помочь соседнему экипажу устранить техническую неисправность. Он в короткое время выполнил поставленную задачу, так как знал, в каком отсеке, в каком ящике и в каком количестве находятся у него ЗИП. И если кто-то думает, что знание таких "мелкомасштабных" и унылых мелочей - пустяк, тот не знает цену подлинной командирской компетентности. При этом вице-адмирал Захаренко подчеркнул, что в соединении, где служит Владимир Анатольевич, 80 % командиров отлично владеют обстановкой на своих кораблях, но и среди них он - уникальный человек и командир, как по личной подготовленности и отношению к делу, так и по ответственности перед Отечеством. Подлинный профессионализм этого офицера отмечен несколькими орденами и медалями. Не менее высокой наградой для командира ракетоносца можно считать оценку его деятельности, выраженную в словах начальника штаба Тихоокеанского флота: "Самостоятельный командир. Его одного можно выпускать на выполнение задач боевой службы. Это человек, обладающий даром предвидения". В свое время, увольняясь со службы, капитан 1 ранга Анатолий Павлович Шастун, вероятно, был счастлив тем, что по стопам пошли все три сына, о каждом из которых, он мог не без гордости сказать: "Они - мое второе я!" Нет, вовсе не в абсолютном повторении поступков, идентичности нравственных оценок, полной аналогии жизненного пути. Повторение в другом - в верности делу, которое стало теперь для них общим, делу, которое положило начало новой династии моряков Военно-Морского Флота. У Владимира Шастуна, тоже, трое сыновей: Павел, Андрей и Сергей. Сейчас еще рано говорить о том, пойдут ли они по жизни путем своего отца. Но по крайней мере сейчас они живут с этой мечтой... Мы уезжали от подводников вечером. На сопки уже легли сумерки. Фонари у причалов отражались в воде желтыми ручейками. Угасал, казалось, нескончаемый день воспоминаний, когда как бы заново проходит прежняя жизнь. Жизнь, которая прошла у берегов одного и того же океана. Удачи и счастливого повторения, тебе, командир. Во всем! В делах, подчиненных, сыновьях...