На Черноморском флоте и в Севастополе завершился ряд праздничных мероприятий по случаю 100-летия подводных сил России. В них самое активное участие приняли совет ветеранов-подводников ЧФ, возглавляемый кавалером ордена Красной Звезды капитаном 1-го ранга в отставке Николаем Капустиным, а также общественные организации ветеранов, в том числе и Международный Союз "Боевое братство - без границ". Накануне празднеств в севастопольском Доме офицеров прошла военно-историческая конференция: "100 лет подводным силам России, на страже морских рубежей Отечества", которую открыл командующий Черноморским флотом России адмирал Александр Татаринов. В конференции приняли участие заместитель начальника управления боевой подготовки ЧФ капитан 1-го ранга Михаил Мамаев, контр-адмиралы в отставке Борис Царев, Станислав Алексеев, Евгений Кобцев, капитаны 1-го ранга в отставке Николай Капустин, Михаил Макареев, капитан 2-го ранга запаса Валерий Захар - соавтор книги "Подводные силы Черноморского флота".
В честь юбилея подводных сил России состоялся выход в море ракетного катера для возложения венков на месте гибели в мае
1909 года первой подводной лодки ЧФ "Камбалы", а также подводникам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. В церемониале приняли участие командир отдельного Констанцкого ордена Ушакова 1-й степени дивизиона подводных лодок капитан 1-го ранга Анатолий Варочкин, его заместитель по воспитательной работе капитан 2-го ранга Виктор Чрикян, ветераны-подводники, а также нынешние защитники южных рубежей Отечества.
Всего полторы недели не дожил до юбилея капитан 1-го ранга в отставке Станислав Самсонов, удостоенный звания Героя Советского Союза 23 марта 1966 года за "кругосветку" на атомной субмарине.
В ту пору Станислав Павлович, окончивший в 1957 году Севастопольское высшее военно-морское инженерное училище, был командиром электромеханической боевой части атомохода. Огромные трудности выпали на его долю, но офицер и его подчиненные выполнили задачу государственной важности. Прощание с героем-подводником прошло во Владимирском соборе - усыпальнице адмиралов.
А в Деловом и культурном центре Севастополя прошло торжественное вручение юбилейных медалей "Столетие подводных сил России". В это же время в частях, на кораблях и соединениях ЧФ состоялся единый День информирования "Витязи черноморских глубин", посвященный юбилейной дате. Ветераны-подводники поделились своими воспоминаниями, рассказали морякам нынешнего поколения о подвигах их дедов в годы минувшей войны и во время дальних, в том числе океанских, походов, в период освоения новой техники и оружия.
Мероприятия состоялись и в других точках Севастополя. У мемориала "Витязям морских глубин" прошел митинг с участием членов Военного совета флота, ветеранов-подводников, представителей города и Нахимовского района, членов делегаций шефствующих регионов. На территории дивизиона подводников, которым командует капитан 1-го ранга Анатолий Варочкин, прошла церемония открытия памятного комплекса, посвященного подводникам-черноморцам.
На снимках: подводная лодка "АЛРОСА" и ее командир капитан 2-го ранга Дмитрий Парамонов, командир дивизиона подводников капитан 1-го ранга Анатолий Варочкин, председатель совета ветеранов подводников ЧФ капитан 1-го ранга в отставке Николай Капустин. Во время военно-исторической конференции "100 лет подводных сил России". (снимок на сайте отсутствует).
На основании теоретического анализа и обработки большого количества экспериментальных данных были определены зависимости акустических характеристик основных типов механизмов от энергетических параметров и тем самым обеспечено проектирование оптимальной энергетической установки. Практически для каждого поколения подводных лодок и надводных кораблей разрабатывались средства виброизоляции: амортизаторы, гибкие рукава, патрубки, мягкие подвески трубопроводов и муфт. От поколения к поколению их виброизолирующая способность удваивалась. Разрабатывались специальные виброизолирующие фундаменты, двухкаскадные схемы виброизолирующих креплений. В итоге работ, проводившихся под руководством специалистов ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова, 1-го ЦНИИ ВМФ (Г.Н. Белявский, Я.Ф. Шаров, В.И. Попков, Н.В. Капустин, К.Я. Мальцев, И.Л. Орем, В.Р. Попинов), отечественное судостроение располагает широким набором амортизирующих и виброизолирующих конструкций, способных обеспечить значительное снижение вибрации и шума. Из уникальных конструкций следует отметить пневматические и низкочастотные амортизаторы на нагрузку 0,5-100 т, гибкие рукава для трубопроводов с давлением рабочей среды до 10000 кПа и некоторые другие.