А
-
Б
-
В
-
Г
-
Д
-
Е
-
Ж
-
З
-
И
-
К
-
Л
-
М
-
Н
-
О
-
П
-
Р
-
С
-
Т
-
У
-
Ф
-
Х
-
Ц
-
Ч
-
Ш
-
Щ
-
Э
-
Ю
-
Я
Багдасарьян Борис Суренович
ЛНВМУ 1948 г.в.
Главная
Тайфун: Военно-технический альманах «Тайфун». Выпуск № 50. А.В.Конев. Первые шаги 26-й дивизии подводных лодок ТОФ В июне 1962 г. К-59 пошла в автономный поход. Это была первая БС атомохода на ТОО. Походу К-59 уделялось особое внимание: необходимо было проверить, как поведёт себя техника в океане, в длительном походе. Провожать лодку прибыл командующий флотом адмирал Виталий Алексеевич Фокин, старшим на борту пошёл командир 26-й ДиПЛ контр-адмирал Юрий Васильевич Иванов. Как писалось выше, во многом поход был испытательным, при возникновении какой-либо нештатной ситуации комдив лично разбирался в её причинах. Прибывал в отсек, беседовал с матросами, старшинами, на месте выяснял, что же произошло. В походе потёк парогенератор, повысилась газовая активность в реакторном и смежных отсеках. Что делать — возвращаться, не выполнив боевую задачу, или продолжить плавание? Командир дивизии собрал весь свободный от вахты офицерский состав в кают-компании и сказал, что хочет заслушать предложения всех, начиная с самого младшего офицера. Все офицеры, от командира группы до командира корабля, были единодушны во мнении продолжить плавание. Отсекли текущий парогенератор, и поход продолжался. Поставленные задачи были выполнены. Старшим помощником командира К-59 был капитан 2 ранга Борис Суренович Багдасарян, командиром БЧ-5 — капитан 2 ранга Виктор Михайлович Никитин, командиром электротехнического дивизиона БЧ-5 - капитан 3 ранга Мстислав Олегович Здоровенин. По итогам автономного похода экипаж К-59 был награжден: командир и механик получили орден Ленина, старпом и замполит - орден Красной Звезды, командир электротехнического дивизиона - медаль "За Боевые Заслуги». Этим же Указом за освоение новой техники орденом Красной Звезды были награждены командир К-45 капитан 2 ранга Виктор Григорьевич Белашев и командир БЧ-5 этой лодки капитан 2 ранга Иван Ефимович Бригида. После автономного похода командир К-59 капитан 2 ранга А.В.Ганрио был назначен заместителем командира 26-й ДиПЛ ТОФ. Новым командиром К-59 стал капитан 2 ранга Б.С.Багдасарян.
Усов А.А. Записки рядового адмирала. М.: Орбита-М, 2005. Несмотря на разницу в возрасте, званиях и должностях, группа жила дружно. Выпускные экзамены сдавали при взаимной выручке и поддержке. Помню, как помогали Гене Абасову сдать экзамен по торпедной стрельбе. Полное имя Абасова Абдулихат Умарович, но для взаимного удобства заменили Геной. В состав ГКП (главного командного пункта) вошли Ганрио и Калашников, наши временные начальники. Председателем комиссии на экзаменах в тот год был Николай Иванович Морозов, командовавший Краснознаменным учебным отрядом подводного плавания имени С.М. Кирова, который никак не верил, что молодой будущий командир не умеет атаковать торпедами. Вот мы и доказали, что умеет. Начальство не рекомендовало нам отмечать завершение учебы всей группой и в форме. Мы выполнили рекомендацию и организовали выпускной вечер слушателей бухгалтерских курсов в приличном кафе, расположенном напротив Московского вокзала. Все были в штатском платье, за исключением одного «приглашенного» военного моряка. Ему нужно было уезжать в тот же вечер. Было весело, шумно, как на всех подобных вечерах. Борю Багдасаряна продолжали донимать просьбой: «Боря, возьми послужить на Черный флот». На что Боря неизменно спокойно отвечал: «Ну вас, ребята, на фиг, самим плавать не в чем». О службе на Черноморском флоте шуток было много, так как в тот период новые корабли шли на все флоты потоком, а на Черноморский флот пока еще поступали мало.
В книге В.К. Грабаря "Нахимовское училище. История. Традиции. Судьбы" есть такие строки, посвященные выпускнику 1948 года: "21 июля 1970 г. командир атомной подводной лодки К-108 Борис Багдасарьян (которого капитан 1-го ранга Изачик чуть было не выгнал из училища) на боевой службе столкнулся с подводной лодкой США, которая упорно следила за нашей. Корпус советской подводной лодки оказался прочнее американской, у Бориса дома в качестве «сувенира» хранится кусок обшивки «американца»... Более подробно об этом столкновении, а также о других подобных инцидентах, которые с неизбежностью происходили в период холодной войны, можно узнать, посетив страницы сайтов, список которых приведем ниже. Подводный шпионаж против СССР. Глава 7. «Вот она подходит…» GardenStone. Наиболее подробное из обнаруженных на сегодня описание столкновения, включая воспоминания о нем американских подводников, а также сведения о службе Бориса Суреновича.
СЕМЬ ЛЕТ ПОД ВОДОЙ. Николай ПАУКОВ. 24.07.2002, Павло-Посадские известия. Интервью капитана 2-го ранга Анатолия Скорикова, прослужившего на 23 года на атомных подводных лодках. ... Еще хотелось бы рассказать о случае столкновения атомной лодки с американской подводной лодкой "Татог", которая специализировалась на слежении за атомными подводными лодками с крылатыми ракетами. Это было время так называемой "холодной войны". Перед "Татог" стояла сложная задача слежения за советской подводной лодкой во время испытательных пусков крылатых ракет. Командир "Татог" Балдерстоун должен был добыть информацию о нашем ракетном оружии. Патрулирование происходило в июне 1970 года. "Татог" предстояло осуществлять длительное слежение за советской подлодкой типа "Эхо П" (К-108), которую обнаружила в 30 милях от берега. Советская лодка не подозревала о слежении. Оно длилось уже пять часов. При очередном погружении советской лодки с ней был утерян контакт, американцы пытались его восстановить. И вот тогда произошло столкновение. Американская подводная лодка "впечаталась" в К-108 своей рубкой. От пробоины корпуса нашей лодки предостерег ее турбинный вал. Но Балдерстоун предположил, что советская подводная лодка была пробита и навсегда ушла на дно. Попытки спасти ее экипаж не было предпринято.... Страницы истории 26 дивизии подводных лодок ТОФ. Статья вице-адмирала А.В. Конева о 26 дипл. РПФ Форум. Автор рассказывает о службе Бориса Суреновича Багдасарьяна на подводной лодке "К-59". ПОДВОДНЫЙ ШПИОНАЖ. Камчатское время. 30.04.2003. Подробности столкновения подлодки "К-108". ... Не все контакты российских подводников с американскими заканчивались благополучно. Существует несколько десятков доказанных столкновений наших подводных лодок с иностранными, в том числе, 20 столкновений лодок ВМФ с иностранными подводными лодками при нахождении их в подводном положении. Из них 11 произошли в полигонах боевой подготовки на подходах к основным пунктам базирования Северного и Тихоокеанского флотов, в том числе, восемь - на Севере и три - на Тихом океане... Противостояние под водой. Еженедельник «Конкурент» №14 15.04.03. 20 июня 1970 г. советский атомоход «К-108» под командованием капитана 1-го ранга Б.Багдасаряна у берегов Камчатки в подводном положении столкнулся с АПЛ ВМС США «Тотог» (прозвище «Грозная Т», командир капитан 1-го ранга Б.Балдерстон). Обе субмарины получили тяжелые повреждения. «К-108» стала проваливаться на глубину, но благодаря грамотным действиям командира и экипажа катастрофу удалось предотвратить. Наша АПЛ всплыла и дошла до базы, где был произведен ее ремонт. Однако американские моряки посчитали, что советская лодка погибла, о чем спустя годы признались журналистам «Чикаго трибюн», обвиняя при этом в ЧП советских подводников. Тем временем потрясенный случившимся, командир «Тотог» коммандер Б. Балдерстон подал рапорт об отставке и стал священником, а спустя семь лет после ЧП сошел с ума и вскоре скончался. Историческая правда о гибели подлодки К-129 оказалась искаженной. Валерий Алексин. Статья из еженедельного приложения к "Независимой газете" "Независимое военное обозрение" 26 марта - 1 апреля 1999 года № 11 (134). SUBMARINE. В июне 1970 г. в полигонах боевой подготовки у берегов Камчатки в подводном положении ПЛА ВМС США "Тотог" столкнулась с нашей ПЛА К-108 проекта 675, командиром которой тогда был капитан 1 ранга Борис Багдасарян. По данным своих гидроакустиков, командир американской лодки понял, что наша ПЛА погибла, и полным ходом ушел, не всплывая, в Перл-Харбор. Но в невероятно сложных условиях наша лодка сумела всплыть и, выполнив весь комплекс положенных в таких случаях мер, благополучно возвратилась в базу. "Тотог" получила повреждения, очень похожие на те, которые имела всего два года назад "Суордфиш", в борту К-108 даже остались обломки американского перископа и другая техника "Тотог". Тёмная сторона Америки. Независимый информационный ресурс. ИСТОРИЯ ПОДВОДНЫХ ИНЦИДЕНТОВ. Валерий Алексин. ... ФАКТ СТОЛКНОВЕНИЙ АМЕРИКАНЦЫ НИКОГДА НЕ ПОДТВЕРЖДАЛИ... ПОДВОДНЫЕ ИНЦИДЕНТЫ. О растиражированных высказываниях некоторых "консультантов" о "катастрофической" аварийности наших атомных подводных лодок. Подводная война. Хронографъ - неизвестные страницы истории. ... В то время как в мире надводном вожди СССР и США подписывали соглашения о разоружении и ратовали за разрядку и уменьшение напряженности в двусторонних отношениях, в мире подводном шла самая настоящая подводная война... К-108. История ПЛ. ПЛАРК - Проект 675, 675М, 675МК, 675МУ, 675МКВ. РОССИЙСКИЙ ПОДВОДНЫЙ ФЛОТ - ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ.