Масягин, Владимир Павлович. Офицеры Балтийского флота / В.П. Масягин, С.А. Якимов. - СПб. : Измайловский, 2003.
Многие молодые офицеры продолжают семейную традицию профессионального служения Отечеству. Среди них капитан 3-го ранга В.Ю. Бондарь, командир малого ракетного корабля «Гейзер», капитан-лейтенант А.Б. Вольский, командир ракетно-артиллерийской боевой части сторожевого корабля «Неустрашимый», капитаны А.А. Малофеев, старший летчик истребительного авиационного полка, О.В. Мистюков, начальник радиолокационной станции ПВО, гвардии старшие лейтенанты Г.В. Мотузенко, помощник командира ракетного катера, Е.Л. Ландо, командир противотанкового взвода морской пехоты. Как правило, молодые офицеры отличаются целеустремленностью и инициативой при выполнении служебных обязанностей. Так, старший лейтенант Вадим Храпунов прибыл в инженерную часть в мае 1999 года, после окончания с золотой медалью Нижегородского филиала военно-инженерного университета — как раз в то время, когда увольнялся в запас его отец (тогда командир части) Игорь Юрьевич Храпунов. Вадим пришел на смену своему отцу, настоящему русскому офицеру, за плечами которого — сложнейшие случаи разминирования. И дед, и прадед Вадима Храпунова были военными, так что он продолжил семейную традицию. «Профессия сапера, — считает он, — требует особой смекалки, смелости, решимости. Не каждый человек может заниматься этим делом».
Лучший артиллерист 11-й армии. Капитан 3 ранга С. Даскаль. - Морской сборник № 11, 1996 г. Впервые звания лучшего артиллериста 11-й армии был удостоен, как это не удивительно, офицер Балтийского флота - командир зенитной ракетной батареи сторожевого корабля "Неустрашимый" старший лейтенант Антон Вольский. В тот августовский день известная своим непостоянством балтийская погода опять испортилась: с утра пошел дождь, небо заволокло тучами, видимость ухудшалась. Когда же корабельная ударная группа в составе сторожевого корабля "Неустрашимый" и эсминцев "Беспокойный" и "Настойчивый" пришла в полигон у мыса Таран, прямо над кораблями зависло огромное грозовое облако. Оно создало для радиометристов так называемую зону засветки, в пределах которой весьма трудно обнаружить низколетящие воздушные цели. И все же руководитель учения - заместитель командира соединения надводных кораблей капитан 1 ранга Владимир Гриднев - не стал переносить ракетную стрельбу. Истинное мастерство проверяется именно в таких трудных условиях. В качестве противника КУГ выступил отряд из малых ракетных кораблей "Бурун", "Гейзер" и ракетного катера. Противник серьезный, скоростной, маневренный и хорошо вооруженный. Он атаковал группу, которой командовал капитан 1 ранга Игорь Белоглазое, семью крылатыми ракетами. Впервые в истории проведения на Балтике состязательных мероприятий на приз ВМФ ударная группа поразила сразу семь крылатых ракет, причем четыре из них - на счету СКР "Неустрашимый". - Бой получился скоротечный. Он занял по времени не больше трех минут, - вспоминает герой этих учений старший лейтенант Вольский. - Ракеты шли низко, на высоте от 50 до 150 метров и со скоростью свыше 1,5 тысяч километров в час. Мы их обнаружили где-то на расстоянии 30 километров, а взяли на сопровождение от 22 до 17 километров. Все остальное было делом техники. Если материальная часть исправна, у воздушной цели, будь то крылатая ракета или самолет, нет никаких шансов избежать поражения, Комбат явно скромничал, рассказывая о перипетиях этого боя. А сложностей, между тем, хватало. И не только из-за плохих погодных условий. Внесли свою лепту в создание помех стрельбе и "гости" с германского корабля-разведчика, галсировавшего рядом с полигоном. Интенсивная работа его электронных средств, похоже преднамеренная, заглушала и даже забивала своими импульсными сигналами каналы наблюдения и наведения оружия наших кораблей. Но выучка российских моряков и технические возможности зенитного ракетного комплекса "Кинжал", которому, как говорят, нет аналогов в мире, оказались на высоте, в чем воочию могли убедиться представители "бундесмарине". Так что этот учебный бой по своему накалу и сложности оказался сродни реальному, с той лишь разницей, что все обошлось без каких-либо потерь со обеих сторон, исключая ракеты. Выполняя свою работу, от обнаружения целей в сложной помеховой обстановке и взятия их на сопровождение до захвата стрельбовым каналом и старта зенитных ракет, комбат и его подчиненные, увы, не видят дела своих рук, так сказать, кульминации, когда ракеты, покинув контейнеры, устремляются на перехват неприятеля. Между тем, это зрелище потрясающее, но наслаждаться в полной мере этой феерической картиной могут лишь избранные - те, кому в момент пуска посчастливится быть на ходовом мостике. Кстати, в 1994 г., когда балтийцы завоевали приз по этому виду огневой подготовки, КУГом было сбито пять крылатых ракет. После нынешних призовых стрельб первый заместитель начальника управления боевой подготовки ВМФ вице-адмирал Александр Бражник, наблюдавший за действиями "Неустрашимого", "Настойчивого" и "Беспокойного" в море, не скрывал удовлетворения от работы балтийцев и прямо заявил, что у них есть реальный шанс по итогам ракетных стрельб этого года опять быть первыми в ВМФ, Впрочем, не о почетном призе думал Антон Вольский, когда на пульте управления огнем поворачивал специальный ключ и нажимал кнопки. - Честно говоря, для меня нет особой разницы: призовая ли это стрельба, контрольная или плановая, - признается в разговоре комбат. - Каждая ракетная стрельба, как любимая девушка, единственная и неповторимая. В1995 г., сразу после выпуска из Калининградского ВВМУ, кстати, с "красным" дипломом, он пришел служить на "Неустрашимый". И теперь у старшего лейтенанта Антона Вольского таких "единственных и неповторимых" в багаже столько же, сколько пальцев на руке. Первая его стрельба состоялась в ноябре прошлого года, последняя, пятая - в августе нынешнего. Много это или мало в нынешних условиях, объяснять не надо, хотя молодой офицер очень бы хотел, чтобы подобных учений было значительно больше. Где, как ни в море, в экстремальных ситуациях скоротечного боя проверяются знания и умение, приобретается опыт, вырабатываются навыки и командирские качества? Между тем, комбат не обольщается и прекрасно понимает, что ныне его желание в этом вопросе наталкивается на весьма серьезные трудности. Возможности Балтфлота по обеспечению мероприятий БП в море весьма ограничены, да и каждая выпущенная по воздушной мишени зенитная ракета по стоимости тянет на роскошный "Мерседес" последней модели. А таких "мерсов", если посчитать все его стрельбы, Антон выпустил в небо не менее двадцати. Да, иному командиру подобной батареи, прослужившему в два-три раза больше, сегодня о таком результате можно только мечтать. К тому же далеко не каждый из командиров зенитных ракетных батарей, служащих на других кораблях флота даже в цветных снах видит ЦРП "Неустрашимого". Действительно, "Неустрашимый", строительство которого началось в 1987 г. на знаменитом калининградском "Янтаре", - один из новейших кораблей ВМФ России. Он уникален по целому ряду технических и инженерных решений, а по большому счету, этот корабль не имеет аналогов в мире. После проведения ходовых испытаний на сторожевике в январе 1993 г. подняли Андреевский флаг и корабль без лишней помпы и ажиотажа вошел в состав поредевшего Балтийского флота. Казалось бы, на новом корабле, которому бороздить и бороздить моря и океаны и в XXI в., служить - одно удовольствие. Однако многочисленные промышленные недоделки очень быстро вылезли наружу в ходе интенсивной эксплуатации головного в своей серии сторожевого корабля. Вот и пришлось Вольскому с первых же дней вступления в должность инженера, а чуть позже и командира батареи универсального многоканального зенитного ракетного комплекса "Кинжал" столкнуться с такими проблемами, о которых не имели понятия даже видавшие виды преподаватели с его родного факультета. Да что там говорить, к испытательному образцу новейшей техники не было даже рекомендаций по эксплуатации. Невероятно, но факт. Впрочем, так ли невероятно? Целый ряд КБ и научных отделов, вкладывавших душу в создание великолепного образца ракетного корабельного вооружения из-за нищенского финансирования совсем развалились. Великолепные же умы, талантливые инженеры вынуждены были переквалифицироваться в торговцев импортным ширпотребом или чем-то еще. То же, увы, в полной мере относится и к многим предприятиям ВПК, принимавшим участие в выпуске и монтаже "номерной продукции оборонного значения". Прошло уж немало времени после ходовых испытаний СКР, успели отметить и 300-летие российского флота, а "Кинжал", "прописавшийся" на "Неустрашимом", остается чуть ли не единственным образцом этого прекрасного и весьма нужного флоту комплекса (по крайней мере на Балтике). На флоте офицеры с изрядной долей сарказма шутят: "Мы здесь проверяем только исправность и надежность комплекса, а испытывает его возможности высшее руководство". Наверное, всем понятна разницу между "проверять исправность" и "испытывать возможности", она - колоссальна! С этими мыслями поздно вечером засыпает, а рано утром просыпается комбат Антон Вольский. Те же обстоятельства держат в постоянном напряжении командира БЧ-2 капитана-лейтенанта Андрея Молчана, командира "Неустрашимого" капитана 3 ранга Юрия Демидовича, помощника флагманского специалиста соединения надводных кораблей по ракетному оружию капитана 2 ранга Олега Демина, отца Антона капитана 1 ранга Бориса Вольского, который служит в отделе РАВ флота. И так все выше и выше по служебной лестнице. На "Неустрашимом", увы, не знают, где конкретно, происходит сбой, отчего многочисленные запросы и обращения, предложения и требования бесследно исчезают. Поэтому вся надежда остается только на себя, на свои силы. Не беда, что пришлось осваивать комплекс практически с нуля. Поначалу даже не знали, с какой стороны к нему подходить. Но освоили, да еще в такие сроки, что не стыдно заявку в книгу рекордов Гиннесса подать. При этом освоили не только на уровне обслуживания, но пошли значительно дальше и взялись даже за самостоятельный ремонт отдельных узлов и агрегатов. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло - закапризничала новая техника. Не прошло и года как возникли первые проблемы, потом не заставили себя долго ждать новые. В конце концов приехали специалисты промышленности, но они, как выяснилось, сами впервые увидели этот комплекс. Вместе и стали разбираться. Нашли причину, заменили ряд узлов и агрегатов, ввели комплекс в строй. И вновь у воздушных целей не стало ни единого шанса уцелеть, как бы они ни маневрировали и какими бы помехами ни прикрывались. - Аппаратура невероятно сложная, все основано на микропроцессорах, - с какой-то внутренней гордостью говорит Вольский. - На уровне замены ячейки или даже блока мы с ней находим общий язык. А вот дальше... Тут, увы, без специальной подготовки и суперсовременного инструмента делать нечего. С обыкновенным паяльником в микросхему не полезешь. В настоящее время универсальный многоканальный ЗРК "Кинжал" благодаря стараниям десятков людей, не жалеющих усилий во славу российского флота (и среди них балтиец Вольский занимает далеко не последнее место) находится в полной боевой готовности. Надолго ли? На этот трудный вопрос со стопроцентной уверенностью сегодня не может ответить ни сам комбат, ни его старшие и более опытные командиры и начальники. ЗИПа для комплекса на Балтфлоте и днем с огнем не сыщешь. А недавние попытки через Москву "выбить" ряд нуждающихся в замене узлов успехом не увенчались. Как сказано, нет денег на их закупку, однако похоже, что уже не стало и производителя этой продукции. Но эксперимент по выживанию продолжается. И пока не ясно, кто дольше протянет: комбат Антон Вольский, вместе с семьей вынужденный потеснить собственных родителей на 28,5 квадратных метрах жилья и уставший ждать "государево жалованье" еще за сентябрь, или его любимый и лучший в России универсальный многоканальный зенитный ракетный комплекс "Кинжал". ... Когда мы прощались, старший лейтенант Антон Вольский любезно дал подержать в руках весомую во всех отношениях бронзовую табличку с выгравированной подписью: "Лучшему артиллеристу 11 -и гвардейской армии". Это почетное звание восхищенные результатами призовой стрельбы армейские наблюдатели, преступив все устоявшиеся традиции, присудили именно ему - флотскому офицеру. Но распрощались мы с Вольским на борту "Неустрашимого", как оказалось, преждевременно, ибо поздно вечером нам вместе пришлось добираться до Калининграда. Дорога из главной базы флота до областного центра заняла полтора часа. Антон собирался забежать домой и хоть немного поиграть с дочуркой, которая чаще всего видит папу на фотографиях. А вот отдыхать этой ночью комбату, похоже, не придется: ему еще заступать на пост по охране... автомагазина. Там платят исправно по 50 тыс. руб. за смену, что, признайтесь, в нынешних условиях для офицеров немалое подспорье. А рано утром снова в Балтийск - служба есть служба. Ее Антон Вольский выбрал один раз и, дай-то Бог, на всю жизнь.
Вольский Антон Учебное заведение: Нахимовское военно-морское училище, год выпуска: 1990, рота: 2, взвод: 4 Страна: Россия, город: Калининград О себе: После Нахимовского, поступил в КВВМУ, затем служил в г.Балтийске Действия: Отправить письмо Поиск однокашников Нахимовцы на 07.08.2006.
Морской сборник № 4, 2000 г. Указ Президента РФ № 422, 21 февраля 2000 г. О награждении государственными наградами... За заслуги в укреплении обороноспособности страны, поддержании боевой готовности войск и высокие показатели в служебной деятельности наградить: Медалью Ушакова Вольского Антона Борисовича - капитан-лейтенанта |