А
-
Б
-
В
-
Г
-
Д
-
Е
-
Ж
-
З
-
И
-
К
-
Л
-
М
-
Н
-
О
-
П
-
Р
-
С
-
Т
-
У
-
Ф
-
Х
-
Ц
-
Ч
-
Ш
-
Щ
-
Э
-
Ю
-
Я
Леберянский Александр Игнатович
ЛНВМУ 1980 г.в.
125 лет школе водолазов ВМФ России. Фото С.Петровича. - Морской сборник № 5, 2007 г.
«Я не мог представить...» : «Военное образование» : «Учительская газета» — Он-лайн №34 (10011) / 2004-08-24.
В водолазной школе Черноморского флота с первого шага бросаются в глаза стройные кипарисы, благоухание южных растений. В служебных и жилых корпусах чистота и флотский порядок, в казармах — образцовый быт. В помещении третьей роты, которой командует капитан 3 ранга Сергей Швецов, жизнь курсантов течет почти по-домашнему, настолько все практично и удобно.
В комнате досуга, например, домашняя обстановка поддерживается уютным антуражем, неярким светом, террариумом с небольшим бассейном, где купаются черепахи. Подобная обстановка скрашивает жизнь курсантов. Но уют, созданный в школе офицерами, мичманами и самими курсантами, совсем не означает, что с дисциплиной здесь «не дружат». Еще как дружат! Все, как полагается на флоте, — строгость, если надо, жесткость к провинившимся и нарушителям устава, постоянный контроль и внимание к курсантам.
Учебный материал на высоком профессиональном уровне преподносят молодым матросам опытные педагоги школы, такие, как капитан-лейтенант Александр Леберянский, врач-спецфизиолог полигона, преподающий водолазную медицину, Игорь Добровольский, командиры взводов капитан-лейтенант Дмитрий Волошин, старший лейтенант Александр Озерный, лейтенант Иван Красовский, старший мичман Владимир Калиниченко и другие.
Курсанты, обучающиеся водолазному делу, будущие коки (флотские повара) и другие специалисты выражают отношение к условиям службы прекрасным настроением, улыбками, шутками, и большинство — отличной учебой.
Недавно при подготовке к встрече молодого пополнения нашли черновик матросского письма. Найти того, кто его писал, не удалось. Подписи и адреса не было. Письмо короткое, но настолько интересное, что стоит процитировать его. Неизвестный матрос писал своей девушке:
«Привет, Аленка! Мы были с тобой друзьями и, надеюсь, останемся навсегда. А раз ты мне близкий друг, значит, тебе небезразлично, как идет моя флотская служба. У меня все нормально. Живу почти в курортных условиях.
Я не мог представить, что армия выглядит именно так! Это не ад, как говорят на «гражданке», а самый настоящий рай. Не хватает только свободы. Кстати, я уже не мечусь в «непонятках», то есть в поисках цели своего существования. Меня перестал грызть почти гамлетовский вопрос: быть или не быть, чего хочу, что мне следует делать в дальнейшем?
Ты знаешь, Аленка, я нашел то, что искал всю свою сознательную жизнь. Здесь, в учебном отряде, я получу профессию, о которой никогда даже не думал. Я всегда мечтал научиться летать, не важно, как и на чем. И если раньше только мечтал о том, что хочу летать, то теперь меня этому научат. Пусть не в небе, а под водой. Это даже интереснее.
Я никогда не думал, что под водой может быть так красиво! Так красиво, что ты даже представить себе этого не можешь! Под водой ты ощущаешь себя парящей птицей, можешь плыть куда хочешь, можешь зависнуть над интересующим тебя предметом, можешь подняться выше. Такую возможность тебе дает акваланг. Одним словом, в море, под водой испытываешь ощущение полной свободы и раскрепощенности. Профессия эта называется просто — водолаз. Будь по-моему, я бы сказал, что это не человек, лазающий в воду, а человек, парящий в воде».
Эти откровения позволяют представить, чем живут и с каким настроением служат курсанты — будущие водолазы. Если матрос видит флотский мир в романтических красках, не перестает удивляться и радоваться ему, отчетливо представляет, чего хочет — он на верном пути. По нему ведут своих питомцев такие же влюбленные в море, очарованные романтикой флотской службы, подводной невесомостью офицеры и мичманы водолазной школы Черноморского флота России.
Легкой службу в батальоне охраны не назовешь. И тем не менее уже через полтора года Бадретдинов по предложению командира перешел на контрактую службу. Когда батальон стали сокращать до роты, Рената как настоящего профессионала оставили в подразделении. Правда, реформирование на этом не остановилось, и 19 апреля 2004 года Бадретдинов перевелся в 7-й учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, в роту, которой командовал капитан-лейтенант Александр Леберянский. Здесь он сразу же попал на тренировку линейных к параду, посвященному Дню Победы. Для Севастополя это особый праздник. Надо ли говорить, какая это ответственность, ведь за каждым движением русского моряка-линейного следят десятки тысяч оценивающих глаз. Как и за линейными от ВМС Украины. И невольно их сравнивают. В том году Бадретдинов готовил линейных вместе с командиром роты. Сейчас, приобретя достаточный опыт, он с этой задачей справляется самостоятельно. И то сказать, за плечами замкомвзвода старшины Бадретдинова восемь лет службы, прекрасная школа выучки в батальоне, а затем и в роте охраны. Впрочем, он уже имеет достаточный опыт и как воспитатель. Сейчас в его взводе 14 контрактников и 10 солдат срочной службы. И те и другие должны выпуститься командирами отделений, получить старшинские и сержантские звания. А срок обучения их невелик – всего 21 день. И хоть обучением будущих старшин и сержантов занимаются офицеры, роль замкомвзвода в их подготовке трудно переоценить. Ведь Бадретдинов проводит с ними больше времени, чем офицеры. Он отвечает за порядок во взводе, приводит и уводит своих подопечных на занятия, в столовую, организует выполнение распорядка дня, уборку помещения и закрепленной территории. И при этом важно не допустить между ними неуставных взаимоотношений, трений на почве разности статуса контрактников и воинов срочной службы. На Бадретдинове лежат и хозяйственные хлопоты: получение и сдача белья и имущества со складов, несение службы в качестве начальника караула… Командир взвода старший лейтенант Егор Никитин считает, что с замкомвзвода ему повезло. Бадретдинов – человек опытный, ответственный, пользуется авторитетом у подчиненных. А главное – любит службу, отдается ей сполна. За ним – как за каменной стеной. Средний брат Бадретдинова – Рафаэль – не раз предлагал Ренату вернуться в родной Воткинск, заняться предпринимательством. Ведь денежное довольствие старшины, значительная часть которого уходит на оплату жилья, весьма ограниченно. Деньги приходится экономить. Но на финансовые трудности Ренат не ропщет. Ему нравятся форма, строгий флотский порядок, да и просто сам Севастополь. Центральное место в учебном отряде, которым командует капитан 1 ранга Николай Седов, занимает школа водолазов. В мае этого года она будет отмечать свое 125-летие. Как и вся водолазная служба Военно-морского флота России, которая родилась из этой знаменитой на весь мир школы. Так вот, Ренат твердо решил стать водолазом-инструктором и уже прошел половину срока обучения. Скоро он и сам будет готовить витязей глубин, людей самой мужественной на флоте профессии. А в перспективе Бадретдинов хочет стать мичманом, на всю жизнь связать свою судьбу с Черноморским флотом. Ведь у него и день рождения 12 мая - за день до дня рождения Черноморского флота. И ровно неделю спустя после дня рождения школы водолазов. – А это добрый знак, – улыбается Ренат, – можно сказать, судьбоносный.