А
-
Б
-
В
-
Г
-
Д
-
Е
-
Ж
-
З
-
И
-
К
-
Л
-
М
-
Н
-
О
-
П
-
Р
-
С
-
Т
-
У
-
Ф
-
Х
-
Ц
-
Ч
-
Ш
-
Щ
-
Э
-
Ю
-
Я
Усачев Алексей Владимирович
РНВМУ 1950 г.в.
Рижское Нахимовское военно-морское училище. Сборник материалов о встрече выпускников по случаю 60-летия основания училища. 3 декабря 2005 г. Составители: Г.Г. Лойкканен, М.Д. Агронский. СПб.: "НПП "Система", 2006.
«ПЕРВЫЙ ПОХОД» (на шлюпках)
В. Бриедис «Советская Латвия» 27 июля 1947 г.
В море - дома! Сколько раз слышали эти слова нахимовцы! Теперь воспитанникам училища предстояло познать их на своем опыте, потому что все содержание лагерной жизни, весь распорядок лагеря подчинены тому, чтобы это определение стало для каждого воспитанника его личным представлением о своей будущей профессии, чертой его характера. Начиная с семи утра, когда протяжный звук горна сигналит побудку, и до самого отбоя весь день в лагере посвящен этому практическому усвоению первых основ морской службы. Все элементы военно-морского дела, с которыми воспитанники знакомились до сих пор в классах и кабинетах училища, здесь приобретают чудесную осязаемость, становятся бытом лагеря. Воспитанники учатся ходить на шлюпке на веслах и под парусами, совершать различные эволюции в составе целой флотилии шлюпок, стрелять в цель из мелкокалиберной винтовки, разговаривать на хитром языке флажковых сигналов и семафора, обучаются плаванью. Помимо освоения этих практических военно-морских навыков воспитанники занимаются в лагере и такими предметами, как география, естествознание, английский язык. Но и эти дисциплины здесь преподаются практически, применительно к военно-морскому делу. Так, изучая английский язык, нахимовцы учатся отдавать и принимать на этом языке команды управления шлюпкой, занимаясь географией, они практически знакомятся с топографией, умением пользоваться компасом, ходить по азимуту и так далее. Все, что делается в лагере, чем заполнен здесь день воспитанников, конечно, как нельзя больше по душе ребятам, но если спросить у каждого из них, что в этой лагерной жизни оставило о себе наиболее яркую память, ответ будет единодушным - первый поход на шлюпках. Хотя официально приказа о походе еще не было, но слухи уже ползли от палатки к палатке, от взвода к взводу, и вечерами, после того как горн пропел отбой, долго еще в темноте шептались мальчики, на все лады обсуждая возможности и детали предстоящего похода. Можно сказать, что весь лагерь, внешне не обнаруживая этого, на самом деле жил ощущением предстоящего похода. И вот, 10 июля в 5 часов утра, на два часа раньше обычного срока, палаточный городок лагеря огласили протяжные сигналы горна. «Вставайте! Вставайте!» - пел горн, и ребята, вскакивая, спросонок забыв об ожидающемся походе, в первые минуты не понимали, почему это сегодня их подняли так рано? Через полчаса роты уже шагали в столовую. К этому времени и по раннему подъему, и по необычайно плотному даже для училища завтраку и еще по множеству примет воспитанники догадались - сегодня поход. И в самом деле. После завтрака последовал приказ захватить бушлаты. В 6 часов 45 минут у пирса выстроилась целая флотилия -четырнадцать шлюпок. - Ставить рангоут! - звучит команда, и над шлюпками вырастает лес мачт. - Поднять паруса! Одна за другой, вытягиваясь в кильватерную колонну, отваливали шлюпки. Флотилии предстояло пройти на веслах и под парусами около 30 километров. Задача похода заключалась в том, чтобы практически закрепить навыки, полученные воспитанниками в лагерях, и проверить степень выносливости, физической закалки юных моряков. Тут можно сказать, что сама природа постаралась сделать этот переход настоящим экзаменом выносливости, воли и выдержки рижских нахимовцев. Небо хмурилось с самого утра. И не успели шлюпки пройти и полпути, как начался дождь. Он шел три часа подряд, почти не переставая, надоедливый, по-осеннему упорный, непрекращающийся дождь. Все на шлюпках стало мокрым - и скамьи-банки, и сами гребцы. Пока еще был ветер и можно было идти под парусом, все это казалось с полгоря, но на беду ветер стих. «Рубить рангоут», -последовал приказ, и ребята сели на весла. Большие и без того тяжелые весла морских шлюпок стали мокрыми, скользкими, ворочать их теперь казалось куда трудней, чем в лагере на ученье, и все-таки ни одной жалобы, ни одного вздоха не раздалось на шлюпках, ни на минуту не спадало бодрое боевое настроение. Ровно ложились на воду белые лопасти весел, и шлюпки уверенно шли вперед сквозь зыбкую стену дождя. В эти часы много забот было не только у загребных, но у и сигнальщиков - «впередсмотрящих», тех кто дежуря на носу, зорко всматривались вперед, следя за сигналами, которые по цепочке передавались с флагманской шлюпки. Вот над ней запестрели флажки! - Переменить способ передвижения! - напряженно вглядываясь в дождь, читает впередсмотрящий Игорь Смирнов и тотчас повторяет этот сигнал для шлюпки, идущей сзади. Не проходит и нескольких минут, как снова над флотилией вырастают мачты и, словно большие птицы, расправляют белые крылья паруса. В два часа дня флотилия достигла места назначения. Шлюпки ошвартовались у берега, и их команды, мокрые, усталые, но веселые и оживленные направились в гостеприимно предложенный зал санатория отдохнуть после трудов, поесть и немного обсушиться. Весь обратный путь совершали тоже под проливным дождем. К тому же почти все время на веслах, так как ветер совсем затих. И гребцы, и загребные, и впередсмотрящие, и офицеры - командиры шлюпок - все давно уже промокли до нитки, но по-прежнему ни одной жалобы не раздавалось на шлюпках. При перемене парусов один из воспитанников, Алексей Усачев, неловко повернулся, и краем паруса у него сорвало с головы бескозырку. Течение быстро понесло ее. Но бескозырка есть часть обмундирования, знак принадлежности ее владельца к славному Военно-Морскому Флоту, можно ли отдавать ее стихии? Шлюпку задержали. А чтобы ее не сносило в сторону от бескозырки, пришлось уткнуть шлюпку носом в камыши. Пока совершались все эти приготовления, бескозырка исчезла из глаз. Выручила зоркость впередсмотрящего. - По носу прямо - бескозырка! - доложил он командиру шлюпки. Но как ее достать? Багром не дотянешься, а двинуть шлюпку -она пойдет в другую сторону. - Товарищ младший лейтенант, - поднялся владелец бескозырки, - разрешите, я поплыву. Офицер смерил глазом расстояние до бескозырки. Оно было невелико, к тому же Усачев имел отличные отметки по плаванию. - Плывите, - сказал младший лейтенант. Молниеносно скинув мокрое обмундирование, Алексей бросился в воду. Через несколько минут он уже влезал на борт, крепко держа в зубах свою бескозырку. Шлюпка продолжала путь. Флотилия шла в таком порядке, что шлюпки с воспитанниками младших классов двигались впереди, замыкали движение колонны старшеклассники. Но когда к концу перехода одна из шлюпок с малышами отстала, к ней немедленно вернулась замыкавшая, команды обменялись несколькими гребцами, и эта товарищеская выручка помогла младшим воспитанникам с честью закончить переход. Лагерь встречал флотилию, как в дни войны встречали на базах возвращавшихся с победой боевые корабли. И в этом был большой смысл, потому что этот первый в истории училища и нелегкий переход показал не только хорошее знание воспитанниками элементарных основ морского дела, не только выносливость и физическую закалку ребят, но и нечто большее. В этом переходе нашли свое блестящее выражение высокие и благородные качества духа, присущие морякам военного флота, - мужество, упорство, непоколебимая воля к победе.
И замыкает наш список личного состава роты его скорбная часть – это рано и безвременно ушедшие из жизни наши товарищи: В 1979 г. смерть от болезней унесла Лёву Голохвастова и Лёшу Усачёва; Помянем же их добрыми словами, вечной памятью в наших сердцах и минутой молчания…