А
-
Б
-
В
-
Г
-
Д
-
Е
-
Ж
-
З
-
И
-
К
-
Л
-
М
-
Н
-
О
-
П
-
Р
-
С
-
Т
-
У
-
Ф
-
Х
-
Ц
-
Ч
-
Ш
-
Щ
-
Э
-
Ю
-
Я
Мациевский Владимир Николаевич
РНВМУ 1950 г.в.
Рижское Нахимовское военно-морское училище. Сборник материалов о встрече выпускников по случаю 60-летия основания училища. 3 декабря 2005 г. Составители: Г.Г. Лойкканен, М.Д. Агронский. СПб.: "НПП "Система", 2006.
«В ЛАГЕРЕ БУДУЩИХ МОРЯКОВ»
А. Берзинь «Советская Латвия» 27 июня 1947 г.
На узком канале у Бастионной горки тесно. 10 шестивесельных ялов стоят у пристани в ожидании приказа к отходу. Веселый строй нахимовцев в синих рабочих костюмах под оркестровую медь спускается из училища вниз, к пристани. Короткая команда - и ребята рассаживаются по шлюпкам. Это воспитанники 6 и 7 классов Рижского Нахимовского военно-морского училища. Закончив экзамены, они отправляются в летние лагеря, где уже три недели живут воспитанники младших классов. Десятимильный переход на веслах к лагерю - первая проба сил, своеобразный экзамен по военно-морской подготовке. Вот уже шлюпки с поднятыми на валек в знак салюта веслами пошли мимо пристани, на которой собрались провожающие и, осторожно идя по узкому городскому каналу, удаляются все дальше от училища. Потом - поворот, и один за другим ялы выходят на широкий синий простор Даугавы. Начинается настоящее плаванье. С флагманской шлюпки юный сигнальщик передает приказания. Его товарищи на других шлюпках внимательно принимают их. - Держаться строго в кильватере! Командам снять верхнее платье, остаться в трусах! - звонко кричит сигнальщик Вова Мациевский. Командир шлюпки - офицер-воспитатель капитан Подкаминский отдает команду гребцам. Минута - и полуголые ребята наваливаются на весла. Это еще не море, но уже совсем по-морски легкая зыбь качает ялы. Ярко светит летнее солнце. Дружно ударяются о воду весла. Маленькая эскадра из десяти вымпелов плывет вниз по реке. Напрасно капитан Подкаминский спрашивает у гребцов: - Кто устал? Пусть подменится, отдохнет. Ребята обижаются: - Мы не устали. Не надо подмены. 2 часа дня. Ялы подходят к лагерному пирсу. Их встречают офицеры и младшие воспитанники. У входа на пирс, где находится бассейн для плавания и шлюпочная гавань, большими, издалека видными буквами написано: «В море - дома». Невдалеке от пирса, окруженные зелеными кленами, мощными дубами, стройными соснами, строго по линейке стоят в два ряда палатки. С любовью и вкусом украшены дорожки и небольшие площадки у палаток. Чего только тут нет: и шлюпки под всеми парусами, и маяки, бросающие лучи света, и якоря, затейливо переплетенные с вензелем училища - буквой «Н», и военно-морские флаги... Все это сделано из разноцветных раковин, чистого речного песка, осколков кирпичей. Лагерь нахимовцев существует не только для отдыха. Ведь впереди месячный августовский отпуск. Главное в лагере - военно-морская практика: хождение на шлюпке на веслах и под парусами, плавание. Основная цель лагерного сбора - привить ребятам вкус к морской профессии, закрепить на практике знания по военно-морскому делу, полученные за время зимней учебы. Ежедневно по несколько часов проводятся шлюпочные учения под парусами и на веслах. Офицеры и старшины на руле, а маленькие моряки быстро и ловко ставят и рубят рангоут, держат шкоты парусов, внимательно слушают очередную команду: «К повороту! Поворот оверштаг!». Впередсмотрящий почти беспрерывно докладывает: - Справа по борту рыбачья лодка! Прямо по носу тральщик!... Некоторые воспитанники младших классов не умели плавать. После трехнедельной учебы они все уже проплывают 25-метровый бассейн глубиной до 5 метров. Начальник физподготовки училища старший лейтенант Кружков и его помощники много труда положили, чтобы оборудовать бассейн по всем правилам водного спорта: с двумя дорожками и щитами для прыжков. Маленький Рема Хризман из 4 класса плавать не умел. Он стоял на боне и долго с завистью глядел, как его сверстники - кто саженками, кто брасом, а кто просто «по-собачьи» - переплывал бассейн. А потом - решился и прыгнул в воду. Теперь он уже легко проплывает двадцатиметровку и глубоко убежден, что человек, не умеющий плавать, вообще не человек. На второй день пребывания в лагере проходило открытое комсомольское собрание 4-й роты. После краткого доклада командира роты один за другим выступали нахимовцы. Они говорили абсолютно конкретно, со свойственной ребятам прямотой. Они называли ребят, которым срочно надо научиться плавать, так сказать, ликвидировать «неграмотность по плаванию и элементы водобоязни», как выразился один четырнадцатилетний оратор. Комсомольцы решили помочь отстающим товарищам создать все условия для овладения искусством плавания. После собрания побежали на стадион - кто «поболеть», а кто принять непосредственное участие в первом футбольном матче лагерного сезона между командами 4-й роты. По темпераменту болельщиков этот матч, пожалуй, мог сравниться только с прошлогодней финальной встречей между тбилисским «Динамо» и московским «Спартаком». ... Как прекрасна лагерная жизнь на зеленом острове Мангали! В семь часов утра горнист играет побудку. А впереди - до 10 вечера, сигнала отбоя, - длинный интересный день. Тут и морская практика, и купание у песчаного пляжа, и плавание в бассейне, и физподготовка, и зеленое поле стадиона, на котором к услугам ребят футбольные, волейбольные и баскетбольные площадки, турник, канат, привязанный к высокому дереву и палатка, в которой можно почитать увлекательную книгу. А в субботние и воскресные вечера - обязательно кино. В жаркие солнечные дни начальник лагерного сбора капитан 3-го ранга А.И. Ефремов, человек каким-то чудом успевающий быть одновременно во всех концах лагеря, отдает распоряжение: -Форма одежды - трусы и бескозырки. У ребят различные характеры, мало сходства в лицах. Но темные трусы, белые бескозырки, ровный бронзовый загар, ловкие подтянутые и крепкие голоногие фигуры делают их похожими друг на друга. После утренней физзарядки или дневной прогулки на шлюпках с аппетитом уничтожаются вкусные супы и жирные каши -изделия шеф-повара Антонины Михайловны Турченко. Во время завтраков и обедов Антонина Михайловна непременно выходит из камбуза в столовую. В ослепительно белом халате она прохаживается вдоль столовой, внимательно следит, чтобы весь суп был съеден, весь компот выпит. Словно заботливая мать, она подходит то к одному, то к другому мальчугану и спрашивает: - А ты почему суп не доел? Невкусный? - Нет, очень вкусный, Антонина Михайловна, но я уже сыт. - Нет, так не годится. Что значит сыт? Ты должен быть здоровым. Бегаешь, небось, много. Надо все съесть. Видишь, как твой сосед управляется. Нет, нет и слушать не хочу. И первое, и второе - все съешь. Одним компотом сыт не будешь. Уже вечер. Закончились футбольные и волейбольные игры. Перед сном вымыты в реке ноги. Горнист скоро сыграет отбой. Но в палатках еще слышен шепот. Подводятся итоги матча. Все дружно сходятся на том, что Женя Кулаков из 7 класса играет здорово. Потом все засыпают. И только дневальный с серебряной боцманской дудкой на груди, и конечно, не в трусах, а в полном рабочем, обходит линейки. Лагерь затих до утра...
«В БОЛЬШОЕ ПЛАВАНЬЕ»
С. Банк «Советская молодежь» 23 июля 1950 г.
Закончилось детство. Получен аттестат зрелости. И на погонах вместо вензеля «Н» золотой якорек курсанта высшего военно-морского училища. ...Быстро пролетели годы. Позади остались месяцы учебы, веселые комсомольские вечера. Год назад состоялся первый выпуск. И старшие ребята на выпускном балу говорили им: «Вы теперь старшая рота. Смотрите не подкачайте. На все воспитанники будут равняться»... Скоро и они будут также прощаться, когда, вернувшись с плаванья, придут на выпускной бал вчерашние нахимовцы, сегодняшние курсанты высшего военно-морского училища. И уж, конечно, самое яркое, самое незабываемое в их юной жизни - это московские парады. К ним начинают готовиться задолго до срока. Отрабатывали строевой шаг, подтягивались в учебе, дисциплине. В Москве подготовка к параду сочеталась с учебой. Отставать нельзя. И вот по Красной площади мимо мавзолея, мимо трибуны, чеканя шаг, идут рижские нахимовцы. Равнение на трибуну. А глаза ищут самого родного и близкого человека. Он стоит чуть улыбаясь и приветствует проходящие колонны. Он, должно быть, думает: «Хорошая смена растет». И каждому из сотен нахимовцев кажется, что И.В. Сталин смотрит именно на него и улыбается ему. А после парада начальник училища говорит: - Хорошо прошли. Не подвели, молодцы, воспитанники! Разве забудешь такое... Мальчики росли и воспитывались в закрытом учебном заведении со строгой дисциплиной, твердым распорядком дня. Но они не были оторваны, изолированы от жизни страны, республики. Родина щедрой рукой предоставила им все: высокие залы музеев, чудесные симфонии, умные и увлекательные книги. За пять лет пребывания в училище юноши получили законченное среднее образование, сдали экзамены на аттестат зрелости, приобрели военно-морские навыки. Они узнали цену дружбы, научились преодолевать трудности, воспитали в себе высокое и ясное чувство патриотизма, гордости за свою Родину и за свой флот. ...Сданы выпускные экзамены. Все воспитанники получили аттестат зрелости. А двое закончили десятилетку с медалями: Георгий Московский - с золотой и Виктор Светлаев - с серебряной. Осенью начнется учеба в Ленинградском высшем военно-морском училище. А перед отпуском и началом занятий выпускники отправились в первый двухнедельный рейс на учебной парусной шхуне училища «Лавена». Красивое судно «Лавена». Три высоких стройных мачты чуть накренены к корме. Убраны многочисленные паруса... Выпускни¬ки собрались на баке. Это уже взрослые, крепкие и подтянутые юноши, навсегда связавшие свою судьбу с морем; отцы многих из них были офицерами флота, пали в боях за Родину. Сыновья тоже станут офицерами. Борис Макшанчиков - сын инженер-капитана 3 ранга, Юрий Вояковский - сын старшины 1 статьи, Евгений Александров - сын подводника, капитана 3 ранга. Родина позаботилась о них, воспитала, поставила на ноги. Пять лет назад нынешние выпускники пришли в Нахимовское училище ребятами пионерского возраста. Они покидают училище комсомольцами. У них разные вкусы и склонности. Юрий Гузеев -страстный спортсмен. Он чемпион республики по гимнастике среди юношей. Константин Согомонян и Владимир Мациевский -гимнасты второго разряда. Владимир Тужилкин увлекается парусным спортом. Он чемпион училища по парусу. Эдуард Назаров -страстный зоолог. Лев Скарабевский и Александр Шауров все свободное время отдают живописи. Лев Скарабевский написал картину «Штурм Зимнего дворца». Борис Макшанчиков, Рувим Друскин и Геннадий Петров - способные музыканты. Евгений Александров пишет стихи. А Евгений Кулаков - неутомимый центр нападения, его страсть - футбол. Но всех их объединяет одно - любовь к морю, горячее и определившееся желание стать хорошими морскими офицерами. Офицер советского Военно-Морского Флота. Он должен быть разносторонне образованным, культурным. Любить и понимать музыку, стихи, живопись. Увлекаться спортом, чувствовать всю прелесть чеканных пушкинских строф и гениальных мелодий Чайковского... В учебное практическое плавание с воспитанниками пошел командир роты - офицер Валентин Федорович Сиротин. Он хорошо помнит, как они пришли в училище - слишком робкие или чересчур развязные. На его глазах и во многом благодаря ему, они становились все более дисциплинированными, грамотными, умелыми. И вот позади училище. А теперь первое учебное плавание. Ночные вахты. Постановка парусов. Может быть и шторм. Прекрасная морская романтика. Незаметно прошли пять лет жизни в Нахимовском. Надеты курсантские ленточки на бескозырки, пришиты погоны с золотым якорьком. Пройдет еще несколько лет. Молодые офицеры наденут первые лейтенантские золотые погоны с черным просветом, пришьют на рукав кителя первые офицерские нашивки, отправятся в большое плавание. Но юность, замечательная юность в Рижском Нахимовском, не забудется никогда.
6 марта, накануне женского дня, девочки – наши партнёрши по танцам в клубе и в других увеселительных учреждениях – приняли активное участие в нашей художественной самодеятельности, являвшейся частью 5-й олимпиады ВМУЗов. В основном это девочки из 10-й 40-й рижских школ. Хочу привести их имена, не только потому, что все они были поощрены, скорее потому, чтобы вы вспомнили своих подруг в их девичестве. Это Сударикова Диана, Чернова Аида, Шейнина Алиса, Короткова Алла, Верховская Сима, Израиль Мари, Сигова Римма, Чуркова Инесса, Швилье Маргарита, Кулич Элеонора, Сахновская Люда и Сахновская Алла. Какие имена! Нынче такие не дают. Напомню вам и активистов художественных самодеятельностей и их парней, потому как, наверное, многие позабыли о своих художественных и творческих возможностях в прошлом. Это Александров, Жуков, Куренков, Серогодский, Скоробеевский, Кашкин, Назаров, Макшанчиков, Курогин, Рябов, Мациевский, Задорин, Ломоносов, Ершов, Шауров, Касоткин, Григорьев, Лабутин, Куликов, Бабин, Иванов В., Лебедев, Гузев, Друскин.
Ещё немного статистики. Итак, из 81-го выпускника 1950 года на сегодня 29 человек проживают в Ленинграде и его окрестностях: И замыкает наш список личного состава роты его скорбная часть – это рано и безвременно ушедшие из жизни наши товарищи: Между 1984 и 1987 г.г. от болезней умерли Веня Толиельников и Толя Жизнев, в 1987 г. болезнь унесла из жизни Володю Мациевского; Помянем же их добрыми словами, вечной памятью в наших сердцах и минутой молчания…