На основе накопленного боевого опыта была изменена тактика противолодочной обороны конвоев. Раньше они были слабо защищены с кормовых курсовых углов, чем нередко пользовались немецкие подводники. Теперь же конвои шли при круговом охранении, имевшем одинаковую плотность на всех курсовых углах. Кроме того, дистанции между судами и кораблями охранения были увеличены до 15 каб. Нередко в составе конвоя формировалась специальная ударная группа (преимущественно из торпедных катеров), следовавшая впереди него в 40 — 60 каб. Такая система охранения повышала безопасность плавания транспортов. Но борьба на коммуникациях оставалась по-прежнему напряженной. Вот как осуществлялась проводка одного из конвоев, который возглавлялся начальником штаба эскадры капитаном 1 ранга А. М. Румянцевым...
Всего для обеспечения безопасности внешних конвоев корабли флота в 1945 г. выходили в море 108 раз, противолодочная авиация совершила 607 самолето-вылетов{275}. При проводке конвоев в советские порты и обратно союзники потеряли 5 транспортов и 5 кораблей охранения{276}. Северный флот потерял эскадренный миноносец «Деятельный», который был потоплен 16 января. В тот день из Кольского залива в Северодвинск вышел конвой из 6 транспортов, 2 танкеров, лидера «Баку» и 8 эскадренных миноносцев под [201] командованием капитана 1 ранга А. М. Румянцева. В светлое время противолодочное охранение судов и кораблей поочередно осуществляли 6 самолетов Пе-3...
Жалею, что не послал вчера к «Сокрушительному» тральщики. Румянцев{38} предлагал послать их, но я тогда [151] не принял его предложения. Это моя ошибка. Был уверен, после того как эсминцы обнаружили «Сокрушительный», они сумеют взять его на буксир. Потеряны сутки, ибо все равно необходимо посылать тральщики...
В дополнениях к переизданию книги автор писал: «Начальником оперативного отдела штаба был капитан 1 ранга А. М. Румянцев, хороший служака с наклонностями спортсмена. Очень любил командовать. Штабную работу знал, работать мог, но ее не очень любил. Всегда рвался в походы, во всякого рода операции. Как-то вместо с начальником штаба Северного оборонительного района капитаном 1 ранга Д. А. Тузом попросил разрешения побывать в районе у Западной Лицы: там только что высадился наш десант. Двое суток мы не знали, где они находятся. Потом выяснилось: были в разных подразделениях. Оба вооружились автоматами и считали, что проявляют личную доблесть и тем самым вносят какой-то вклад в победу. Румянцев любил такого рода дела. Всех военных людей он делил на «суворовцев» и «несуворовцев». Знал до деталей жизнь и боевой путь русского генералиссимуса, считая его образцом военного человека. А. М. Румянцев был затем начальником штаба эскадры». — Примеч. ред.
... план был составлен, и начальник оперативного отдела штаба флота капитан 1 ранга А. М. Румянцев повез его в Мурманск, чтобы представить командованию 14-й армии. Как предполагаемого командира высадки меня послали вместе с ним. С Румянцевым я был дружен. Этот способный, инициативный [147] оперативный работник обладал неисчерпаемой энергией и настойчивостью в претворении в жизнь директив командования флота. Умение ясно и логично излагать свои мысли помогало ему убедительно обосновывать предложения руководству, разъяснять сложные задачи подчиненным. В дальнейшем, неоднократно принимая участие в боевых операциях как офицер штаба флота и как начальник штаба, а затем и как командующий эскадрой надводных кораблей, Александр Михайлович зарекомендовал себя и хорошим военачальником...
Летом 1944 г. из штаба флота в плавающий состав перевелся начальник оперативного управления и заместитель начальника штаба флота капитан 1 ранга Александр Михайлович Румянцев. От меня уходил хороший работник, но он подготовил себе достойную смену.
В ходе работы над книгой удалось узнать и о судьбе многих других ветеранов эскадры Северного флота. Бывший начальник штаба эскадры Александр Михайлович Румянцев ушел в запас в звании вице-адмирала. Работал над книгой по истории Северного флота, но скоропостижная смерть осенью 1974 года не позволила ему закончить эту работу.