Черкашин, Николай Андреевич. Великая армада : дуэль перископов / Н.А. Черкашин; [Акад. проблем безопасности, обороны и правопорядка]. - М. : Закон и порядок, 2004.
Командир подводной лодки Б-8 капитан Игорь Чефонов в Филиппинском море. Форма одежды — трусы, часы. За бортом — тропики, в отсеках — ад.
Хрустальная... эскадра. Капитан 1 ранга И.Чефонов. - Морской сборник № 8, 1990 г. Балтийский почерк. Капитан 1 ранга И.Чефонов (О подводнике П.Д.Грищенко). - Морской сборник № 9, 1990 г. Бессмертная субмарина. Капитан 1 ранга И.Чефонов. (О Грищенко П.Д. и Матиясевиче А.М.). - Морской сборник № 5, 1991 г. Памяти героя. Капитан 1 ранга И.Чефонов. - Морской сборник № 4, 1992 г. Эта небольшая книга контр-адмирала Г. Г. Костева «Герой Балтики» — о Петре Денисовиче Грищенко, самом результативном среди советских командиров-подводников по количеству потопленных во время Великой Отечественной войны кораблей и судов противника — восемнадцать за неполных два года. Это его экипаж за один поход одержал восемь побед. Такого боевого успеха не имел ни один корабль. Это П. Д. Грищенко первым на Балтике одним залпом потопил два транспорта неприятеля. Судьба оказалась благосклонной к экипажу гвардейского подводного минного заградителя Л-3 («Фрунзевец»). Из каждого похода он возвращался с победой. О трудной, но яркой военной судьбе командира Л-3 П. Д. Грищенко и повествует книга. Автор показывает нам его характер через действия и поступки, на которые не каждый осмеливался в те непростые времена. Несомненно, что умение командира анализировать обстановку, принимать верные решения и настойчиво проводить их в жизнь, не задумываясь о последствиях для себя, не раз спасало лодку от гибели и принесло экипажу не одну победу. В книге приводится немало эпизодов, когда командиру приходилось отступать от правил, уже не отвечающих новым условиям боевых действий. Это не всегда находило понимание даже у того, кто был с ним рядом, не говоря уже о тех, кто порой решал судьбу и участь офицера. Конечно, знание тонкостей подводной службы автором, который сам является опытным подводником, представляет особую ценность этой книги для флотского читателя. И хотя она посвящена одному герою, но по существу повествует о службе подводной, о войне, о подвиге нашего народа. В ней читателя ждут встречи со многими интересными людьми разных поколений, их судьбами, порой трагическими. Книга основана на архивных материалах, воспоминаниях известных подводников, флотоводцев и сослуживцев Петра Денисовича. В ней показан и ряд ошибок, допущенных руководителями разных уровней в начальный период войны, которые приводили иногда к неоправданным потерям (к примеру, гибель ПЛ Л-2, С-5 и др.). К сожалению, Петр Денисович, несмотря на неоднократные ходатайства, так и не был удостоен звания Героя Советского Союза. Поэтому об этом удивительном человеке, не пасовавшем перед трудностями, смело отстаивавшем свои принципы и взгляды на тактику действий ПЛ и использование ими оружия, о его прямоте и честности, глубокой порядочности, тактичности и внимании к товарищам и подчиненным, но в то же время о жесткости и непримиримости к некомпетентности рассказать надо было давно. Георгий Георгиевич Костев и сделал это, написав правдивую и добрую книгу о выдающемся подводнике. Она не оставит равнодушным своего читателя, так как написана с любовью и большой человеческой теплотой к людям, жертвовавшим всем во имя грядущей победы. Петра Денисовича Грищенко не стало 14 января 1991 г. По адресу: 103062, Москва, ул. Чернышевского, 38, кв. 11, где он жил последние годы, усилиями его жены Михеевой (Грищенко) Людмилы Николаевны, сослуживцев и учеников Грищенко создается народный музей-квартира. Помощь в этом оказывают многие подводники. Барельеф прославленного командира для музея выполнил член народной студии военных художников скульптор А. Балашов. Автор данного материала также перечисляет свой гонорар на обустройство музея. Уважаемые читатели, вы также можете принять участие в сохранении памяти о легендарном подводнике, выслав в адрес музея имеющиеся у вас фотографии, документы и экспонаты, связанные с жизнью и деятельностью Петра Денисовича Грищенко.
Южными маршрутами. Контр-адмирал в отставке Г. Костев, профессор. - Морской сборник № 10, 1997 г. В 1979 г. этим же маршрутом был выполнен последний, пятый трансокеанский переход ПЛА с Северного на Тихоокеанский флот. В нем участвовали РПКСН К-455 - командир капитан 1 ранга И.Толстолыткин и К-490 - командир капитан 1 ранга В.Кузнецов (оба корабля пр. 667БДР). Обеспечивало переход океанографическое исследовательское судно (ОИС) "Байкал", на котором размещался второй экипаж К-455 - командир капитан 1 ранга И.Чефонов. Старший на борту ОИС - начальник штаба соединения ПЛ Северного флота капитан 1 ранга П.Климов. Руководить переходом назначили командира соединения ПЛ Северного флота контр-адмирала А.Павлова. 10 января 1979г. на Северный флот прибыл Адмирал Флота Советского Союза С.Горшков, заслушавший в штабе флотилии доклады командиров кораблей и старшего на переходе о готовности кораблей к выходу. 15 января командующий Северным флотом адмирал В.Чернавин, начальник штаба флота вице-адмирал В.Пони-каровский и начальник Оперативного управления штаба флота контр-адмирал В.Дудин провели инструктаж, уточнив задачи на переход, и определили место контр-адмирала А.Павлова с походным штабом на борту К-490. На следующий день лодки и ОИС вышли в море. Их встреча намечалась в районе Фолклендских о-вов. В Баренцевом море и в Северной Атлантике ОИС выдержал сильный шторм. 10 февраля корабли пересекли экватор, а 17 февраля корабли получили радио с сообщением о вооруженном конфликте между Китаем и Вьетнамом. На следующий день советское радио передало официальное сообщение об этом, в котором, в частности говорилось: "Свой долг по отношению к Вьетнаму мы выполним". Старший на "Байкале" капитан 1 ранга П.Климов решил привести свое судно в полную боевую готовность, о чем доложил на ЦКП ВМФ. Ответ пришел через двое суток, 21 февраля за подписью начальника ГШ ВМФ: "Ваша главная задача... обеспечение навигационной безопасности РПКСН. Донести о встрече с РПКСН, их состоянии и начале движения..." 26 февраля в 13.30 "Байкал" установил связь с лодками по УКВ, которые наблюдали ОИС в перископы. Через "Байкал" их командиры донесли оперативному дежурному ВМФ об установлении связи и встрече всех трех кораблей в условленной точке согласно плану. Затем они построились в ордер и начали совместное движение. Лодки наблюдали "Байкал" в режиме шумопеленгования, находясь каждая на своей глубине и поддерживая связь по ЗПС. Дистанция до лодок, находящихся на правом и левом траверзах "Байкала", составляла 35 - 45 каб. Уравнителем в ордере являлось ОИС. 28 февраля погода резко ухудшилась. Сплошная облачность, густой туман, видимость 1 - 2 каб, температура воздуха +6°С, воды +5°С. Корабли вошли в пролив Дрейка. Лодки шли под водой на сво-их глубинах и проводили взаимное ориентирование по запросу друг друга и "Байкала", поддерживая связь по ЗПС и периодически подвсплывая под перископ. Траверз мыса Горн отряд прошел 3 марта в 14.15, а в 19.40 корабли вошли в Тихий океан, продолжая следовать в ордере. 5 марта 1979 г. в 1.00 контр-адмирал Павлов передал через ОИС в Москву, что отряд вошел в Тихий океан и лодки приступили к третьему этапу перехода, начав самостоятельное движение на Камчатку своими маршрутами. 9 апреля в 18.00 недалеко от Авачинской губы всплыла К-490, а в 00.00 10 апреля - К-455, тем самым благополучно завершив переход. ОИС "Байкал" пришел 23 апреля и в 2.15 стал на якорь в Авачинской губе. Пятый переход подтвердил достаточную надежность ПЛА, способность поддерживать высокую боеготовность ракетного оружия в любых климатических условиях на протяжении почти трехмесячного плавания. За успешное выполнение задания . командования контр-адмиралу А.Павлову было присвоено звание Героя Советского Союза. Командиров РПКСН наградили орденами Ленина, а капитана 1 ранга П.Климова, командира второго экипажа К-455 капитана 1 ранга И.Чефонова и командира ОИС "Байкал" капитана 3 ранга Г.Бочинского - орденами Красной Звезды. Получила ордена и медали также часть личного состава лодок. В последующем межфлотские переходы южными маршрутами наши атомные подводные лодки не совершали, а переходы с Северного флота на Тихоокеанский, как и встречные, продолжались только подо льдами Арктики. Южные же маршруты перехода с запада на восток и позже использовали наши надводные корабли, среди которых были тяжелые авианесущие и атомные ракетные крейсера.