А
-
Б
-
В
-
Г
-
Д
-
Е
-
Ж
-
З
-
И
-
К
-
Л
-
М
-
Н
-
О
-
П
-
Р
-
С
-
Т
-
У
-
Ф
-
Х
-
Ц
-
Ч
-
Ш
-
Щ
-
Э
-
Ю
-
Я
Жигарев Валерий Павлович
ЛНВМУ 1955 г.в.
Жигарев Валерий Павлович родился в 1938 году. Учился в ЛНВМУ с 1951 по 1955 год.
Учителям, хранившим юность нашу... Контр-адмирал О.Чефонов, выпускник нахимовского училища 1955 г. - Морской сборник № 12, 1991 г. МНЕ НЕРЕДКО задают вопрос, не считаю ли я свою юность загубленной, не жалею ли об избранном пути. Об этом я не раз задумывался, все больше приходил к твердому убеждению: многим в своей жизни и службе я обязан оставшемуся, к сожалению, единственным в стране Ленинградскому нахимовскому училищу. Да, конечно, в те годы мы были лишены той свободы во внеучебное время, которую имели наши сверстники в обычной школе. Особенно это чувствовалось в старших классах, в пору первой юношеской влюбленности, нетерпеливого ожидания встреч, когда казалось, что несостоявшееся свидание может сломать всю твою жизнь. Традиции училища, заложенные с его основания первым начальником ЛНВМУ контр-адмиралом Николаем Георгиевичем Изачиком, установленные им правила давали возможность избежать психологических срывов. Во время танцевальных вечеров сама необычная атмосфера их проведения делала эти встречи возвышенными, исключала грубость и пошлость и тем самым уже воспитывала нас. Кстати, о воспитании. Нравоучений говорилось тогда мало — воспитатели понимали, что в таком возрасте они не воспринимаются. Больше стремились сами демонстрировать примеры благородства, достойного поведения и порядочности в условиях повседневной жизни. Привитие норм морали шло ненавязчиво и постоянно. Главными качествами среди воспитанников считались честность во взаимоотношениях друг с другом, взаимовыручка (сам погибай, а товарища выручай — было не лозунгом, а руководством к действию), готовность поделиться всем с другими, нетерпимость к ябедам, наушникам и жалобщикам, к тем. кто прикрывается высоким положением своих родителей. И наоборот, уважали таких, которые смело вставали на защиту товарища, не перекладывали тяжесть своей провинности на других. А у нас тогда учились дети и государственных деятелей, и крупных военачальников. Разные они были, и вели себя и учились по-разному. По-доброму мы и сейчас вспоминаем, к примеру, В. Жигарева, сына главного маршала авиации, способного ученика и хорошего товарища. Уважением пользовались и те, кто обладал хорошими морскими качествами, лучше других осваивал морское дело, флажный семафор и морзянку, умело вязал морские узлы, плел маты и т. п. Училище тогда имело для этого все необходимое. Повседневно вырабатывались у нас сноровка, глазомер, воспитывалась смелость, и на утренней физзарядке, во время которой по Неве ходили на шлюпках. Даже просто для того, чтобы попасть на них, надо было пройти по длинному узкому выстрелу от борта «Авроры», а затем спуститься в шлюпку по шкентелю. Во время морской практики на учебных парусно-моторных шхунах «Учеба» и «Надежда» каждое утро, как и десятилетия назад, начиналось с подъема по вантам с одного борта на марсовую площадку и спуск по ним с другого борта. А что может быть лучше для тренировки глазомера, чем управление шлюпкой под парусом, когда надо сделать «восьмерку», пройдя всеми галсами и выполнив все повороты между двух шхун, стоящих на якорях. Причем стремились пройти так, чтобы флюгарка шлюпки почти касалась бушприта шхуны. Как не вспомнить при этом нашего преподавателя капитана 1 ранга С. Муравьева, гардемарина 1914 года, сумевшего многих из нас научить этому искусству, не боявшегося неприятностей для себя из-за неумелых действий своих подопечных. А разве не требует определенной смелости от мальчишки несение ночной вахты у колодца на берегу Нахимовского озера среди лесных шорохов, непонятных звуков и всплесков? Так с отрочества мы закаляли волю, способность побороть в себе нерешительность, подавить чувство страха. Большое внимание уделялось и культурному развитию нахимовцев. Активные шефские связи существовали с ленинградскими ТЮЗом и хореографическим училищем. Не говорю уже об экскурсиях в музеи, которыми так богат город. Они проводились постоянно, правда, не всегда в добровольном порядке. Думаю, хоть в то время некоторые из нас и сопротивлялись этому, но, став взрослыми, сказали спасибо нашим педагогам. С теплотой вспоминаем и преподавателей русского языка и литературы, особенно сейчас, когда даже по радио И телевидению, с трибун собраний и съездов нередко можно услышать неграмотную речь. И, конечно же, нельзя не сказать о преподавании английского языка. Очень хорошие возможности имеются для этого в нашем училище, накоплен колоссальный опыт. И как жаль, что в настоящее время, когда все большее значение приобретает знание иностранного языка, оно остается необходимым в основном для сдачи зачетов. Я коснулся лишь некоторых сторон системы подготовки в Ленинградском нахимовском училище в 50-е годы. Считаю, что она во многом способствовала формированию у его воспитанников основных человеческих и морских качеств, позволяющих стать порядочными людьми и хорошими моряками. Казалось бы, в современных условиях все в нем должно быть еще лучше, но... видимо, в нынешнее прагматическое время уже « нет той близости между учителями и питомцами, того взаимопонимания, которые были когда-то. К тому же, не стоит забывать, что раньше мы учились 6 лет. А сейчас сюда приходят юноши-акселераты с уже сложившимися представлениями, характерами, отношением к окружающим и изменить в них что-либо за 2 года обучения очень трудно. Считаю, что надо увеличивать срок обучения в нахимовском училище. Вновь открыть еще одно училище в европейской части Союза и обязательно на Дальнем Востоке. Здесь нельзя жалеть средств, так как затраты окупятся сторицей. Это очень хорошо понимали в прошлом. И поэтому кадетские и пажеские корпуса, лицеи воспитывали выдающихся сынов отечества, ревностно умножавших его славу на всех избранных ими впоследствии поприщах...
Отец.
"Караван+Я". ГОРДОСТЬ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ АВИАЦИИ И ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛИ 21-23 ноября 2000 года в Твери прошли торжественные мероприятия, посвященные 100-летию нашего выдающегося земляка, известного военачальника, главного маршала авиации Павла Жигарева. П. Жигарев родился 19 ноября 1900 года в деревне Бриково Весьегонского уезда Тверской губернии. В 1919 году был призван в Красную Армию. Первым шагом на славном боевом пути будущего главного маршала авиации стало обучение в Тверской кавалерийской школе. Однако очень скоро на смену коню пришли "пламенный мотор и стальные крылья". В начале 20-х годов комвзвода кавалерийского полка Павел Жигарев ушел в авиацию, которой оставался верен всю свою жизнь. Летному делу обучался в Ленинградской школе летчиков-наблюдателей, затем служба на военных аэродромах в Ростове, Оренбурге, Сталинграде, учеба в Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского. После окончания академии был оставлен в адъюнктуре, но всей душой стремился служить в боевых частях и добился назначения в знаменитую Качинскую военную школу летчиков. После ее окончания Павел Жигарев командует авиационными соединениями в Белорусском военном округе. В 1937-38 годах Родина доверила Павлу Жигареву выполнить интернациональный долг в Китае, где он возглавлял группу советских летчиков-добровольцев. За успешное выполнение этого интернационального долга был награжден орденом Красного Знамени. В 1941 году генерал-лейтенант авиации Жигарев назначается командующим ВВС РККА, а с июля 1941 года - заместителем наркома обороны. Значителен вклад П. Жигарева в разгром немецко-фашистских войск под Москвой. Когда разгорелись бои на подступах к столице, командующий ВВС лично руководил действиями авиационных частей и соединений, защищавших Москву. Правительство высоко оценило личный вклад П. Жигарева в дело победы над врагом. Он был награжден орденом Ленина и получил воинское звание генерал-полковника авиации. Весной 1942 года генерал-полковник Павел Жигарев получил новое назначение, на этот раз на Дальний Восток, где сложилась очень напряженная обстановка. У наших границ сосредоточилась миллионная Квантунская армия. Потребовалось принять ряд мер, направленных на повышение боеготовности авиационных частей. Во время войны с империалистической Японией в августе 1945 года Павел Федорович командовал 10-й воздушной армией, район боевых действий которой простирался от Благовещенска на западе до Камчатки на востоке и Харбина на юге. Очень сложно управлять авиационными соединениями, действовавшими на таком большом пространстве, в различных климатических условиях, но Павел Жигарев успешно справился с этой трудной задачей. Родина высоко оценила боевую деятельность командующего, в сентябре 1945 года он был награжден орденом Кутузова I степени. Широкий военный кругозор и многогранный боевой опыт позволили П. Жигареву в послевоенные годы успешно решать крупные задачи строительства военно-воздушных сил. В апреле 1946 года он был назначен на должность первого заместителя главнокомандующего ВВС, затем командующего Дальней авиации. С сентября 1949 по январь 1957 года был главнокомандующим военно-воздушными силами, затем работал начальником Главного управления гражданского воздушного флота. В 1959 году П. Жигарев вернулся на родную тверскую землю. Здесь, в городе Калинине, Павел Федорович возглавил Военную Краснознаменную академию ПВО, которой командовал до своей кончины в 1963 году. Человек глубоких военных знаний и практического опыта, П. Жигарев внес существенный вклад в совершенствование учебного процесса и повышение качества подготовки командных кадров для войск ПВО страны. Правительство высоко оценило ратный труд главного маршала авиации П. Жигарева, он награжден многими орденами и медалями, среди которых Орден Красного Знамени, орден Красной Звезды и другие награды. Умер Павел Федорович 2 октября 1963 года и похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Его именем названа улица в Твери, где в знак признания заслуг и уважения к памяти нашего земляка установлена памятная доска. В честь 100-летнего юбилея уроженца Тверского края Павла Жигарева, человека высокого воинского долга, одного из первых главных маршалов авиации, в Твери 21 ноября состоялся митинг. К этой дате приурочено открытие выставки в Тверском государственном объединенном музее и торжественное собрание, которое прошло в клубе военного университета ПВО. Пресс-служба администрации Тверской области Руденко С. Видный авиационный начальник. // Военно-ист. журн. - 1970. - N12. - С.39-44. Руденко С.И. Крылья Победы. - М., 1985. - С.60-80. Жигарев П.Ф. // Тверская область. - Тверь, 1994. - С. 99. Жигарев П.Ф. // Сов. историческая энциклопедия. - М., 1964. - Т.5. - С.547-550. Ефимов А. Главный маршал авиации П.Ф.Жигарев // Военно-ист. журн. - 1980. - N 11. - С.88-89. Зелов Н. Видный военный деятель // Ленин. завет ( Весьегонск). - 1980. - 18нояб. Кондрашов А. Маршал Жигарев // Весьегонск. жизнь.- 1999.- 8 окт.- С. 2,3; 12 окт. - С.2,3.
Н.П. Каманин. "Скрытый космос". том 1. Вчера умер Главный маршал авиации П.Ф. Жигарев, только что звонили и приглашали на завтра в почетный караул. Жигарева я знал 30 лет, у меня с ним были сотни деловых встреч. Павел Федорович был большим дипломатом и более 20 лет сумел продержаться в верхах. Правда, это иногда вредило делу и калечило людей, но Жигарев мало с этим считался. Он умер на 63 году жизни и до последнего дня работал. Жигарева не любили в ВВС, но сейчас, конечно, все сожалеют об утрате.