Муру Георгий Николаевич [Зам. начальника - главный инженер]
Судоремонт - это тоже наука. 51-й ЦКТИС ВМФ. Г.Муру. - Морской сборник № 3, 2004 г.Главный инженер 51-го ЦКТИС ВМФ Г. Муру. Днём образования 51-го Центрального конструкторско-технологического института судоремонта (ЦКТИС ВМФ) считается 24 августа 1954 г. Необходимость его создания была обусловлена тем, что выполнение ремонта должно проводиться на научной основе согласно технической документации, а не «по опыту», как это нередко было принято ранее. Поэтому следовало переоснастить заводы, укомплектовать их современным оборудованием, обеспечить проектной и технической документацией, а также средствами технологического оснащения, специальными стендами, достаточными энергетическими мощностями. Самостоятельно решить эти проблемы заводы, загруженные повседневной работой, не могли: нужна была специализированная организация, какой и стало ЦКТБ ВМФ. В 1958г. первая атомная подводная лодка вошла в состав ВМФ. Для ремонта быстро растущего атомного флота старые методы, технологии и имеющиеся производственные площади не годились. Существовавшие судоремонтные предприятия не могли обеспечить ремонт кораблей с принципиально новыми энергетическими установками. В связи с этим организация и обеспечение ремонтов АПЛ на СРЗ ВМФ стала одной из острых проблем, которую надо было разрешить. Эта проблема усугублялась неразработанностью технологической схемы ремонта в условиях радиационного излучения, отсутствием специальных производственных помещений, сложностью и новизной применяемого оборудования, неосвоенностью методов обработки и сварки новых материалов. Для решения этого и многих других вопросов в 1959г. было сформировано СКТБ № 330 во главе с Е.Смирновым. Так появились два конструкторско-технологических бюро, подчиненные Главному управлению судоремонтных заводов. Развиваясь параллельно, дополняя друг друга и помогая друг другу, они фактически представляли собой единую организацию. Их объединение произошло в 1980 г. Новая организация после слияния двух конструкторских учреждений получила наименование 51 Центральный конструкторско-технологический институт судоремонта ВМФ(51 ЦКТИС ВМФ), существующий и успешно развивающийся по настоящее время. Начальником института был назначен опытный судоремонтник А.Баласанян, главным инженером Н.М.Шведов - бывший начальник 330 СКТБ. Впоследствии институтом руководили В.Деревянко; Н.Плющев; В.Громов; Г.Сотников. С 2000 г. институт возглавляет Л.Горбов. Институт с момента своего образования решал задачи обеспечения ремонта кораблей, при этом одной из главных задач стала оптимизация выпускаемой типовой организационно-технической документации, разработка ее в машинно-ориентированном (электронном) виде, позволяющем в будущем перейти на электронные носители и охватить собой всю материальную часть действующего флота. Для этого была выполнена специальная научно-исследовательская работа по теме «Поиск». Ее итогом стало универсальное техническое задание на разработку типовой организационно-технической документации для ремонта кораблей (90-ОРЦ230). Это задание обеспечивало и ныне обеспечивает разработку документов с учетом применения передовых технологий, определения стоимости работ, качественной приемки ремонта, внедрения автоматизированного управления производством с использованием электронно-вычислительной техники. Организация практической деятельности в области судоремонта требовала создания собственного технического архива, включающего в себя рабочие чертежи всех проектов кораблей и комплектующих изделий. Аналога такого архива в стране не существовало. В настоящее время этим архивом пользуются не только заводы ВМФ, но и предприятия промышленности. Был разработан также стандартизированный порядок определения необходимых ремонтных работ на базе типовых ремонтных ведомостей. Этот порядок, усовершенствованный впоследствии, позволил перейти к внедрению автоматизированных систем управления ремонтом на базе информационных технологий. Были подготовлены также технически обоснованные нормативные материалы по труду, организации работ по ремонту корабельной автоматики, механизации труда и работы управленческого персонала. Особо следует отметить важность создания основополагающих документов для системы ценообразования в судоремонте. Конструкторский отдел разработал чертежи док-матки ДМ-300 и док-понтонов ДП-30, которые до сих пор успешно эксплуатируются на судоремонтных заводах, а также чертежи на переоборудование дока ПД-11, сыгравшего впоследствии большую роль в освоении атомного судоремонта на Дальнем Востоке. Более 40 лет издаётся сборник «Технология судоремонта» (ранее «Техническая информация»), огромная роль в этой работе принадлежит А.Анопольскому, Ю.Сомину, А.Зимову. Еще в начале 1960-х годов по разработкам специалистов была организована и проведена военно-техническая конференция «О дальнейшем техническом прогрессе судоремонта ВМФ». На основе ее материалов была сформулирована единая техническая политика на десятилетия вперед. В эти же годы были принятые в эксплуатацию новый инженерный корпус в Ломоносове, типография и большая счетно-вычислительная машина «Минск-22», а затем и ЕС1022. Таким образом, к началу 1970-х гг. было обеспечено научно-техническое и организационное обеспечение ремонта кораблей с традиционными силовыми установками. Группа инженеров под руководством главного инженера Г.Динцера непосредственно на заводе-строителе изучали технологии перезарядки реактора (операция №1) и замены парогенераторов (операция №2). Подготовку документации на сварку нержавеющей стали выполнил главный сварщик бюро - Д.Сагалович. Характерной особенностью этого периода являлась молодость подавляющего числа сотрудников, их увлеченность работой. Сложность и новизна поставленной задачи, наряду с доверием, которое оказывалось командованием молодому коллективу, вызвали ответное стремление к лучшему решению возникающих проблем. Это стало определяющим в работе коллектива бюро на долгие годы. Серьезным испытанием для вновь созданного бюро стала подготовка к первому ремонту атомной подводной лодки К-14 (зав. 281) по месту ее базирования в губе Западная Лица. В связи с отсутствием специальных цехов и сооружений в основу была положена организация ремонта с помощью так называемого временного комплекса в составе: службы радиационной безопасности, плавпричала для АПЛ, плавучего контрольно-дозиметрического судна и других вспомогательных плавсредств. В качестве производственных площадей использовалась ПМ-6. Одновременно с изучением устройства АПЛ специалисты в сжатые сроки разработали технологическую документацию на операцию №2, а также обеспечили методическое и техническое руководство работами, которое осуществляли сотрудники института С.Шулаков, Н.Финогеев, В.Мамлов, Г.Томсон, Л.Комаров, В.Лейбман и другие. Одновременно был определен состав технологических документов, выполнены чертежи стендов, оснастки, ЗИП, материалов для ремонта АПЛ, разработаны документы, определяющие организацию работы в условиях радиационной обстановки, положение по организации ремонта АПЛ, программы обучения ИТР и рабочих СРЗ. Огромную роль в создании технического архива по атомному ремонту и перспективной подготовке производства выполнил М.Брусиловский. В короткое время техническое обучение рабочих, бригадиров и ИТР было организовано не только на базе СРЗ, но и на предприятиях, выпускающих оборудование для АПЛ. Проанализировав опыт строительства, эксплуатации и первых ремонтов АПЛ, специалисты разработали основные направления и технико-экономические обоснования реконструкции и формирования структуры судоремонтных заводов ВМФ, способных выполнить ремонт корабля с ядерной энергетической установкой. Такие заводы должны были состоять из специального и основного производств. Первое предназначалось для ремонта радиационно-загрязненной материальной части энергетических отсеков, дезактивированной до допустимых норм. Эта зона определялась строгим режимом по радиационной безопасности и должна была состоять из цехов спецпроизводства и дезактивации, а также вспомогательных сооружений, хранилищ и энергоблоков со станцией производства бидистилата, санпропускника, причального фронта с ПКДС и лаборатории. Цехи спецпроизводства должны были иметь участки, обеспечивающие ремонт всей номенклатуры энергоотсеков. Впоследствии они были построены на 10-м, 30-м и 49-м судоремонтных заводах ВМФ. Технология ремонта атомной энергетической установки, разработанная в процессе первых ремонтов АПЛ, постоянно совершенствовалась, пополнялась и рационализировалась. Огромную роль в освоении и развитии ремонта внесли конструкторы института, которые разработали большое количество стендов, спецоснастки и приспособлений, позволяющих обеспечить качество работ и механизировать выполнение целого ряда операций в условиях радиоактивных излучений. Кроме того, были выполнены чертежи по дооборудованию плавдоков Северных и Тихоокеанских флотов для возможного докования АПЛ. Но жизнь не стояла на месте. Началось создание АПЛ второго поколения, кардинально отличавшихся от своих предшественников. Ресурс основного оборудования был увеличен в 2-3 раза, применена новая сверхпрочная сталь для корпусов, внедрены автоматизированные общекорабельные системы, в целях надежности резко уменьшена длина трубопровода первого контура, применены новые парогенераторы с повышенным ресурсом, повышена эффективность биологической защиты, внедрена общесудовая система электрохимической регенерации воздуха. Вооружение таких АПЛ соответствовало и в отдельных случаях превосходило лучшие мировые достижения. Однако они имели значительную подводную шумность. Ремонт АПЛ второго поколения требовал нового подхода к созданию производственных мощностей на судоремонтных предприятиях. Было признано необходимым строить в этих целях не отдельные здания, а блоки цехов, насыщенных энергетикой и технологическими средствами. В 1970-е годы было начато проектирование принципиально новых заводов. А смелая конструкторская мысль уже создавала новые корабли - АПЛ третьего поколения, которые проектировались прогрессивным модульно-агрегатным методом, позволяющим строить их монтажными блоками и модернизировать путем замены модулей. При этом ресурс основного оборудования в 2-3 раза превышал ресурс лодок второго поколения. Новое оружие обеспечивало самые современные методы ведения войны. Устранен был недостаток и в части, касающейся подводной шумности. В эти годы в институте были открыты новые направления деятельности: автоматизация систем управления производством, обеспечения снижения физических полей кораблей в ремонте, ремонт средств вооружения, разработка ремонтных документов, сопровождение проектируемых кораблей по части учета требований ремонтопригодности, выполнение НИР по этим вопросам и др. Важным направлением развития производства в 80-е годы стала подготовка «целевых программ» по восстановлению изношенных деталей, внедрению средств технической диагностики, лазерной техники и др. Конструкторами института для обучения курсантов военно-морских училищ были разработаны и введены в строй действующие энергетические установки АПЛ. Рост авторитета института как среди СРЗ ВМФ, так и предприятий и организаций промышленности, позволил ему стать центром современной технической мысли в судоремонте. Сегодня в институте работают такие известные в судоремонте специалисты, как В.Лушников, В.Бучкин, В.Смирнов, А.Иоринский, Л.Судов, В.Туманцев, Б.Журавлёв, А.Миронов, Ф.Сафронов, Б.Топорков, В.Ентальцев, Ю.Козлов, Н.Сергацков, М.Лапин, Е.Ягупова, Н.Машков и многие другие. В трудное время переходного периода, недофинансирования судоремонта институт сумел сохранить свой научно-технический потенциал, что ныне позволяет ему активно участвовать в дальнейшем развитии судоремонтной отрасли. Капитан 1 ранга Г. МУРУ, Главный инженер 51-го ЦКТИС ВМФ
Муру Г.Н., Сафронов Г.Л., Стародубов В.А. Информационные технологии в судостроении, техническом обслуживании и ремонте // Сборник «Технология судоремонта». СПб, 2004. №1. С 37-38 Рудаков А.В, Муру Г.Н., Трубицын В.С., Стародубов В.А. Применение технологии обратного инжиниринга для уточнения трехмерной модели корабля // Морской вестник. СПб, 2005. №4(16). С 10-15 Муру Г.Н., Рудаков А.В, Трубицын В.С., Стародубов В.А. Обеспечение соответствия трехмерной модели корабля фактическому состоянию объекта // Сборник «Технология судоремонта». СПб, 2005. №2. С 65-72 Муру Г.Н., Рудаков А.В, Трубицын В.С., Стародубов В.А. Обеспечение ремонтопригодности на начальных этапах жизненного цикла корабля // Судостроение. СПб, 2006. №4 Муру Г.Н., Стародубов В.А. Применение САПР Unigraphics для анализа свойств ремонтопригодности корабельной техники // RЕM. СПб, 2007. №1. с. 36-39 История отечественного военного судоремонта : [В 3 кн. / Ред. совет: В.А. Федоров - пред., Г.Н. Муру и др.]. - М. : Гангут, 2004.