А
-
Б
-
В
-
Г
-
Д
-
Е
-
Ж
-
З
-
И
-
К
-
Л
-
М
-
Н
-
О
-
П
-
Р
-
С
-
Т
-
У
-
Ф
-
Х
-
Ц
-
Ч
-
Ш
-
Щ
-
Э
-
Ю
-
Я
Коцегуб Михаил Юрьевич
ЛНВМУ 1983 г.в.
Вести с флотов. Северный флот. - Морской сборник № 9, 2004 г. Накануне Дня ВМФ после выполнения учебно-боевой задачи в базу Видяево вернулась атомная подводная лодка «Тамбов» под командованием капитана 1 ранга Н.Юзгина. Командир соединения контр-адмирал А.Федотенков, выходивший в море старшим на борту, высоко оценил отработку экипажа и выполнение им поставленных задач. Особо были отмечены штурман корабля капитан-лейтенант Д.Мышеловский и командир группы автоматики и общекорабельных систем капитан-лейтенант Д.Шулика. Для соединения подводных атомоходов нынешнее лето стало по-настоящему «жарким». Только подводные лодки «Тамбов» и «Святой Даниил Московский» (командир капитан 1 ранга В.Волков) за июнь-июль семь раз выходили в море и успешно выполняли поставленные задачи. По итогам боевой подготовки командование соединения высоко оценило командиров видяевских подводных экипажей - капитанов 1 ранга А.Беляева, В.Волкова, М.Коцегуба и В.Смирнова, а также флагманских специалистов соединения: капитанов 2 ранга Н.Музыченко и А.Репина, капитана 3 ранга С.Павленко.
Вести с флотов. Северный флот. - Морской сборник № 4, 2004 г. По итогам выхода командование отметило высокую подготовку Героя Российской Федерации полковника В.Дубового, капитанов 1 ранга С.Веселова и С.Гришина, М.Сав-чука и А.Шуванова, полковников С.Дергунова и С.Чечерова, капитанов 2 ранга А.Долгова и А.Сачука, подполковника В.Стопычева. 21 февраля, успешно выполнив поставленные задачи, на атомной подводной лодке «Святой Даниил Московский» с моря вернулся экипаж под командованием капитана 1 ранга М.Коцегуба. Кроме учебно-боевых задач с применением практического оружия, экипаж отработал задачи по борьбе за живучесть корабля. По итогам выхода командованием соединения особо отмечена работа командира корабля и старшего помощника Командира капитана 2 ранга К.Круглова. По старой североморской традиции в базе экипаж встретил командир соединения контр-адмирал А.Федотенков и вручил командиру корабля жареного поросенка. 9 марта в Северодвинске на судостроительном заводе «Севмаш» на борту тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» состоялось подписание акта о передаче корабля республике Индия и акта о выполнении заводом «Севмаш» всех запланированных ремонтных и модернизационных работ на корабле. В торжественной обстановке под звуки государственного гимна командир тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» капитан 1 ранга А.Азаров спустил корабельный Андреевский флаг... Завершилась боевая служба заслуженного крейсера в составе родного флота. Однако память о ратный делах ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» («Баку») навсегда останется в душах и сердцах наших моряков. С российской стороны на церемонии присутствовали заместитель Министра обороны России генерал-полковник А.Московский, подписавший акт о передаче корабля, Главнокомандующий ВМФ адмирал флота В.Куроедов, генеральный директор агентства по судостроению В.Поспелов, генеральный директор Рособоронэкспорта А.Белянинов, начальник Главного управления международного военного сотрудничества МО генерал-полковник А.Мазуркевич, зам. председателя КВТС Ю.Хозяинов, начальник Управления кораблестроения ВМФ контр-адмирал А.Шлемов, начальник Управления международного военного сотрудничества ВМФ капитан 1 ранга В.Андреенков, руководители министерства судостроения, завода «Севмаш», другие официальные лица.
Одиннадцатая дивизия подводных лодок Северного флота. Люди, корабли, события. СПб.: Специальный выпуск альманах «Тайфун», 2008 г.
Б-414 «Даниил Московский» (на борту 505-й экипаж ПЛ под командованием капитана 1 ранга М.Ю.Коцегуба) возвращается в базу. Ара-губа, февраль 2003 г.
Седьмая дивизия подводных лодок Северного флота. Люди, корабли, события. - Санкт-Петербург, серия "На страже Отчизны", выпуск 4, 2005 г.
Капитан 1 ранга Михаил Юрьевич Коцегуб, командир командир 505-го экипажа ПЛ
Подводники 505-го экипажа (командир — капитан 1 ранга М.Ю.Коцегуб, заместитель командира по воспитательной работе капитан 2 ранга С.Махортов). Ара-губа, 26 июля 2003 г.
А.Н.Федотенков. На многоцелевых подводных лодках В 2001-2003 гг. уволилось в запас, пожалуй, до 80% командиров кораблей, ушел командир дивизии контр-адмирал М.Ю.Кузнецов, уволился заместитель командира дивизии капитан 1 ранга В.В.Кобелев. Для меня как НШ, а позднее и командира дивизии, главной стала задача подбора, расстановки, обучения, воспитания и становления командиров кораблей. Отбор в первую очередь шел из числа старших помощников командиров лодок 7-й ДиПЛ. Из этого списка я хотел бы выделить нынешнего командира 505-го экипажа ПЛ капитана 1 ранга Михаила Юрьевича Коцегуба. Он потомственный видяеевец, его отец проходил службу в составе 9-й ЭсПЛ, Михаил окончил здесь школу. До 1999 г. Коцегуб был старшим помощником командира К-141 «Курск» пр.949А. Затем убыл на обучение на 6-е ВСОК ВМФ и по окончании их планировался к назначению на должность командира АПЛ пр.949А. В 2000 г. командир Б-534 «Нижний Новгород» капитан 1 ранга А.В.Шурыгин убыл на обучение в ВМА им. Н.Г.Кузнецова, поэтому было принято решение назначить капитана 2 ранга Коцегуба командиром этого корабля. К тому времени «Нижний Новгород» в море не ходил, его готовили к постановке в СРЗ для восстановительного ремонта — замены активной зоны реактора. В 2002 г. 7-я ДиПЛ и 33-я ДиПЛ СФ были формально объединены (с сохранением атрибутов первого соединения), но на самом деле мы не получили ни одного плавающего корабля и ни одного действующего экипажа. Да и вместо 505-го экипажа, мы фактически получили лишь номер войсковой части (формирование воинского коллектива пришлось вести практически заново). И когда экипаж уже закончил обучение в УЦ ВМФ и был на завершающем этапе к выходу в море, там потребовался командир, способный наладить организацию службы, способный настроить личный состав на выполнение задачи стать перволинейным экипажем. Оценив возможных кандидатов, я решил, что сделать это способен капитан 1 ранга М.Ю.Коцегуб. Коцегуб принял под свое командование 505-й экипаж ПЛ в непростой обстановке. В наших условиях вновь сформированный экипаж требует огромных усилий и забот командира. Необходимо было работать денно и нощно, работать, невзирая на усталость, на желание побыть с семьями, а ориентируясь прежде всего на конечный результат. При таком подходе и такой самоотдаче конечный результат не заставил себя ждать: 505-й экипаж отработал и сдал все курсовые задачи, выполнил все необходимые стрельбы и в 2003 г. вошел в состав перволинейных. Далее экипаж под командованием капитана 1 ранга М.Ю.Коцегуба участвовал в ряде ответственных мероприятий флота, в обеспечении испытания нового ракетного оружия и в настоящий момент является одним из лучших экипажей дивизии.
Атомная подводная лодка Б-534 пр.945А «Нижний Новгород» Основные этапы службы 3.03.1984 — зачислена в списки кораблей ВМФ. Классифицирована как крейсерская АПЛ, присвоен тактический номер К-534. 7.05.1984 — в соответствии с директивой ГШ ВМФ от 3.03.1984 г. начато формирование экипажа. Задача формирования возложена на командира 6-й ДиПЛ СФ. 10.1989 — на базе соединения в Западной Лице сформирован экипаж. После окончания формирования экипаж убыл в УЦ ВМФ. 1989 — завершено комплектование экипажа мичманским составом и личным составом срочной службы. 15.02.1986 — лодка заложена на ССЗ "Красное Сормово" в Горьком (зав. №303). Май 1989 г. — состоялось вселение экипажа на корабль. 8.07.1989 — лодка спущена на воду. В июле 1989 г. переведена по внутренним водным путям в Северодвинск для прохождения сдаточных испытаний. 10.08-1.09.1989 — в транспортном доке по внутренним водным путям (Волго-Балтийскому и Беломоро-Балтийскому каналу) доставлена на Северную сдаточную базу ССЗ "Красного Сормово" в Северодвинске. Сентябрь 1989 г. — июнь 1990 г. — выполнялись достроенные работы на Северной сдаточной базе. 5.06.1990 — первый выход экипажа в море. 7.06.1990 — первое погружение под воду. 8.10.1990 — выполнены первая ракетная стрельба. 9.10.1990 — выполнена первая торпедная стрельба. 10.10.1990 — произведена первая минная постановка. Декабрь 1990 г. — завершены заводские ходовые и государственные испытания. 26.12.1990—подписан приемный акт. 27.12.1990 — поднят военно-морской флаг. 11.01.1991 — лодка прибыла к месту постоянного базирования в губу Западная Лица, вошла в состав 6-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ СФ. Январь-май 1991 г. — на СРЗ "Нерпа" проводились дополнительные работы по наладке систем и механизмов корабля. 14.03.1991 —включена в состав СФ. После возращения с завода экипаж корабля начал отрабатывать и сдавать задачи курса БП ПЛ. В июне 1991 г. успешно были выполнены боевые упражнения, сдана задача Л-3, корабль введен в состав сил ПГ с основным экипажем. 20.06.1991 — в составе 6-й ДиПЛ лодка передана в состав 9-й ЭсПЛ СФ. Июнь-август 1991 г. — проведены расширенные акустические испытания в Белом море. Май-сентябрь 1992 — первое боевое дежурство. В ходе дежурства лодка выходила в море для участия в поисковой операции СФ в Северной Атлантике. 3.06.1992 — переклассифицирована в большую АПЛ, тактический номер сменен на Б-534. 26.07.1992 — сменила военно-морской флаг СССР на Андреевский. 1993 — выполнена 1-я БС с оценкой "хорошо". 1.10.1994 — вошла в состав 7-й ДиПЛ. Октябрь-декабрь 1994 г. — выполняла задачи боевого дежурства. В ходе дежурства обеспечивала государственные испытания К-141 пр.949А в Белом море. 23.03.1995 — приказом главкома ВМФ присвоено наименование «Нижний Новгород». Август 1995 г. — для участия в торжественных мероприятиях, посвященных присвоению кораблю наименования "Нижний Новгород" на лодку прибыла делегация Нижегородской области во главе с губернатором Б.Е.Немцовым. 27.03.1997 — лодка освящена отцом Владимиром. 1997 — выполняла задачи БС, осуществляла поиск и слежение за иностранными ПЛ в Норвежском и Гренландском море. В ходе "автономки" приняла участие в зачетно-тактическом учении СФ. Оценка БС — "отлично". На торжественные мероприятия, посвященные возвращению из дальнего похода лодки, прибыла делегация Нижегородской области под руководством главы Сормовского района В.Ю.Моисеева. В составе делегации был Герой РФ генеральный конструктор ЦКБ "Лазурит" Н.И.Кваша. За мужество и отвагу, проявленные при исполнении воинского долга в условиях, сопряженных с риском для жизни, награждены орденом Мужества — капитан 1 ранга И.В.Воронков (командир ПЛ); орденом "За военные заслуги" — капитан 2 ранга И.Н.Хрипунов, капитаны 3 ранга И.И.Иванец, Д.О.Иванов, А.Б.Медведев; медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" 2-й ст. — капитан 2 ранга Ю.В.Ващенко, капитан 3 ранга П.В.Головцов, капитан-лейтенант И.Б.Земш; медалью Ушакова — ст. мичман М.В.Швец, мичман В.В.Самосюк, главный старшина Д.М.Яковлев, старшины 2-й ст. Е.В.Гаврюшкин и А.А.Зеленцов. Май 2000 г. — лодку посетил губернатор Нижегородской области И.П.Скляров. 12.01.2002 — лодка совершила переход на СРЗ "Нерпа" для среднего ремонта и перегрузки активной зоны реактора. Январь-март 2002 г. — проведены мероприятия по снижению уровня радиационной активности теплоносителя 1 -го контура реактора. Сентябрь 2002 г.—бригадами ПМ-12, СРЗ "Нерпа", при участии личного состава лодки проведена операция по выгрузке отработанного ядерного топлива. Командиры 1. Капитан 3/1 ранга Алексей Григорьевич Щуренко (20.11.1987-1995); 2. Капитан 1 ранга Игорь Валерьевич Воронков (1995-11.1997); 3. Капитан 1 ранга Алексей Викторович Шурыгин (8.12.1997-10.06.2000); 4. Капитан 1 ранга Михаил Юрьевич Коцегуб (07.2000-3.02.2003);
Командир 505-го экипажа капитан 1 ранга М.Ю.Коцегуб с лучшими подводниками экипажа в центральном посту
Подводники 505-го экипажа I Ш. Ара-губа, июль 2005 г. Первый ряд (слева направо): инженер ЭНГ БЧ-1 ст. лейтенант Р.А.Лебедев, командир торпедной группы БЧ-3 ст. лейтенант А.И.Медведев, заместитель командира по воспитательной работе капитан 2 ранга А.В.Попов, командир БЧ-5 капитан 2 ранга И.И.Кулагин, командир ПЛ капитан 1 ранга М.Ю.Коцегуб, старший помощник командира капитан 2 ранга К.Б.Круглов, командир группы ОКС дивизиона живучести БЧ-5 ст. лейтенант М.М.Оленин, командир группы дивизиона движения БЧ-5 капитан-лейтенант Е.О.Мелехов, командир группы дивизиона движения БЧ-5 капитан-лейтенант Д.П.Лукин, командир БЧ-3 капитан 3 ранга В.В.Наумов. Второй ряд: помощник командира капитан 3 ранга В.Г.Жидов, командир группы управления БЧ-3 капитан-лейтенант В.А.Кареев, старшина команды рулевых сигнальщиков — ст. боцман ст. мичман Э.А.Альшевский, техник группы автоматики ст. мичман П.П.Пилипчук, техник команды трюмной мичман А.Н.Звонков, ст. инструктор химической службы мичман М.В.Шляхов, старшина команды торпедистов ст. мичман И.А.Ершов. Третий ряд: техник команды электриков штурманских БЧ-1 ст. мичман Н.А.Мизяк, ст. мичман В.В.Фомичев, машинист спецтрюмный матрос Е.В.Чернов, машинист трюмный главный корабельный старшина С.К.Кушкумбаев, машинист трюмный матрос Е.А.Пшеницын, машинист турбинист матрос В.И.Сауков, техник торпедист БЧ-3 ст. мичман А.Ю.Осинин.
Капитан 2 ранга К.Б.Круглов (старший помощник командира), капитан 1 ранга М.Ю.Коцегуб (командир ПЛ), капитан 2 ранга И.И.Кулагин (командир БЧ-5), капитан 2 ранга А.В.Попов (ЗКВР)
Экипаж К-141 «Курск» пр.949 (1994-2000) Коцегуб Михаил Юрьевич, капитан 3 ранга (СПК);
Командование 7-й ДиПЛ СФ, 2005 г. Первый ряд (слева направо): капитан 1 ранга В.М.Воробьев, контр-адмирал А.Н.Федотенков, капитан 1 ранга И.И.Иванец, капитан 1 ранга В.В.Волков. Второй ряд: капитан 1 ранга Н.И.Юзгин, капитан 1 ранга М.Ю.Коцегуб, капитан 1 ранга В.А.Волков, капитан 1 ранга Д.А.Смирнов, капитан 1 ранга К.Б.Каравашкин (фото В.В.Осинцева)
Шестая дивизия подводных лодок Северного флота. Люди, корабли, события. - Санкт-Петербург, 2003. Серия "На страже Отчизны", выпуск 1, 208 с. Издание выпущено к 25-летию соединения. М.Ю.Кузнецов. К-239 вступает в строй
7-я дивизия ПЛ
... В дивизии был сформирован экипаж под командованием капитана 1 ранга Владлена Васильевича Абхалимова, который был предназначен для К-329 «Белгород» пр.949А. Были проведены первичные мероприятия по организации нового воинского коллектива, офицеры экипажа неоднократно выходили на стажировку в море на К-119 и К-141. В дивизии было воспитано молодое поколение старших помощников командиров, многие из которых ныне командуют АПЛ СФ. В первую очередь я бы хотел отметить Михаила Юрьевича Коцегуба (ныне капитан 1 ранга, командир Б-534), Игоря Николаевича Хрипунова (капитан 1 ранга, Б-336), Владимира Александровича Волкова (капитан 1 ранга, Б-414).
Надо стараться, спешить. Время, отведенное на жизнь им, запертым в прочном корпусе аварийной подлодки, неумолимо тает. Но вслух об этом в гарнизоне не говорят. Надежда умирает последней. И даже нынешний командир АПЛ «Нижний Новгород» капитан 2 ранга Михаил Коцегуб, служивший на «Курске» старшим помощником, на мою просьбу рассказать о прошлогодней боевой службе подводного ракетоносца в Средиземном море ответил коротко, как отрезал: - Вернутся - сами расскажут…
Надо отметить, что в соответствии с каноническими правилами русского православного обряда и традициями Военно-морского флота России на соединении возрождены ритуалы по освящению боевых кораблей и личного оружия офицеров и мичманов, по наименованию атомных субмарин именами российских городов. Кстати, свой юбилей подводники отметили весьма достойно. Это - и успешная стрельба на приз главнокомандующего ВМФ экипажа субмарины "Святой Даниил Московский" (командир - капитан 1 ранга Владимир Волков), и участие в военно-морском параде экипажа атомохода "Тамбов" (командир - капитан 1 ранга Михаил Коцегуб).
После первых минут общения с командиром АПЛ «Нижний Новгород» капитаном 2-го ранга Михаилом Коцегубом остается впечатление: где-то раньше видел этого человека. Внешне он очень похож на командира бронепоезда «Козьма Минин» подполковника Андрея Креховца и бывшего командира Шумиловской бригады Юрия Мидзюту. Все трое не только внешне, как братья. Сильные, настоящие мужики, каждый — олицетворение современного российского офицера. У Михаила Коцегуба дед в годы Великой Отечественной командовал подводной лодкой на Балтике, отец служил на подводной лодке на Севере. Михаил Коцегуб школу закончил в поселке подводников Видяево и другой судьбы для себя не видел. Десятки походов в море. Три года служил старшим помощником командира АПЛ «Курск» и в августе 2000-го в море должен был идти ее командиром. Капитан 1-го ранга Геннадий Лячин, сдавая ему лодку, уговорил сходить в море с «Курском» последний раз. И ушел навсегда, со всей командой. Михаил Коцегуб хорошо знал весь экипаж «Курска», но мог ли тогда предвидеть, что через год будет опознавать тела своих погибших товарищей…
Судьбы многих подводников-североморцев, как легенды. Из своих пятидесяти лет командир 7-й дивизии атомных подводных лодок контр-адмирал Михаил Кузнецов в море провел пятнадцать. Пятнадцать лет в тесной лодке, не видя земли и солнца… Три последних года — без отпуска. Временно исполняющий обязанности командира 7-й дивизии молодой контр-адмирал Сергей Кузмин, в 1994-м году, командуя АПЛ «Даниил Московский» совершил поход на Северный полюс и, впервые в истории водрузил там Государственный флаг России. Лодка торпедой пробила на полюсе многометровый лед и всплыла в полынье, готовая скрытно нанести по условному противнику ракетный удар. За этот поход Сергей Кузмин был удостоен звания Героя России, многие подводники награждены орденами и медалями.
Команда
Спускаемся в лодку «Нижний Новгород». Огромное сооружение, величиной с пятиэтажный дом и водоизмещением десять тысяч тонн, идущее на четырехсотметровой глубине со скоростью «Жигулей». Но внутри — не разбежишься, ни одного лишнего сантиметра: все забито приборами и трубами. Одних кабелей, если вытянуть в линию, от Москвы до Нижнего. Зам. генерального конструктора ЦКБ «Лазурит» Владимир Иноземцев уверен, что современная подводная лодка намного сложнее любого космического корабля. Невозможно представить, как во внутреннем пространстве лодки удалось разместить столько приборов и оборудования. Командиры боевых служб лодки охотно рассказывают, для чего предназначены и как работают приборы и оборудование. Увы, понять что-либо почти невозможно: атомная подводная лодка — это не автомат Калашникова. Из 71 члена экипажа матросов всего одиннадцать, остальные офицеры и мичманы. И каждый на своем посту должен быть профессором, знать оборудование не хуже тех, кто его изобрел, зримо представлять работу каждого прибора.
Никто здесь не имеет права на ошибку. Экипаж лодки — одна большая семья. Одна судьба, когда ушли в море. И командир — для каждого отец.
Из одиннадцати матросов на «Нижнем Новгороде» пятеро — наши земляки. Их мамам с такими командирами можно не беспокоиться за сыновей. О дедовщине на лодке не может быть и речи. Капитан 3-го ранга Олег Заика, например, попросил передать родителям своего подчиненного старшего матроса Алексея Борисова благодарность за воспитание сына. За десять месяцев службы, он, выпускник Нижегородского речного училища, стал классным специалистом, командиром отделения рулевых сигнальщиков. На лодке все командиры хорошо отзываются о матросах-нижегородцах.
Командующий Северным флотом адмирал Геннадий Сучков распорядился, чтобы из военно-морского училища в Санкт-Петербурге на АПЛ «Нижний Новгород» направляли прежде всего молодых офицеров-нижегородцев. Есть все возможности и для укомплектования лодки матросами из нашего города.
Рискуя жизнью, в море мы живем
Обычно лодка уходит в океан на 75 суток. И все это время экипаж в замкнутом пространстве. — Трудно только первую неделю, — рассказал старпом АПЛ «Нижний Новгород» капитан 2-го ранга Константин Каравашкин, — Потом привыкаешь и время летит незаметно, от вахты до вахты. Скучать некогда. Бывает, что товарища на лодке не видишь по три-четыре дня, поэтому надоесть друг другу не успеваешь.
Два с половиной месяца под толщей воды или льда, слушая только работу приборов, видя одни и те же лица, и не знаешь, не подведет ли оборудование, доведется ли и на этот раз вернуться домой… В чем же тогда романтика службы подводника?
Наверное, она в ощущении себя частичкой одной большой семьи подводников, особой касты военных, в руках которых такое оружие, что, как поется в одной из песен подводников:
Неужель не видите, что Гонконг с их триппером Мы одной ракетою к черту разнесем…
Романтика службы подводника — в преодолении тысячекилометровых океанских просторов на гигантской атомной лодке, чуде технической мысли, романтика в ощущении себя на передовом рубеже державы, которой все равно остается Россия.
Прощайте, красотки, прощай небосвод, Подводная лодка уходит под лед. Подводная лодка, морская гроза, Под черной пилоткой стальные глаза…
Романтика службы подводника и в возвращении домой из пучины и льдов.
Вот и ещё один год прошёл, и снова последнее воскресенье июля — день военно-морского флота. Отметили этот день заплывом в волжских водах. Жаль, так и не удалось в этом году посетить Север, побывать в местах, где нёс службу. Ну да ничего, постараюсь наверстать упущенное в следующем году, как раз будет двадцать лет, как вернулся домой со срочной службы.
А в Ара-Губе жизнь идёт своим чередом, вот данные за 2006-2007 годы по 7-й дивизии с «РПФ форума»:
7-я дивизия подводных лодок (Ара-губа)
Командир капитан 1 ранга Александр Юлдашев
Б-276 «Кострома» пр. 945 (ремонт) Командир капитан 1 ранга Федосов Александр Леонидович Б-336 «Псков» пр.945А Командир капитан 1 ранга Алексей Беляев и/или капитан 1 ранга Алексей Смирнов Б-414 «Даниил Московский» пр. 671РТМК Командир капитан 1 ранга Михаил Коцегуб
Для самого Геннадия Лячина это была последняя автономка. И вместе с ним в поход собирался отправиться следующий командир “Курска”, а пока лишь дублер-командир — Михаил Коцегуб. Бывший старпом “Курска” и любимец Лячина уже прошел “классы” в питерской академии и дождался-таки перевода с АПЛ “Нижний Новгород”, которой в последнее время командовал. Пойти в море хотел и сын Лячина — Глеб. Но Коцегуба срочно вызвали в Североморск, а Глеба не отпустил начальник штаба Северного флота Михаил Моцак. “Еще успеешь”, — только и сказал он расстроенному парню.
Кроме того, членам экипажа субмарины, призванных на военную службу из Нижегородской области, будут продемонстрированы приветы от родных и близких, которые накануне поездки нижегородской делегации в Североморск были специально записаны на видеопленку.
Как отметили в пресс-службе, поездка организована по инициативе губернатора Геннадия Ходырева в ответ на письмо командования подводной лодки, направленное в адрес руководителя области в конце прошлого года. Командир судна Михаил Коцегуб и его заместитель Владимир Кублицкий обратились к Ходыреву за "поддержкой и заботой" в вопросе ускорения ремонта АПЛ "Нижний Новгород".
К письму также была приложена заявка с просьбой об оказании шефской помощи.
На рубке большой подводной лодки "Нижний Новгород" красуется Кондор. Такое имя ей дали на заводе. А подводники называют свой корабль "Ласточка".
Этому кораблю пророчили большое будущее. Сверхпрочные титановые лодки выходили в дальние походы, несли боевую службу в мировом океане.
Но Нижнему Новгороду не повезло. Этот корабль пришел на Северный флот в 1989 и лишь дважды выходил на боевое дежурство. Потом начался "мертвый сезон" - так называют 90 годы. Почти 10 лет корабли Северного флота стояли у причала.
Михаил Коцегуб - сын офицера-подводника, родился и вырос в Ведяево. Первый раз оказался на лодке, когда учился в первом классе. Когда окончил школу, не возникло проблем с выбором профессии.
Михаил после училища попросился на Северный флот в Ведяево. Несколько лет он был старшим помощником командира "Курска".
В последний поход с Геннадием Лячиным не попал - был в отпуске. Полтора года назад получил назначение на "Нижний Новгород" командиром.
Командир говорит, что когда пришел, попытался узнать людей, определить тех, на кого можно положиться. В экипаже корабля всего 71 человек, из них 11 матросы. Остальные офицеры и мичманы - высококлассные специалисты. В море, на глубине от действий каждого из них зависит судьба всего экипажа.
Штурман подлодки Олег Заика тоже сменил на службе своего отца-подводника.
такие чужие подводные лодки.
Олег говорит, что у него тоже сейчас "мертвый" сезон. Давно уже не был в море. Но служба на корабле, который стоит у причала, такая же как и в море. Почти каждый день учебные тревоги.
Большую атомную подводную лодку "Нижний Новгород" в прошлом году поставили на судоремонтный завод "Нерпа". Сейчас специалисты завода готовят к перезарядке реактор корабля.