2 декабря 2002 года исполнилось 20 лет кругосветной антарктической экспедиции моряков-черноморцев на судах «Адмирал Владимирский» и «Фаддей Беллинсгаузен».
Рядом с пунктирными линиями плаваний Колумба и Магеллана на школьном глобусе нет обозначения движения шлюпов «Восток» и «Мирный», на которых в 1820 году покорили шестой континент русские мореплаватели Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев. Предав забвению результаты исследований военных моряков России, на Западе даже пытались поставить под сомнение приоритет русских мореплавателей.
Продолжением подвига бесстрашных покорителей страны Белого Сфинкса стала кругосветная экспедиция в 1982-1983 гг. на океанографических исследовательских судах «Адмирал Владимирский» и «Фаддей Беллинсгаузен» под командованием капитана 2 ранга Романа Панченко и капитана 3 ранга Николая Ерина.
Ее маршрут предполагалось провести по пути Первой русской антарктической экспедиции, так как имена Беллинсгаузена и Лазарева были тесно связаны с историей Черноморского флота и Севастополя, который в 1983 году должен был отмечать свое 200-летие. Последнее придавало экспедиции не только научно-исследовательский, но и исторический характер.
Некоторые подробности путешествия поведал участник той экспедиции, ныне начальник маяка «Сарыч» Александр Кухаренко.
Путь к ледовому континенту
Одной из самых неожиданных в Атлантическом океане для русских моряков была встреча с парусной яхтой, на которой в одиночку путешествовала англичанка. Каково же было их удивление, когда узнали, что ее путь лежит к Канарским островам, а после чего к Бермудским, прямо к треугольнику. Не каждый мужчина отважится на это, тем более в одиночку.
Не игнорировались во время путешествия и праздники. Пересекая экватор, 20 декабря отмечали встречу с богом морей Нептуном. Она прошла в полном соответствии с обычной в таких случаях программой: Нептун, в роли которого выступил капитан 2 ранга Геннадий Михальчук, со свитой, черти, пираты, обряды. Купали почти всех, от матроса до адмирала. Было очень шумно, весело, грязно и мокро.
Новый год у мыса Доброй Надежды
1982 год закончился, когда «Адмирал Владимирский» и «Фаддей Беллинсгаузен» находились в Атлантическом океане у берегов Африки на параллели мыса Доброй Надежды. К полуночи все собрались в столовой кают-компании. Дед Мороз, Снегурочка все как положено... Через несколько дней, 5 января, состоялась первая встреча с айсбергом. Погода резко изменилась, температура воды и воздуха понизилась до +1,5.
Первое открытие
Кто-нибудь знает, что в Атлантическом океане есть подводная гора под названием Черноморская? Именно она стала первым открытием данной экспедиции. Ее обнаружили 7 января, когда среди ровных 4500-метровых глубин была обозначена глубина 2240 метров. На следующий день число айсбергов значительно увеличилось, а ночи стали совсем белыми.
На льдине
Ледяная стена высотой 30-40 метров, которую при открытии Антарктиды видел Беллинсгаузен, предстала перед путешественниками во всей красе и величии 10 января. Она простиралась к востоку и западу, насколько видел глаз.
Благодаря решительности командира корабля Романа Панченко корабли подошли к ледовому барьеру. В дрейфе производились гидрологические и магнитные работы. С борта был спущен катер и полимаран. Капитан 2 ранга Г.Михальчук и инженер В.Кравин высадились на льдину и с нее вели пеленгование судна по магнитному компасу и другие измерения. На льдине встретились с пингвинами Адели. Еще на подходе корабля к берегу встречались касатки, тюлени и кашалот.
На родину, следуя разными путями, «Адмирал Владимирский» и «Фаддей Беллинсгаузен» вернулись почти одновременно 27 апреля 1983 г.
Ирина ЗОЛОТАРЕВА
Отчеты, итоги, результаты...
147 суток без аварий и происшествий! За это время корабли прошли 36 000 миль, провели в море 132 суток, в портах 15. Участники экспедиции прошли 3 океана, 19 морей, 14 проливов.
В ходе экспедиции были проведены работы по исследованию точностей и возможностей радионавигационных систем, исследования льдов и айсбергов, исследования по геологии, медицине и так далее. Медицинские исследования дали ряд интересных выводов и рекомендаций по психической и физиологической адаптации экипажа в условиях антарктического плавания.
Впервые было определено положение Южного магнитного полюса в море и точное местоположение 13 океанических островов. Получены данные об отсутствии на местности островов Терра-Нова в море Сомова. Открыто несколько десятков неизвестных ранее подводных гор, возвышающихся над ложем океана на 1000-2500 метров.
... Доступ к начальнику осуществился через цепочку - дежурный по КПП, дежурный по территории маяка, начальник маяка. В сопровождении дежурного офицера мы попали к начальнику маяка. Александр Георгиевич Кухаренко оказался мягким и душевным человеком. Лишь вкратце объяснив ситуацию и предоставив письмо из Центрального радиоклуба Лиги радиолюбителей Украины, получили понимание и поддержку в его лице. Оказалось, что и начальник маяка, и дежурный офицер имели представление о том, кто такие радиолюбители и для чего это все нужно. Обсудили место размещения и, опять же, дежурным офицером мы были сопровождены на место дислокации в углу огромной территории маяка, тотчас под 15 метровой маячной антенной мачтой, на расстоянии 20 метров от самого Lighthousa. Там к нам присоединился Сергей US2IFK. К великому сожалению, верхушки маячной антенной мачты мы не достигли в связи с "заржавением" ее движущихся элементов, а искать подъемник или спецсредство для достижения верхушки не было времени. Ограничились креплением к одной из нижних оттяжек мачты. Противоположный конец вседиапазонного диполя был вынесен на склон горы и размещен над верхушками деревьев. Высота подъема антенны оказалась катастрофически низкой, да и весь север был плотно закрыт вершиной горы Ай-Петри. После 3-х часовой возни мы наконец смогли включить трансивер (ICOM-706). Прохождение на всех КВ диапазонах было, мягко говоря, неважным. Попробовали на общий вызов. 10 минутное CQ телеграфом ответа не вызвало. Стало понятно, что сигнал слаб, и удовлетворить всех желающих провести с нами QSO не удастся. Работа на поиск дала результат - нас слышат, нам отвечают. Немного отдыха (в море этим вечером искупаться так и не удалось), и активность маяков началась. Результат - более 350 QSO на всех КВ диапазонах, включая WARC, и на 145 МГц. УКВ в эти дни были к нам более благосклонны. Прохождение было замечательным. Из нашей точки открывалось 8 репитеров, из них - 4 турецких и 1 сочинский. Приятно порадовал диапазон 50 Мгц. Молчавший все дни нашего пребывания, накануне отъезда "закипел". Вся Европа! За 1 час работы - 66 QSO. По окончании активности маяков нашли возможность удовлетворить некоторых желающих "сработать" с нашим маяком. Помог Виталий UT7NW, согласившийся поработать в группе. Имея громкий хороший сигнал, на общий вызов он смог пригласить провести QSO с нами ряд украинских радиостанций. В день отъезда краткий отчет о работе в эфире начальнику маяка и командиру курирующей маяк в/ч, фото на память, фото маяка из разных ракурсов, договор о повторном визите в следующем году, прощание и отъезд. Еще раз подтвердилось мнение UU4JO о том, что "…вообще маячный народ исключительно добр, приветлив и гостеприимен". Отдельная благодарность за активную помощь в проведении экспедиции: Концерну "АЛЕКС", Борису UT5UE, Андрею UT2UB, Сергею UR7VA, Сергею US2IFK, Наталии UR5ULN, начальнику маяка "САРЫЧ" Кухаренко Александру Георгиевичу, командиру в/ч 49385 Осипову Олегу Дмитриевичу.
В прошлом капитан второго ранга Александр Кухаренко, ныне начальник маяка
Сначала, глядя на конфликт с российскими маяками в Крыму, казалось, что нападения украинских националистов - это такой продуманный антироссийский шаг Киева, чтобы компенсировать в глазах "оранжевых" избирателей примирение с Москвой по газу. Однако в Киеве говорили, что это - инициатива местных активистов. В то же время не местные активисты, а очень даже общегосударственные чиновники и дипломаты поддержали нынешнюю крымскую кампанию заявлениями о том, что маяки - собственность Украины. Всё это - на фоне набирающей обороты кампании по выборам в Раду, частью которой, очевидно, является появление листовок, которые оказались в распоряжении агентства "Интерфакс". Янукович, конечно, более чем сложная фигура. Конечно, он защищает, прежде всего, свои, а не российские интересы. Но политические противники "шьют" ему даже нечто большее, чем "пророссийскость".
Листовка, якобы от имени Януковича, - инструкция о том, что делать при вводе в Малороссию российских войск. Жителям советуют "в первые 14 дней операции российских войск прийти в ближайший штаб миротворцев и сообщить имена и приметы активистов "оранжевого" движения". Бред, конечно. Но на этот бред клюют.
Ходивший в кругосветку капитан второго ранга Александр Кухаренко, ныне начальник маяка. В самой южной точке Крыма, на пятачке в несколько сотен квадратных метров за 8 лет можно стать отшельником или ботаником. По-другому никак - если голубые ели рядом с пальмами.
Черноморский флот обложен пикетами и блокпостами так плотно, что иногда не понять, кто и когда за кого. На перекопе лопатами отделяют Крым от Украины, у штаба Севастополя - маяки - от России, палатка нашумевшего "Студенческого братства", которое доказывает российским морякам, что они неправы, стоит круглосуточно.
"Вот, запаслись термосами с чаем, будем стоять", - говорит председатель "братства" Олег Яценко.
Ночной дозор у колючей проволоки. Это те, кто против "Студенческого братства". Их бдение у костра казалось бутафорным, если бы не температура воздуха – минус 15.
Палатки на фоне мерцающего маяка, костер, чебуреки и готовность к рукопашному противостоянию. "Не стоит провоцировать молодых парней на беду. Если что, буду противостоять физически таким нападкам", - говорит организатор пикета у маяка Александр Лиев.
Радиорубка - почти как казарма. Морские пехотинцы между вахтой спят прямо на полу. Их оснащение - бронежилеты и саперные лопатки, это все, что есть на случай штурма.
Александр Кухаренко новости теперь коллекционирует. В каждом выпуске украинского телевидения - про его объект. К митингующим уже не выходит. Устал давать исторические справки.
Фильм Черноморской телестудии снимали, когда и вопросов не было - чей ключ будет открывать двери маяка. Украинские гидрографы утверждают, что семи оставшимся в подчинении России маякам их техосмотр необходим. Российские специалисты парируют: маяк - сооружение важное, но несложное. Главное - лампочки вовремя менять, а их запаса хватит на 10 лет.
"В летний период меняем чаще, а зимой - раза четыре в месяц, - говорит сотрудник техслужбы маяка "Сарыч" Федор Поддубный. – У нас не доходит до того, чтобы они перегорали".
Во время раздела флота Украине перешло больше трети гидрографических объектов на Крымском побережье, в том числе и знаменитая система "Марс-75". В начале 80-х она первой засекала пуски баллистических ракет по ту сторону Атлантики. Сейчас о ее судьбе мало что известно.
"По всей видимости, ее уже нет как таковой", - считает начальник маяка "Херсонесский" Анатолий Шиневич.
Отсюда и объяснение, почему за маяки продолжают бороться. Вроде бы и смысла нет. Огонь с берега давно заменила спутниковая навигация. Но что заменит самый древний ориентир для моряков? "Когда корабль возвращается домой, то для капитана маяк - помимо морального чувства, что, наконец, возвращаются домой, еще и уверенность, что судно идет правильным курсом", - объясняет начальник "Сарыча" Александр Кухаренко.
Зато стихия объединила непримиримых противников - грузовик российского ВМФ пытается вытащить по обледеневшему серпантину микроавтобус украинского спецназа.
В Севастополе найти надпись на украинском - проблема. Указатели, вывески, реклама - все на русском. В жовто-блакитных цветах разве что буи на море, а на маяках - российский триколор, правда, не всегда на флагштоках, но хотя бы в каморке у картин с морскими пейзажами.
Но по-настоящему пыл охладило, конечно, заявление министра обороны России Сергея Иванова о полномочиях российских караульных: "Все полномочия, которые предусмотрены уставом гарнизонной и караульной службы Вооруженных сил РФ. А детали я, естественно, оглашать не буду, я не настолько наивен и глуп". Это заявление было сделано в Калужской области при осмотре объектов ВПК. И вот там Сергей Иванов заявил, что новых ведомств в российском оборонно-промышленном комплексе не будет. Это заявление подводит черту под несколькими неделями спекуляций в отношении того, будет ли Сергей Иванов пытаться накачивать своей новый вице-премьерский статус бюрократически. Теперь очевидно, что нет. Сергей Иванов даёт понять, что нацелен на грамотную координацию уже существующих служб.
В минувшие выходные снова обострилась ситуация вокруг маяков в Крыму – участники движения "Студенческое братство" вышли к штабу Черноморского флота в Севастополе с требованиями отдать маяки украинской стороне, а их не менее решительно настроенные оппоненты разбили палатки на мысе Сарыч, где находится один из спорных маяков. За развитием событий наблюдала специальный корреспондент Ъ ОЛЬГА Ъ-АЛЛЕНОВА.
"Маяк усилен, но паники поднимать не надо"
С Игорем Куликовским, капитаном 2-го ранга, офицером гидрографической службы Черноморского флота, который сейчас на маяке за главного, я познакомилась у ворот КПП, закрывающих вход на "Сарыч". Есть еще начальник маяка Александр Кухаренко, гражданский специалист, но он после студенческих пикетов у маяка заболел. Есть и второй начальник маяка, назначенный минтранспорта Украины, Юрий Лещенко. Он судится с флотом и уже выиграл суд по возвращению "Сарыча" Украине. Но приставов, приехавших на "Сарыч" с решением суда, военные не пустили.
Капитан ведет нас по территории военного городка к белеющему над морем маяку.
– "Сарыч" – самая южная точка Крыма, стратегически важный объект, единственный такой маяк в Европе,– рассказывает капитан Куликовский по пути.– Сама башня состоит из чугунных сегментов, собранных на болтах в единую конструкцию. Изготовили его во Франции, потом привезли сюда, на мыс, и тащили на вьючных животных в 1898 году. Дальность огня маяка – 17 миль, лампа мощностью 1,2 кВт. Высота башни 13 метров, но над уровнем моря огонь на 39 метрах. Несмотря на космические средства навигации, судоводители по-прежнему ориентируются по маякам: GPS иногда сбивается и подводит моряков, а маяк – никогда. Наш маяк – это не просто башня со светооптической аппаратурой, это еще радиомаяки и звуковые системы, которые используются при плохой видимости. Вот вчера был снегопад, у нас работала звуковая система.
Система звукового оповещения – огромный бак с рупорами вверху – стоит на крайней точке мыса. Прямо над ним возвышается маяк. Всюду забор из колючей проволоки и часовые с оружием. Я спрашиваю капитана, правда ли, что на маяк переброшены дополнительные силы морской пехоты и бронетехники. Он отвечает: "Маяк усилен, но не настолько, чтобы поднимать панику. Вот говорят, что у нас передислокация. Десять морпехов – это обычные штатные мероприятия". И спрашивает: "А что нам остается делать после захвата Ялтинского маяка? Отдать и этот? Если они даже его заберут – как они будут его содержать?"
– Так все-таки заберут? – спрашиваю я.
– Нет,– отвечает капитан,– это, конечно, мое личное мнение. А заберут или не заберут – пусть президент решает.
– Чей?
– Наш, конечно. И украинский тоже.
Капитан ведет нас на автономную электростанцию, которая обеспечивает маяк электричеством в случае отключения энергоснабжения. "Федор! – кричит он кому-то.– Покажи нам свое хозяйство". Техник Федор Подрубняк 27 лет ходил в море, теперь он отставник и раз в трое суток дежурит на маяке.
– Часто маяк отключаете? – спрашиваю я.
– По уставу положено в случае прекращения энергоснабжения в течение двух минут запустить дизеля,– говорит он.– Но в последнее время энергоподачу ни разу не прекращали. А раньше наши дизели по семь часов работали. Тут дно вулканическое, опасное. Где камень, где валун, где целая отмель, а сверху не видно.
– Националисты считают, что нельзя доверять безопасность прибрежной полосы российскому флоту,– говорю я капитану.– Потому что вы можете отключать маяки в своих целях.
– Если бы они разбирались в навигационном оборудовании, то знали бы, что отключения маяка и другие ЧП опасны прежде всего для нас,– отвечает капитан.– Мы-то как раз и обеспечиваем безопасное судоходство в прибрежных водах. Потому что здесь наш флот стоит.
Автор: АЛЛЕНОВА Ольга "Коммерсантъ" № 10/П (№ 3341), 23 января 2006 г.