Зарегистрирован на сайте. Чтобы узнать его координаты, написать письмо, обратитесь в раздел "Личное дело".
Путь в моря. Очерки о Ленинградском нахимовском училище. Составитель: Раздолгин А. А. Л.,1984.
Хорошее впечатление произвели Андрей Решетов, Вадим Пирушин, Виталий Скоморохов, Денис Чечин, Алексей Янчук. Все — активные общественники, спортсмены, общительные и отзывчивые. Из них может составиться неплохой костяк, вокруг которого сгруппируются остальные. Вот Виталий Скоморохов. Спокойный, рассудительный. Обладатель шести юношеских разрядов. В училище приехал из Калуги. Желание стать моряком зародилось у него после чтения романтических повестей К. Станюковича, А. Грина, Л. Соболева. Сказалось и влияние старшего брата Игоря, отслужившего срочную на Краснознаменном Черноморском флоте. Чувствуется, может завоевать авторитет в классе, а это очень важно для укрепления коллектива.
Или Алексей Янчук. Сын флотского офицера-политработника. Большую часть детства провел в Кронштадте, восьмой класс закончил в Ленинграде. Простое, открытое лицо, ясный взгляд. Скромный, воспитанный. Увлекается радиолюбительским спортом, недавно установил связь со станцией Молодежная в Антарктиде. Чем не командир отделения, а может, и старшина класса!
Чернявый Андрей Решетов — один из самых маленьких. Но и самый веселый. Взгляд насмешливый, иронический. Видно, будет хорошим заводилой. Тоже из флотской семьи, североморец. Разносторонний спортсмен. В приемной комиссии на традиционный вопрос: «Почему решил стать моряком?»—ответил: «Хочу быть похожим на отца». Это серьезно.
Многое узнал он в тот день о своих питомцах. Нет, конечно же, они не похожи друг на друга. Что ни мальчишка — яркая индивидуальность, готовая проявить себя с самой неожиданной стороны. Пятнадцать лет — трудный возраст. Как-то ему придется с ними? Кто станет его активным помощником, а кого придется перевоспитывать?
Лишь главное не вызывало сомнений: все они грезили морем. Им снились величественные и грозные боевые корабли, дальние походы, необыкновенные приключения. И они были готовы хоть завтра ринуться на просторы Мирового океана, чтобы там достойно послужить Родине.
...Список подошел к концу. Он встал, еще раз окинул взглядом притихших ребят.
— Итак, впереди у нас два года совместной работы. Цель ясна: здесь, в училище, вы должны получить аттестат зрелости и подготовиться к поступлению в высшие военные училища. А начнем вот с чего...— Он сделал паузу.— Завтра отправимся на Нахимовское озеро, в наш летний лагерь. Там займемся изучением уставов, строевой подготовкой, шлюпочным делом.
— И на парусах будем ходить? — громко спросил Андрей Решетов, задорно блеснув глазами.
— Будем. Только не «на парусах», а под парусом.— Он намеренно сделал ударение. Пусть с первых шагов привыкают к флотскому языку.— Так говорят настоящие моряки. Впрочем, и терминологию, и устройство шлюпки, и оснастку вы изучите в лагере...
Когда нахимовцы сорок первого класса впервые пришли на занятие в кабинет военно-морской подготовки — это своеобразное царство атрибутов морской профессии,— у них разбежались глаза. Сколько интересного, захватывающего воображение и разжигающего любопытство! Казалось, сюда ворвался шум прибоя и соленый ветер перехватил их дыхание.
Чего тут только не было! Модели боевых кораблей, яхт, шлюпок. Схемы, фотографии, морские карты. Полный набор сигнальных флагов. Нактоуз с магнитным компасом. Штурманские инструменты. Модели маяка и буев. Миниатюрные мачты, паруса, детали такелажа, морские узлы, маты. Здесь же различные приспособления для тренировочных занятий: сигнальные мостики для передачи и приема флажных семафоров, ключ для световых сигналов и, соответственно, клотик, на котором эти сигналы обозначаются.
— Вот это да! — восхищенно воскликнул Сергей Бурлаев, которому все здесь было в диковинку. Обычно застенчивый, неразговорчивый, он словно ожил.— Смотрите, подводная лодка в разрезе. Сколько в ней всего, целый дом. — От волнения на щеках у Сережи заиграл румянец.
— Не дом, а завод, большое предприятие,— разглядывая модель с видом знатока, уточнил Денис Чечин,— со своей электростанцией, складами... — И жильем,— вставил юркий, веселый Андрей Решетов...
Для Грецкого это были не просто слова. Вырос он в шахтерской семье на Украине, но с детских лет мечтал о море. После окончания десятилетки в 1968 году поступил в Высшее военно-морское училище подводного плавания имени Ленинского комсомола. Служил на дизельных подводных лодках Краснознаменного Северного флота, не раз бывал в «автономках» — дальних автономных плаваниях. Испытал, как говорится, почем фунт лиха, но не разочаровался в выборе профессии, остался верен ей.
— В душе мы уже моряки! — с задором выкрикнул Андрей Решетов.
Ох уж этот Андрей! Первый заводила, весельчак, за словом в карман не лезет. Ростом не вышел, ниже всех в классе, а боевой. Неплохо проявил себя на практике в лагере.
Вообще водная станция на Нахимовском озере сразу полюбилась всем ребятам. Шлюпочным делом они занимались самозабвенно, с какой-то неистовой увлеченностью. Быстро изучили устройство яла, навострились ходить под веслами и парусами. А Решетов стал старшиной шлюпки. Как и Вадим Пирушин. Тот, пожалуй, поспокойнее и вдумчивее. Правда, первое место в заключительных гонках заняла все же шлюпка Андрея.
— Во-первых, на занятиях можно говорить лишь с разрешения преподавателя, а во-вторых, следует при этом вставать.— Виктор Петрович сделал паузу, пусть ребята осмыслят то, что он сказал, и с удовольствием отметил, что Решетов виновато склонил голову.— В-третьих... в душе вы, возможно, и моряки,— он еле сдержал улыбку,— однако этого мало. Поэтому давайте заниматься...
Так они начинали. Урок за уроком, месяц за месяцем, в учебных буднях и по знаменательным праздникам чуткие души и восприимчивые умы ребят вбирали в себя необходимые знания. Постепенно вырабатывались необходимые навыки.
Однажды, когда учебный год был уже в разгаре, к Бухтиярову обратился Виталий Скоморохов. К тому времени этот скромный калужский паренек, заядлый спортсмен и книголюб, стал секретарем комсомольской организации класса, вице-старшиной 2-й статьи. Комсомольское бюро, в состав которого вошли Сергей Пашко, Андрей Решетов и другие активисты, стало инициатором многих интересных и полезных дел: походов по местам боевой славы флота, встреч с ветеранами, соревнований на лучшее знание специальных предметов. Вот и сейчас Бухтияров почувствовал, что у ребят появилось новое предложение...
Ступив на палубу «Перекопа», нахимовцы почувствовали новый прилив энергии.
Хорошо выразил общее настроение Андрей Решетов: «Чем больше учишься, тем сильнее тяга к знаниям».
Именно так— «сильнее тяга». На корабле она возросла вдвое, втрое. Ребята излазили все палубы и надстройки, побывали в машинном и румпельном отделениях. Они тренировались и на боевых постах. В реальных условиях плавания учились обращаться с секстаном, прокладывать курс, передавать и принимать семафор, флажные и световые сигналы. И все это по-настоящему, на корабельной службе, рядом с бывалыми моряками-балтийцами...
Именно после корабельной практики произошел сдвиг в лучшую сторону в поведении и учебе у многих ребят. Они стали дисциплинированнее, собраннее, старательнее, общительнее с товарищами. Вступил в комсомол Женя Котухов. Теперь никто не сомневался, что он будет достойным продолжателем морской династии.
А Андрей Решетов не только стал заметно выше ростом, но проявились у паренька незаурядные морские качества — он был признан лучшим старшиной шлюпочной команды. На традиционных гонках в честь Дня Военно-Морского Флота его шлюпка заняла первое место по училищу, выполнив при этом норматив первого разряда. В числе первых он сдал экзамен на самостоятельное управление шлюпкой.
Много полезных уроков получили нахимовцы в дни плавания. И не случайно, наверное, вскоре после летней практики возник разговор об их дальнейшей судьбе. Янчук и Решетов сказали Николаю Петровичу Бухтиярову о своем желании поступать в Высшее военно-морское училище подводного плавания имени Ленинского комсомола, Скоморохов и Чечин — в Высшее военно-морское политическое училище. |