А
-
Б
-
В
-
Г
-
Д
-
Е
-
Ж
-
З
-
И
-
К
-
Л
-
М
-
Н
-
О
-
П
-
Р
-
С
-
Т
-
У
-
Ф
-
Х
-
Ц
-
Ч
-
Ш
-
Щ
-
Э
-
Ю
-
Я
Щукин Борис Борисович
РНВМУ 1951 г.в.
Контр-адмирал К.А. Безпальчев. В море и на суше. Сборник воспоминаний его воспитанников и сослуживцев. - СПб.: НПО «Система», 2008. (Желающие получить электронную копию должны сообщить на сайт адрес своей электронной почты и какой вариант предпочтительнее, с фотографиями - более 20 мгб. или только текст)
Золотов Александр Никитович, 1933 г. рождения, капитан 1 ранга, выпускник Рижского Нахимовского училища (1951), ВВМУ подводного плавания (1955), доктор военных наук. Судьбоносные встречи. Нахимовское училище. ... Шесть лет довелось мне учиться среди этих мальчишек, поступивших в училище отнюдь не по блату. Никогда не забыть мне основательного Витю Комлева - нашего вечного вице-старшину, блестящего Сашу Познахирко, лучших спортсменов Женю Ланцова, Женю Сергеева, Володю Шувалова, акробата Леню Калейника, тихоню Володю Магера, ироничного Борю Щукина, с которым много лет просидел за одним столом, первого своего друга Олега Иванова, веселых братьев-близнецов Борю и Геру Тихомировых, зубрилу Олега Тихомирова, упрямого Юру Иукканена, своевольного Валю Ломтева, всегда целеустремленного Алика Берзина, старательного Виталия Михальского и, конечно же, Джима Паттерсона (помните негритеночка из кинофильма «Цирк»?) и более позднего друга моего Володю Горчакова, всегда уверенного в себе. Кто-то из них стал адмиралом, кто-то профессором, кто-то поэтом, а некоторые, зачастив с выпивкой, пойдут по наклонной. Сегодня все уже давно на пенсии, а некоторых уже и нет в живых. Готовили нас всех равно, одинаково, но все стали совершенно разными. И жизненный путь оказался у каждого свой.
Морской сборник № 10, 2002 г. Указ Президента РФ № 799, 29 июля 2002 г. О награждении государственными наградами... За заслуги в научной деятельности и подготовку высококвалифицированных специалистов присвоить почетное звание: "Заслуженный работник Высшей школы Российской Федерации" Щукину Борису Борисовичу - профессору Военно-морской академии
Рижское Нахимовское военно-морское училище. Сборник материалов о встрече выпускников по случаю 60-летия основания училища. 3 декабря 2005 г. Составители: Г.Г. Лойкканен, М.Д. Агронский. СПб.: "НПП "Система", 2006.
Командовали подводными лодками и кораблями:
3 выпуск. Берзин, Соколов, Шувалов, Щукин.
Ученые, доктора наук, профессора:
3 выпуск. Золотов Александр Никитич. Комлев Виталий Петрович. Познахирко Александр Арсеньевич. Смирнов Игорь Константинович. Щукин Борис Борисович.
«ПОД ПАРУСАМИ»
С. Банк «Советская молодежь» 3, 6, 7 сентября 1950 г.
1. «Лавена» уходит в море
Вот и настал этот долгожданный день - старшеклассники Рижского Нахимовского училища отправляются в двухнедельный морской поход. ...Теплый вечер. Яркие августовские звезды над головой. Кружево Валдемарекого моста, Черная тихая вода. Горят на носу и корме якорные огни. Шлюпка беспрерывно курсирует между учебным судном «Лавена» и пристанью. Это возвращаются воспитанники. Ловко поднявшись по штормтрапу на шкафут, нахимовцы докладывают: - Товарищ лейтенант, воспитанник второй роты Тихомиров из увольнения прибыл. За время увольнения никаких замечаний не имел. Ночь. Команда спит. Только вахтенные бодрствуют в кубриках и на палубе. Ярким солнечным утром «Лавена» выбирает якорь и, развернувшись вниз по реке, уходит в поход. И пока проплывают вдоль бортов причалы рижского порта, судоверфь, зеленый берег полноводной Даугавы, познакомимся поближе с нашим судном. «Лавена» - трехмачтовая шхуна с бермудским косым вооружением. Свыше 700 квадратных метров - такова площадь ее парусов. Ее водоизмещение - 626 тонн. Дизель мощностью 225 сил в сочетании с парусами, хорошая устойчивость и великолепные морские качества обеспечивают шхуне неограниченный район плавания. «Лавена» вошла в Рижский залив. Жаркое солнце, легкий ветер, тихая синяя вода. - Команде до пояса раздеться! - кричит с мостика вахтенный офицер. Мигом сняты синие рабочие блузы. Десятки загорелых и крепких юношеских фигур разбегаются по кораблю. Идет будничный, но увлекательный первый день похода. В штурманской рубке командир, плотный седеющий Петр Егорович Игнатьев, и помощник - совсем юный Николай Захаров прокладывают курс. А внизу, на левом шкафуте, группа нахимовцев, влюбленных в сложное штурманское искусство, ведет параллельную прокладку. Игорь Смирнов, Олег Иванов, Юрий Титов, Борис Щукин, Виктор Виленкин тоже начали запись в вахтенном журнале. Воспитанники определяются по пеленгам, ведут прокладку курса, измеряют глубины. Руководитель морской практики, офицер-воспитатель Сергей Иванович Сергеев руководит молодыми штурманами. На полубаке боцман Михаил Григорьевич Шляпников, старый балтийский моряк, свыше четверти века проплававший на кораблях различных классов, обучает воспитанников такелажному делу. Внизу, в кубрике, старшины повторяют с нахимовцами сигналы дудок. В другом кубрике офицер Василий Федорович Заворуев проводит политинформацию... А «Лавена» идет вперед. Ровно стучит дизель, и легкий ветер развевает кормовой флаг. С мостика раздается свисток-предупреждение. И вслед за дудкой командир кричит в рупор: - Все наверх, паруса ставить! Из кубриков, с бака и юта мчатся воспитанники. Каждый знает свою мачту и свое место. - Пулей лети! - подбадривает Петр Егорович. Работа у парусов - любимое занятие нахимовцев. Под руководством старшин ребята быстро снимают чехлы. С палубы на мостик несется: - Грот-триссель к подъему готов! Кливера к подъему готовы! Паруса расчехлены, воспитанники на своих местах внимательно смотрят на мостик. Раздается команда: - На фалах и ниралах, бакштагах и завал-талях паруса поднять! Проходит несколько минут, и «Лавена» под всеми парусами, чуть накренившись на борт, плавно скользит по синей морской глади. Незаметно и быстро приходит вечер. Серп молодой луны высоко в небе. Уже закончилась дневная учеба; прошло комсомольское собрание, на котором офицер-воспитатель Павел Мефодиевич Свирский поставил перед комсомольцами задачи похода, уже начищена картошка для камбуза и произведена вечерняя приборка. Все свободные от вахты воспитанники собрались на полубаке вокруг старшины Алексея Акиншина. Старшина, поудобнее устроившись на палубе, перебирает лады баяна. Над тихим морем несутся песни. Ребята поют дружно, с увлечением о далеком полуострове Рыбачьем, о том, как грустно моряку вдали от родных берегов, о любви и верности Отчизне. Потом старшина сам затягивает и все подхватывают одну из любимых песен: ... А я остаюся с тобою, Родная навек сторона. Не нужно мне солнце чужое, Чужая земля не нужна... И как бы в подтверждение этой прекрасной песни дружески мигают в ночи маяки родных берегов. А на утро снова в шесть побудка, уборка корабля, торжественная минута подъема флага и длинный летний день учебы. Вновь и вновь раздается любимая команда: «Все наверх, паруса ставить» или «Паруса долой». С каждым разом воспитанники все четче и быстрей работают, команды у мачт соревнуются за быстрейшую постановку и спуск парусов. Уже известны лучшие нахимовцы на парусных ученьях. Это Слава Пичугин, Игорь Смирнов, Каспер Иванов, Виктор Соколов, Борис Щукин, Арон Молочников, братья Борис и Герман Тихомировы, Борис Пашков... На третий день плавания «Лавена» подходила к острову Гогланд. Пологими, поросшими лесом горами протянулся Гогланд с севера на юг поперек Финского залива. Нет иного пути кораблям, идущим в Ленинград или из Ленинграда, как мимо Гогланда. Свыше двухсот лет назад мимо этих суровых берегов уходили в бой петровские галеры. Этим же курсом они возвращались к родным берегам, ведя плененные шведские корабли. Первый русский плаватель вокруг света адмирал Иван Федорович Крузенштерн, уходя в далекие моря и океаны на шхуне «Надежда», проходил мимо этого острова, надолго прощаясь с родной землей. Первый в мире изобретатель беспроволочного радиотелеграфа преподаватель Кронштадтской электроминной школы Александр Попов здесь, с этого холодного острова, осуществил свое гениальное открытие. Мимо Гогланда ходили в боевые операции Первой мировой войны бесстрашные балтийские крейсеры и эсминцы, подлодки и сторожевики. Мимо Гогланда пробивались из Гельсингфорса в родной Кронштадт сквозь льды и пургу корабли Балтийского флота, участники знаменитого ледового похода 1919 года. Нет иного пути кораблям, как только мимо этого острова, лежащего посередине Финского залива... Долгие и обидные 20 лет Гогланд был во вражеских руках. Это был остров-шпион, остров-диверсант. Чужие наглые и хищные глаза наблюдали за нашими кораблями, чужие камеры фотоаппаратов пытались заснять маневры флота... И только в 1939-40 годах Гогланд вновь и навсегда стал нашим другом и помощником Балтийского флота, как и сотни лет назад. Эту историю рассказывали нахимовцам офицеры-воспитатели пока мы шли вдоль южной оконечности Гогланда, пока наш сигнальщик переговаривался с постом связи на острове. Слева по корме остался Гогланд. Близок Кронштадт, Ленинград. Закончена большая приборка. О том, что такое большая приборка на учебном судне, мы расскажем отдельно, ибо приборка заслуживает этого. Воспитанники собрались на шкафутах, а с мостка офицеры рассказывали о местах, мимо которых проходила «Лавена». Вот справа по носу показались очертания фортов «Красная горка» и «Серая лошадь». Здесь в незабываемом 1919 году волею Сталина, мужеством балтийских моряков было подавлено эсеро-меньшевистское контрреволюционное восстание... «Лавена» идет все дальше и дальше. Вот уже справа виден Кроншлот - первая петровская морская крепость, а слева - купол кронштадтского собора. Кронштадт - родина русской морской славы. От первых галер Петра, от первых викторий над шведами до незабываемых лет Великой Отечественной войны далеко на весь мир прогремела боевая слава Балтийского военного флота. И, наверное, потому так внимательно слушали воспитанники рассказы офицеров, что им, нахимовцам, будущим офицерам Военно-Морского Флота страны социализма, надлежит множить славу Балтийского флота. Ибо они преемники славных традиций военно-морского оружия. Позади Кронштадт, город-моряк, город-крепость. «Лавена» входит в Морской канал. Вдали заревом огней сверкает ночной Ленинград. И, кажется, сами звезды бледнеют на фоне этих бесчисленных огней.
Род. 31.VII. 1934 г. в г. Жлобине (Гомельской обл.). Окончил Рижское нахимовское ВМУ (1951), 1-е Балтийское ВВМУ (1955), с отличием ВОЛСОК ВМФ (1964), ВМА им Н.Г. Кузнецова (1971), адъюнктуру (1975). К.в.н. (1975), профессор (1992), кап. 1 ранга. Служил на СФ в должностях от командира рулевой группы дизельной ПЛ до командира пларк пр. 675. Участвовал в испытаниях и проведении контрольно-боевых стрельб КР П-5, П-5Д, П-6 (приз ГК ВМФ за ракетную стрельбу-1968), награжден орденом Красной Звезды. Преподаватель, ст. преподаватель ВМА им. Н. Г. Кузнецова (1975-1992). Автор более 100 научных трудов, в том числе соавтор учебников и учебных пособий, по которым учились высшие офицеры ГШ ВМФ, штабов объединений ВМФ, командующие флотами ВМФ РФ и иностранных государств. Специалист в области стратегического применения и оперативного искусства ВМФ. После увольнения в запас (1992) - профессор ВМА.
В научных исследованиях стали разрабатываться способы ведения боя против эвентуального противника, обладающего мощной обороной, не “пробиваемой” ударом однородных сил. Теория боя разнородных сил приобрела важное значение. Проведение соответствующих исследований потребовало применения существующего или разработки совершенно нового математического аппарата, широкого использования ЭВМ, выработки единого математического мышления и критериев оценки решаемых силами задач.
В ходе обоснования решений оперативных задач и проведения командно-штабных военных игр (КШВИ) отрабатывались теория и практические навыки по подготовке сил и ведению операций и боевых действий ВМФ. Большую работу в этом направлении проделали В.И. Потапов, В.И. Власов, Б.Б. Щукин, Ю.М. Ищейкин, А.Н. Попов, Г.А. Слюсарев, Г.Н. Швецов и другие специалисты.