А
-
Б
-
В
-
Г
-
Д
-
Е
-
Ж
-
З
-
И
-
К
-
Л
-
М
-
Н
-
О
-
П
-
Р
-
С
-
Т
-
У
-
Ф
-
Х
-
Ц
-
Ч
-
Ш
-
Щ
-
Э
-
Ю
-
Я
Тушурашвили Вилен Алексеевич
ТНВМУ 1952 г.в.
06.08.2008. Максимов Валентин Владимирович: Помнится, когда - то мы выясняли, что это за имя у него? Он (Тушурашвили Вилем Алексеевич) пояснил, что это отклик тех далёких времён - от "Владимир ИЛьич ЛЕНин" - ВИЛЕН. Однако уже не раз встречал почему - то "Вилем", и не только на сайте. (Исправление внесено. Архивариус)
Тайфун: Военно-технический альманах «Тайфун». Выпуск № 48.
Ю.В. Кириллов. 2-я Краснознамённая флотилия атомных подводных лодок
Корабельный состав 10-й дивизии 2-й флотилии подводных лодок Тихоокеанского флота.
К-10 675 1966 1967 капитан 1 ранга В. А. Тушурашвили
Десятая дивизия подводных лодок Тихоокеанского флота. Люди, события, корабли. - Санкт-Петербург, 2005. Специальный выпуск альманаха Тайфун.
Среди первых командиров АПЛ дивизии был капитан 1 ранга Б.С.Багдасарян (К-108), капитан 2 ранга Н.Н.Береговой (второй экипаж К-94), Герой Советского Союза капитан 1 ранга В.Т.Виноградов (К-116), капитан 1 ранга С.Н.Калинин (второй экипаж К-108), капитан 2 ранга В.П.Кольцов (К-55), капитан 2 ранга А.А.Куприянов (К-34), капитан 1 ранга Р.В.Мазин (К-10), капитан 2 ранга Р.П.Путилов (К-94), капитан 1 ранга В.Г.Таргонин (К-94), капитан 1 ранга Н.Д.Удовиченко (К-189) и другие. Для некоторых служба в должности командира АПЛ стала вершиной флотской карьеры, другие продолжали службу в штабах соединений и флота. Н.Н.Береговой стал вице-адмиралом, командовал ОпЭск ВМФ, В.К.Калухин — контр-адмиралом, продолжительное время он возглавлял отдел БП ПЛ в управлении БП ВМФ.
В дальнейшем лодками пр.675 (675К, 675МК) в дивизии ПЛ командовали:
К-10 — капитан 1 ранга Р.В.Мазин. капитан 2 ранга В.Г.Жилин, капитан 1 рангаВ.А.Тушурашвили, капитан 2 ранга В.Н.Медведев...
На самом деле, официально она называлась проще — 10-я дивизия ПЛ. В ее состав входили несколько АПЛ первого поколения пр.675 с противокорабельными крылатыми ракетами средней дальности (ПКР СД) надводного старта и одна второго поколения пр.670 с ПКР малой дальности (ПКР МД), но уже подводного старта.
Пока у пирсов стояли только четыре лодки пр.675, одна пр.675К и одна пр.670. К-10 командовал капитан 1 ранга В.А. Тушурашвили, К-108 — капитан 3 ранга В.Л.Ратников, К-116 — капитан 1 ранга Н.П.Зайцев (затем — капитан 3 ранга Ю.Г.Шестак), К-189 — капитан 1 ранга А. Т. Толстиков, К-48 — капитан 2 ранга П.В.Анохин, К-201 — капитан 1 ранга В.Т.Козлов (затем — капитан 2 ранга Н.Д.Кольцов).
Имелись и вторые экипажи. Один для лодок пр.675 (273-й экипаж ПЛ, капитан 2 ранга А.Г.Смирнов) и один для ПЛ пр.670 (305-й экипаж ПЛ, капитан 2 ранга Н.Н.Алкаев).
Лодки К-34 (капитан 2 ранга Авдеев, затем капитан 2 ранга Л.Б.Шаипов) и К-175 (капитан 1 ранга А.А.Крылов) хоть и были приписаны к дивизии, пребывали в акватории 49-го СРЗ (судоремонтного завода — авт.) на ремонте. Одна из действующих лодок, К-48 в 1970-1973 гг. прошла модернизацию по пр.675К, в ходе которой на корабле был установлен корабельный комплекс «Касатка-Б» системы космической разведки и целеуказания для ПКР (МКРЦ).
Через год-другой ожидался подход лодок 2-го поколения пр.670 и 670М с ПКР МД. Оперативная задача дивизии определялась просто—действия в открытом океане совместно с ракетоносной авиацией ВМФ против крупных группировок надводных кораблей. В основном — против авианосных ударных соединений и групп (АУС, АУГ).
Честно признаться, первое время на дивизии мне пришлось не совсем уютно. Дело в том, что начальником штаба оказался капитан 1 ранга Марат Павлович Капранов, мой командир на дизельной ПЛ С-334 пр.613, (я служил на ней командиром БЧ-3), а замкомдива был капитан 1 ранга Александр Александрович Куприянов, мой одногодок, явно надеявшийся, что сам будет назначен на должность комдива. Явных трений, понятное дело, не было, но напряженность чувствовалась.
Кадровики, конечно, ситуацию понимали и довольно скоро, вначале М.П.Капранова, а затем где-то через год, и А.А.Куприянова, перевели в западном направлении. На их место пришли капитаны 1 ранга Олег Александрович Крестовский и Альфред Семенович Берзин, мой однокашник по 1-му Балтийскому ВВМУ подводного плавания. С ними и другими офицерами штаба, электромеханической службы и политотдела с самого начала установились добрые взаимоотношения и взаимопонимание.
Заместителем командира дивизии — начальником ЭМС был инженер-капитан 1 ранга Леонид Ефимович Баклашов, всегда отличавшийся прекрасным расположением духа, оптимизмом и здоровым юмором. Не помню ни одного случая, чтобы возглавляемая им служба подводила, хотя уже в то время были трудности и проблемы в эксплуатации стареющей техники лодок 1-го поколения. Начальник политотдела капитан I ранга К.Р.Першуткин и его заместитель капитан 3 ранга А.М.Белый умело поддерживали благоприятную для успешной боевой подготовки обстановку на дивизии. И, конечно, благодаря этим людям, нашей совместной согласованной работе дивизия неоднократно занимала на флотилии первое место по итогам боевой и политической подготовки.
Среди командиров лодок был и «засидевшийся» ветеран, тоже мой однокашник по высшему училищу капитан I ранга Аркадий Толстиков. Вскоре он перевелся на Запад. Остальные командиры недавно получили лодки и были еще молодые. А с молодыми надо работать, как говорили, «вывозить» в море.
Прежде всего от меня требовалось освоить технику атомоходов 1-го поколения. Частично задачу облегчало то. что многое было еще на уровне дизель-электрических ПЛ кроме, конечно, ГЭУ — атомной энергетической установки. Оружие лодок и тактика его использования мне были знакомы по командирским классам и академии, кроме того, осенью 1970 г., ожидая формирования своего экипажа РПКСН, по просьбе начальника штаба 10-й дивизии ПЛ капитана 1 ранга Л.В.Кнута я занимался разработкой документов по групповому использованию лодок с противокорабельными ракетами. Кстати, именно тогда родились первые мысли по действиям в единых боевых порядках.
С освоением управления лодкой пр.670 было проще, все-таки 2-е поколение, особенность заключалась только в одновальной ГЭУ со сложным винтом, так называемый, тандем.
Управление и технику ПЛАРК пр.675 постигал в море то на одной, то на другой лодке в ходе отработки курсовых задач боевой подготовки. Выходы следовали один за другим. Иногда приходилось пересаживаться с одной лодки на другую прямо в море. Надо сказать, что «плавающих» дней в течение года у меня на дивизии оказалось значительно больше, чем в должности командира лодки. Однажды подсчитали — оказалось, не помню уже в каком году, более 200 суток провел в море.
Между выходами в течение первого года командования дивизией вместе со штабом и командирами лодок на семинарах, тактических летучках и групповых упражнениях мы изучали теорию и отрабатывали практику групповых боевых действий наших ПЛАРК в единых боевых порядках против АУГ. На второй год начали отработку практических групповых действий в море, но пока в пределах районов БП, прилегающих к берегам Камчатки от м. Лопатка до м. Шипунский. Было весьма тесновато.
Дело в том, что полномасштабный развернутый боевой порядок ударной группы атомных ракетных и многоцелевых ПЛ для действий против АУС (АУГ) занимает по площади довольно огромное пространство. Для примера — диаметр воображаемой окружности, в пределах которой располагаются огневые позиции ПЛАРК, сопоставим с расстоянием от Ленинграда до Москвы. А в будущем, когда в состав дивизии пришли ПЛАРК 3-го поколения ир.949А, боевой порядок ударной группировки занял пространство почти равное территории европейской части Союза.
Мы же для отработки организации взаимодействия работали на сокращенных дистанциях. Условные пуски ракет на тактических учениях дополнялись специально организованными практическими ракетными стрельбами по морской мишенной позиции. Однажды удалось организовать совместную ракетную стрельбу по одной мишени сразу двумя ПЛАРК пр.675 и пр.670 с разных направлений, т.е. почти как в реальной боевой обстановке. Организация таких стрельб требует привлечения значительных сил и средств обеспечения. Только на охрану опасного от поражения ракетами района привлекается более десятка надводных кораблей, да и в воздухе постоянно барражировали самолеты и вертолеты. Усилия не пропали даром — обе мишени были уничтожены, причем одну их них прошили две ракеты, выпущенные с лодки пр.675.
5 мая 1976 г. мне присвоили воинское звание контр-адмирал. Произошло это достаточно неожиданно. Ранним утром шестого, когда еще спал, раздается звонок. На проводе был оперативный дежурный ВМФ капитан 1 ранга Александр Смолин, мой однокашник по 1-му Балтийскому ВВМУ подводного плавания и сослуживец по Улиссу — поздравляю с «мухой»!
Спросонья думаю: развлекается, решил меня разыграть — известно ведь, что на должности комдивов все ждут этого звания. Как правило, о представлении на флотилии было бы известно заранее, т.к. это обсуждается на Военном Совете, а тут — ни слова. Однако через несколько минут пошел шквал звонков и поздравлений от ОД флота, флотилии и собственного дежурного по дивизии.
Потом уже, в частной беседе, будучи на пенсии, Борис Иванович Громов, бывший командующий флотилии, "раскрылся». Рассказал, что когда был еще в феврале, в Москве, на серьезном мероприятии кадровики подсказали написать представление...
Как принято, адмиральское звание обмыли всенародно в гарнизонном кафе, но уже где-то летом, раньше море не давало. Кстати, роль тамады на этом незабываемом «мероприятии» прекрасно исполнил капитан 1 ранга Виль Тушурашвили, командир К-10.
10 дивизия подводных лодок (1976-1982).
Десятая дивизия подводных лодок в 1976 году состояла из: 675 проекта:
К-10 - командир капитан 1 ранга Тушурашвили В.А.
К-48 - командир капитан 1 ранга Анохин Н.В.
К-108 - командир капитан 2 ранга Ратников В.Л.
К-116 - командир капитан 2 ранга Шестак Ю.Г.
К-134 - командир капитан 2 ранга Шаипов Л.Б.
К-189 - командир капитан 2 ранга Щербатюк
273 экипаж - командир капитан 2 ранга Смирнов А.Г.
670 проекта:
К-201 - командир капитан 1 ранга Кольцов Н.Д.
305 экипаж - командир капитан 3 ранга Копьёв А.Ф.
В период 1976 - 1982 г.г. подводными лодками 10 дивизии командовали следующие командиры:
670 проектом:
К-43: капитан 2 ранга Марьяшин Н.Я.
К-201: капитан 1 ранга Кольцов Н.Д., капитан 1 ранга Шиков А.А., капитан 2 ранга Бледнов
К-212: капитан 2 ранга Гусев А.А., капитан 2 ранга Лупач Л.Г.
К-320: капитан 2 ранга Аникин В.Т.
К-325: капитан 2 ранга Лушин В.П., капитан 2 ранга Валуев В.П.,
К-429: капитан 1 ранга Козлов В.Т., капитан 2 ранга Губанов, капитан 2 ранга Мякишев Е.В.
305 экипаж: капитан 3 ранга Копьев А.Ф., капитан 2 ранга Дорогин В.Ф., капитан 2 ранга Сысуев Ю.Н.
379 экипаж: капитан 1 ранга Суворов Н.М., капитан 2 ранга Белоцерковский Ю.А.
228 экипаж: капитан 2 ранга Сорокин Г.А.
675МК проектом:
К-10: капитан 1 ранга Тушурашвили В.А., капитан 2 ранга Медведев В.Н.
В этих трех спартакиадах мне пришлось быть командиром этой спортроты, а по совместительству и командиром шлюпки, которая в гонках на веслах, под парусами «с рулями» и под парусами «без рулей», - во всех трех соревнованиях заняла первое место, а шлюпочники Барянов, Бакуров, Важинский, Титоренко, Тушурашвили, Быстров остались до седых волос любителями парусного спорта.
Форум на Флагмане :: Просмотр темы - Большие противолодочные корабли проекта 1155.
Мой первый командир ПЛАРК "К-10", кап. 1 ранга Тушурашвили Виль Алексеевич. (1975 - 1977г.г.). Примерно, в то же время, 10-ой ДиПЛ командовал контр-адмирал Луцкий.
Это, пожалуй, два самых ярких примера умных и глубоко порядочных командиров, под началом которых мне повезло послужить.
Но в целом, Вы правы в своем намеке, такие люди - "штучный товар", как говорит шутник по "русскому радио" - Искренних людей мало, да и спрос на них не велик...
Десятая дивизия подводных лодок в 1976 году состояла из: 675 проекта:
К-10 - командир капитан 1 ранга Тушурашвили В.А.
К-48 - командир капитан 1 ранга Анохин Н.В.
К-108 - командир капитан 2 ранга Ратников В.Л.
К-116 - командир капитан 2 ранга Шестак Ю.Г.
К-134 - командир капитан 2 ранга Шаипов Л.Б.
К-189 - командир капитан 2 ранга Щербатюк
273 экипаж - командир капитан 2 ранга Смирнов А.Г.
670 проекта:
К-201 - командир капитан 1 ранга Кольцов Н.Д.
305 экипаж - командир капитан 3 ранга Копьёв А.Ф.
В период 1976 - 1982 г.г. подводными лодками 10 дивизии командовали следующие командиры:
670 проектом:
К-43: капитан 2 ранга Марьяшин Н.Я.
К-201: капитан 1 ранга Кольцов Н.Д., капитан 1 ранга Шиков А.А., капитан 2 ранга Бледнов
К-212: капитан 2 ранга Гусев А.А., капитан 2 ранга Лупач Л.Г.
К-320: капитан 2 ранга Аникин В.Т.
К-325: капитан 2 ранга Лушин В.П., капитан 2 ранга Валуев В.П.,
К-429: капитан 1 ранга Козлов В.Т., капитан 2 ранга Губанов, капитан 2 ранга Мякишев Е.В.
305 экипаж: капитан 3 ранга Копьев А.Ф., капитан 2 ранга Дорогин В.Ф., капитан 2 ранга Сысуев Ю.Н.
379 экипаж: капитан 1 ранга Суворов Н.М., капитан 2 ранга Белоцерковский Ю.А.
228 экипаж: капитан 2 ранга Сорокин Г.А.
675МК проектом:
К-10: капитан 1 ранга Тушурашвили В.А., капитан 2 ранга Медведев В.Н.
Десятая дивизия подводных лодок в 1976 году состояла из: 675 проекта:
К-10 – командир капитан 1 ранга Тушурашвили В.А.
В период 1976 – 1982 г.г. подводными лодками 10 дивизии командовали следующие командиры:
675МК проектом:
К-10: капитан 1 ранга Тушурашвили В.А., капитан 2 ранга Медведев В.Н.
Заявление об осуждении:
агрессии США, Англии и их союзников в отношении суверенного государства Иракская Республика
тупиковой политики глобализации, проводимой США в отношении, мирового сообщества
геополитических претензий на формирование однополярной модели мироустройства.
Текст Заявления согласован Правлением Областного Фонда мира 23.09.2002 г., уточнен 23.03.2003 г.
Подписали 43 человека, список с подписями прилагается.
36. Военный пенсионер, в прошлом командир атомной подводной лодки Тушурашвили Виль Алексеевич.