А
-
Б
-
В
-
Г
-
Д
-
Е
-
Ж
-
З
-
И
-
К
-
Л
-
М
-
Н
-
О
-
П
-
Р
-
С
-
Т
-
У
-
Ф
-
Х
-
Ц
-
Ч
-
Ш
-
Щ
-
Э
-
Ю
-
Я
Юнаков Игорь Евгеньевич
ЛНВМУ 1952 г.в.
Юнаков Игорь Евгеньевич родился в 1933 году в Ленинграде. После ЛНВМУ поступил в 1-е Балтийское ВВМУ.
Одиннадцатая дивизия подводных лодок Северного флота. Люди, корабли, события. СПб.: Специальный выпуск альманах «Тайфун», 2008 г. Н.С.Якубовский. О службе в 11-й дивизии ПЛ и не только
Нас призвали в те дни человек 200 и долго везли одной командой в трех цельнометаллических общих вагонах куда-то на север — потому что становилось все холоднее, и, наконец, ночью, выйдя на железнодорожную насыпь, мы услышали что-то подобное шуму волн. Это был г. Ломоносов, откуда на пароме нас доставили в г. Кронштадт (этот путь я восстановил уже позже, будучи офицером). А тогда все передвижения проводились только ночью, строем, с направляющим и замыкающим фонарями (причем, на керосине) в руках наших сослуживцев, специально назначенных для этой цели. Так мы под утро прибыли в казармы знаменитой воинской части «три девятки» (известной так по обозначению для писем): в учебный отряд подводного плавания под командованием прославленного подводника — капитана 1 ранга Е.Г.Юнакова, которого все в отряде — в том числе, ветераны, бывающие на встречах в памятные дни — почему-то называли адмиралом.
Автор: Чеслав Боярский Это письмо мы получили в канун Дня Военно-Морского Флота. Поместить его в праздничный номер не удалось, поскольку он был уже готов. Но в нем столько теплоты, искренности, любви к морской службе, к Кронштадту, что мы все равно решили ознакомить с ним наших читателей.
«Здравствуйте, уважаемые работники «Морской газеты»! Пишет Вам бывший старшина 2 статьи Боярский Чеслав. Разрешите поздравить Вас с праздником - Днем Военно-Морского Флота и пожелать всем хорошего здоровья, успехов в работе, благополучия, всего самого доброго. Написать Вам меня подвигло то обстоятельство, что в этом году, в ноябре месяце исполняется 40 лет с того дня, как уволился в запас после службы на корабле. А служил я на базовом тральщике «БТЩ-518». «Пахари моря», как их называют и называли в то время. Морскую службу любил, люблю и буду любить до кончины. Службу морскую начал в ноябре 1963 г. Призвался из Калининграда, а попал служить в славный город Кронштадт. Службы не боялся и не старался от нее «косить», как это делают многие нынешние призывники дня. Когда на призывном пункте «покупатели» в морской форме нам сказали, что они из Кронштадта и повезут нас туда, я возгордился: знал, что есть такой город, что он расположен на острове Котлин, богат славными традициями. Прибыв в Ленинград, мы перешли с одного вокзала на другой (Балтийский) и поехали в сторону г. Ломоносова, потом пересели на буксир и отправились в Кронштадт. На горизонте виднелся купол Морского собора, но с приближением к острову все явственнее вырисовывались красивые очертания города. Пришвартовались мы в Петровском парке, выгрузились на берег. И тут я ощутил особенно радостное чувство: вот он, Кронштадт! Но предаваться эмоциям долго не пришлось: раздался зычный голос капитан-лейтенанта Стрельникова. Он приказывал нам строиться. Взяв свои пожитки, мы построились, и нас повели на улицу Восстания, чтобы из разношерстной толпы новобранцев преобразить в стройных и подтянутых матросов. Конечно, все это будет со временем, а в тот момент мы больше походили на огородные пугала - одеты были кто во что горазд. Утром нас построили на плацу, сделали перекличку и начали распределять уже по конкретным местам службы. Мне выпала честь попасть в учебный отряд, которым командовал капитан 1 ранга Юнаков Евгений Гаврилович. В военных мемуарах его фамилия часто фигурирует. Это по его инициативе в сквере возле учебного отряда был построен памятник морякам-подводникам, защищавшим в годы войны подступы к Ленинграду. Думаю, что этот памятник сохранился и по сей день. Время, проведенное в учебном отряде, пролетело быстро, тем более, что наша 9 рота была укомплектована из тех парней, которые на гражданке имели уже морские специальности. У меня была специальность моториста. Быстренько, изучив уставы и наставления, научившись шустренько делать повороты налево и направо, отдавать честь, мы, приняв в феврале присягу, были распределены на корабли. Я и еще несколько матросов попали в бригаду ОВР. В этой бригаде я и прослужил все четыре года. Мой призыв (1963 год) оказался последним, кто служил четыре года. Потом служба стала трехгодичной. Но ничего - выдюжили. О службе морской, о дружбе большой я сегодня вспоминаю с огромной теплотой и удовольствием. Да всякое было: и хорошее, и плохое, но больше, конечно, хорошего. Со временем мы перезнакомились друг с другом, привыкли к жизни и укладу на корабле. Ежегодно ходили на парад на Неву, выполняли разные боевые и учебные задачи, учились военному делу настоящим образом. Скучновато текла служба в зимний период, а уж после сдачи задачи «К-1» (готовность корабля к бою и походу) мы, подняв на мачте вымпел (рублевик) и, воспряв духом, уходили в Финский залив выполнять всякого рода задачи. Время бежало быстро, скучать не приходилось. Участвовали во всякого рода соревнованиях, КВНах, ездили на экскурсии в Ленинград, в Петергоф, ходили на концерты приезжающих в Кронштадт артистов. Я видел и слушал С. Филиппова, П. Кадочникова, Штепселя и Тарапуньку и других. У нас были шефы с фабрики «1 мая». Мы ездили к ним, а они - к нам. Кормили нас хорошо, особенно, летом, одевали и обували вовремя, денежное довольствие получали аккуратно. Мы не знали, что такое «дедовщина», а чтобы у нас - «салаг» - требовал деньги или отбирал еду кто-то из старослужащих - такого и в помине не было. Да, мы на начальной стадии службы делали всю «черновую» работу, но мы знали, что пройдет время, и на корабль придут служить еще моложе нас парни, и уже они будут делать эту работу. Я с большой теплотой вспоминаю своих отцов-командиров. Это командиры тральщика капитаны 3 ранга Маркушин, Абрамов, Хаджиматов, командиры боевых частей Лосев, Гаврин, Колобанов, Катуник, старший помощник командира Завалов, замполиты Короленко, Лепешкин. Помню всех старшин и матросов, с кем вместе делили радости и невзгоды морской службы. У меня сохранилась уйма фотографий как одиночных, так и коллективных. В свое время я занимался фотографией. Есть фотографии крейсера «Киров», китобойной базы «Юрий Долгорукий», которая приходила на ремонт в Морской завод, и многое другое. У меня сохранились моя первая бескозырка, полученная еще в 1963 году, и матросский воротник. Во время службы мы получали нашу любимую газету «Советский моряк». Кстати, в этой газете и я имел честь печататься со своими короткими заметками. Да, было время! После службы мы вели переписку, а потом все как-то зачахло. Затерялись адреса, а, может, уже кто-то из моих сослуживцев отошел в мир иной. Единственный сослуживец, с кем в один день демобилизовались - это ст. 1 статьи Соловьев Валерий. Мы живем вместе в Калининграде, встречаемся, перезваниваемся, вспоминаем службу, товарищей. После службы я ходил в море на рыболовных судах, побывал во многих странах, во многих портах мира. Женат, имею двоих детей: сына и дочь. Оба получили высшее образование и оба офицеры, но не по морской линии. Я уже на пенсии, но подрабатываю. Вот так и живем. В день ВМФ достану бескозырку, пересмотрю флотские фотографии, вспомню товарищей... Уважаемая редакция! Если Вы найдете и посчитаете нужным напечатать мое письмо, буду Вам очень благодарен и признателен. Привет Кронштадту!
Да, еще о физкультуре и спорте, которые хорошо были поставлены в училище где-то уже к концу 40-х годов. Было много секций (гимнастики, акробатики, плавания, борьбы, бокса и др.). В те первые годы чемпионом Ленинграда среди юношей по боксу стал Дима Спирин, затем в 50-е годы он был чемпионом ВВМУЗ, ВМФ и ВС СССР, мастером спорта. Сильная команда была в училище по плаванию в начале 50-х годов, когда в неё входили такие воспитанники как: Тублин, Игорь Юнаков, Саша Тузов(4 выпуск), Олег Крестовский, Марютичев (5 выпуск), Юра Зима, Роберт Лепорский (Семевский), Толя Шестаков, Рудик Хворостухин, Владилен Наумов, Вадик Щипцов (6 выпуск), Эдик Днепров, Тишкевич и др.(7 выпуск). Саша Тузов был также прекрасным прыгуном в воду с трамплина и вышки и вместе с товарищами из роты 4-го выпуска, такими, как Коля Широков и др. прекрасно играл в волейбол. А какая блестящая сборная команда в Училище была по гимнастике в начале 50-х годов. Все ребята, входившие в неё были как на подбор стройные, красивые, сильные, выступая почти все тогда на уровне первого взрослого разряда. В команду в то время входили нахимовцы старших рот (5-7 выпусков): Е.Петрикевич, А.Басько, В.Косицын, Г.Алёшинский, В.Вольский, И.Тузов).
Благополучно перезимовав первую блокадную зиму в Ленинграде, в свой первый боевой поход на позицию в Ботническом заливе (позиция №8) «С-13» вышла 2 сентября 1942 года. Советские подводные лодки в этот район в 1942 году еще не проникали. Обеспечивающим в море вышел командир 1-го дивизиона ПЛ капитан 2 ранга Юнаков Евгений Гаврилович.
... В полночь лодка всплыла. Близко оказались катера противника, пришлось немедленно погрузиться и на максимальной глубине идти на запад. А еще через два дня под вечер справа по носу командир увидел в строю уступа группу тральщиков и два транспорта, шедшие за ними. Маланченко уже готов был отдать команду атаковать, но командир дивизиона капитан 3 ранга Е. Г. Юнаков его охладил. «Далековато, — заметил он. — Да и запрещены атаки в этом районе. Противник не должен узнать, где мы прорываемся в море».
Комдив [275] посоветовал вместо атаки командиру и военкому поговорить с людьми, поздравить их с выходом в Балтику, с боевым крещением.
«Особенно подчеркните, — напутствовал он, — что экзамен наша техника выдержала. А сегодня еще раз проведем испытание... »
Юнаков имел в виду отработку срочного погружения и определение ходовых качеств лодки. На это ушли сутки. Затем провели разведку фарватеров в проливах Аландского архипелага. Несколько раз, меняя курсы, лодка пересекала устье пролива, прошла вблизи западной группы островов, но ничего не было обнаружено.
Е. Г. Юнаков терпеливо обучал молодого командира разведке. Говорил, как надо учитывать навигационные и гидрографические факторы и, конечно, препятствия, созданные противником, а также его возможности наблюдать за нами...
15 августа 1942 года командиром "С-4" назначен капитан 3 ранга Бащенко Александр Аркадьевич, 20 мая 1943 года командирм лодки стал капитан 2 ранга Юнаков Евгений Гаврилович, а 28 августа 1943 года капитан 2 ранга Червинский Владимир Александрович. В 1943 году лодка в море не выходила.
Заложена 29.04.37г. в Ленинграде на заводе № 189 (Балтийский судостроительный завод), заводской № 289. 7.02.41г. спущена на воду. Принята от промышленности 25.12.44г. Вошла в состав флота уже после завершения Второй мировой войны. В годы войны кораблем командовали: 25.02.43г. - 31.05.43гг. - капитан 3 ранга Кабо Исаак Соломонович; 20.08.43 - 10.02.44гг. - капитан 3 ранга Юнаков Евгений Гаврилович; 10.02.44 - 20.04.44гг - капитан 3 ранга Ломтев Георгий Александрович (помощник командира); с 20.04.44г. - капитан 2 ранга Момот Николай Онуфриевич.
«...В БОЕВОМ ПОХОДЕ ПОКАЗАЛ МУЖЕСТВО, ОТВАГУ, ВЫСОКИЕ КАЧЕСТВА КОМАНДИРА-ПОДВОДНИКА» (К 90-летию со дня рождения А.И.Маринеско). А.В. Островский. Великая Отечественная. («Военно-исторический журнал». 2003. № 1.)
В аттестации на А.И. Маринеско командир дивизиона капитан 3 ранга Юнаков записал: «...В партийно-политической и общественной работе активен. Энергичный, обладает хорошими волевыми качествами. Решительный и смелый. Сообразителен и находчив. Умеет быстро оценивать, ориентироваться и принимать правильные решения в простой и сложной обстановке. Инициативен, дисциплинирован. Требователен к себе и подчинённым. Любит морскую службу и свою специальность. Отличный моряк. Оперативно-тактическая подготовка хорошая, военно-морское дело и специальность знает хорошо и умеет правильно сочетать теорию с практикой... Тактичен и выдержан, заботлив о подчинённых...» (Центральный военно-морской архив. Л.Д. инв. № 20426. Л. 19 — 20).
В одной из ранних служебных аттестаций Маринеско, подписанной его учителем и воспитателем Евгением Гавриловичем Юнаковым, есть такая фраза: "Способен пренебрегать личными интересами для пользы службы".
В первой командирской аттестации Маринеско, написанной будущим знаменитым подводником, а в то время командиром дивизиона ПЛ капитан-лейтенантом В. Юнаковым, читаем: "Дисциплинированный, к подчиненным требователен. К себе требователен недостаточно. Решителен, но малоинициативен... О подчиненных заботлив, но иногда бывает груб в обращении...".
Древняя истина: каждый человек судим будет в потомство и на небесах — по делам своим. Сколько замечательных и благодарных слов сказано в разных книгах о балтийском комдиве (воспитателе Маринеско) Евгении Гавриловиче Юнакове. Если собрать эти слова вместе — отдельная книга получится. А вот про комдива по фамилии Орёл я нигде не встречал ни единого доброго слова. Только в статье адмирала Поникаровского.
В конце 1941 года подводные силы КБФ были реорганизованы в одну бригаду. Остальные «эски» (С-4, С-7, С-9, С-12 и С-13) составили ее 1-й дивизион (капитан 3 ранга Е.Г. Юнаков). Несмотря на непрекращавшиеся артиллерийские и авиационные удары по Ленинграду и Кронштадту лодкам дивизиона удалось избежать серьезных повреждений. Летом 1942 года они весьма активно действовали на Балтике, что стало для врага неприятным сюрпризом.