А
-
Б
-
В
-
Г
-
Д
-
Е
-
Ж
-
З
-
И
-
К
-
Л
-
М
-
Н
-
О
-
П
-
Р
-
С
-
Т
-
У
-
Ф
-
Х
-
Ц
-
Ч
-
Ш
-
Щ
-
Э
-
Ю
-
Я
Дицкий Юрий Николаевич
ЛНВМУ 1972 г.в.
Одиннадцатая дивизия подводных лодок Северного флота. Люди, корабли, события. СПб.: Специальный выпуск альманах «Тайфун», 2008 г.
В.Т.Аникин. Подводная лодка К-320 пр.670 и ее экипаж
С начальником штаба флотилии контр-адмиралом О.А.Ерофеевым у меня сложились сухие служебные отношения — я общался с ним только при передаче пакетов. Сразу после затопления К-429 О.А.Ерофеев начал изучать личные дела всех начальников на борту. В дело капитана 2 ранга Ю.А.Белоцерковского было вшито мое представление на должность командира АПЛ — так как, после окончания 6-х ВСОК ВМФ, он был на нашем корабле старшим помощником командира девять месяцев. Представление я писал по приказанию комдива контр-адмирала А.С.Берзина, поинтересовавшись перед этим, как его оформлять: «Как на героя или простого смертного ? » Альфред Семенович ответил: «На героя». У меня был трафарет, по нему и написал (как в кинофильме «Семнадцать мгновений весны»). Ерофеев, когда вызвал меня, это припомнил, едко заметив: «Что, на Героя представлял? » Я ему возразил: «Что, шкуру спасаете?» Естественно, был выгнан из кабинета. Впрочем, я и сам не хотел с ним дальше общаться. Последние годы После возвращения из восьмимесячной БС корабль использовался только в целях БП — в дальние походы не ходил, так как ресурс механизмов и вооружения был выработан. Однако из сил постоянной готовности К-320 не исключалась. Предпринимались неоднократные попытки снять что-то с корабля, но они не имели успеха (я, пользуясь своей властью, не позволял растаскивать лодку). Не могу не перечислить офицеров экипажа, благодаря которым удалось качественно выполнить задачи БС: капитан 3 ранга Б.И.Леонов (СПК, впоследствии командир АПЛ пр.675МК); капитан 3 ранга В.Е.Толкачев (ЗКПЧ, впоследствии НачПО дивизии); капитан-лейтенант А.Н.Дмитриев (позднее командир АПЛ пр.949А); ст. лейтенант С.Б.Титов (КБЧ-1, мы в экипаже в шутку называли его: «не штурман, а ЭВМ ходячая»); капитан-лейтенант С.С.Заозерский (КЭНГ, после окончания Академии тыла и транспорта дослужился до начальника тыла Кольской флотилии, стал контр-адмиралом, скончался в 49 лет); капитан-лейтенант В.В.Передня (КБЧ-2); ст. лейтенант В.Н.Шведчиков (командир группы БЧ-2); ст. лейтенант А.Тимофеев (КБЧ-3); капитан-лейтенант А. Ф.Патреев (КБЧ-4 —НРТС); капитан-лейтенант О.И.Сухачев (КГАГ, балагур, отменный специалист, мог достать все что угодно, что, в условиях социалистической экономики, было немаловажно); капитан 2 ранга А.С.Гипп (КБЧ-5); капитан-лейтенант Г.В.Кравец (КД-1 БЧ-5); ст. лейтенант А.А.Большаков (КГДУ-1); капитан-лейтенант Рецлов (КГДУ-2); ст. лейтенант П.Василенко (КГДУ-3); капитан-лейтенант Я.О.Савельев (КГА и ТГЭУ); капитан 3 ранга В.Ф.Юров (КД-2 БЧ-5); ст. лейтенант Ю.Ващуркин (КЭТГ); капитан 3 ранга С.Г.Лысенко (КДЖ); ст. лейтенант А.В.Жирков (КГА ОКС); капитан-лейтенант И.М.Игнацкий (НХС); капитан медицинской службы А.Н.Меснянкин (НМС); ст. мичман Е.Н.Минашкин (старшина команды снабжения, очень достойная личность; в экипаже все были сыты, одеты и обуты). Все перечисленные офицеры в дальнейшем дослужились до звания капитанов 2 и 1 ранга. Низкий вам всем поклон за ратную службу. Также на корабле в разное время проходили службу и получили путевку в дальнейшую флотскую жизнь следующие офицеры: капитан 2 ранга Судня (ЗКПЧ), капитан 1 ранга А.К.Шауб (КБЧ-2), капитан 1 ранга А.Г.Ушаков (КБЧ-2), капитан 2 ранга И.Г.Горбунов (КБЧ-3), капитан 2 ранга В.Ф.Пономарев (КБЧ-3), капитан 1 ранга В.А.Кизилов (КБЧ-3), капитан 2 ранга А.Т.Кошик (КБЧ-3), капитан 2 ранга В.В.Коржовин (КБЧ-3), капитан 1 ранга Ю.С.Улямсов (КЭТД), капитан 3 ранга А.Калинин (КЭТД), ст. лейтенант А.О.Крестовский (командир группы ЭТД). В возрасте 47 лет, 7 октября 1987 г., мне наконец-то нашлось место на берегу, и я, сдав должность достойному офицеру — капитану 2 ранга Александру Петровичу Разборскому, убыл в Ленинград. К тому времени в экипаже был воспитан хороший старший помощник командира — капитан 2 ранга Юрий Николаевич Дицкий, но по медицинским показаниям на должность командира он не выдвигался. В 1989 г. К-320 встала в средний ремонт на СРЗ-49, из которого вышла в 1991 г. —правда, в полном объеме работы выполнены не были, а достигнутый результат обтекаемо назывался «ремонтом с продлением моторесурсов» (примерно так). Экипаж в 1991 г. прошел последнюю межпоходовую подготовку в 510-м УЦ ВМФ в Обнинске, а в 1992 г. завоевал приз ГК ВМФ за ракетную стрельбу. В дальнейшем начались манипуляции по переводу АПЛ пр.670 в другой подкласс кораблей. Видимо, экономили средства, так как тарифная сетка менялась в сторону уменьшения. 5 июля 1994 г., в технически исправном состоянии, К-320 была исключена из боевого состава ВМФ. Насколько я знаю, лодка стала последней среди лодок пр.670, покинувшей боевой строй. Часть АПЛ пр.670 выводились в ОФИ в технически исправном состоянии, с невыработанным ресурсом многих механизмов и активной зоны реактора. Думаю, что АПЛ можно было использовать для выработки электроэнергии (при нахождении в базе у причала) — тем более, что в 1990-е гг. на Камчатке был энергетический голод.2 Последним командиром К-320 (уже в составе 42-й ДиПЛ ТОФ) стал капитан 2 ранга Александр Анатольевич Краснов, который принял лодку от капитана 1 ранга А.П.Разборского в 1993 г. Экипаж К-320 отработал полный курс БП, расстрелял полностью запас крылатых ракет «Аметист» (в целях отработки задач ПВО надводными кораблями Камчатской военной флотилии) и сдал лодку в ОФИ (5 июля 1994 г. лодка была исключена из состава ВМФ). Последний офицерский состав экипажа, который занимался БП и поддерживал корабль в боевом состоянии: капитан 1 ранга А.П.Разборский (КПЛ); капитан 2 ранга Ю.Н.Дицкий (СПК; капитан 2 ранга Н.И.Ефремов (ЗКПЧ); капитан 3 ранга А. В. Юрков (ПК); капитан-лейтенант В.Г.Абрамушкин (КБЧ-1); ст. лейтенант А.А.Рябов (КЭНГ); капитан 2 ранга В.В.Ивашков (КБЧ-2); ст. лейтенант М.И.Авенсян (ком. гр. БЧ-2); капитан 3 ранга В.Н.Одинцов (КБЧ-3); капитан 3 ранга В.А.Фоканов (КБЧ-4 — НРТС); ст. лейтенант А.А.Бордаев (КГАГ); капитан-2 ранга И.В.Ермаченков (КБЧ-5); капитан 3 ранга А.А.Большаков (КД-1); капитан-лейтенант В.И.Данилов (КГДУ); капитан-лейтенант А.Л.Чечин (КГДУ); ст. лейтенант А.С.Игнатьев (КИП ГЭУ); капитан 3 ранга С.В.Соломатин (КД-2); капитан 3 ранга В.А.Каширин (КДЖ); ст. лейтенант А.В.Жирков (КГАОКС, родной брат Саши Жиркова); лейтенант медицинской службы А.Б.Савченко (НМС); ст. лейтенант Ю.Л.Птушко (НХС). Завершая повествование о К-320, хочу отметить, что за все время службы корабля среди подводников экипажа не было случаев гибели или тяжелого травматизма при исполнении служебных обязанностей. 1 — Прим. авт. Сейчас Ю.Н.Дицкий — наш главный организатор встречи ветеранов дивизии и экипажа К-320 в Санкт-Петербурге.