История штурманской службы Флота России: [История и развитие штурм. дела / Г.И. Безбородов, С.П. Алексеев, В.Н. Андреев и др.]; Гл. ред. Е.Г. Бабинов. - М.: Большая Рос. энцикл., 2003.
В 1980-е гг. начинается очередное изменение преподавательского состава кафедры. Большинство офицеров назначаются с должностей флагманских штурманов соединений и объединений и имеют академическое образование. В 1981 г. преподавателями кафедры становятся А. В. Галичский (с должности флагманского штурмана бригады противолодочных кораблей ЧФ, после окончания ВМА) и В. В. Бутов (с должности научного сотрудника НИГШИ), в 1985 г. - Ю.М. Гребнев (с должности помощника флагманского штурмана дивизии подводных лодок СФ, после окончания ВМА) и Н. И. Неупокоев (с должности флагманского штурмана флотилии подводных лодок ТОФ), в 1987 г. — А. Г. Кушнарев (с должности помощника флагманского штурмана дивизии подводных лодок), в 1989 г. — С. Ю. Зиновьев, В. И. Комченко (с должностей флагманских штурманов дивизий надводных кораблей) и В. И. Каргин (с должности командира БЧ-1 ракетной атомной подводной лодки, после окончания ВМА)... Преподаватели и ветераны кафедры Кораблевождения ВСОК ВМФ, 1993 г. Слева направо: первый ряд — В. М. Анфимов, Б. А. Кулешов, Г. П. Попеко, В. А. Рябоконь, А. П. Ковалев, Г. Г. Фадеев, Т. И. Карагодин, В. П. Илларионов; второй ряд — А. В. Галичский, В. И. Чернов, В. Г. Жаворонок, В. И. Бегун, Л. Е. Краснов, Ю. М. Гребнев, С. Ю. Зиновьев, В. И. Каргин; третий ряд — А. В. Ванин, А. А. Щетинин, С. Ф. Черный, Н. И. Жданов, В. А. Максаков За последние пять лет в учебные программы были включены вопросы использования электронных картографических навигационных информационных систем «Сегмент» и «Маркер», тактико-специальных тренажеров «Нэви-Мастер», «Гвоздика», РАНК «Мачта», новых способов проведения испытаний относительных лагов (А. В. Ванин); применения персональных ЭВМ и программного обеспечения решения задач маневрирования и выполнения навигационно-тактических расчетов (А. В. Галичский); использования перспективных способов определения места с помощью лазеров на носителях, в том числе космического базирования (В. И. Каргин); применения средств асгронавигации в экстремальных условиях (С. Ю. Зиновьев); перспективных морских средств навигации — навигационного комплекса «Симфония», морского гравиметрического комплекса «Перемолот», малогабаритного инерциального навигационного комплекса «Аппассионата» (В. Г. Жаворонок); перспективных приемоиндикаторов спутниковых и наземных радионавигационных систем «Челн-4», «Бриз», «Квиток-3К», радионавигационного маяка-ответчика «Гуммет» (Ю. М. Гребнев), а также материалы из разрабатываемых документов ПШП-ПЛ, РОШС, ПШП-НК, КПНК, КППЛ, наставлений, инструкций и руководств по НГО, ГМО и деятельности штурманской службы (В. А. Рябоконь)... Активное участие в научно-исследовательской и методической работе позволило педагогам кафедры значительно повысить свой научный и педагогический потенциал. Успешно защитили диссертации и стали кандидатами военных наук Г. Д. Валюнин (1982), В. П. Илларионов (1985), А. В. Ванин (1992), В. Г. Жаворонок (1992), А. В. Галичский (1994), С. Ю. Зиновьев (1998), кандидатами технических наук — В. А. Власов (1985), А. Г. Кушнарев (1995), В. И. Каргин (1998), кандидатом педагогических наук — В. И. Бегун (1989), защитивший в 1996 г. докторскую диссертацию. К 2001 г. из семи преподавателей-штурманов шестеро имели ученую степень кандидата наук. Все эти годы огромную помощь преподавателям кафедры оказывали начальники факультета вооружения Э. С. Бородин и В. В. Владимиров, прошедшие все ступеньки штурманской службы и ставшие флагманскими штурманами ТОФ. Их внимание, дружеская поддержка всегда высоко ценились педагогами и слушателями. В этот период вышли в свет такие известные учебники и учебные пособия, как: «Штурманская служба на соединении кораблей» (Б. А. Кулешов, 1984), «Тактическое и боевое маневрирование кораблей» (Г. Д. Валюнин, В. П. Илларионов, В. А. Михальский и др., 1981), «Практическое кораблевождение, книги 1 и 2» (Н.М. Груздев, В. П. Илларионов и др., 1989), «Кораблевождение, ч. 1 и 2» (Н.М. Груздев, Г. Г. Фадеев, В. П. Илларионов, В. М. Анфимов, Ю. М. Гребнев, 1990), «Автоматизированная навигация» (1982), «Оптимальное использование средств определения места и вычислительной техники» (1985), «Оптимальные методы и способы морской навигации» (В. А. Михальский, 1991), «Применение ЭКВМ для обработки навигационной информации при определении места корабля» (А. В. Галичский, Г. Г. Фадеев, Н.М. Груздев, 1987), «Применение ЭКВМ для расчета маневра корабля и соединения кораблей» (В. П. Илларионов, 1988), «Оценка точности морского судовождения» (Н.М. Груздев, 1989), «Микрокалькулятор в кораблевождении» (Н. М. Груздев, В. П. Илларионов, Р. А. Скубко, 1993), «Кораблевождение при ведении боевых действий надводными кораблями» (А. В. Галичский, 1996), «Задачник по кораблевождению» (под редакцией В. А. Рябоконя), «Пособие по решению и составлению ситуационных задач морской астронавигации» (С. Ю. Зиновьев, 1999), «Методика ведения и обработки графиков выходных навигационных параметров на навигационных комплексах» (В. Г. Жаворонок, 1999), «Кораблевождение, НГО и ГМО при ведении боевых действий надводными кораблями» (А. В. Галичский, 2000), «Кораблевождение при ведении боевых действий подводными лодками» (В. И. Каргин, 2000), «Гироскопические системы курсоуказания» (В. Г. Жаворонок, 2000). В 1999 г. под руководством А. В. Галичского и А. Г. Кушнарева преподавателями кафедры Кораблевождения и кафедры Управления кораблем был разработан и издан тематический научный сборник «Проблемы совершенствования кораблевождения на современном этапе развития ВМФ». В нем были рассмотрены новые способы выработки навигационных данных и навигационно-гидрографического обеспечения боевых действий, решения задач маневрирования и подготовки предложений по боевому управлению кораблем и тактической группой кораблей в современном морском бою, выполнен анализ путей совершенствования подготовки офицеров по боевому использованию морских средств навигации и предупреждению навигационной аварийности. Кроме этого в сборник были включены наиболее актуальные статьи профессорско-преподавательского состава Штурманского офицерского класса — Н. Н. Матусевича, Н. А. Сакеллари, Б. И. Кудревича, П. П. Глазкова, изданные в 20—40-х гг... Многосторонность этих и некоторых других задач потребовали для их решения использования корабельных специализированных боевых информационно-управляющих систем и других средств автоматизации, позволяющих многократно повысить оперативность решения задач кораблевождения и обоснованность выбора оптимального варианта действий в современном высокодинамичном морском бою. Это, в свою очередь, вызвало необходимость теоретического обоснования соответствующих способов решения задач кораблевождения, в том числе дальнейшего развития дисциплины «Кораблевождение при ведении боевых действий». Эта задача в 80—90-е гг. решалась коллективами инженеров и ученых научно-исследовательских институтов ВМФ и научно-производственных объединений. Активное участие в ней приняли педагоги и ученые военно-морских учебных заведений, в том числе и преподаватели кафедр Кораблевождения ВСОК ВМФ, ВМорА, ВВМКУ им. М. В. Фрунзе, ВВМУПП им. Ленинского комсомола и ТОВВМУ им. С. О. Макарова: Н. М. Груздев, Д. Э. Эрдман, М. И. Скворцов, В. М. Спригуль, В. П. Илларионов, А. В. Галичский, Л. А. Нахатович, Ю. С. Кудин, В. В. Касьянов, В. М. Анфимов, В. И. Чернов, А. В. Ванин, В. И. Каргин... В 1992—2000 гг. В. И. Каргин исследовал и обосновал методы решения задач кораблевождения в Арктическом бассейне и оценки деятельности штурманской службы при применении оружия, способы маневрирования подводных лодок при ведении разведывательных действий, поиске и слежении, формировании групп, завес и группировок.
75 лет кафедре кораблевождения ВСОК ВМФ. - Морской сборник № 9, 2007 г.
|