А
-
Б
-
В
-
Г
-
Д
-
Е
-
Ж
-
З
-
И
-
К
-
Л
-
М
-
Н
-
О
-
П
-
Р
-
С
-
Т
-
У
-
Ф
-
Х
-
Ц
-
Ч
-
Ш
-
Щ
-
Э
-
Ю
-
Я
Волынский Виктор Леонидович
ЛНВМУ 1970 г.в.
Моряк от бога. Капитан 2 ранга В.Иванов. - Морской сборник № 9, 2002 г.
Интерьер кабинета начальника штаба тыла ЧФ чем-то напоминает одну из экспозиций флотского музея, посвященную выходу Черноморского флота в Среди земное море и Мировой океан - макеты, фотографии и модели кораблей, имена большинства из которых мало знакомы молодому поколению моряков. Его хозяин - капитан 1 ранга В.Волынский - охотно рассказывает о том, как экспонатами пополнялась его коллекция морских сувениров, насколько они ему дороги как память о более чем тридцатилетней флотской службе и многочисленных дальних походах. При этом успевает отвечать на телефонные звонки, утверждать документы и принимать доклады своих подчиненных. О добродушии, простоте и необыкновенном остроумии Виктора Леонидовича на флоте ходят легенды. Впрочем, и об уникальным опыте службы и высоком профессионализме капитана 1 ранга В.Волынского черноморцам известно не меньше, чем о его исключительных человеческих качествах. О таких, какой, говорят "моряк от Бога". Сам Виктор Леонидович никогда не сомневался в выборе жизненного пути. Для него было свято пойти по стопам отца, который служил в свое время инженером-энергетиком в Финляндии, Таллинне, Феодосии и Балаклаве. Потому Волынский-младший, почувствовав с детства соленый вкус флотской романтики, уже после пятого класса мечтал поступить в Ленинградское Нахимовское военно-морское училище. Он достиг поставленной цели. Правда, на вступительном экзамене по иностранному языку чуть было не произошел казус. Дело в том, что Виктор учил в школе французский, а отвечать пришлось преподавателю английского. После длительного "собеседования" офицер и абитуриент в конце концов нашли общий язык, и это была первая победа юноши. Остальные экзамены Волынский сдал без проблем. В училище севастопольский паренек привлекал к себе внимание не только способностями полиглота. Физически крепкому и выносливому курсанту доверили нести знамя Нахимовского ВМУ на параде в честь Дня Победы в Москве. Он до сих пор гордится тем, что за все годы учебы ему посчастливилось пять раз пройти в парадной "коробке" по брусчатке Красной площади: вначале нахимовцем, затем курсантом Черноморского ВВМУ имени П.С.Нахимова. В нем он прошел все возможные для курсанта командирские ступени. Науку корабельной службы стремился постичь глубоко и прочно. Теорию проверял и укреплял практикой на больших ракетных кораблях "Бедовом", "Неуловимом", ВПК "Красный Кавказ", крейсерах "Грозный" и "Жданов". В дальнейшем, кстати, сложилось так, что почти на всех из них и продолжилась офицерская служба Виктора Леонидовича. Сначала был "Бедовый", где за шесть лет службы Волынский прошел путь от командира ракетной батареи до командира корабля, участвовал в своей, пожалуй, самой продолжительной боевой службе в Средиземном море, отслеживая американские авианосцы, затем в Южной Атлантике и у знойных берегов Африки. Возвращаясь в родную базу, Виктор получил самое выстраданное и потому особенно долгожданное для любого офицера воинское звание - старший лейтенант. Причем получил его не совсем так, как обычно. Однажды в Средиземке с крейсера "Дзержинский" на БРК "Бедовый" перешел командующий Черноморским флотом адмирал Н.Ховрин. Докладывая ему обстановку, командир корабля упомянул и о том, что у ряда молодых офицеров в период длительного плавания истек срок присвоения очередного воинского звания, а представления на них заранее не готовили. Буквально через час, когда лейтенант Волынский поднялся на ходовой мостик и спросил у находившегося там адмирала разрешения заступить на вахту, то услышал: "Заступайте, товарищ старший лейтенант!" И тут же получил из рук командующего флотом новые погоны. С тех пор прибавление в звездах "на переходе морем" стало для Виктора Леонидовича своеобразной традицией. Капитан-лейтенантом Волынский стал спустя три года - и тоже в ходе боевой службы. К званию капитан 2 ранга был представлен досрочно, командуя экипажем "Неуловимого", а погоны получил уже в качестве старпома командира крейсера "Жданов", находясь в Черном море. Свое нынешнее звание Виктор Волынский получил после окончания Военно-морской академии имени Н.Г.Кузнецова, когда в должности начальника-штаба бригады ракетных кораблей вышел в море для отработки учебно-боевых задач на БПК "Очаков". Исключением из "правил" было только получение звания капитана 3 ранга, которое ему присвоили во время учебы на Высших специальных офицерских классах. Виктор Леонидович считает, что ему очень повезло, ибо основная часть его офицерской карьеры пришлась на пик развития советского ВМФ. Более 20 раз Волынскому приходилось выполнять задачи боевой службы, 15 из них - в качестве командира корабля или старшего на борту. Следили за авианосными ударными группировками тогда еще "вероятного противника". Ходили с визитами почти во всё страны южной части Мирового океана. Бросали якоря во всех штатных и малоизвестных точках, швартовались в незнакомых портах, заправлялись в разных погодных и технических условиях: на ходу, на якоре, под одной машиной, под одним котлом. Порой три танкера одновременно обеспечивали топливом и водой по три корабля. Капитан 1 ранга В.Волынский откровенно гордится тем, что ни разу не создавал предпосылок к навигационным авариям и происшествиям. Комбриги, вспоминает он, водили тогда сввои корабли строями, ордерами, управляли сразу двумя полноценными КПУГами. Когда он командовал БРК "Неуловимый", при авральной подготовке к выходу в море приходилось за день по нескольку раз швартоваться к разным причалам, в любое время суток и при любой погоде, будь то заправка топливом, погрузка продовольствия или боезапаса. А на учениях ракет, торпед, глубинных бомб и снарядов выпускали столько, сколько этого требовали условия. Начальником штаба бригады В.Волынский ходил практически на всех кораблях соединения. К примеру, в Средиземное море шел на ПКР "Ленинград" и СКР "Разительный", а возвращался на СКР "Ладный" и "Пытливый". Часто с корабля на корабль приходилось пересаживаться в штормовых условиях, при помощи грузовых кранов. Заметим, что никто из эскадры на подобные рискованные перемещения не решался. Во всех дальних походах в качестве старшего на борту капитан 1 ранга В. Волынский делил ответственность за безопасность плавания с командирами кораблей, если требовала обстановка - советовал, подсказывал. И всегда считал и считает, что у командира своя мера ответственности и брать управление кораблем на себя нужно в крайних, исключительных случаях, когда явно видишь, что действия командира могут привести к ЧП. Дело старшего на борту - находиться рядом с командиром корабли, просчитывать в голове совершаемый маневр и прогнозировать дальнейшее развитие событий, быть в постоянной готовности к немедленному вмешательству и ... переживать. По результатам всевозможных проверок и инспекций, Которых на его долю пришлось немило, В.Волынскому обязательно делали замечание, что мало издает приказов о наказании подчиненных. Но у Виктора Леонидовича на этот счет свое мнение: он придерживается принципа, что основным методом воспитания является убеждение, а не наказание. Поскольку сегодня любое дисциплинарное взыскание неизбежно влечет за собой и наказание рублем, от которого, в первую очередь, страдают семьи, в приказы Волынского попадают лишь явные виновники снижения боеготовности или причинения серьезного материального ущерба. - Отчитывать на повышенных тонах подчиненных, конечно, случалось, не без этого,- признается капитан 1 ранга В.Волынский, - но только в кабинете или в каюте. На ходовом мостике - никогда. В любой нештатной ситуации: не вышла ракета из шахты, застряла бомба, остался в канале ствола снаряд - действуй спокойно, согласно существующим инструкциям. Почему так получилось - разберешься потом. А суета и нервотрепка в такие ответственные моменты никогда к хорошему не приведут. Экипаж очень тонко чувствует настрой и уверенность командира. Подашь плохой пример - жди беды и вини после этого только себя. А еще капитан 1 ранга В.Волынский убежден, что командир должен обладать твердым волевым характером и в интересах службы и, особенно, безопасности людей уметь говорить "нет" даже старшим начальникам. В качестве примера он рассказал случай, произошедший с ним в иностранном порту. Корабль стоял на рейде и готовился к возвращению в базу, когда группа офицеров и мичманов обратилась к Волынскому, как к старшему похода, с просьбой сойти на берег для "отоваривания" оставшейся на руках местной валюты. Уговаривали так убедительно, что пришлось поступиться собственными правилами и отпустить. Но когда люди возвращались, погода вдруг резко испортилась, ветер поднял волну, и барказам с командой моряков никак не удавалось подойти к борту. Возникла реальная угроза жизни 40 человек. Как корил себя в эти минуты Волынский! За мягкотелость, за то, что позволил "развести центробалт" и подверг опасности сослуживцев. Хорошо, что все закончилось благополучно. Швартовая команда сработала на славу и все горе-ходоки были подняты на борт изрядно намокшими, но целыми и невредимыми, Никого из них не упрекнул Волынский, а себя нещадно "выпорол" на всю катушку. И зарубку в памяти сделал на всю оставшуюся жизнь. Предпочитающий крылья ходового мостика просторному служебному кабинету и нехитрый быт корабельных кают - домашнему уюту, капитан 1 ранга В.Волынский отнюдь не стыдится "паркетности" нынешней своей должности. Вспомогательный флот ЧФ по праву считается самым плавающим и по регулярности выходов в море, и по тоннажу "единичек", и по количеству вымпелов. Однако объем решаемых штабом задач требует его деятельности не только в море. Как орган управления тылом, штаб отвечает за все виды готовности своих служб, принимает стекающуюся информацию, организует ритмичное взаимодействие многочисленных тыловых структур, отрабатывает документы и доводит до низовых звеньев решения заместителя командующего флоту по тылу. Останься Виктор Леонидович в своей прежней должности командира бригады вспомогательных судов - без особого труда управлял бы отлаженной им же самим системой, опираясь на проверенных в походах людей. Но собственная карьера для Виктора Леонидовича вторична, главное заключается в возможности испытать себя на новом поприще, принять вызов судьбы, делать свое дело так, чтобы не пришлось краснеть за вверенный участок работы. О том, что Волынскому удается работать именно так, говорят итоги недавней проверки Черноморского флота комиссией под руководством начальника Тыла ВС РФ - заместителя Министра обороны РФ по Тылу генерала армии В.Исакова. Была проведена полная проверка наличия материальных средств на всех без исключения складах флота. По всем показателям на Черноморском флоте, по словам В.Исакова, положение дел лучше, чем на других флотах и в этом есть немалая заслуга начальника штаба тыла ЧФ капитана 1 ранга В.Волынского.