Андрей Владимирович Сунтеев является одним из лучших и опытнейших автомобильных дизайнеров России. Из числа его работ можно отметить такие известные и нашумевшие в свое время проекты, выполненные в рамках дизайн-центра «Стиль» (ныне КБ Дмитрия Парфенова), как Лаура-2 (1992 г.) и Лаура-3 (1994 г.), бронеавтомобили «Ладога» (1994 г.) и «Охта» (1996 г.), внедорожник «Канонир» (1998 г.), бронеавтомобиль «Комбат» (1998 г.) и другие. Последняя его работа (разработка дизайна автобуса «НефАЗ-Турист») на Московском автосалоне 2003 г. была отмечена дипломом Союза дизайнеров «Лучшее в дизайне» в номинации «Функция и Форма».
Удивительно то, что спортивный антураж знаменитого «японца» совсем не чужд стилистики тольяттинского ВАЗ-2110. Ярким примером тому служит автомобиль, построенный питерской фирмой ASV Tuning Centre. История ASV берет свое начало где-то в конце 1999 г. Тогда Андрей Сунтеев и Александр Волков решили сделать совместный тюнинговый проект. Первой работой ASV стала «восьмерка». Заказ поступил от спортсменов-гонщиков. Удалось сделать несколько машин, и далее было принято решение переключиться на новое, 10-е семейство автомобилей ВАЗ. Первая десятка делалась более 7 месяцев. Надо сказать, что мне довелось все это время лично присутствовать при этом воистину творческом процессе и видеть всю сложность поставленной задачи. Но речь даже не об изведенных килограммах дорого-стоящей автомобильной шпаклевки, рулонах шкурки и неоднократно сорванных мозолях. Дело в том, что «десятка», по утверждению многих дизайнеров, при всех своих неплохих аэродинамических показателях имеет довольно сложные формы и линии кузова. «Этому обмылку слишком сложно придать законченный образ». И действительно, создание грамотно выверенного обвеса на «Жигули» 10-го семейства сродни работе ювелира. Чуть сильнее нажать, повернуть не под тем углом – и камень уже не засверкает так, как может и должен. Были разработаны комплекты для всего 10-го семейства (в том числе 12-й и 11-й моделей). Правда, к тому времени обвес перенес некоторые незначительные стилистические изменения. Готовый, законченный комплект был впервые показан на выставке 2001 г. «Авто+Автомеханика» в Ленэкспо (Санкт-Петербург). Тогда его назвали ASV EVO-1. Слово Evolution, угадываемое в названии, напрямую указывало на стилистику машины.
Собственно, и не секрет, что первый «десяточный» обвес был навеян образом Mitsubishi Lancer Evolution VI T.M.E.. Хищный передний бампер с огромными глазницами дополнительных прожекторов. Большое двухэтажное антикрыло на крышке багажника с изменяемым углом атаки, внушительные расширители колесных арок. Автомобиль получился брутальным и агрессивным. Настоящий спортивный седан. При этом удалось сохранить основные линии дизайна кузова и гармоничности внешнего облика автомобиля. Образ получился цельным, естественным и гармоничным. Однако агрессивный стиль при всей своей привлекательности и яркости имеет один существенный минус: число потенциальных клиентов, желающих придать своему автомобилю спортивный облик, довольно ограничено. Такая внешность должна подразумевать однозначно спортивный и даже гоночный нрав машины, а это, как правило, вопрос очень больших денег. Понимая это, Андрей Сунтеев уже тогда задумывал и прорисовывал эскизы нового, более спокойного аэрокита. И вот в прошлом году появился обвес, являющийся своеобразной эволюцией предыдущей Evolution (да простят меня за каламбур). Создавался он уже в более короткие сроки. От своего предка новому комплекту достались родовая брутальность и спортивность. Однако эта агрессия уже не столь очевидна и вызывающа. Новый обвес более изящен и тонок.
... Что касается художественных решений, думаю, читатели согласятся: дизайнерам А. Костевичу и А. Сунтееву удалось создать оригинальный, запоминающийся образ, современный и комфортабельный интерьер. Форма кузова достаточно проста, но в то же время далека от примитивной «ящикоподобной», а ломаная поясная линия и вторящие ей складки на капоте и крыльях позволили избежать статичности. Капот интегрального (заодно с крыльями) типа обеспечивает удобный доступ к моторному отсеку, Защитная решетка из труб служит одновременно декоративной, подчеркивая утилитарное назначение машины...
ЗА РУЛЕМ 7/90
От редакции. Проект «ЛуАЗ-прото стал последней работой ленинградской лаборатории НАМИ. В результате реорганизации большая часть ее коллектива вошла в состав хозрасчетного центра технического конструирования «Стиль», которому содействуют ленинградские организации ВОИР и Союза дизайнеров. НАМИ, передав центру оборудование бывшей лаборатории, взял на себя роль спонсора и консультанта автомобильных проектов, Уже начата работа над дизайн-проектом кабины для перспективного грузовика КамАЗ, поступают другие предложения. К тому же центр, как до этого лаборатория, будет объединять многочисленных самодеятельных конструкторов, из рядов которых пять лет назад вышли Дмитрий Парфенов и Геннадий Хаинов.
Трансформация лаборатории прошла, однако, не без потерь. Ушел Андрей Сунтеев, один из авторов «ЛуАЗ-прото», настаивали на полной самостоятельности Геннадий Хаинов и трое его единомышленников. Теперь как будто все утряслось, каждый нашел свое место. К сожалению, этого не скажешь о построенном в Ленинграде джипе: будет ли он выпускаться, когда, где — точного ответа на эти вопросы мы не услышали. А ведь отрасль, сдается, не настолько богата интересными идеями, чтобы одну за другой отправлять их на полку.