Морякам-гаджиевцам приходится проделывать не только уникальные переходы и сложные боевые упражнения. Впервые в истории 7 июля 1998 года в 7 часов 15 минут по московскому времени из подводного положения ракетным подводным крейсером Северного флота проекта 667БДРМ «Новомосковск», где командир – капитан 2 ранга Моисеев А.А. был произведен запуск ракеты-носителя с микроспутником научного назначения «Tubsat - N» в качестве полезной нагрузки. Спутник выведен на орбиту с параметрами: в апогее - 411 км, в перигее - 829 км. Наклонение плоскости орбиты - 78,8 градуса. Микроспутник «Tubsat - N» массой 10 килограмм был разработан Берлинским техническим университетом и предназначен для обеспечения мобильной связи, исследования магнитных полей Земли и подсчета численности северных животных через систему GPS. Главными участниками проекта с российской стороны стали Государственный ракетный центр «КБ имени В.П. Макеева», коллективу которого специальным постановлением Правительства России разрешено в целях поддержания научной и производственной базы заниматься организацией и проведением коммерческих запусков спутников, Российское космическое агентство, Министерство экономики и Военно-Морской флот. Одной из задач пуска стало решение вопроса безопасности эксплуатации и продления гарантийных сроков службы баллистических ракет «РСМ-54» на флоте. Для моряков-гаджиевцев это уже не первый запуск коммерческого спутника. В 1995 году ракетный подводный крейсер объединения под командованием капитана 1 ранга Баженова В.Н. произвел запуск баллистической ракеты по наземному полигону в районе полуострова Камчатки. За 20 минут на расстояние почти 9000 километров были доставлены 1260 конвертов с символикой эксперимента «Elrabeck», осуществленного в рамках российско-германского проекта «ТКМ – Волна». Помимо доставки почты, был выполнен ряд других экспериментов. Поэтому в профессиональном плане предстоящая работа у подводников объединения вопросов не вызывала. ... То, что запуск спутника с борта российской субмарины преследует, кроме научных, еще и чисто коммерческие цели, от экипажа никто не скрывал. Специалисты из Государственного ракетного центра «КБ имени В.П. Макеева» говорили «новомосковцам» откровенно, что, мол, если сейчас сорвется, то все: можно считать, что ГРЦ пришел конец – финансирования не будет. А если получится успешно сработать с иностранными партнерами, то на полученные от них деньги появится возможность не только выжить Центру самому, но и дальше двигать отечественную ракетостроительную науку. Кроме того, решалась судьба Государственного ракетного Центра и всей отрасли науки в целом. Сотрудники ГРЦ, приехавшие на «Новомосковск» во главе с заместителем генерального конструктора Ролиным Л.Н. привезли на корабль рекламные проспекты ГРЦ, рассказали подводникам, чем живет сегодня Центр, поделились новыми планами передовых разработок. Так, например, на очереди – воплощение проекта применения ракетного комплекса «РСМ-54», с надводного корабля и военно-транспортного самолета. Подводники никого – ни родное объединение, ни Государственный ракетный центр, ни, в конечном итоге Россию перед лицом зарубежных партнеров – подводить не собирались. В течение месяца экипаж отрабатывал в базе элементы предстоящей задачи, готовил к стрельбе ракетный комплекс. В бортовую аппаратуру пришлось ввести новое полетное задание, во многом отличное от штатного режима, установить новые блоки аппаратуры. Разница состояла в том, что спутник предстояло выводить в пиковую точку орбиты, пока двигателям носителя хватит горючего. Когда стояли под загрузкой изделия со спутником в головной части, на действующем макете ракеты трижды выполняли алгоритм боевого режима, и каждый раз техника работала безотказно. К моменту выполнения стрельбы все элементы задачи были отработаны в мельчайших деталях до автоматизма. Выход из строя материальной части, срыв запуска по вине экипажа – были попросту исключены. Требования по месту старта в «стартовом коридоре» были очень жесткие. Атомоходу назначили точку, с выходом в которую экипаж «Новомосковска» должен был начать предстартовую подготовку. На запуск работал весь экипаж. Командир БЧ-1 капитан 3 ранга Кузнецов С.В. выдал место атомохода с невязкой всего лишь в несколько метров. Связисты капитана 3 ранга Соколова В.Л. своевременно приняли сигналы боевого управления с КП Северного флота: вначале на разблокировку комплекса, а затем – на запуск ракеты. Тяжкий груз ответственности выпал на долю командира электромеханической боевой части капитана 2 ранга Гуцала А.В. и его подчиненных. Ведь если скорость субмарины окажется больше положенной, то ракету попросту завалит под водой, и на поверхность она не выйдет. А для обеспечения многочисленных электронных комплексов и систем электропитанием и охлаждением требуется безотказная работа главной энергетической установки, вырабатывающей пар спецификационных параметров, электропитание с жесткими нормативами по частоте и напряжению и охлажденную воду заданной температуры. Механики сработали четко и по части скорости хода РПКСН, по его дифференту и по части отсутствия каких-либо нештатных ситуаций проблем не возникало. Командир БЧ-2 капитан 3 ранга Омельченко В.А. вместе с многоопытным флагманским ракетчиком соединения капитаном 2 ранга Бочковым В.В. были уверены, что ни ракетная матчасть, ни люди не подведут. Огромный объем работы проделали еще на берегу. Командир дивизиона капитан 3 ранга Безберда А.С., к примеру. Качественно и в срок подготовил счастливую шахту личный состав под руководством командира группы старта капитана-лейтенанта Захарова С.В.. В БЧ-2 это самая тяжелая, так сказать, «грязная» работа. Командир вычислительной группы лейтенант Огнев Э.В. вместе с представителями промышленности тщательно проверил корабельный вычислительный комплекс и произвел необходимую доработку. Когда по радио передали, что все в порядке: «Tubsat - N» в околоземном пространстве, подает радиосигналы, – в прочный корпус подводного ракетоносца пришли неподдельные облегчение и радость. Радовались все. И гаджиевцы, и макеевцы. Лев Николаевич Ролин, его коллеги от души благодарили экипаж. Даже шутили: мол, все, парни, конечно, условно, но принимаем вас в отряд космонавтов. Можете на рубке атомохода спутник изобразить. Отличившимся морякам, вручили Памятные знаки, Почетные грамоты. Моряки были рады и горды, что именно их экипажу выпала честь первыми открыть уникальную трассу, соединивших два мира – подводный и космический...